Rambler's Top100 Тяжелый подводный крейсер ТК-208,"Дмитрий Донской". Проект 941, 941У, 941УМ

К-208, ТК-208, "Дмитрий Донской"
проект 941, 941У, 941УМ
508-й экипаж, 90-й экипаж




фотография:


Тяжелый подводный крейсер Дмитрий Донской





историческая справка:


1976 год 16 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ как крейсерская АПЛ К-208;

1976 год 30 июня
Заложена в цехе № 55 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как головная лодка проекта 941;

1976 год 12 августа - 10 октября
Сформирован 1-й экипаж;

1976 год октябрь - 1980 год январь
Обучение 1-го экипажа в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу ТРПКСН. Переименована в ТК-208;

1977 год
Сформирован 2-й экипаж;

1978 год - 1980 год
Сформирован 508-й технический экипаж для проведения ППО, ППР и межпоходовых ремонтов ТРПКСН ТК-208;

1980 год 27 сентября
Спущен на воду (выведен из дока). 1-й, 2-й экипаж и 508-й ТЭПЛ временно подчинены командованию 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1980 год октябрь - 1981 год июнь
Выполнил программу швартовых испытаний;

1981 год 19 мая
ТРПКСН посетил ГК ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г.;

1981 год июнь - август
Проведены заводские ходовые испытания;

1981 год ноябрь - декабрь
Проведены государственные испытания. 27.12.1981 произведен первый успешный пуск БРПЛ Р-39. До октября 1982 года было выполнено 18 успешных пусков Р-39;

1981 год 29 декабря
Подписан приемный акт, вступил в строй, первый командир - кап.1р. Ольховиков А.В., председатель государственной комиссии - ГК ВМФ адмирал флота Чернавин В.Н., ответственный сдатчик - Белопольский А.С., сдаточный механик - Павлюк Г.Д.;

1982 год 9 февраля
Включен в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ (с 01.09.2002 - 12-я ЭскПЛ) КСФ с базированием на губу Нерпичья. Фактически, корабль не был готов к боевой эксплуатации и еще некоторое время находился у достроечной стенки, а на нем производились наладочные работы. Такое решение было продиктовано напряженной внешнеполитической обстановкой. На время нахождения на СМП в г.Северодвинск корабля все экипажи (1-й, 2-й и 508-й ТЭПЛ) подчинялись 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1982 год 9 ноября
С 1-м экипажем на борту введен в 1-ю линию;

1982 год 14 декабря
Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1982 год 21 декабря
Прибыл к постоянному месту базирования в губу Нерпичья (Западная Лица);

1982 год 22 декабря - 1984 год 6 июля
На основании решения ГК ВМФ проводилась усиленная эксплуатация крейсера;

1982 год декабрь - 1983 год январь
Выполнил задачи автономной БС с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Ольховиков А.В., старший - КД к.-а. Пивнев Ю.В.). Во время прохода производился пробный пролом льд корпусом ТРПКСН. Во время первого из пяти всплытий, на ракетную палубу было поднято 1200 тонн льда;

1983 год февраль - август
Прошел межпоходовый ремонт на СМП (г.Северодвинск) и испытания в Белом море. 21.03.1983 был посещен Министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Устиновым Д.Ф.;

1983 год 12 апреля
Со 2-м экипажем на борту введен в 1-ю линию;

1983 год июль
Принят 1-м экипажем;

1983 год июль - август
В полигонах Белого моря отрабатывалась геометрия навигационного комплекса;

1983 год сентябрь
Подготовка к высокоширотному походу (отработка методики всплытия во льдах) и работы по подготовке РК к вводу в боеввую готовность;

1983 год 7 - 24 октября
Выполнил задачи высокоширотного похода с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Ольховиков А.В., старший - КФл в.-а. Чернов Е.Д.). Находился подо льдом 10 суток. Поход обеспечивала АПЛ К-316 проекта 705;

1983 год 2 декабря
Введен в состав сил постоянной готовности. Перешел в пункт постоянного базирования;

1983 год - 1984 год
Опытная эксплуатация ракетного комплекса Д-19;

1983 год 25 декабря - 1984 год 29 апреля
С 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Ольховиков А.В.) впервые в истории подводного флота выполнил 121-суточный дальний поход без всплытия. Подо льдом Баренцева и Карского морей находился 90 суток. За мужество и героизм 137 подводников были награждены государственными наградами, а командир ТРПКСН удостоен звания Героя Советского Союза;

1984 год 24 июня
Со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р Репин Ю.М.) успешно выполнил ракетную стрельбу одной БРПЛ Р-39;

1984 год
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Репин Ю.М.);

1984 год
1-й экипаж (командир - кап.1р. Ольховиков А.В.) на ТРПКСН получил звание "Отличный корабль";

1984 год
508-й ТЭПЛ нес службу по обслуживниб ТРПКСН ТК-208 и ТК-202;

1985 год
Выполнил задачи автономной БС со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Репин Ю.М., старший - КД кап.1р. Долотов А.И.);

1985 год июнь - июльь
2-й экипаж (командир - кап.1р. Репин Ю.М.) выполнил задачи БД в базе;

1985 год 12 сентября
С 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р Иванов В.В.) успешно выполнил ракетную стрельбу одной БРПЛ Р-39;

1985 год
1-й экипаж под командованием кап.1р. Иванова В.В. выступил инициатором соревнования в Вооруженных Силах СССР. 1-й экипаж получил звание "Отличный корабль";

1986 год 17 апреля
В результате неправильных действий дежурно-вахтенной службы 2-го экипажа (командир - кап.1р. Кузьмин А.В.) произошло возгорание 32 селеновых выпрямителей в восьми станциях АПП (автоматических пускателей-переключателей);

1985 год
508-й ТЭПЛ нес службу по обслуживниб ТРПКСН ТК-208 и ТК-12;

1986 год июнь
Прошел межпоходовый ремонт силами экипажа, БСРК и СПТБ;

1986 год 4 июня - 2 сентября
Со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Кузьмин А.В.) выполнил задачи БС. После возвращения в базу перешел в г.Северодвинск;

1986 год 17 сентября
Со 2-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Кузьмин А.В., старший - ЗКД кап.1р. Петров В.В.) успешно выполнил ракетную стрельбу одной БРПЛ Р-39 из акватории Белого моря;

1986 год 24 ноябрь - 1987 год 6 января
Выполнил задачи автономной боевой службы с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Плотников В.И.);

1986 год 3 декабря
Занесен на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в ЦВММ;

1987 год 18 января
Занесен на Доску Почета передовых частей и кораблей МО СССР;

1987 год
Комсомольская организация 1-го экипажа награждена переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ "Лучшему кораблю ВМФ";

1988 год апрель - май
Выполнил задачи автономой боевой службы с 1-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Плотников В.И.);

1988 год
Впервые в мире осуществил покладку на грунт на 3,5 суток. Находилась в готовности к нанесению ракетно-ядерного удара;

1988 год 10 августа
Выведен в резерв 1-й категории, в связи с убытием в ремонт;

1988 год 20 сентября
Принят на ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск в средний ремонт с модернизацией по проекту 941У под перспективный ракетный комплекс "Барк" (РСМ-52В, по западной классификации SS-N-28), который на тот момент еще не был разработан (работы по разработке прекращены в 1998 году). Содержание корабля обесречивал 2-й экипаж. Временно подчинен 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1988 год - 1989 год
508-й ТЭПЛ в связи с убытием ТРПКСН ТК-208 в г.Северодвинск был привлечен к обслуживанию ТПРКСН ТК-20;

1989 год 20 января
Переведен в резерв 2-й категории в связи с началом ремонта и переоборудования;

1989 год август - октябрь
2-й экипаж (командир - кап.2р. Домнин В.И.) на ТАПКСН проекта 941 (возможно ТРПКСН ТК-20) впервые отработал новый тактический прием "Покладка подводного крейсера на грунт с имитацией стрельбы полным боекомплектом";

1989 год
2-й экипаж переформирован в 90-й технический экипаж на период ремонта и модернизации ТРПКСН ТК-208 с подчинением 339-й БрСРПЛ БелВМБ. 508-й ТЭПЛ ТРПКСН ТК-208 переведен на обслуживание ТРПКСН ТК-20;

1990 год сентябрь
Экипаж (командир - кап.1р. Абрамов И.В.) на ТРПКСН ТК-20 успешно выполнил новый тактический прием "Нанесение ракетного удара с грунта";

1990 год
По итогам года экипаж (командир - кап.1р. Абрамов И.В.) занял 1-е место среди экипажей ракетных АПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1991 год
Сворачивание работ по модернизации по проекту 941У и приостановка ремонта из-за проблем с финансированием;

1991 год
Экипаж (командир - кап.1р. Абрамов И.В., старший - НШ кап.1р. Плотников) выполнил задачи автономной БС на ТРПКСН ТК-20;

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу ТАПКСН;

1992 год август - сентябрь
Экипаж (командир - кап.1р. Федоренко И.В.) выполнил задачи БД в базе на ТАПКСН ТК-20;

1992 год 12 октября
Экипаж (командир - кап.1р. Федоренко И.В.) на ТАПКСН ТК-20 выполнил ракетную стрельбу с пуском 3-х БРПЛ (оценка- "отлично");

1992 год
Экипаж (командир - кап.1р. Федоренко И.В., старший - НШ кап.1р. Плотников) выполнил задачи автономной БС на ТАПКСН ТК-20;

1995 год
Экипаж ТК-208 (командир - кап.1р. Якимов Ю.М., старший - КД к-а Домнин) выполнил задачи последней автономной БС для проекта 941 на ТАПКСН ТК-20;

1995 год
Экипаж ТК-208 (командир - кап.1р. Якимов Ю.М.) на ТАПКСН ТК-13 выполнил ракетную стрельбу 3-мя БРПЛ;

1995 год
По итогам года экипаж ТК-208 (командир - кап.1р. Якимов Ю.М.) объявлен лучшим на СФ по ракетной подготовке;

1996 год
Возобновление ремонтных работ и работ по модернизации, позже уже по проекту 941УМ под перспективный ракетный комплекс "Булава-М" (по западной классификации SS-NX-30);

1996 год сентябрь
Подписан договор об установлении шефских связей между экипажем и Министерством РФ по атомной энергии;

1996 год 22 декабря
Подписан договор о шевстве междк экипажем ТК-208 и Министерством РФ по атомной энергии;

1999 год
Окончание ремонта. Ввод в строй отложен из-за задержки разработки и внедрения нового ракетного комплекса;

1999 год 17 ноября
Экипаж ТК-208 (командир - кап.1р. Шняк С.А.) на ТАПКСН ТК-12 выполнил ракетную стрельбу 2-мя БРПЛ;

2000 год сентябрь - октябрь
Экипаж ТК-208 (командир - кап.1р. Шняк С.А.) выполнил задачи БД в базе на ТАПКСН ТК-20;

2000 год 7 октября
Присвоено почетное наименование "Дмитрий Донской". По инициативе Российского военно-исторического центра при правительстве Российской Федерации, Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника "Куликово поле", администрации Тульской области было сделано обращение к командованию ВМФ с ходатайством о присвоении имени Великого князя Московского Дмитрия Донского кораблю российского флота;

2002 год 26 июня
Выведен из цеха № 55 ФГУП "ПО "Севмаш". На торжественной церемонии присутствовал МО РФ Иванов С.И.;

2002 год 30 июня
Начало программы швартовых испытаний;

2002 год 26 июля
Начата опытная эксплуатация с целью отработки и испытаний комплекса "Булава-М" с базированием на г.Северодвинск;

2002 год - 2003 год
Проведены швартовые и заводские ходовые испытания;

2003 год
Обучение экипажа в 510-м УЦ ВМФ;

2003 год июнь
Проведена перезагрузка реакторов;

2003 год 11 декабря
В период проведения ходовых испытаний выполнил бросковые испытания БР комплекса «Булава-М» из надводного положения;

2004 год август - декабрь
Выполнена программа заводских ходовых испытаний;

2004 год 24 августа
Успешно завершена программа расширенные послеремонтных испытаний. В походе на борту ТАПКСН велась регулировка и наладка комплексов и систем корабля, в частности навигационного оборудования;

2004 год 23 сентября
Проведены успешные бросковые испытания ракетного комплекса "Булава-М" из подводного положения;

2004 год 13 ноября - 2 декабря
Выполнил выход на заводские ходовые испытания с целью проверки навигационного комплекса;

2004 год декабрь
Звершен средний ремонт и модернизация корабля. Подписан приемный акт. Председатель комиссии государственной приемки - контр-адм. Ильиных М.В. ТАПКСН оставлен для дальнейших испытаний в г.Северодвинск и временно подчинен командованию 339-й ОБрСПЛ БелВМБ;

2005 год 1 сентября
1-й экипаж ТАПКСН ТК-20 переформирован во 2-й экипаж ТАПКСН ТК-208. Переведен к месту постоянного базирования в губе Нерпичья (Западная Лица);

2005 год 27 сентября
В 17.22 из акватории Белого моря в подводном положении произведен первый пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М". Через 30 минут ее боеголовка долетела до Камчатки и поразила цель на полигоне Кура. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю., старший - КД к.а. Ильиных М.В.);

2005 год 21 декабря
Из акватории Белого моря в подводном положении произведен пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю., старший - КД кап.1р. Ткачев А.В.);

2005 год
1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю.) признан лучшим в 18-й ДиПЛ по итогам учебно-боевой деятельности;

2006 год июнь
Осуществил выход в море по плану испытаний;

2006 год 7 сентября
В 19.50 из акватории Белого моря был осуществлен испытательный запуск баллистической ракеты "Булава-М". Пролетев после старта несколько минут, ракета упала в море. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю., старший - КД кап.1р. Ткачев А.В.);

2006 год 25 октября
Из акватории Белого моря был осуществлен испытательный запуск баллистической ракеты "Булава-М". Ракета отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю., старший - КД кап.1р. Ткачев А.В.);

2006 год 24 (26?) декабря
Выполнен плановый пуск баллистической ракеты комплекса "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю., старший - КД к.а. Ткачев А.В.);

2006 год
1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю.) признан лучшим в 18-й ДиПЛ по итогам учебно-боевой деятельности;

2006 год
1-й экипаж (командир - кап.1р. Романов А.Ю.) признан лучшим в 11-й ЭскПЛ по итогам учебно-боевой деятельности и награжден кубком главы администации ЗАТО Заозерск "Лучшему кораблю";

2007 год 28 июня
Из акватории Белого моря в подводном положении произведен успешный пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. На борту 1-й экипаж (командир - кап.2р. Цыбин О.Г., старший - КД кап.1р. Ткачев А.В.);

2007 год 9 октября
ТАПКСН посетили Министр обороны Сердюков А.Э. и ГК ВМФ адмирал флота Высоцкий В.С.;

2007 год 10 ноября
Выполнен плановый пуск баллистической ракеты комплекса "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. Отказ двигателя первой ступени ракеты на первой минуте полета привёл к её самоликвидации. На борту 1-й экипаж (командир - кап.2р. Цыбин О.Г., старший - ЗКД кап.1р. Романов А.Ю.);

2007 год
1-й экипаж (командир - кап.2р. Цыбин О.Г.) признан лучшим в 18-й ДиПЛ по итогам учебно-боевой деятельности;

2008 год январь
На борту ТАПКСН открыта выставка музея-заповедника "Куликово поле" - "Во славу России";

2008 год август
Осуществил выход в море по плану испытаний;

2008 год 18 сентября
В 18.45 по московскому времени из акватории Белого моря в подводном положении произведен успешный пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. Пуск был успешным лишь частично. Ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения. На борту 1-й экипаж (командир - кап.2р. Цыбин О.Г., старший - КД кап.1р. Лиина В.Н.);

2008 год 28 ноября
Из акватории Белого моря в подводном положении произведен успешный пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. На борту 1-й экипаж (командир - кап.2р. Цыбин О.Г., старший - КД кап.1р. Лиина В.Н.);

2008 год 23 декабря
В 06.00 по московскому времени из акватории Белого моря произведен пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. Первая и вторая ступень ракеты отработали успешно, затем отклонение БРПЛ от заданной траектории привело к ее самоликвидации. На борту 1-й экипаж (командир - кап.2р. Цыбин О.Г., старший - КД кап.1р. Лиина В.Н.);

2009 год 15 июля
Из акватории Белого моря произведен пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М". Ракета самоликвидировалась после нештатного срабатывания первой ступени на 20 минуте полета. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Цыбин О.Г., старший - КБр кап.1р. Журавлев);

2009 год 1 декабря
Расформирован 2-й экипаж;

2009 год 9 декабря
Из акватории Белого моря произведен пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М" по полигону Кура на Камчатке. Первая и вторая ступень ракеты отработали успешно, затем отклонение БРПЛ от заданной траектории привело к ее самоликвидации. На борту 1-й экипаж (командир - кап.1р. Цыбин О.Г., старший - КБр кап.1р. Воложинский М.О.);

2010 год
Перечислен в состав 339-й БрПЛ БелВМБ с прежним местом базирования;

2010 год 7 октября
Из акватории Белого моря произведен пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М". Запуск проведен из подводного положения. Параметры траектории полета ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке;

2010 год 29 октября
Из акватории Белого моря в 05.10 произведен пуск морской межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты "Булава-М". Запуск проведен из подводного положения. Параметры траектории полета ракеты отработаны в штатном режиме, боевые блоки успешно прибыли на полигон Кура на Камчатке;

2011 год июнь
Осуществил выход в море по плану испытаний;

2011 год
Находился в боевом составе ВМФ РФ, использовался для испытательных целей. Базировался на г.Северодвинск;

2011 год 29 - 30 сентября
29.9 несколько российских СМИ написали о том, что подводные корабли проекта 941 будут списаны. Так «Известия» сообщили, что утилизация ТАПКСН проекта 941 связана с невозможностью их использования по прямому назначению в связи с ограничениями, предусмотренными международным договором СНВ-3. Однако уже 30.9 по данным СМИ Минестерство Обороны РФ дало опровержение этой информации. Так Lenta.ru сообщила, по словам неназванного источника в МО РФ, что все три ТАПКСН проекта 941 находятся в боевом строю ВМФ России. Как долго еще будут корабли этого класса стоять на вооружении российских ВМС, источник не уточнил. По словам источника, ТАПКСН "Дмитрий Донской" останется в составе ВМФ «еще достаточное количество времени» и будет резервным кораблем для испытания баллистических ракет "Булава". Что касается ТАПКСН "Северсталь" и "Архангельск", то они выведены в резерв, поскольку современная Россия не имеет технических возможностей производить ракеты Р-39, под которые разрабатывались лодки этого типа;

2013 год май
Принято решение о том, что ТАПКСН до 2017 года будет применяться по своему предназначению – в качестве подводной платформы для проведения испытаний ракетного оружия, как это было с МБР "Булава", а также внутрикорабельных систем, включая гидроакустические комплексы. Об использовании этого крейсера с 2017 года будет принято отдельное решение;

2014 год 9 июня
По сообщению "Центрального Военно-Морского Портала" со ссылкой на источник на Северном флоте, вышел на 10 дней в полигоны в Белом море;

2014 год 21 июля
Вернулся на базу после проведения государственных испытаний АРПКСН К-551 "Владимир Мономах" проекта 955;

2014 год 30 августа
Вместе с ПЛАРК К-560 "Северодвинск" проекта 885, МПК МПК-7 "Онега" проекта 1124М вышел в полигоны в Белом море;

2015 год 16 июля
По сообщению "Центрального Военно-Морского Портала" со ссылкой на источник на Северном флоте, вернулся из трехнедельного похода в Белом море;

2015 год 3 сентября
По сообщению "Центрального Военно-Морского Портала" со ссылкой на источник на Северном флоте, вышел на неделю в полигоны в Белом море;

2015 год сентябрь
В СМИ появилась информация о том, что ближе к новому году планируется переход крейсера из Северодвинска в п.Росляково для постановки в плавучий док на ремонт;

2017 год июль
Крейсер осуществил межфлотский переход в г.Кронштадт для участия в праздновании Дня ВМФ;

2017 год
Находился в боевом составе ВМФ РФ. Входил в состав 339-й БрПЛ БелВМБ. Базировался на г.Северодвинск.



командиры первого экипажа (ТАПКСН в составе ВМФ):


1. Ольховиков А.В. (30.11.1976-17.11.1985)
2. Иванов В.В. (17.11.1985–10.11.1986)
3. Плотников В.И. (10.11.1986–12.01.1989)
4. Абрамов И.В. (1989–1991)
5. Федоренко И.В. (22.06.1991–01.12.1992)
6. Турчин В.В. (01.12.1992–01.09.1994)
7. Якимов Ю.М. (1994–1997)
8. Шняк С.А. (1997–2001)
9. Романов А.Ю. (2001–2006)
10. Цыбин О.Г. (2006-2017-201?)


командиры второго экипажа (расформирован):


1. Паршиков В.М. (1977) снят с должности
2. Бабин Н.М. (1977-1984)
3. Репин Ю.М. (14.06.1984-12.12.1985)
4. Кузьмин А.В. (1985-1987)
5. Домнин В.И. (06.11.1987-26.09.1989)
6. Едыханов В.Г. (1989)
7. Серегин С.И. (2005-2009)


командиры 508-го технического экипажа (в/ч .....):


1. Киселев М.М. (1983-1989)
2. Лыбанев Г.Г. (1989-1992)


командиры 90-го технического экипажа (в/ч .....):


1. Едыханов В.Г. (1989-199?)



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Статья В. Лебедько "Наш подводный ракетный …".
5. Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г.", Якутск, 2001г.
6. Колдобский А.Б. "Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее и будущее" (статья из приложения "Физика" к газете "Первое сентября" NN1,5, 2001).
7. Александров Ю.И., Гусев А.Н, "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
8. Информация с сайта http://guns-club.narod.ru/ship.htm.
9. Информация с сайта http://shipbuilding.ru/rus/news/russian/2002/07/01/akula/
10. Информация с сайта http://www.redstar.ru/2002/06/27_06/1_01.html
11. Информация с сайтов информационных агентств.
12. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
13. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
14. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2017 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2002-2017 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»