Проект 667 (в варианте с поворотными пусковыми установками).
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
Внешний вид ПЛ проекта 667 с поворотными ПУ.
Рисунок А.В. Карпенко.
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
В 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора А.С. Кассациера начались работы по созданию атомного ракетоносца 2-го поколения проекта 667. Лодку предполагалось оснастить комплексом Д-4 с баллистическими ракетами подводного старта Р-21 (в перид 1958-1959 гг. было разработано шесть различных предэскихных вариантов проекта и четыре эскизных варианта, которые отличались типом размещения ракет, количеством ракет и другими архитектурно-конструктивными особенностями). Альтернативным вариантом являлось оснащение корабля комплексом Д-6 (изделие «Р», проект «Нейлон») с твердотопливными ракетами, разрабатывавшимися ленинградским КБ «Арсенал» с 1958 г. Дальность стрельбы «пороховой» ракетой должна была составлять не менее 800 км с перспективой доведения ее до 2500 км. В 1960 г., в соответствии с правительственным постановлением, дальность в первоначальном варианте комплекса Д-6 была увеличена до 1100 км при незначительном снижении точности. В качестве типоразмеров пусковых шахт как для Д-4, так и для Д-6 была задана шахта ракеты Р-13 комплекса Д-2.
Сегодня есть версия, что при рассмотрении вариантов проекта 667 руководством страны и Министерства обороны сформировалось следующее мнение: «Если ракеты большой длины и расположить их вертикально в необходимых количествах нельзя, то можно их разместить при транспортировке горизонтально, а перед стартом подымать в вертикальное положение и производить пуск ракет, как это делалось на стартовых установках зенитно-ракетных комплексов». Скорее всего именно этим можно объяснить, почему в декабре 1959 г. было принято решение о дополнительной проработке четвертого варианта проекта с восемью шахтами ракетного оружия, размещенными по бортам ПЛ и объединенными в два поворотных блока, без перезаряжания. Разработка четвертого варианта проекта велась ЦКБ-18 с учетом выявившейся возможности хранения топлива и окислителя в баках ракеты в течение всей автономности ПЛ.
Поворотная пусковая установка для эскизного проекта 667 представляла собой поворотный блок из четырех ракетных шахт, расположенных вне прочного корпуса (ПК) попарно с каждого борта. Шахты левого и правого бортов соединялись между собой общей поворотной осью диаметром 2 м, проходящей через ПК. Носовой блок располагался в районе второго отсека, а кормовой в районе четвертого. Прочный корпус корабля в районе размещения ракетных шахт выполнен в виде "восьмерки", два цилиндра друг над другом. Поворотная стартовая установка имела гидравлический механизм, обеспечивавший поворот блока с четырьмя шахтами за 5 минут.
К разработке стартовой установки привлекли ЦКБ-34, которое хорошо было известно морякам по корабельной артиллерии и первым работам по пусковым установкам для морских ракет, в том числе для подводных лодок с баллистическими ракетами. В этом конструкторском коллективе была спроектирована поворотная стартовая установка для проекта 667 (разрабатывались несколько вариантов ПУ СМ-93, СМ-95, СМ-97 и другие). По результате рассмотрения в Министерстве судостроительной промышленности (МСП) и Министерстве обороны (МО) всех вариантов эскизного проекта в марте 1960 г. было принято решение вести дальнейшее проектирование ПЛ на базе четвертого варианта эскизного проекта.
На базе наработок по 4-му варианту был завершен ЦКБ-18 в декабре 1960 года технический проект 667 подводной лодки, однако, решение о строительстве ПЛ по проекту 667 все таки не было принято. Практическая реализация разработки затруднялась из-за высокой сложности поворотных устройств ПУ, которые должны была работать в подводном положении при движении лодки. Очевидцы рассказывают почти анекдотический случай, произошедший во время доклада о новом комплексе Н.С. Хрущеву. Создатели лодки решили продемонстрировать руководителю страны модель корабля с механизмом, автоматически переводящим ракетные контейнеры из походного в боевое положение. Однако сработал пресловутый «показ-эффект» - устройство отказало в самый неподходящий момент и контейнеры с ракетами позорно застыли в промежуточном положении. Хрущев незамедлил прокомментировать случившееся: "Если у вас сломалась даже эта игрушка, то чего можно ожидать на настоящей подводной лодке?".
Одновременно руководством советского государства был задан вопрос: «А как американцы размещают ракеты на своих ракетных лодках?». Ответ был таков: «В два ряда вертикально, по восемь ракет в каждом, за ограждением рубки в прочном корпусе субмарины». На что руководство заметило: «Так и нам нужно так делать». В это же время начались работы по твердотопливным баллистическим ракетам для подводных ракетоносцев, в которых мы отставали от американцев, у них уже заканчивалась первая часть программы «Поларис», на выходе было ракета «Поларис А1» с дальностью стрельбы 2200 км. В 1961 году была начата разработка новой компоновки, при которой ракеты Д-4 или Д-6 должны были размещаться в вертикальных шахтах. Кроме этого также разрабатывался технический проект 667 подводной лодки с 16 ракетами комплекса Д-5Ж (ЦКБ-18, 1961 г.)
Однако вскоре у этих комплексов появилась хорошая альтернатива — малогабаритная «универсальная» одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета Р-27, работы по которой в инициативном порядке были начаты в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева. Предварительные результаты исследований в конце 1961 года были доложены командованию ВМФ и руководству страны. Тема получила поддержку, и 24 апреля 1962 г. последовало правительственное постановление о создании комплекса Д-5 с ракетой Р-27, использующей в качестве окислителя азотный тетраксид (амил) и в качестве горючего— несимметричный диметилгидрозин (гептил).
В результате коренных изменений проекта 667 в 1962г. ЦКБ-18 был разработан технический проект новой подводной лодки проекта 667А.
5. Схема проекта:
Поворотная пусковая установка СМ-95 для
эскизного проекта АПЛ проекта 667
с БР комплексов Д-4 и Д-6 (положение для старта ракет, вид спереди).
6. Тактико-технические данные проекта (по 4 варианту):
водоизмещение | ||
нормальное: | 6300 тонн | |
скорость хода | ||
подводная: | 25,0 узлов | |
дальность плавания | ||
30000 миль | ||
глубина погружения | ||
предельная: | 400 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 130,5 метров | |
ширина: | 11,8 метров | |
осадка средняя: | 8,0 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
тип ракет: | Р-21 | |
число пусковых установок: | 2 барабана по 4 шт. | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 8 шт. | |
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 шт. | |
общее число торпед: | 10 шт. | |
энергоустановка | ||
тип: | АЭУ с жидкометаллической ППУ. | |
мощность ГЭУ: | 50000 л.с. | |
обитаемость | ||
автономность: | 70 суток |
7. Источники:
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", ООО "Издательство "Астрель", ООО "Издательство "АСТ", 2002г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Санкт-Петербург, 1996г.
- А.В. Карпенко "Как у Советского Союза появилась своя ПЛАРБ", ВТС "Бастион", 05.2013г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018