Проект 657.
1.
Количество подводных лодок проекта: нет
2.
Изображение проекта:
? Нет данных.
3.
Состав проекта:
Не реализован
4. История проекта:
Придавая важное значение вопросу
создания малотоннажных глубоководных подводных лодок, обладающих высокой боевой
эффективностью в борьбе с ракетными АПЛ вероятного противника, ВПК поручила МСП
(приказ министерства от 22 февраля 1967 г.) на конкурсных началах выполнить в IV
квартале 1967 г. по оперативно-тактическому заданию (ОТЗ) МО СССР,
предэскизный проект подводной лодки (шифр темы — «Игла»).
По условиям конкурса следовало
разработать предэскизный проект малотоннажной (водоизмещение около 1000 т)
скоростной глубоководной подводной лодки. Согласно ОТЗ, утвержденному 6 марта
1967 г. главнокомандующим ВМФ, предусматривалось не только проектирование
подводной лодки, но и проработка комплекса мероприятий системы «Игла»,
включающего аванпроект средств берегового базирования и обеспечение высокого коэффициента
оперативного напряжения режима эксплуатации подводной лодки.
Выполненные ранее проработки СКБ-143
показали, что в ближайшее время не представляется возможным разработать проект
ПЛ, удовлетворяющей всей совокупности заданных ОТЗ элементов по глубине
погружения, скорости , и водоизмещению.
Вместе с тем СКБ-143 активно
включилось в конкурсные проработки в поисках путей наиболее полного выполнения
предъявленных к кораблю требований. Достижению положительных результатов в
данной проблеме способствовали прогрессивные научно-технические и
проектно-конструкторские решения, найденные СКБ-143 применительно к АПЛ проекта 705.
Однако и они не позволили полностью решить поставленную задачу. В поисках
оптимальных решений потребовались углубленные исследования по энергетике,
оружию, радиоэлектронному вооружению, материалам корпуса, архитектуре корабля,
уменьшению шумности, расположению оборудования по отсекам, системам, устройствам,
общекорабельным вопросам проектирования. Для проработки комплекса вопросов,
связанных с созданием предэскизного проекта, был назначен руководитель работ
по теме «Игла» — начальник проектного отдела В.И.Баранцев, успешно
справившийся с поставленной перед ним задачей. К основным исследованиям и нетрадиционным
решениям, выполненным по теме, относятся исследования по энергетике.
Выбор энергетической установки:
Исходя из анализа эксплуатационных режимов движения подводной лодки и ужесточения
требований к кораблю в отношении водоизмещения, ходовых качеств, шумности и
экономичности, было решено изучить возможность оснащения подводной лодки не
одной всережимной, а двумя специализированными энергетическими установками.
Такая комбинированная ЭУ корабля без ущерба для водоизмещения и при улучшении
других ТТЭ могла быть спроектирована при отказе от мощной аккумуляторной
батареи, обычно предусматриваемой на корабле с одной главной ЭУ. Вместе с тем,
в этом случае все же необходимо было предусмотреть АБ минимальной мощности для
освещения и питания отдельных узлов автоматики при выходе из строя всех
источников энергии на период всплытия корабля до запуска дизель-генератора. При
такой схеме вспомогательная ЭУ должна работать постоянно на всех режимах хода,
а главная установка — на скоростях свыше 6-8 уз, находясь всё остальное время
в горячем состоянии на минимально контролируемом уровне мощности с возможностью
экстренного запуска.
В качестве основных вариантов АППУ и
ПТУ рассматривались предэскизные проработки по теме «Игла», представленные
разработчиками установок по ТЗ, выданным нашим СКБ-143, а также проработки,
выполненные контрагентами по другим темам, но откорректированные применительно
к требованиям данной темы. Были проанализированы три группы АЭУ эффективной
мощностью на гребном валу 30 тыс. л.с.: двухконтурная АППУ, одноконтурная АППУ
и газотурбинная ЭУ закрытого цикла.
Кроме того в СКБ-143 были
проработаны комплексная АЭУ с главным и вспомогательными блоками, а также установка
в гидрофицированном исполнении с использованием ранее выполненных работ по ПЛ проекта 693. Результаты обстоятельного
анализа выбора варианта ЭУ нашли свое отражение в отдельно изданной брошюре «Описание
и анализ энергетических установок» предэскизного проекта АЛЛ по теме «Игла». На
основании выполненных проработок вариантов АЭУ был сделан следующий вывод: в
качестве ЭУ для последующего проектирования корабля следует принять
однореакторную одновальную двухконтурную АЭУ с ВВРД, причём АППУ и ПТУ - блочного
исполнения.
Исследования по оружию: При выборе
оружия, в обеспечение решения главных задач корабля, СКБ-143 признало
нерациональным принятие наряду с торпедами и ракето-торпедами комплекта
крылатых ракет для борьбы с авианосцами, учитывая условия проектирования
корабля минимального водоизмещения с большой глубиной погружения. Анализ
большого количества проработок по расположению оружия привел к выводу о
целесообразности, с точки зрения проекта в целом, вынести оружие за пределы
прочного корпуса.
Исследования по вопросам РЭВ: В целях
дальнейшего совершенствования РЭВ специализированным организациям были выданы
ТЗ на унификацию приемных элементов и схемно-конструкторских решений средств
радиоэлектронного вооружения, разработку различных вариантов навигационных
систем, оценку дальности обнаружения надводных и подводных целей
гидроакустическими средствами, разработку боевого информационного управляющего
комплекса.
Состав и размещение комплексов РЭВ
определялись исходя из новых требований к их проектированию, предусматривающих:
- единый подход к конструктивному
оформлению, примененным элементам, унификацию функциональных узлов и блоков,
совмещенные устройства наглядного отображения информации;
- стеллажно-щитовое расположение
аппаратуры в общих каркасах, устанавливаемых в специальном блок-вагоне, имеющем
общую амортизацию;
- использование перспективных
элементов микроэлектроники (твердые и гибридные схемы и другие новшества);
- применение инерциальной
навигационной системы с минимальным количеством корректирующих средств;
- установку гидроакустической
станции с заваливающейся антенной;
- использование на ПЛ лазерной
техники для обеспечения двухсторонней связи лодки с самолетами и искусственными
спутниками Земли (ИСЗ), а также обнаружения подводных лодок потенциального
противника по кильватерному следу.
Особенностью проекта
гидроакустического вооружения являлось предложение по использованию станции
дальнего пассивного обнаружения и пеленгования малошумных ПЛ и надводных
кораблей с помощью выдвижной крыловидной антенны.
Учитывая требования к кораблю
(повышенная глубина погружения, минимальное водоизмещение, малошумность и так
далее) в проработке предэскизного проекта был рассмотрен ряд новых решений по
общекорабельным системам и устройствам. Среди них:
- сокращение количества забортных
отверстий и бортовой арматуры;
- уменьшение протяженности
трубопроводов, находящихся внутри прочного корпуса под действием забортного
давления воды;
- проработка ряда подъемо-мачтовых
устройств без ввода их в прочный корпус.
В предэскизном проекте по теме
«Игла» большое внимание было уделено блочной компоновке оборудования. Наряду с
блочным исполнением оборудования энергетических отсеков, проектом было
предусмотрено комплектование оборудование жилых и служебных помещений в, так
называемых, блок-вагонах.
Одновременно с предэскизным проектом
подводной лодки СКБ-143 разработало исходные данные для выполнения аванпроекта
средств берегового базирования, предложения о порядке проектирования и
массового строительства подводных лодок. По договору с СКБ-143 был разработан аванпроект
средств берегового базирования и проведена ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова оценка
этих средств.
Работы по предэскизному проекту были
окончены в июне 1968 г. С отчетом были представлены чертежи, основные расчеты
и демонстрационные материалы более 30 наименований. Кроме того, был представлен
проект ТТЗ на эскизное проектирование подводной лодки-истребителя под шифром
«Игла».
В отчете предлагались пять вариантов
подводной лодки. Несмотря на всесторонний поиск новых конструкторских решений,
получить все заданные в ОТЗ элементы подводной лодки — глубину погружения,
водоизмещение и максимальную скорость — в одном варианте не представилось
возможным.
Подводные лодки по всем вариантам
были приняты одновальные, с обводами в виде тела вращения, на большей части
длины двухкорпусные. Автономность для всех вариантов принята 90 сут,
численность экипажа — 15—20 чел. Для изготовления прочного корпуса
предусматривалось использование новой стали марки АК-34 или титанового сплава
48-Т17. Конструкции легкого корпуса, надстройки, оконечностей, ограждения
рубки, обтекателей акустических станций, а также перьев рулей были проработаны
из стеклопластика.
Материалы проработки предэскизного
проекта по теме «Игла» были направлены на заключение в ЦНИИ им. акад. А.Н.
Крылова и в в/ч 27177, а затем в межведомственную конкурсную комиссию,
назначенную приказом главнокомандующего ВМФ от 17 августа 1968 г.
В заключении межведомственной
комиссии были отмечены положительные результаты конкурса. Он позволил выявить
реальные технические пути и направления создания в перспективе глубоководных
малотоннажных подводных лодок и подводных лодок освещения подводной
обстановки, обладающих эффективными средствами и оружием для поиска,
обнаружения, слежения и уничтожения ракетных подводных лодок и ударных
авианосцев вероятного противника. Материалами конкурса была доказана
возможность создания атомной подводной лодки-истребителя водоизмещением
2000—3000 т, вооруженной 26—28 торпедами и ракетоторпедами.
Конкурсная комиссия отметила, что
наибольшее количество оригинальных идей и решений было проработано в III варианте
СПМБМ, бывшем одновременно и наиболее простым по конструкции корпуса и ЭУ.
Учитывая, что ни одному ЦКБ не
удалось полностью выполнить требования ОТЗ, установленную положением о конкурсе
премию в 10 тыс. рублей решено было не присуждать, а выделить поощрительные
премии в размере 5 тыс. руб. каждая участникам конкурса: СПМБМ, ЦПБ «Волна»,
КБ завода им. Кулакова, ЦНИИ «Аврора», ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. В приказе
министра судостроительной промышленности от 26 января 1970 г. по результатам
конкурса отмечалось, что он дал много полезного в области проектирования
подводных лодок, способствовал развитию инициативы проектантов в направлении поиска
новых прогрессивный идей и решений, которые могут быть использованы для
осуществления нового качественного скачка в подводном кораблестроении. Отмечая
большую работу, проделанную коллективами ЦКБ и НИИ, министр объявил
благодарность всем участникам конкурсного проектирования. В приказе
указывалось о выплате упомянутых поощрительных премий и о персональном премировании
начальника и главного конструктора СПМБМ Н.Н.Исанина и главного инженера СКБ-143
Б.К.Разлетова, а также руководителей других организаций.
Приказом министра было предложено
СПМБМ в III квартале 1970 г. разработать предэскизный проект подводной лодки с
использованием лучших достижений и решений, полученных в ходе конкурсного
проектирования всех головных разработчиков по теме, в связи с чем ЛПМБ «Рубин»,
ЦПБ «Волна» и СКБ «Судопроект» должны были направить в СПМБМ все материалы по
выполненным ими конкурсным проработкам.
В инициативных работах по теме
«Игла» прежде всего следует отметить В.И.Баранцева, его энтузиазм и личный вклад
в огромную многогранную работу. Активно участвовали в работах по теме
В.П.Виноградов, В.Н.Пялов, В.С.Дюкарев, А.Б.Яковкин, Д.Ф.Буц, Л.В.Калачева,
В.И.Рождественская, Е.И.Егорова, Ю.К.Баев, Б.А.Иванов, П.Ф.Бреус,
Н.М.Кашкарова, Б.А.Салтыков, В.А.Данилов, А.И.Лебеднёв и многие другие.
Разработка предэскизного проекта. Рассмотрев
полученные от других ЦКБ материалы конкурсного проектирования, СКБ-143
разработало и в апреле - мае 1970 г. выдало основным контрагентам
карточки-заявки на выполнение предэскизных проектов оборудования. Был
подготовлен также проект решения ВПК о привлечении специализированных
организаций к разработке предэскизного проекта корабля. Однако привлечь
контрагентов к работам по проекту не представилось возможным. От них были получены
отказы в основном по причине перегруженности основными работами и отсутствием
их в производственных планах. К тому же глубина погружения, заданная в ОТЗ,
не была подтверждена ранее проработками контрагентов по теме «Игла».
В создавшихся условиях СКБ-143 было
вынуждено разрабатывать проект практически без привлечения контрагентов,
оценивая своими силами возможные изменения в оборудовании и системах при
переходе к глубинам погружения, указанным в ОТЗ. Обстановка с разработкой проекта
осложнилась еще изменениями в сроках выполнения работ. В соответствии с
указанным выше совместным решением ВМФ должен был выдать ОТЗ на проектирование
в IV квартале 1969 г. Фактически же оно было выдано в конце февраля 1970 г.
Наряду с этим, Главным управлением было дано указание о форсировании работ по
проекту и переносе срока окончания его с III квартала 1970 г. на август, а
затем и на июль 1970 г. Таким образом, с учетом месячного срока,
представленного ЦКБ на отправку в СПМБМ материалов по теме «Игла», из трёх кварталов,
установленных приказом министра для разработки проекта, пять месяцев было
сокращено несмотря на возражения СКБ-143.
При указанной обстановке для
концентрированной проработки всех вопросов по проекту был назначен исполняющий
обязанности главного конструктора - В.И.Баранцев. Вместе с сотрудниками проектного
и других специализированных отделов он включился в оперативную проектно-конструкторскую
деятельность. В ходе конкурсного проектирования по теме «Игла» определились
два подхода к решению основной задачи, по срыву ракетно-ядерного удара по
центрам страны со стороны моря: уничтожение ракетных АПЛ противника подводными
лодками-истребителями, способными решать эту задачу самостоятельно при
одиночном или групповом плавании, или же подводными лодками-истребителями,
производящими допоиск и уничтожение противника только по наведению своих
подводных лодок-флагманов. При формировании плана кораблестроения на
предстоящую десятилетку оба указанных направления получили свое развитие:
подводные лодки-истребители, действующие самостоятельно, предусмотрено было разрабатывать
по проекту 693, а наводимые
флагманом — по проекту 657.
При разработке заданного
предэскизного проекта СКБ-143 исходило из основных технических идей,
предложенных им в ранее выполненном аванпроекте по теме «Игла».
При сохранении неизменными механических
свойств стали и увеличенной глубине погружения компенсировать увеличение массы
корпуса можно положительной плавучестью за счет создания дополнительного
объема прочного корпуса или же за счет применения легковесных заполнителей в
междубортном пространстве.
Применение легковесных заполнителей
лишает или ограничивает возможности использования междубортного пространства
для цистерн главного балласта в объёмах, необходимых для удовлетворения
действующих условий надводной непотопляемости.
В связи с изложенным, при разработке
предэскизного проекта была сделана попытка осуществить новый подход к вопросу
обеспечения непотопляемости. Прием и отлив забортной воды было решено
осуществлять через прочные цистерны, на которых размещается задублированная арматура,
а торпедные аппараты с системами вынести в междубортное пространство. Таким
образом, возможные источники поступления воды внутрь прочного корпуса сосредотачиваются
в отдельных локальных прочных объемах. Затопление локального объема (прочной
цистерны, торпедного аппарата, всплывающей рубки и так далее) будет компенсироваться,
с точки зрения статики корабля, продуванием ЦГБ, а надежность схемы, которую
обслуживает данный затопляемый объем, может быть достигнута соответствующим
резервированием. Спасение личного состава аварийной подводной лодки предполагалось
осуществлять с использованием всплывающей рубки.
Проработка проекта производилась с
учетом обстоятельств, сложившихся после окончания работ по теме «Игла». Среди
них сообщение ЦНИИ «Прометей» о преждевременности ориентации на вновь
разрабатываемые сталь и титановый сплав с повышенными пределами текучести
из-за необходимости проведения дополнительных опытно-конструкторских работ по
этим материалам (для удовлетворения новых требований к ним по малоцикловой усталости
и коррозионно-механической стойкости сварных соединений). В планах на
предстоящую десятилетку уже были согласованы с разработчиками типы и мощностные
ряды АЭУ для перспективных подводных лодок, но в них не вошли требования
применительно к ПЛ проекта 693. При подготовке
и согласовании планов работы в области РЭВ также не нашли отражения предложения
СПМБМ о комплексном проектировании всей системы РЭВ. С учетом указанных
обстоятельств не сохранялись водоизмещение корабля и мощность ЭУ, полученные в
предыдущей проработке проекта.
В результате
проектно-конструкторских проработок определились два основных варианта проекта.
Вариант I - с применением заполнителя в
междубортном пространстве и отступлением от требований ВМФ по надводной
непотопляемости. Водоизмещение около 4600 м3, мощность ГТЗА - 37 тыс. л.с.
Скорость ПЛ - 35 уз. Подводная лодка одновальная, имеет два отсека,
разделенных коффердамом. Первый отсек - отсек радиоэлектроники, комплексной
обработки воздуха, жилых и бытовых помещений. Оборудование этого отсека
скомпоновано в виде отдельных блок-вагонов. Второй отсек - энергетический,
включающий все корабельные механизмы, обеспечивающие ход корабля и питание
энергопотребителей всеми видами сред: маслом, воздухом высокого давления, рабочим
паром и электроэнергией. Коффердам ограничен двумя плоскими поперечными
переборками прочного корпуса. В коффердаме размещен входной люк и предусмотрен
ввод из-за борта трубопроводов и кабелей, расположены запорная арматура,
соединительные коробки для кабелей, сточная цистерна грязной воды, саншлюз для
прохода в энергетический отсек. Таким образом, в одном специально выделенном
объеме сосредоточена значительная часть потенциальных источников, через которые
в аварийных случаях внутрь прочного корпуса может поступать забортная вода.
Запас плавучести принят минимально необходимым и достаточным для компенсации
отрицательной плавучести при аварийном затоплении прочных контейнеров с оружием
и прочных выгородок - 6,5% от нормального водоизмещения. При этом запасе
плавучести не обеспечиваются требования ВМФ по условиям надводной непотопляемости
при затоплении носового или кормового отсеков. Наибольшая часть междубортного
пространства заполняется легковесным материалом. Легкий корпус спроектирован
исходя из условия применения перспективного стеклопластика.
Вариант II - с соблюдением всех норм
и требований ВМФ в отношении надводной непотопляемости и прочности межотсечных
переборок. Запас плавучести - 26,7% от нормального водоизмещения.
Рассматривалось предложение ЦПБ «Волна», в рамках темы «Игла», по использованию
на подводной лодке в качестве движителей центробежных реактивных насосов,
однако учитывая проблематичность создания энергетической установки, которая имела
бы более высокие технические характеристики, чем ГТЗА в обычном исполнении, а
также высокий уровень шумоизлучения в воду, дальнейшая проработка этого варианта
была признана нецелесообразной.
Работы по предэскизному проекту были
закончены в июле 1970 г. В его разработку внесли свой вклад многие сотрудники СКБ-143.
Среди них: В.И.Баранцев, В.Н.Пялов, В.С.Дюкарев, Л.Н.Киселев, И.А.Зеленская,
В.А.Серегин, Н.И.Кузнецова, В.В.Чиркова, А.Ю.Барвицкий, К.А.Ландграф,
В.А.Степин, Ю.И.Фарафонтов, В.А.Данилов, П.Ф.Бреус, Г.И.Туркунов,
В.П.Виноградов, Б.А.Иванов, А.Б.Яковкин и многие другие.
5.
Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение 4600 м3.
скорость 35 узлов
автономность 90 суток
экипаж 15-20
человек
мощность
АЭУ 37 тыс. л.с.
глубина
погружения 1000-1200 м
кол-во ед.
оружия 26-28 шт. (торпед
и ракетоторпед)
7. Источники:
Возврат на Главную
страницу сайта «Штурм Глубины»