Rambler's Top100 Подводная лодка К-45, Б-45. Проект 659, 659Т

К-45, Б-45
проект 659, 659Т
185-й экипаж




фотография:


Подводная лодка Б-45

Буксировка АБПЛ Б-45 проекта 659Т на утилизацию из бухты Павловского. Фотография из архива Б.Авдюхова.




историческая справка:


1958 год 22 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1958 год 20 декабря
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как головная крейсерская подводная лодка проекта 659. Экипаж после формирования и обучения подчинен 80-й БрСПЛ ТОФ;

1960 год 12 мая
Спущена на воду;

1960 год 1 июня - 18 сентября
Проведены заводские швартовные испытания. С 10.9 проводились комплексные испытания, в ходе которых АЭУ вывели на мощность 60%, затем было выполнено расхолаживание реакторов, устранение выявленных дефектов и постановка корабля в транспортный док;

1960 год 25 - 29 сентября
Переведена в транспортном доке по Амуру от завода до залива Чихачева. После вывода из дока ПЛ стала на якорь для подготовки к пуску реакторов;

1960 год 29 сентября - 2 октября
Проведены заводские ходовые испытания. В 0.05 30 сентября после ввода АЭУ обоих бортов начала движение своим ходом в б. Павловского. Переход занял 48 ч при средней скорости хода 14,6 уз., мощность реакторов при этом не превышала 35%. Плавание осуществлялось при незаконченной регулировке корабельной вентиляции, незавершенных работах с ТА и торпедопогрузочным устройством, ракетными контейнерами. Не были приняты в ходе швартовных испытаний АБ с системой вентиляции, некоторые режимы работы АЭУ. Несмотря на это, за время перехода удалось проверить и принять режим полного хода в надводном положении, работу рулей и якорного устройства, эхолота, лага, определить диаметр циркуляции. В 0.13 2.октября первый построенный на Дальнем Востоке атомоход прибыл на достроечную базу завода №199. Во время перехода было выявлено 270 дефектов и замечаний;

1960 год 2 октября
Вошла в состав 9-й ОБрПЛ (с 15.06.1961 - 26-я ДиПЛ) ТОФ с базированием на бухту Павловского залива Стрелок (п.Фокино);

1960 год 19 ноября - 1961 год 28 июня
Выполнена программа государственных ходовых испытаний. На первом выходе в море (19.11-27.11) удалось испытать АЭУ на всех режимах, получив надводную скорость 15 уз. и подводную 24 уз. Были проверены и приняты системы "Нихром" и "Альбатрос". Корабль хорошо управлялся (получен меньший, чем планировалось, диаметр циркуляции). Время аварийного продувания из перископного положения составило 70 с (вместо 200 с по спецификации). Однако имелись и недостатки: по работе матчасти выявлено более 400 замечаний, основными из которых являлись течь 1-го контура с интенсивностью 15 л/ч и выход из строя обоих компрессоров вакуумирования. На выходе в море пришлось четырежды менять фильтры. 2 января 1961 г. КрПЛ выполнила ракетную стрельбу, которая выявила конструктивные недостатки в системе гидравлики, газоотводах, в системе обогрева контейнеров и в СУ стрельбой "Север-А659У". 1 марта, во время глубоководного погружения в районе б. Валентина в ЦП и VI отсек начала поступать забортная вода. Ее обнаружили и в системе ВВД, что привело к гидравлическому удару и повреждению системы. После всплытия КрПЛ вода оказалась также и в ракетном контейнере №1. 16 и 26 апреля ракетные стрельбы повторились, но вновь безуспешно. Неудовлетворительная конструкция газоотводов среднего и кормового контейнеров приводила к тому, что маршевые двигатели в момент старта глохли, и ракеты падали в районе запуска. Кроме того, уплотнения задних крышек контейнеров вырывались из своих гнезд. Ненадежно осуществлялась расстыковка бортразъемов, отмечались систематические случаи отклонения точек падения ракет влево. 24 мая комплекс П-5 испытывался стрельбой 4-х ракет. Испытания прошли успешно. Всего в ходе испытания К-45 выполнила четыре ракетные стрельбы 13-ю КР. Старт семи ракет пришлось отменить, что соответствовало неуспешности пуска более 50%. ТА калибра 400-мм проверялись отстрелом водой, т.к. торпед такого калибра в наличии не оказалось. Испытания ГАС МГ-10 проводились по ЭМ проекта 56. Дистанция обнаружения НК, идущего скоростью 18 уз при скороcти АПЛ 4,5 уз составила в режиме шумопеленгования 75 каб. Средства связи были приняты комиссией (за исключением радиопередатчика "Искра"). При испытании корабля АЭУ правого и левого бортов проработали 1700 и 1630 ч соответственно. При этом в течение 18 ч реакторы работали на мощности 80% номинальной. Итоговые данные по организации испытаний первой АПЛ ТОФ показывают, что продолжительность заводских ходовых испытаний составила всего два ходовых дня, а общая продолжительность Государственных испытаний - 222 дня. Из них только 34 были ходовыми, в течение которых КрПЛ прошла в надводном положении 3840 миль за 445 ч, а в подводном положении - 2560 миль за 223 ч. На устранение дефектов ракетного комплекса было затрачено 140 дней. Контрольный выход состоялся 29 мая. Устранение выявленных замечаний заняло почти весь следующий месяц;

1961 год 28 июня
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Ответственный сдатчик – Хвалин Ю.И., председатель госкомиссии – контр-адм. Иванов;

1962 год май - 1964 год январь
Находилась в гарантийном ремонте;

1963 год май
185-й экипаж КрПЛ проекта 658 переформирован в экипаж КрПЛ проекта 659 для КрПЛ К-45;

1964 год 4 ноября
Вошла в состав Тихоокеанского флота;

1964 год декабрь
Перечислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1964 год - 1966 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 90 суток;

1966 год
Отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники, обучение новых экипажей;

1966 год сентябрь
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского в заливе Стрелок (п.Фокино);

1966 год (предположительно)
185-й экипаж КрПЛ проекта 659 переформирован в экипаж КрПЛ проекта 658 для КрПЛ К-16;

1966 год октябрь - 1970 год сентябрь
Прошла ремонт и перевооружение в торпедную подводную лодку по проекту 659Т на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень (Приморский край). По другим данным ремонт просходил с 31.12.1966 по 12.09.1968. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1970 год 30 сентября
Подписан приемный акт, вступила в строй. Ответственный сдатчик – Рыбак В.А., председатель госкомиссии – кап.1р. Лемин. По окончании модернизации возвращена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - 4-я ФлПЛ) КТОФ;

1970 год 20 октября
Отнесена к проекту 659Т;

1971 год 19 августа
На контрольном выходе в море ПЛ С-222 проекта 613 в море перед выходом на БС, при выполнении противолодочной торпедной стрельбы в дуэльной ситуации в момент всплытия произошло столкновение с находящейся в надводном положении АПЛ К-45 проекта 659Т. ПЛ С-222 получила пробоины ЦГБ правого борта №1,2 и 3, были изогнуты все четыре ТА, в трех из которых находились боевые торпеды. Жертв удалось избежать;

1972 год 9 мая - июнь
Совместно с К-184 и К-57 развернута по боевой тревоге в Тонкийском заливе Южно-Китайского моря с целью слежения за авианосными силами США. Позже К-45 была переразвернута в Филиппинское море;

1972 год - 1974 год
Совершила автономный поход на БС продолжительностью 48 суток;

1975 год 27 декабря - 1976 год 15 февраля
Выполнила задачи автономной БС в Филиппинском и Южно-Китайском морях продолжительностью 51 сутки;

1976 год 20 ноября - 1977 год 1 мая
Выполнила задачи автономной БС в Индийском океане продолжительностью 163 суток (из них 89 ходовых суток) с пополнением запасов в пунктах маневренного базирования;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;

1977 год май - 1978 год май
Находилась в текущем ремонте на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1979 год 16 декабря
В море было обнаружено возрастание газовой активности в носовой аппаратной выгородке до 49 ПДК. ППУ ЛБ была выведена из действия. Однако в море причину течи обнаружить не удалось. И только 14-15 апреля 1980 г. было установлено наличие течи 1 контура по крышке реактора ЛБ из-за нарушения плотности гильзы;

1981 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов на СРЗ-30 в б.Чажма (по другим данным перегрузка была произведена во время ремонта в 1977-1978 годах). Экипаж подчинен 52-му ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ;

1981 год 10 сентября
ПЛ вышла в море (командир - кап.2р. Конев А.В., старший на борту - КД кап.1р. Самойлов Ю.М(А?).) для проведения глубоководного погружения в районе бухты Кит. Во время перехода в район боевой подготовки, на мостике находился командир корабля. Ветер с направлением 165° (5 м/сек) и волнение моря около 1 балла при полной ночной видимости не вызывали затруднений в управлении ПЛ. По приказу оперативного дежурного Тихоокеанского флота подводная лодка легла на курс 0° и следовала со скоростью 12,5 узлов. Радиометрист доложил о трех скоплениях рыболовных судов и командир лодки принял решение перейти на движение под электродвигателями для облегчения маневрирования. Комдив проигнорировал это решение командира и приказал оставить прежний режим движения. Сближаясь с группами надводных целей, подводная лодка совершила несколько изменений курса в течение 5-6 минут (к 05.39) На лодке не были предприняты меры безопасности, соответствующие обстановке подхода к району, стесненному в навигационном отношении. Не была повышена боевая готовность, не функционировал боевой информационный пост, а вахтенный офицер отправлен командиром в радиорубку для очередного сеанса радиосвязи. Командир считал, что все обнаруженные цели лежат в дрейфе и не предпринял никаких действий даже после доклада радиометриста о неизменности пеленга и сокращении дистанции. Между тем, РТМС "Новокачалинск" быстро сближался с подводной лодкой, на фоне огней судов, этот маневр РТМС был не заметен. В 06.03 дистанция составляла уже менее 5 кабельтовых и траулер внезапно резко повернул влево. Командир ПЛ внезапно обнаружил красный бортовой огонь неизвестного судна и приказал сигнальщику выстрелить красную ракету и дать серию проблесков прожектором в сторону приближающегося судна. Команда "Лево на борт!" и "Реверс!" запоздали и в 06.05 подводная лодка К-45 столкнулась с траулером, нанеся ему таранный удар форштевнем. В борту траулера образовалась пробоина размером 3,5 м х 6,0 м, а у ПЛ отмечено сильное повреждение носовой части легкого корпуса и гидроакустических станций. Никто из экипажей на подводной лодке и РТМС не пострадал. Самойлова Ю.М(А?). сняли с должности и уволили в запас. РТМС и КрПЛ поставили в ремонт;

1981 год 15 октября - 1982 год 20 февраля
Прошла аварийный ремонт;

1983 год 1 июня
Была перебазирована в бухту Постовая (п.Советская Гавань) и перечислена в состав 28-й ДиПЛ Сахалинской ФлРС (с 01.07.1990 - 60-я БрПЛ резерва Совгаванской ВМБ) КТОФ;

1983 год
Выполнила задачи боевой службы продолжительностью 53 суток;

1984 год
Экипаж подтвердил звание "отличного";

1984 год - 1985 год
Совершила автономный поход на БС общей продолжительностью 257 суток, пройдя над водой 1226 миль и под водой 17747 миль. Осуществила заход в г.Камрань (СРВ);

1986 год - 1988 год
После 9-месячной боевой службы находилась в среднем ремонте на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень с освидетельствованием ППУ, заменой трубопроводов систем ГВД и III контура. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1989 год 30 мая
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и в бухте Чажма (п.Дунай) поставлена на прикол (для выгрузки ОЯТ) в составе 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ТОФ), позже переведена для отстоя в бухту Павловского в составе 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ, с 01.11.1996 - ПрФлРС) ТОФ;

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-45;

1995 год
Выполнены работы по подготовке к длительному хранению на плаву в пункте базирования;

1999 год (приблизительно)
Утилизирована на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень с формированием ректорного блока, который был оставлен на плаву в бухте Разбойник для временного хранения.

Всего с момента постройки "К-45" прошла 197894 миль за 24907 ходовых часов.




командиры (в/ч 60222):


1. Белашев В.Г. (01.1959-08.1962)
2. Хайтаров В.Д. (21.11.1966–05.03.1968)
3. Ганжа Ю.Н. (06.1968-09.1972)
4. Пушкарев В.Г. (09.1972-12.1974)
5. Заварухин Г.М. (12.1974-09.1977)
6. Губин А.А. (09.1977-07.1981)
7. Конев А.В. (05.01.1982-18.06.1984)
8. Хаперский В.Д. (07.1984-1986)
9. Голомидов Г.В. (1986-1989)


командиры 185-го экипажа (в/ч 59091):


1. Вереникин И.И. (26.10.1962-01.11.1966)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-45:


1. Рябов В.П. (12.1965-04.1966) командир 331-го экипажа



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Информация с сайта http://korabli.qdg.ru/ships/view/151/1/?art_id=65.
7. Информация с сайта http://vlms.ru/biografy/konev.html.
8. Рукавишников Е.Н. "Первый атомоход Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун", №4, 2000г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017