Проект 991
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
? Нет данных.
3. Состав проекта:
Не реализован
4. История проекта:
Проектирование АПЛ проекта 991 выполнялось СПМБМ «Малахит»
с целью определения технической возможности создания подводной лодки со
значительно сниженным, по сравнению с ранее разработанными проектами АПЛ,
уровнем акустического поля корабля, а также достижения максимальной скрытности
по всем другим физическим полям. В1970 г. был выполнен аванпроект, а в декабре
того же года СПМБМ «Малахит» получило
утвержденное ТТЗ на разработку эскизного проекта подводной лодки.
В результате выполнения большого
объёма конструкторских разработок был найден и предложен ряд новых технических
решений. Наряду с главным конструктором проекта Г.Н.Чернышевым, его
заместителями Л.А.Самаркиным и А.И.Колосовым, большими энтузиастами работ по
уменьшению шумности корабля были Г.В.Асеев со своей группой акустиков
(В.Т.Беляев, С.П.Милькин, Б.П.Сушко, А.Н.Майорова, Б.В.Титов) при научном
руководстве и активном творческом участии сотрудников ЦНИИ им. акад.
А.Н.Крылова Н.Г.Беляковского и М.Я.Минина и сотрудника в/ч 27177
А.В.Авринского. Они генерировали идеи и совместно со специалистами подразделений
предприятий искали пути к их конструкторскому воплощению.
Работа велась по двум основным
направлениям: проектно-конструкторские мероприятия, осуществляемые по кораблю,
и разработка малошумных корабельных механизмов и оборудования, с уменьшенной
шумностью по сравнению с действующими в то время нормативными требованиями по
шуму.
В поисках оптимальных решений по
акустической защите были критически рассмотрены все ранее применявшиеся на
кораблях второго поколения и разработанные для третьего поколения мероприятия
по борьбе с шумностью оборудования, а также рекомендации по снижению шумности
кораблей, полученные по итогам их выполнения. Были учтены результаты
расширенных акустических испытаний подводных лодок по теме «Юг», а также
разработанные ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова для АПЛ проекта 991 предложения по данному вопросу.
Проектно-конструкторские проработки
по снижению шумности проводились комплексно, охватывая энергетическую
установку, вспомогательные механизмы, системы, устройства, фундаменты, корпусные
конструкции, обводы корабля и другие объекты, включая трубопроводы, отливные
отверстия циркуляционных насосов и отверстия в легком корпусе. Существенную
помощь в решении задачи оказали «Рекомендации к проектированию подводной лодки
в малошумном исполнении», разработанные в 1971 г. сотрудниками СПМБМ «Малахит»
Г.ВАсеевым и С.П.Милькиным.
Для подводной лодки проекта 991 планом НИР и ОКР была
предусмотрена разработка двух вариантов АЭУ в составе АППУ и ПТУ.
Так как в соответствии с планом
НИОКР срок окончания разработки эскизных проектов АППУ и ПТУ был установлен в
1973 г. (то есть на год позднее установленного для СПМБМ «Малахит» срока
окончания эскизного проекта АПЛ проекта
991), то СПМБМ ориентировалось при разработке проекта на имеющееся материалы,
предложенные ранее для других АПЛ различных проектов.
Для удовлетворения поставленных в
ТТЗ требований по снижению шумности корабля наряду с применением менее шумного
оборудования необходимо было осуществить ряд серьезных общекорабельных
мероприятий.
В ранее разработанных проектах
подводных лодок оборудование АППУ крепилось к фундаментам с помощью жестких
узлов. Это обосновывалось, с одной стороны, невозможностью использования в
данном случае резиновой амортизации, а с другой, тем обстоятельством, что при
имевшихся ранее общих уровнях шумности подводных лодок АППУ не оказывала
существенного влияния на акустическое поле корабля. При резком ужесточении
требований по шумности и принятии мер по эффективной изоляции других источников
шума вопрос усиления виброизоляции АППУ стал приобретать серьезное значение. В
связи с этим, в проекте предусматривалось не только использование блочной
АППУ, но и звукоизолирующая установка её в корпусе.
Вспомогательные механизмы,
обслуживающие установку, в свою очередь, предполагалось размещать на блоке
АППУ, что существенно снижало передачу колебательной энергии от механизмов в
воду.
Большого инициативного и
напряженного труда потребовали вопросы, связанные с виброизоляцией блока ПТУ,
одного из основных агрегатов корабля, определяющего его акустическое поле.
Согласно ТТЗ, наряду с
турборедукторной схемой прорабатывалась схема АЭУ с электродвижением. Оценка
такой схемы показала, что низкооборотный ГЭД должен был иметь малую подводную
шумность ниже суммарной шумности вспомогательных механизмов. Шумность турбогенераторного
блока, как показали исследования, также могла быть снижена до этого уровня.
Таким образом, суммарная шумность подводной лодки в обоих вариантах схем
движения была примерно одинаковой. Вместе с тем в варианте с электродвижением
водоизмещение корабля возрастало на 650 м3 против варианта с ГТЗА. Такой
прирост водоизмещения мог быть с более высокой эффективностью использован в
схеме с ГТЗА, даже при применении всех средств подавления шума ГТЗА.
В связи с ужесточением требований по
шумности корабля особую важность приобрели вопросы виброизоляции
вспомогательных механизмов. Ставилась задача ограничения их виброактивности до
уровня главных машин.
Одним из источников повышенной
шумности корабля являлись вращающиеся преобразователи электроэнергии и в первую
очередь — мощные обратимые агрегаты. Поэтому, наряду с совершенствованием их
конструкции, было признано необходимым заменить их на статические
преобразователи. При указанной замене преобразователей появлялась возможность
существенно снизить общую шумность корабля.
До появления статических
преобразователей намечалось использование машинных преобразователей с
пониженной частотой вращения, применение подшипников скольжения вместо
шариковых и другие технические решения.
Как показали испытания подводных
лодок, сильное влияние на шумность корабля оказывали насосы, связанные
трубопроводами с забортной водой. В поисках путей устранения этого источника
шума, был проработан ряд мероприятий.
Кроме рассмотренных выше
предложений, предусматривался также обширный круг мероприятий, направленных
на уменьшение шумности корабля за счет демпфирования внутренних корпусных
конструкций и других технических решений.
При разработке проекта, наряду с
заботой об уменьшении шумности корабля, большое внимание было уделено и
вопросам, связанным с обеспечением низких уровней акустических помех работе
ГАС.
С этой целью проводился поиск
рациональных обводов носовой оконечности и ограждения рубки.
Как показали углубленные исследования
акустического поля корабля, снижение его общей шумности является необходимой,
но недостаточной мерой повышения скрытности подводной лодки. Весьма важное
значение приобрели обнаруживаемые при узкополостном анализе акустического
поля его дискретные составляющие.
Разработанные в эскизном проекте
мероприятия по снижению шума позволили по-новому подойти к понятию малошумного
хода подводной лодки. Они обеспечивали возможность поддержания на низком
уровне шумность корабля до высоких скоростей хода.
Разработка эскизного проекта АПЛ
была завершена в декабре 1972 г. Он был представлен в пяти вариантах, из них
три базовые, исходя из использованного материала для изготовления прочных
корпусных конструкций: титанового сплава 48-Т17 (вариант I), титанового сплава
и высокопрочной стали АК-32 (вариант III). На базе варианта I был проработан
проект АПЛ с электродвижением (вариант IА), а на базе варианта II — проект АПЛ
с оптимальным относительным удлинением корпуса (вариант IIА).
По своей архитектуре подводная лодка
двухкорпусного типа. Компоновка основного оборудования и мероприятия по
снижению шумности для всех вариантов были практически одинаковыми. Во всех
вариантах прочный корпус разделен на шесть отсеков. При одинаковой мощности
АЭУ (50 тыс. л. с.), глубине погружения (600 м), количестве ТА калибра 650 мм
(2 ед.) и калибра 533 мм (4 ед.), общем количестве торпед калибра 650 мм (6
ед.) и калибра 533 мм (18 ед. для вариантов I и I А и 20 ед. для остальных
вариантов), автономности (90 сут) и численности экипажа (27 чел.) были
получены значения водоизмещения 4800 - 5900 т для вариантов I, IА, II, IIА и
III при скоростях 34,7 - 36,5 уз. Для всех вариантов обеспечена расчетная
докавитационная скорость, равная максимальной скорости хода корабля, низкие уровни
его шумности и помех работе ГАС в широком диапазоне скоростей. По интенсивности
акустического поля корабля и уровням помех все варианты АПЛ проекта 991 резко отличались в лучшую
сторону от имевшихся в то время у СПМБМ «Малахит» данных по предыдущим проектам
СПМБМ «Малахит» - АПЛ проекта 705 и 671РТ, а также подводной
лодки США «Los-Angeles» (SSN-688).
Для дальнейшего проектирования СПМБМ
«Малахит» рекомендовало принять вариант проекта, имеющий наиболее высокие
значения ТТЭ.
По результатам рассмотрения
материалов эскизного проекта было оформлено совместное решение МСП и ВМФ от 30
июля 1973 г. и приказ МСП от 24 сентября 1973 г. Эскизный проект АПЛ проекта 991, разработанный СПМБМ во
исполнение постановления правительства, был утвержден указанным решением.
Одобрены были также разработанные в проекте технические мероприятия по
снижению шумности корабля. Учитывая, что в то время разрабатывались проекты
новых подводных лодок, дальнейшие работы по АПЛ проекта 991 решено было не продолжать. Разработанные по этому
проекту технические решения было предложено реализовать на перспективных подводных
лодках.
В разработке проекта участвовали
многие сотрудники СПМБМ «Малахит» и среди них, кроме лиц указанных выше, внесли
большой вклад: К.А.Ландграф, А.И.Колосов, А.Ю.Барвицкий, И.З.Федосцев,
Л.Ф.Кореневская, В.В.Евдокимов, В.М.Бальцер, Е.К.Соболевский, М.К.Плотникова,
В.Л.Озимов, О.В.Белошапко, О.А.Зуев - Носов, В.В.Киселев, Ю.М.Елагин,
В.Н.Тарасов и многие другие. Главным наблюдающим от в/ч 27177 по АПЛ проекта 991 был В.А.Отсон.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение 4800 – 5900 т.
скорость 34,7 – 36,5
узлов
автономность 90 суток
экипаж 27 человек
мощность
АЭУ 50 тыс. л.с.
глубина
погружения 600 м
ТА 650мм 2 шт. (боезапас
6 ед.)
ТА 533мм 4 шт. (боезапас
18-20 ед.)
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2021