Rambler's Top100 Проект 657

Проект 657.


1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


? Нет данных.


3. Состав проекта:


Не реализован


4. История проекта:


Придавая важное значение вопросу создания малотоннажных глубоководных подводных лодок, обладающих высокой боевой эффективностью в борьбе с ракетными АПЛ вероятного противника, ВПК поручила МСП (приказ министерства от 22 февраля 1967 г.) на конкурсных началах выполнить в IV квартале 1967 г. по оперативно-тактичес­кому заданию (ОТЗ) МО СССР, предэскизный проект подводной лодки (шифр темы — «Игла»).

По условиям конкурса следовало разработать предэскизный проект малотоннажной (водоизмещение около 1000 т) скоростной глубоководной подводной лодки. Со­гласно ОТЗ, утвержденному 6 марта 1967 г. главнокомандующим ВМФ, предусматривалось не только проектирование подводной лодки, но и проработка комплекса ме­роприятий системы «Игла», включающего аванпроект средств берегового базирования и обеспечение высокого коэффициента оперативного напряжения режима эксплу­атации подводной лодки.

Выполненные ранее проработки СКБ-143 показали, что в ближайшее время не представляется возможным разрабо­тать проект ПЛ, удовлетворяющей всей совокупности за­данных ОТЗ элементов по глубине погружения, скорости , и водоизмещению.

Вместе с тем СКБ-143 активно включилось в конкурс­ные проработки в поисках путей наиболее полного выпол­нения предъявленных к кораблю требований. Достижению положительных результатов в данной проблеме способствовали прогрессивные научно-технические и проектно-конструкторские решения, найденные СКБ-143 применительно к АПЛ проекта 705. Однако и они не позволили полностью решить поставленную задачу. В поисках оптимальных ре­шений потребовались углубленные исследования по энергетике, оружию, радиоэлектронному вооружению, мате­риалам корпуса, архитектуре корабля, уменьшению шумности, расположению оборудования по отсекам, системам, устройствам, общекорабельным вопросам проектирова­ния. Для проработки комплекса вопросов, связанных с созданием предэскизного проекта, был назначен руково­дитель работ по теме «Игла» — начальник проектного от­дела В.И.Баранцев, успешно справившийся с поставленной перед ним задачей. К основным исследованиям и нетра­диционным решениям, выполненным по теме, относятся исследования по энергетике.

Выбор энергетической установки: Исходя из анализа эк­сплуатационных режимов движения подводной лодки и ужесточения требований к кораблю в отношении водоиз­мещения, ходовых качеств, шумности и экономичности, было решено изучить возможность оснащения подводной лодки не одной всережимной, а двумя специализированными энергетическими установками. Такая комбиниро­ванная ЭУ корабля без ущерба для водоизмещения и при улучшении других ТТЭ могла быть спроектирована при отказе от мощной аккумуляторной батареи, обычно пре­дусматриваемой на корабле с одной главной ЭУ. Вместе с тем, в этом случае все же необходимо было предусмот­реть АБ минимальной мощности для освещения и пи­тания отдельных узлов автоматики при выходе из строя всех источников энергии на период всплытия корабля до запуска дизель-генератора. При такой схеме вспомогатель­ная ЭУ должна работать постоянно на всех режимах хода, а главная установка — на скоростях свыше 6-8 уз, нахо­дясь всё остальное время в горячем состоянии на мини­мально контролируемом уровне мощности с возможнос­тью экстренного запуска.

В качестве основных вариантов АППУ и ПТУ рас­сматривались предэскизные проработки по теме «Игла», представленные разработчиками установок по ТЗ, выдан­ным нашим СКБ-143, а также проработки, выполненные контрагентами по другим темам, но откорректированные применительно к требованиям данной темы. Были проана­лизированы три группы АЭУ эффективной мощностью на гребном валу 30 тыс. л.с.: двухконтурная АППУ, однокон­турная АППУ и газотурбинная ЭУ закрытого цикла.

Кроме того в СКБ-143 были проработаны комплексная АЭУ с главным и вспомогательными блоками, а также установка в гидрофицированном исполнении с исполь­зованием ранее выполненных работ по ПЛ проекта 693. Ре­зультаты обстоятельного анализа выбора варианта ЭУ нашли свое отражение в отдельно изданной брошюре «Описание и анализ энергетических установок» предэскизного проекта АЛЛ по теме «Игла». На основании выпол­ненных проработок вариантов АЭУ был сделан следующий вывод: в качестве ЭУ для последующего проектирования корабля следует принять однореакторную одновальную двухконтурную АЭУ с ВВРД, причём АППУ и ПТУ - блоч­ного исполнения.

Исследования по оружию: При выборе оружия, в обес­печение решения главных задач корабля, СКБ-143 признало нерациональным принятие наряду с торпедами и ракето-торпедами комплекта крылатых ракет для борьбы с авиа­носцами, учитывая условия проектирования корабля ми­нимального водоизмещения с большой глубиной погру­жения. Анализ большого количества проработок по расположению оружия привел к выводу о целесообразно­сти, с точки зрения проекта в целом, вынести оружие за пределы прочного корпуса.

Исследования по вопросам РЭВ: В целях дальнейшего совершенствования РЭВ специализированным организа­циям были выданы ТЗ на унификацию приемных элемен­тов и схемно-конструкторских решений средств радио­электронного вооружения, разработку различных вариантов навигационных систем, оценку дальности обнаружения надводных и подводных целей гидроакустическими сред­ствами, разработку боевого информационного управляю­щего комплекса.

Состав и размещение комплексов РЭВ определялись исходя из новых требований к их проектированию, пре­дусматривающих:

- единый подход к конструктивному оформлению, при­мененным элементам, унификацию функциональных уз­лов и блоков, совмещенные устройства наглядного отобра­жения информации;

- стеллажно-щитовое расположение аппаратуры в общих каркасах, устанавливаемых в специальном блок-вагоне, имеющем общую амортизацию;

- использование перспективных элементов микроэлек­троники (твердые и гибридные схемы и другие новшества);

- применение инерциальной навигационной системы с минимальным количеством корректирующих средств;

- установку гидроакустической станции с заваливающей­ся антенной;

- использование на ПЛ лазерной техники для обеспечения двухсторонней связи лодки с самолетами и искусственными спутниками Земли (ИСЗ), а также обнаружения подводных лодок потенциального противника по кильватерному следу.

Особенностью проекта гидроакустического вооружения являлось предложение по использованию станции даль­него пассивного обнаружения и пеленгования малошум­ных ПЛ и надводных кораблей с помощью выдвижной крыловидной антенны.

Учитывая требования к кораблю (повышенная глуби­на погружения, минимальное водоизмещение, малошумность и так далее) в проработке предэскизного проекта был рассмотрен ряд новых решений по общекорабельным си­стемам и устройствам. Среди них:

- сокращение количества забортных отверстий и бортовой арматуры;

- уменьшение протяженности трубопроводов, находящихся внутри проч­ного корпуса под действием забортного давления воды;

- проработка ряда подъемо-мачтовых устройств без ввода их в прочный корпус.

В предэскизном проекте по теме «Игла» большое вни­мание было уделено блочной компоновке оборудования. Наряду с блочным исполнением оборудования энергети­ческих отсеков, проектом было предусмотрено комплек­тование оборудование жилых и служебных помещений в, так называемых, блок-вагонах.

Одновременно с предэскизным проектом подводной лодки СКБ-143 разработало исходные данные для выполне­ния аванпроекта средств берегового базирования, предло­жения о порядке проектирования и массового строитель­ства подводных лодок. По договору с СКБ-143 был разработан аванпроект средств берегового базирования и проведена ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова оценка этих средств.

Работы по предэскизному проекту были окончены в июне 1968 г. С отчетом были представлены чертежи, ос­новные расчеты и демонстрационные материалы более 30 наименований. Кроме того, был представлен проект ТТЗ на эскизное проектирование подводной лодки-истребите­ля под шифром «Игла».

В отчете предлагались пять вариантов подводной лод­ки. Несмотря на всесторонний поиск новых конструкторских решений, получить все заданные в ОТЗ элементы подводной лодки — глубину погружения, водоизмещение и максимальную скорость — в одном варианте не предста­вилось возможным.

Подводные лодки по всем вариантам были приняты одновальные, с обводами в виде тела вращения, на большей части длины двухкорпусные. Автономность для всех вари­антов принята 90 сут, численность экипажа — 15—20 чел. Для изготовления прочного корпуса предусматривалось использование новой стали марки АК-34 или титанового сплава 48-Т17. Конструкции легкого корпуса, надстрой­ки, оконечностей, ограждения рубки, обтекателей акусти­ческих станций, а также перьев рулей были проработаны из стеклопластика.

Материалы проработки предэскизного проекта по теме «Игла» были направлены на заключение в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и в в/ч 27177, а затем в межведомственную конкурсную комиссию, назначенную приказом главноко­мандующего ВМФ от 17 августа 1968 г.

В заключении межведомственной комиссии были от­мечены положительные результаты конкурса. Он позво­лил выявить реальные технические пути и направления создания в перспективе глубоководных малотоннажных подводных лодок и подводных лодок освещения подвод­ной обстановки, обладающих эффективными средствами и оружием для поиска, обнаружения, слежения и уничто­жения ракетных подводных лодок и ударных авианосцев вероятного противника. Материалами конкурса была до­казана возможность создания атомной подводной лодки-истребителя водоизмещением 2000—3000 т, вооруженной 26—28 торпедами и ракетоторпедами.

Конкурсная комиссия отметила, что наибольшее коли­чество оригинальных идей и решений было проработано в III варианте СПМБМ, бывшем одновременно и наиболее простым по конструкции корпуса и ЭУ.

Учитывая, что ни одному ЦКБ не удалось полностью выполнить требования ОТЗ, установленную положени­ем о конкурсе премию в 10 тыс. рублей решено было не присуждать, а выделить поощрительные премии в разме­ре 5 тыс. руб. каждая участникам конкурса: СПМБМ, ЦПБ «Волна», КБ завода им. Кулакова, ЦНИИ «Аврора», ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова. В приказе министра судо­строительной промышленности от 26 января 1970 г. по ре­зультатам конкурса отмечалось, что он дал много полезно­го в области проектирования подводных лодок, способство­вал развитию инициативы проектантов в направлении поиска новых прогрессивный идей и решений, которые мо­гут быть использованы для осуществления нового каче­ственного скачка в подводном кораблестроении. Отмечая большую работу, проделанную коллективами ЦКБ и НИИ, министр объявил благодарность всем участникам конкур­сного проектирования. В приказе указывалось о выплате упомянутых поощрительных премий и о персональном пре­мировании начальника и главного конструктора СПМБМ Н.Н.Исанина и главного инженера СКБ-143 Б.К.Разлетова, а также руководителей других организаций.

Приказом министра было предложено СПМБМ в III квар­тале 1970 г. разработать предэскизный проект подводной лодки с использованием лучших достижений и решений, полученных в ходе конкурсного проектирования всех го­ловных разработчиков по теме, в связи с чем ЛПМБ «Ру­бин», ЦПБ «Волна» и СКБ «Судопроект» должны были на­править в СПМБМ все материалы по выполненным ими конкурсным проработкам.

В инициативных работах по теме «Игла» прежде всего следует отметить В.И.Баранцева, его энтузиазм и личный вклад в огромную многогранную работу. Активно участвова­ли в работах по теме В.П.Виноградов, В.Н.Пялов, В.С.Дюкарев, А.Б.Яковкин, Д.Ф.Буц, Л.В.Калачева, В.И.Рож­дественская, Е.И.Егорова, Ю.К.Баев, Б.А.Иванов, П.Ф.Бреус, Н.М.Кашкарова, Б.А.Салтыков, В.А.Данилов, А.И.Лебеднёв и многие другие.

Разработка предэскизного проекта. Рассмотрев получен­ные от других ЦКБ материалы конкурсного проектирова­ния, СКБ-143 разработало и в апреле - мае 1970 г. выдало ос­новным контрагентам карточки-заявки на выполнение предэскизных проектов оборудования. Был подготовлен также проект решения ВПК о привлечении специализи­рованных организаций к разработке предэскизного про­екта корабля. Однако привлечь контрагентов к работам по проекту не представилось возможным. От них были получены отказы в основном по причине перегруженно­сти основными работами и отсутствием их в производ­ственных планах. К тому же глубина погружения, задан­ная в ОТЗ, не была подтверждена ранее проработками контрагентов по теме «Игла».

В создавшихся условиях СКБ-143 было вынуждено разра­батывать проект практически без привлечения контраген­тов, оценивая своими силами возможные изменения в обо­рудовании и системах при переходе к глубинам погру­жения, указанным в ОТЗ. Обстановка с разработкой проекта осложнилась еще изменениями в сроках выпол­нения работ. В соответствии с указанным выше совмест­ным решением ВМФ должен был выдать ОТЗ на проек­тирование в IV квартале 1969 г. Фактически же оно было выдано в конце февраля 1970 г. Наряду с этим, Главным управлением было дано указание о форсировании работ по проекту и переносе срока окончания его с III квартала 1970 г. на август, а затем и на июль 1970 г. Таким образом, с учетом месячного срока, представленного ЦКБ на от­правку в СПМБМ материалов по теме «Игла», из трёх кварталов, установленных приказом министра для разра­ботки проекта, пять месяцев было сокращено несмотря на возражения СКБ-143.

При указанной обстановке для концентрированной проработки всех вопросов по проекту был назначен испол­няющий обязанности главного конструктора - В.И.Баранцев. Вместе с сотрудниками проектного и других спе­циализированных отделов он включился в оперативную проектно-конструкторскую деятельность. В ходе конкурс­ного проектирования по теме «Игла» определились два подхода к решению основной задачи, по срыву ракетно-ядерного удара по центрам страны со стороны моря: унич­тожение ракетных АПЛ противника подводными лодка­ми-истребителями, способными решать эту задачу само­стоятельно при одиночном или групповом плавании, или же подводными лодками-истребителями, производящими допоиск и уничтожение противника только по наведению своих подводных лодок-флагманов. При формировании плана кораблестроения на предстоящую десятилетку оба указанных направления получили свое развитие: подвод­ные лодки-истребители, действующие самостоятельно, предусмотрено было разрабатывать по проекту 693, а на­водимые флагманом — по проекту 657.

При разработке заданного предэскизного проекта СКБ-143 исходило из основных технических идей, предложенных им в ранее выполненном аванпроекте по теме «Игла».

При сохранении неизменными механических свойств стали и увеличенной глубине погружения компенсировать увеличение массы корпуса можно положительной плаву­честью за счет создания дополнительного объема прочно­го корпуса или же за счет применения легковесных запол­нителей в междубортном пространстве.

Применение легковесных заполнителей лишает или ограничивает возможности использования междубортно­го пространства для цистерн главного балласта в объёмах, необходимых для удовлетворения действующих условий надводной непотопляемости.

В связи с изложенным, при разработке предэскизного проекта была сделана попытка осуществить новый подход к вопросу обеспечения непотопляемости. Прием и отлив забортной воды было решено осуществлять через прочные цистерны, на которых размещается задублированная ар­матура, а торпедные аппараты с системами вынести в меж­дубортное пространство. Таким образом, возможные ис­точники поступления воды внутрь прочного корпуса со­средотачиваются в отдельных локальных прочных объемах. Затопление локального объема (прочной цистерны, тор­педного аппарата, всплывающей рубки и так далее) будет компенсироваться, с точки зрения статики корабля, про­дуванием ЦГБ, а надежность схемы, которую обслуживает данный затопляемый объем, может быть достигнута соот­ветствующим резервированием. Спасение личного соста­ва аварийной подводной лодки предполагалось осуществ­лять с использованием всплывающей рубки.

Проработка проекта производилась с учетом обстоя­тельств, сложившихся после окончания работ по теме «Игла». Среди них сообщение ЦНИИ «Прометей» о преж­девременности ориентации на вновь разрабатываемые сталь и титановый сплав с повышенными пределами теку­чести из-за необходимости проведения дополнительных опытно-конструкторских работ по этим материалам (для удовлетворения новых требований к ним по малоцикловой усталости и коррозионно-механической стойкости сварных соединений). В планах на предстоящую десятилетку уже были согласованы с разработчиками типы и мощностные ряды АЭУ для перспективных подводных лодок, но в них не вошли требования применительно к ПЛ проекта 693. При подготовке и согласовании планов работы в области РЭВ также не нашли отражения предложения СПМБМ о ком­плексном проектировании всей системы РЭВ. С учетом указанных обстоятельств не сохранялись водоизмещение корабля и мощность ЭУ, полученные в предыдущей про­работке проекта.

В результате проектно-конструкторских проработок определились два основных варианта проекта.

Вариант I - с применением заполнителя в междубортном пространстве и отступлением от требований ВМФ по над­водной непотопляемости. Водоизмещение около 4600 м3, мощность ГТЗА - 37 тыс. л.с. Скорость ПЛ - 35 уз. Под­водная лодка одновальная, имеет два отсека, разделенных коффердамом. Первый отсек - отсек радиоэлектроники, комплексной обработки воздуха, жилых и бытовых поме­щений. Оборудование этого отсека скомпоновано в виде отдельных блок-вагонов. Второй отсек - энергетический, включающий все корабельные механизмы, обеспечиваю­щие ход корабля и питание энергопотребителей всеми ви­дами сред: маслом, воздухом высокого давления, рабочим паром и электроэнергией. Коффердам ограничен двумя плоскими поперечными переборками прочного корпуса. В коффердаме размещен входной люк и предусмотрен ввод из-за борта трубопроводов и кабелей, расположены запор­ная арматура, соединительные коробки для кабелей, сточ­ная цистерна грязной воды, саншлюз для прохода в энер­гетический отсек. Таким образом, в одном специально выделенном объеме сосредоточена значительная часть потенциальных источников, через которые в аварийных случаях внутрь прочного корпуса может поступать заборт­ная вода. Запас плавучести принят минимально необхо­димым и достаточным для компенсации отрицательной плавучести при аварийном затоплении прочных контей­неров с оружием и прочных выгородок - 6,5% от нормаль­ного водоизмещения. При этом запасе плавучести не обес­печиваются требования ВМФ по условиям надводной не­потопляемости при затоплении носового или кормового отсеков. Наибольшая часть междубортного пространства заполняется легковесным материалом. Легкий корпус спроектирован исходя из условия применения перспектив­ного стеклопластика.

Вариант II - с соблюдением всех норм и требований ВМФ в отношении надводной непотопляемости и проч­ности межотсечных переборок. Запас плавучести - 26,7% от нормального водоизмещения. Рассматривалось предло­жение ЦПБ «Волна», в рамках темы «Игла», по использо­ванию на подводной лодке в качестве движителей центро­бежных реактивных насосов, однако учитывая проблема­тичность создания энергетической установки, которая имела бы более высокие технические характеристики, чем ГТЗА в обычном исполнении, а также высокий уровень шумоизлучения в воду, дальнейшая проработка этого вари­анта была признана нецелесообразной.

Работы по предэскизному проекту были закончены в июле 1970 г. В его разработку внесли свой вклад многие со­трудники СКБ-143. Среди них: В.И.Баранцев, В.Н.Пялов, В.С.Дюкарев, Л.Н.Киселев, И.А.Зеленская, В.А.Серегин, Н.И.Кузнецова, В.В.Чиркова, А.Ю.Барвицкий, К.А.Ландграф, В.А.Степин, Ю.И.Фарафонтов, В.А.Данилов, П.Ф.Бреус, Г.И.Туркунов, В.П.Виноградов, Б.А.Иванов, А.Б.Яковкин и многие другие.


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение                       4600 м3.

скорость                                  35 узлов

автономность                           90 суток

экипаж                                    15-20 человек

мощность АЭУ                        37 тыс. л.с.

глубина погружения                 1000-1200 м

кол-во ед. оружия                    26-28 шт. (торпед и ракетоторпед)


7. Источники:


- Разлетов Б.К. «История СПМБМ «Малахит», т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- ЦКБ МТ «Рубин». Подводные лодки России. Т. IV, Ч. 1. Санкт-Петербург 1996г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004