К-122, Б-122
проект 659, 659Т
фотография:
АПЛ К-122 проекта 659Т после аварии, которая произошла 20.08.1980г.
историческая справка:
1960 год
В составе 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ сформирован экипаж. 27.09.1960 экипаж без офицерского состава откомандирован в распоряжение командира в/ч 40135 (г.Москва);
1960 год 16 ноября
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка проекта 659;
1961 год 21 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1961 год 17 сентября
Спущена на воду. К этому времени экипаж был подчинен 80-й БрСПЛ ТОФ;
1961 год 29 сентября - 1962 год 12 апреля
Проведены заводские швартовные испытания;
1961 год ноябрь
Временно вошла в состав 26-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Павловского залива Стрелок (п.Фокино);
1962 год 12 - 15 апреля
Проведены заводские ходовые испытания;
1962 год 20 апреля - 6 июля
Выполнена программа государственных испытаний;
1962 год 6 июля
Подписан приемный акт;
1962 год 30 сентября (?)
Вступила в строй;
1963 год 20 августа
Включена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ;
1963 год 28 августа
Прибыла к постоянному месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск) предположительно с 331-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Рябов В.П.). Основной экипаж прибыл в пункт бвзирования на теплоходе «Ильич» 26 августа;
1963 год 30 августа
Вышла в море (командир - кап.2р. Смирнов В.В.) со штатным экипажем на отработку элементов задач БП. На глубине 80 метров ночью вахтенный в реакторном отсеке на 3-й палубе обнаружил воду. Была сыграна аварийная тревога. Из-за ошибки оператора
ГЭУ, был затоплен реакторный отсек. В реакторном отсеке было по пояс воды с температурой около 60С. Уровень радиации определен не был. Аварийная ситуация была устранена силами личного состава экипажа. Действия л/с аварийных партий заслуживали самых
высоких похвал. Так, матрос турбинист Беда В.И. трижды входил в отсек и работал до тех пор, пока его в бессознательном состоянии (после теплового удара) не выносили из отсека. Придя в себя, он снова шел в аварийный отсек. Никто из л/с трех аварийных
партий не дрогнул и сделал все, чтобы ликидировать аварию. Сутуация была усугблена тем, что для предотвращения затопления реакторного отсека был использован ВВД командирской группы. Всплыв в надводное положение на остатке ВВД, АПЛ передала аварийный
сигнал по Флоту и направилась в базу. Через 2 часа к борту подошли 2 ПЛ проекта 641 и с таким экскортом АПЛ вернулась в базу;
1963 год 20 декабря
В связи с выходом из строя 5-ти парогенераторов правого борта и 4-х левого, было принято решение — направить АПЛ на судоремонтный завод в пос. Большой Камень для текущего ремонта и замены парогенераторов. Загрузив в ракетные контейнеры вещи л/с,
часть из которых еще находилась в отсеках, АПЛ (командир - кап.2р. Смирнов В.В.), ведомая двумя буксирами и ледоколом, вышла из Авачинской губы в район дефферентовки. Во время дифферентовки было обнаружено поступление воды в среднюю группу ракетных
контейнеров и на 2-ую (приборную БЧ-2) палубу 3-его отсека. Было принято решение - всплыть и следовать по плану, Однако, при продувании носовой и кормовой групп ЦГБ от дизель-генераторов, был подплавлен опорный подшипник дизель-генератора п/б и
дизель выведен из строя. Попытка пердать РДО на берег не увенчалась успехом, т.к. антенна оказалась залитой. Тогда командир АПЛ принял решение - возвратиться в базу для устранения неисправностей. Устранение неисправностей с привлечением специалистов
СРЗ и 20-ти литровой канистры спирта, используемого для внутрисоюзных универсальных расчетов, позволило подготовиться к новому выходу 25 декабря;
1963 год 25-30 декабря
Осушествила переход (командир - кап.2р. Смирнов В.В.) в бухту Павловского. Первая неприятность случилась после прохода 4-го Курильского пролива и погружения в подводное положение. Снова было обнаружено поступление воды на приборную палубу 3-го отсека.
Неисправность удалось устранить довольно-таки быстро. Через несколько часов в результате «течи» одного из оставшихся трех парогенераторов по правому борту и одного из 4-х по левому борту, которые были «отсечены», обстановка резко ухудшилась, ибо по
всем действующим документам необходимо расхолаживать реактор п/б, но энергии для обеспечения движения и расхолаживания установки п/б не хватало. К тому же из-за броска напряжения и несрабатывания БА вышел из строя один из 2-х гирокомпасов.
При подходе к проливу Лаперуза АПЛ уже не имела обсервации около 60 часов, т.к. метеоусловия и неисправности навигационных приборов не позволяли это сделать. При попытке определения места с использованием станции РЛК-101 был разбит клистрон, а
запасного на АПЛ не было. После всплытия в назначенной точке при подходе к проливу Лаперуза, погода испортилась. Дул сильный до 7 баллов ветер, температура опустилась до 15-18 С ниже нуля, шел сильный снег, видимость нулевая, несколько метров. Корабля
сопровождения при форсировании пролива Лаперуза Командованием Флота для АПЛ выделено не было. Не имея радиолокации, почти вслепую, АПЛ быстро двигалась к проливу. В это время поступил доклад из 5-го реакторного отсека. Греется опорный подшипник основного
питательного насоса реактора п/б. Температура на пределе, более 110 С Повышение еще на 2-3 С требовалось остановить насос и начать расхолаживание установки. Правда технически выполнить это не было возможно из-за описанных ранее неисправностей.
В такой ситуации установку мог ожидать тепловой взрыв, поэтому было приказано разобрать средства индивиндуальной защиты (ИСП-60). На АПЛ на переход кроме основного экипажа было прикомандировано несколько человек из разных управлений штаба и тыла флота,
на которых аппаратов взято не было. Командир по трансляции дал команду, чтобы л/с смог бы написать письма родным и близким и должен быть готовым исполнить свой воинский долг до конца. Одновременно была подготовлена и передано РДО в адрес Командующего
Флотом с перечислением 68 неисправностей и запросом увеличить ход, чтобы успеть прибыть в базу своим ходом, а не на буксире. Перед проходом пролива Лаперуза, уточнили свое место по глубинам, опасаясь наскочит на Камнь опасности, небольшой островок,
расположенный в середине пролива. Сам пролив проскочили, как «Летучий голландец»: вслепую, без локации, в шторм, при видимости несколько метров на полном надводном ходу. После прихода в точку погружения, погрузились и командир АПЛ приказал увеличить
ход до максимально возможного. Всплыли через 4 часа под перископ для приема РДО, в котором ОД Флота запрашивал командира подтверждение готовности принять участие в учении в районе Корейского пролива в течении 5-7 суток и срок прибытия в этот район.
Не отвечая на полученное РДО, командир повторил РДО с неисправностями и, вновь погрузившись, увеличил ход. Доклад о температуре подшипника поступал в ЦП каждые 15 минут. Правда, когда спросили командира БЧ-5, как они определяют температуру, он сказал,
что на ощупь. Естественно температура была значительно больше установленного предела, но советская техника выдержала экзамен и на этот раз. 29 января АПЛ всплыла в установленной точке и легли на курс в залив Стрелок. При выборе ориентиров на берегу
для определения места в темное время суток мы посчитали, что сегодня воскресенье, значит в рыбацком поселке все будут около магазина, который должен светиться ярче всех других объектов посёлка. Так оно и было. 30 декабря в базу вошла без замечаний.
Была временно подчинена 26-й ДиПЛ ТОФ. Выведена из линии;
1964 год январь - 1968 год ноябрь
Прошла ремонт и перевооружение в торпедную подводную лодку по проекту 659Т (головная ПЛ проекта) на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень (Приморский край). Работы проводились в период с 30.03.1964 по 30.10.1968.
Экипаж с 25.02.1964 был подчинен 72-й ОБрСРПЛ ТОФ;
1964 год 3 декабря
Вошла в состав Тихоокеанского флота;
1968 год июнь
При проведении швартовых испытаний с фактическим вводом главной энергетической установки (ГЭУ) обоих бортов, подачей пара на турбину и на другое вспомогательное оборудование электромеханической боевой части химической службой подводной лодки было
обнаружено повышение газовой активности в турбинном отсеке. Потек парогенератор четвёртой пары ГЭУ правого борта - парогенератор №7. До текущего ремонта парогенератор был заглушен по "воде" и "пару";
1968 год 9 октября
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - 4-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Павловского в заливе Стрелок (п.Фокино);
1968 год 31 декабря
Подписан приемный акт с условием, что замечания по работе техники и вооружения, выявленные на последнем выходе в море на Государственные испытания, ДВЗ "Звезда" устранит в течение января-февраля 1969 года, в период проведения на ПЛ отделочных работ;
1969 год 6 февраля
Отнесена к проекту 659Т;
1969 год апрель
В начале апреля прибыла к новому месту постоянного базирования в бухту Павловского;
1970 год апрель - май
Выполнила задачи автономной БС продолжительностью 38 суток (командир - кап.1р. Копьев В.Ф., старший - ЗКД кап.1р. Сучков Л.Ф.). Приняла участия в маневрах "Океан". 07.05.1970, во время слежения за ИПЛ
в Филиппинском море в проливе Сокара, ПЛ всплыла для передачи итогового донесения на КП ТОФ. Штурман кап.3р. Савчук, определив место ПЛ, доложил командиру
погрешность этого места (место не контролировалось более 2-х суток): в круге вероятностных ошибок места находилась подводная возвышенность с глубиной места над ней более 200 метров. Начав погружение на 200 метров,
командир не пренебрег докладом штурмана о возможных последствиях и дал команду на подвсплытие до 150 метров, однако в результате подводная лодка уже всплывая, на глубине 196 метров столкнулась с подводной скалой.
При осмотре корпуса ПЛ в базе, в обтекателе гидроакустической станции были обнаружены коралловые камни (около 1,5 тонны кораллов и ила). Позже произошла заклинка больших горизонтальных рулей на «погружение» при
скорости хода 30 узлов и погружение с глубины 170 м, за считанные секунды, на глубину 270 м. На следующие сутки произошла повторная заклинка рулей. Когда разобрали манипулятор управления большими кормовыми рулями,
то обнаружили и вытащили небольшой кусок керамики, который лежал сверху контактов – замыкателей на «погружение» рулей. По плану учений "Океан" произвела торпедную атаку ракетного крейсера «Варяг» торпедой САЭТ-60
из торпедного аппарата № 6. Стрельба была удачной, торпеда прошла точно под крейсером. 12.05.1970 на ПЛ случился пожар в турбинном отсеке (произошло возгорание питательного насоса конденсатно-питательной системы
правого борта). Пожар был оперативно ликвидирован, но высокая температура в турбинном отсеке около 90°С и влажность привела к тому, что личный состав 7-го отсека стал падать в обморок от теплового удара и возможного
отравления окисью углерода. В тяжелом состоянии отнесли в трюм 8-го отсека капитан-лейтенанта Б.Завьялова и старшину 1 статьи А.Задорожного. Начальник медицинской службы старший лейтенант м\с М.Меджидов ввел
внутривенно им камфору и другие медицинские препараты, кроме этого поливали их забортной водой, но польза от этого была, но недостаточно, так как температура забортной воды была около 28°С. Ситуация сложилась такая,
что по условиям микроклимата в турбинном отсеке команда турбинистов не могла обеспечить ввод и работу турбины. Поэтому, оценив погоду и состояние моря, командир АПЛ решил, отдраить аварийно-спасательный люк 8-го отсека
и дизелями просасывать воздух через 8-ой, 7-ой, 6-ой (турбинный), 5-ый (реакторный), 4-ый отсеки для вентиляции турбинного отсека и снижения температуры. Данное решение командира АПЛ привело к положительным результатам:
температура в турбинном отсеке начала снижаться, а содержание окиси углерода падать. Под потоком воздуха, просасываемого через шахту люка 8-го отсека, охлаждались многие турбинисты, так как состояние их было
полуобморочным. В турбинном отсеке они могли работать по 10-15 минут. После ввода главной энергетической установки левого борта дали пар на холодильную установку. После выхода холодильной установки на рабочий
режим подключили систему кондиционирования. 13.05.1970 вышли из строя малые горизонтальные рули. На этом злоключения похода не закончились. Впереди была потеря герметичности передней крышки устройства (ДУК) для выброса
мусора с подводной лодки в подводном положении, что вынудило командование принять решение: выстреливать мусор через 533 мм торпедный аппарат № 5, из которого была выпущена практическая торпеда по главной цели отряда
боевых кораблей КТОФ. Но опыт был неудачный, набегающим потоком воды была забита мусором ниша торпедного аппарата № 5, у которого едва закрыли переднюю крышку. Поэтому, выгрузив средство гидроакустического противодействия
из 400 мм кормового торпедного аппарата № 7, стали выстреливать мусор через него. Через 45 суток похода АПЛ вернулась в бухту Павловского. В результате работы комиссии при разборе этого похода под руководством адмирала Амелько Н.Н.
командир АПЛ был снят с должности;
1972 год июль - 1974 год ноябрь
По воспоминанием членов экипажа несколько раз сдавала задачи КПЛ, в 1974 году выполнила задачи БС сроком 30 суток, и также в море выходил 2-й экипаж. Ремонте на ДВЗ "Звезда" занял 1-1,5 месяца (чистка ЦГБ). По данным Бережного С.С.
(скорее всего ошибочным) с 09.1972 по 01.1974 находилась в среднем ремонте на ДВЗ "Звезда" и 06-11.1973 производила перегрузку активных зон;
1975 год
Выполнила задачи автономной БС продолжительностью 120 суток, из них 90 суток на ходу, за год пройдено около 36000 миль;
1976 год август - 1977 год январь
Находилась в текущем ремонте;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;
1978 год - 1979 год
Выполнила задачи 2 автономных БС общей продолжительностью 100 суток (1978 год - Филиппинское море, 1979 год);
1979 год - 1980 год
Находилась в текущем ремонте в бухте Чажма;
1980 год июль
Вышла для выполнения задач автономной БС (командир - кап.2р. Сизов Г.М., старший - НШ кап.1р. Заварухин Г.М.) в Филиппинском море;
1980 год 20 августа
В период выполнения задач автономной БС в подводном положении в 21.00 во время тренировки при переводе нагрузки с левого ТГ на правый возник пожар в VII отсеке. ПЛ начала всплытие в надводное положение. Огнегаситель был подан в отсек только через
8 минут после возникновения пожара. Личный состав удалось вывести из VII отсека до подачи огнегасителя. В VIII отсеке находился 31 человек, 9 из которых не имели средств индивидуальной защиты
(незадолго до пожара произошло возгорание гидроакустической станции, и дыхательные аппараты перенесли в центральные отсеки). Этих девятерых перевели в IX отсек.
Однако герметизация IX отсека не была обеспечена, что привело к отравлению личного состава, не имевшего ИСЗ. Пожар в VII отсеке имел столь интенсивный характер, что
прочный корпус в этом районе раскалился до малинового цвета. Лишь трехкратное применение системы ЛОХ позволило ликвидировать пожар. ПЛ оказалась неуправляемой, с
личным составом на верхней палубе, без ВВД и электропитания. Экипаж смог вручную заглушить реактор, сняв лист в прочном корпусе над реакторным
отсеком (проникнуть туда через соседние отсеки было невозможно). Сигнальными ракетами экипаж привлек внимание проходившего рядом английского газовоза "Гарри" (Harry),
с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ (через посольства). Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно "Меридиан" Владивостокского
мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. На третьи сутки к месту трагедии подошла плавбаза "Бородино" с резервным экипажем и специалистами
судоремонтного завода. ПЛ взяли на буксир и благополучно доставили в базу. Погибло 14 человек. Начальник штаба 26-й дивизии кап.1р. Заварухин Г.М., командир ПЛ
кап.2р. Сизов Г.М., помощник командира кап.л-т Савенков В. и командир БЧ-5 кап.2р. Шлыков Ю. были сняты со своих должностей. Один из погибших, мичман Виктор Белевцев,
был награжден орденом Красной Звезды (в кромешной тьме Белевцев при температуре в помещении около 70 градусов без защитной маски сумел открыть передние крышки торпедных
аппаратов и выровнять давлене в лодке для того чтобы аварийная группа открыла люк 9-го отсека и начала эвакуацию личного состава). Первоначально причиной аварии
объявили ошибку экипажа. Повторное расследование установило, что причиной пожара явились "конструктивные недостатки";
1980 год ноябрь - 1981 год апрель
Находилась в восстановительном ремонте (был полностью восстановлен аварийный VII-й отсек), после которого состояние ПЛ оценивалось как неудовлетворительное. Согласно директиве ГШ ВМФ ГТУ ВМФ запретило использование ГЭУ, сетей ОСС;
1983 год сентябрь (приблизительно)
Была перебазирована в бухту Постовая (п.Советская Гавань) с подчинением командиру 28-й ДиПЛ Сахалинской ФлРС (с 01.07.1990 - 60-я БрПЛ резерва Совгаванской ВМБ) КТОФ;
1985 год 28 октября
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;
1985 год ноябрь - 1988 год апрель
Находилась в п.Большой Камень. Осенью 1987 года была поднята на стапель. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ. Корабль обеспечивал экипаж по сокращенному штату;
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-122;
1992 год 28 сентября
Переведена и поставлена на прикол в б.Чажма в заливе Стрелок (пос.Дунай) в составе 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ТОФ). Выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву.
Возможно позже переведена для отстоя в бухту Павловского и вошла в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ) ТОФ;
1994 год 1 сентября
Расформирован экипаж;
1994 год - 1995 год
Разделана на металл на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) с формированием трехотсечного(?) ректорного блока, который был оставлен на плаву в бухте Разбойник для временного хранения;
2019 год июнь
На площадке долговременного хранения было размещено 53 реакторных отсека из 75 утилизированных АПЛ на ТОФ;
2022 год
К этому времени блок скорее всего был разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание ПДХ "Устричный" для долговременного хранения.
Всего с момента постройки "К-122" прошла 70497 миль за 11644 ходовых часов.
командиры (в/ч 87336):
1. Смирнов В.В. (1961-09.1965)
2. Вьюхов В.П. (09.1965-07.1967)
3. Копьев В.Ф. (11.05.1967-19.10.1970)
4. Мальков Б.М. (1970?-07.1972-1974)
5. Гурьев А.Н. (1974-1979)
6. Четвертных В.А. (1979-1980)
7. Сизов Г.М. (01.1980-09.1980-198?)
8. Гарусов Г.А. (198?-1985-1988-1993)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-122:
1. Рябов В.П. (1963) командир 331-го экипажа
2. Галутва И.Г. (1974) командир 156-го экипажа
дополнительная информация:
1. Статья Зинаиды и Александра Калиниченко "Трагедия подводной лодки "К-122" с сайта "Автономка".
2. Фотография АПЛ К-122 в Филиппинском море после аварии 20.08.1980г.
3. Фотография АПЛ К-122 в ПМТО Камрань (СРВ).
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Статья Копьева А.Ф. "Записки командира ПЛА 670 проекта ТОФ".
7. Статья Островского А. "Халатность или...?".
8. Рассказ Островского А. "Беда и Спирт".
9. Информация с сайта http://flotanet.narod.ru/avariya.html.
10. Информация с сайта http://www.mbnews.ru/content/view/1647/140.
11. Статья Вангородского В. "Чернобыль" мог наступить на шесть лет раньше!"
12. Воспоминания ветеранов ТОФ.
13. Информация из архива Шварцмана Ефима Михайловича.
14. Островский А. "Великое подводное противостояние".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024