Проект 664.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В 50-х гг. в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось использовать и для снабжения в море ПЛ других типов боеприпасами (в частности, крылатыми ракетами), ГСМ и средствами жизнедеятельности. Другими назначениями этих кораблей должно было стать обслуживание в море тяжелых гидросамолетов, а также скрытная высадка десанта. Опираясь на созданный проектный задел в конце 50-х гг., флот в начале 60-х гг. заказал разработку лодки аналогичного назначения, оснащенной атомной силовой установкой.
Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.А. Кисилева. При составлении ТТЗ потребовалось длительное согласование требований всеми «заинтересованными сторонами»: сухопутные войска хотели значительно увеличить состав транспортируемого десанта. Имели «свой интерес» к проекту и ВВС, нуждавшиеся в корабле для снабжения гидросамолетов. Однако ВМФ всеми силами старались не допустить излишнего усложнения проекта.
1 марта 1960 г. задание было, наконец, утверждено министром обороны, а в сентябре четыре варианта эскизного проекта «большой атомной транспортно-десантной подводной лодки — минного заградителя» были представлены на рассмотрение заказчика. Варианты отличались архитектурой прочного корпуса, а также энергетической установкой. В трех вариантах прочный корпус АПЛ имел цилиндрическую форму, а в одном — был выполнен в виде «двойной восьмерки» — трех пересекающихся цилиндров, расположенных горизонтально. Такое решение значительно сокращало длину корабля, одновременно увеличивая его ширину. При этом удалось сформировать две линии погрузки-выгрузки, что сокращало время перегрузочных работ.
В конце декабря выло правительственное постановление по АПЛ проекта 664. В соответствии с этим документом предусматривалось передать полный комплект рабочих чертежей на завод-изготовитель до июня 1964 г.
Большая сложность проекта, обусловленная его тройным назначением, отставание контрагентов с разработкой комплектующего оборудования, хроническая задержка с отработкой опытных тем не позволили бюро закончить выпуск рабочих чертежей в обусловленный срок. Только к концу 1964 года на СРЗ-35 ВМФ были дооборудованы дизельные ПЛ (с учетом особенностей АПЛ проекта 664), выделенные для экспериментальной отработки передачи топлива с транспортной АПЛ на ударную ДЭПЛ при буксировке в надводном и подводном положениях. Испытания в сложных погодных условиях зимнего Баренцева моря, в процессе которых ДЭПЛ Б-82 (проект 611) производила взятие на буксир, буксировку, передачу топливного шланга, совместное погружение с ДЭПЛ С-346 (проект 613), прошли успешно, и комиссия подтвердила полную работоспособность системы и рекомендовала ее к установке на АПЛ проекта 664.
Лодка имела двухвальную схему. В носовой оконечности легкого корпуса размещалась крупногабаритная гидролокационная антенна. Имелось торпедное вооружение, включавшее шесть носовых ТА калибром 533 мм с боекомплектом 18 торпед. Корабль мог драть на борт до 162 мин типа РМ-1, АПМ, «Лира», «Серпей», УДМ или до 112 мин ПМ-1, РМ-2 или ПМ-2. В качестве корабля снабжения АЛЛ могла транспортировать и передавать на другие лодки 20 крылатых ракет типа П-5 или П-6, а также до 80 торпед калибром 533 мм.
Однако высокий уровень сложности проекта и загрузка ЦКБ другими, более приоритетными работами привели к задержке реализации программы. Все же в 1964 г. строительство АПЛ проекта 664 было начато на Северном машиностроительном заводе. Был разбит плаз, выполнена технологическая подготовка производства, заказаны металл для прочного и легкого корпусов и основное оборудование. В начале следующего года была начата обработка металла и сварка секций прочного и легкого корпусов. Неожиданно директор завода обратился в Минсудпром с предложением о передаче строительства АПЛ-минзага на ленинградский завод, обещая взамен построить (так же как это было при строительстве ДЭПЛ проекта 648!) две ПЛАРБ. И хотя к тому времени завод уже переработал и выполнил сварочные работы по формированию 600 т корпусных конструкций и обработал еще 400 т металла, было принято решение о прекращении строительства корабля. Потребность в строительстве в первую очередь атомных подводных ракетоносцев, пользовавшихся наивысшим приоритетом, привела к окончательному прекращению работ.
5. Схема проекта:
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение - 10150 т.
скорость в подводном положении - 18 узлов
глубина погружения - 300 м.
автономность - 80 суток
длина - 140,9 м.
ширина - 14,2м.
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021