Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 748

Проект 748.



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


АПЛ проекта 748


3. Состав проекта:


Не реализован.



4. История проекта:


Хотя в 1965 г. было принято решение отказаться от реализации проекта 664, флот по-прежнему нуждался в десантно-транспортной подводной лодке, способной скрытно доставлять десантные группы в удаленные районы Мирового океана. При формировании программы военно­го кораблестроения на период 1965— 1970 гг. в нее было включено создание подобного корабля. В августе 1965 г. ЦКБ-16 получило задание на разработку транспортно-десантной подводной лодки проекта 748, предназначенной для «скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника». Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действую­щих «на удаленных от своих берегов направлениях». Зада­нием предусматривалась возможность приема на борт до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусе­ничной бронетехники. Вариант загрузки — усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов. Эскизное проектирование началось в августе 1965 г., главным конструктором проекта 748 был назначен Н. А Киселев. Однако вскоре Главное управление кораблестроения предложило до­полнительно проработать два варианта корабля с атомной энер­гетической установкой, а также рассмотреть возможность ис­пользования подводной лодки в качестве минного заградителя. В общей сложности в ЦКБ-16 было проработано шесть ва­риантов эскизного проекта лодки. К окончательному рассмотрению был предложен четвертый вариант (с АЭУ). Корабль должен был иметь оригинальную трехкорпусную архитектуру. Три цилиндра (прочные корпуса) располагались горизонтально, что обеспечивало наиболее рациональ­ное размещение перевозимых людей и десантируемой техники. В носовой части сплющенного «камбалообразного» легкого корпуса имелось две аппарели, позволяющие высаживать десант на необорудованное побережье. Значительный запас плавучести (более 50%) обеспечивал кораблю минимальную осадку при подходе к берегу.

Форма кормовой оконечности лодки была заимствована у АПЛ 661-го проекта.

В центральном прочном корпусе находилась ГЭУ и основные общекорабельные системы, посты и жилые помещения. В двух боковых корпусах размещалась техника десанта и другие грузы, а также аккумуляторные батареи. ГЭУ включала два атомных реактора водо-водяного типа, главные турбозубчатые агрегаты, гребные электродвигатели экономного хода, автономные турбогенераторы и вспомогательные дизель-генераторы. Гребные винты были расположены в кольцевых насадках.

Корабль предполагалось оснастить ГАК «Рубикон» и ГАЛ «Мечта». Вооружение должно было включать четыре торпедных аппарата калибром 533 мм (боекомплект 14 торпед, вместо которых на борт могли приниматься мины). Для противовоздушной обороны в надводном положении, в процессе высадки десанта, были предусмотрены две автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ калибром 57 мм, а также ПЗРК.

Представленный заказчику эскизный проект АПЛ не был утвержден, однако работы по созданию транспортно-десантных подводных лодок, способных также решать задачи минного заградителя, в СССР были продолжены.



5. Схема проекта:


Схема АПЛ проекта 748


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение                                                          - 11000 т

скорость                      в подводном положении          - 17 узлов

глубина погружения                                                    - 300 м.

автономность                                                              - 80 суток

длина                                                                         - 160 м.

ширина                                                                       - 21 м.


7. Источники:


- В.Е. Ильин, А.И. Колесников "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2021