К-45, Б-45
проект 659, 659Т
186-й экипаж
фотография:
Буксировка АБПЛ Б-45 проекта 659Т на утилизацию из бухты Павловского. Фотография из архива Б.Авдюхова.
историческая справка:
1958 год 22 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1958 год 20 декабря
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как головная крейсерская подводная лодка проекта 659.
Экипаж после формирования и обучения подчинен 80-й БрСПЛ ТОФ. Предназначена в состав 423-го ОДнПЛ (с 30.04.1960 - 9-я ОБрПЛ ) ТОФ;
1960 год 12 мая
Спущена на воду;
1960 год 1 июня - 18 сентября
Проведены заводские швартовные испытания. С 10.9 проводились комплексные испытания, в ходе которых АЭУ вывели на мощность 60%, затем было выполнено расхолаживание
реакторов, устранение выявленных дефектов и постановка корабля в транспортный док;
1960 год 25 - 29 сентября
Переведена в транспортном доке по Амуру от завода до залива Чихачева. После вывода из дока ПЛ стала на якорь для подготовки к пуску реакторов;
1960 год 29 сентября - 2 октября
Проведены заводские ходовые испытания. В 0.05 30 сентября после ввода АЭУ обоих бортов начала движение своим ходом в б. Павловского. Переход занял 48 ч при средней
скорости хода 14,6 уз., мощность реакторов при этом не превышала 35%. Плавание осуществлялось при незаконченной регулировке корабельной вентиляции, незавершенных
работах с ТА и торпедопогрузочным устройством, ракетными контейнерами. Не были приняты в ходе швартовных испытаний АБ с системой вентиляции, некоторые режимы работы
АЭУ. Несмотря на это, за время перехода удалось проверить и принять режим полного хода в надводном положении, работу рулей и якорного устройства, эхолота, лага,
определить диаметр циркуляции. В 0.13 2.октября первый построенный на Дальнем Востоке атомоход прибыл на достроечную базу завода №199. Во время перехода было
выявлено 270 дефектов и замечаний;
1960 год 2 октября
Вошла в состав 9-й ОБрПЛ (с 15.07.1961 - 26-я ДиПЛ) ТОФ с базированием на бухту Павловского залива Стрелок (п.Фокино);
1960 год 19 ноября - 1961 год 28 июня
Выполнена программа государственных ходовых испытаний. На первом выходе в море (19.11-27.11) удалось испытать АЭУ на всех режимах, получив надводную скорость 15 уз.
и подводную 24 уз. Были проверены и приняты системы "Нихром" и "Альбатрос". Корабль хорошо управлялся (получен меньший, чем планировалось, диаметр циркуляции). Время аварийного
продувания из перископного положения составило 70 с (вместо 200 с по спецификации). Однако имелись и недостатки: по работе матчасти выявлено более 400 замечаний,
основными из которых являлись течь 1-го контура с интенсивностью 15 л/ч и выход из строя обоих компрессоров вакуумирования. На выходе в море пришлось четырежды
менять фильтры. 2 января 1961 г. КрПЛ выполнила ракетную стрельбу, которая выявила конструктивные недостатки в системе гидравлики, газоотводах, в системе обогрева
контейнеров и в СУ стрельбой "Север-А659У". 1 марта, во время глубоководного погружения в районе б. Валентина в ЦП и VI отсек начала поступать забортная вода. Ее
обнаружили и в системе ВВД, что привело к гидравлическому удару и повреждению системы. После всплытия КрПЛ вода оказалась также и в ракетном контейнере №1. 16 и 26
апреля ракетные стрельбы повторились, но вновь безуспешно. Неудовлетворительная конструкция газоотводов среднего и кормового контейнеров приводила к тому, что
маршевые двигатели в момент старта глохли, и ракеты падали в районе запуска. Кроме того, уплотнения задних крышек контейнеров вырывались из своих гнезд. Ненадежно
осуществлялась расстыковка бортразъемов, отмечались систематические случаи отклонения точек падения ракет влево. 24 мая комплекс П-5 испытывался стрельбой 4-х ракет.
Испытания прошли успешно. Всего в ходе испытания К-45 выполнила четыре ракетные стрельбы 13-ю КР. Старт семи ракет пришлось отменить, что
соответствовало неуспешности пуска более 50%. ТА калибра 400-мм проверялись отстрелом водой, т.к. торпед такого калибра в наличии не оказалось. Испытания ГАС
МГ-10 проводились по ЭМ проекта 56. Дистанция обнаружения НК, идущего скоростью 18 уз при скороcти АПЛ 4,5 уз составила в режиме шумопеленгования 75 каб. Средства
связи были приняты комиссией (за исключением радиопередатчика "Искра"). При испытании корабля АЭУ правого и левого бортов проработали 1700 и 1630 ч соответственно.
При этом в течение 18 ч реакторы работали на мощности 80% номинальной. Итоговые данные по организации испытаний первой АПЛ ТОФ показывают, что продолжительность
заводских ходовых испытаний составила всего два ходовых дня, а общая продолжительность Государственных испытаний - 222 дня. Из них только 34 были ходовыми, в
течение которых КрПЛ прошла в надводном положении 3840 миль за 445 ч, а в подводном положении - 2560 миль за 223 ч. На устранение дефектов ракетного комплекса было
затрачено 140 дней. Контрольный выход состоялся 29 мая. Устранение выявленных замечаний заняло почти весь следующий месяц;
1961 год 28 июня
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Ответственный сдатчик – Хвалин Ю.И., председатель госкомиссии – контр-адм. Иванов Ю.В.;
1962 год
186-й экипаж сформирован как экипаж АПЛ проекта 659 в качестве резервного для КрПЛ К-45 проекта 659;
1962 год май - 1964 год январь
Находилась в гарантийном ремонте;
1964 год 4 ноября
Вошла в состав Тихоокеанского флота (приказ ГК ВМФ №00126);
1964 год 6 ноября
Перешла из бухты Павловского в бухту Крашенинникова;
1964 год 16 декабря
Перечислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ (приказ командующего КчВФл №00452) с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1965 год 1 января
Уже была включена в состав "боевого ядра" соединения;
1965 год - 1966 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 90 суток;
1965 год 16 - 20 июля
Приняла участие в ЗКШУ 15-й ЭскПЛ. Принимала на борт спецоружие и находилась в точке рассредоточения;
1966 год
Отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники, обучение новых экипажей;
1966 год 1 ноября
Перешла для ремонта в Большой Камень;
1966 год октябрь - 1970 год сентябрь
Прошла ремонт и перевооружение в торпедную подводную лодку по проекту 659Т на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень (Приморский край). По другим данным ремонт просходил с 31.12.1966 по
12.09.1968. Экипаж был подчинен командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1968 год 9 октября
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - 4-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Павловского в заливе Стрелок (п.Фокино);
1970 год 30 сентября
Подписан приемный акт, вступила в строй. Ответственный сдатчик – Рыбак В.А., председатель госкомиссии – кап.1р. Лемин. По окончании модернизации возвращена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - 4-я ФлПЛ) КТОФ;
1970 год 20 октября
Отнесена к проекту 659Т;
1971 год 19 августа
На контрольном выходе в море ПЛ С-222 проекта 613 в море перед выходом на БС, при выполнении противолодочной торпедной стрельбы в дуэльной ситуации в момент всплытия произошло столкновение с
находящейся в надводном положении АПЛ К-45 проекта 659Т. ПЛ С-222 получила пробоины ЦГБ правого борта №1,2 и 3, были изогнуты все четыре ТА, в трех из которых
находились боевые торпеды. Жертв удалось избежать;
1972 год 9 мая - июнь
Совместно с К-184 и К-57 развернута по боевой тревоге в Тонкийском заливе Южно-Китайского моря с целью слежения за авианосными силами США. Позже К-45
была переразвернута в Филиппинское море;
1972 год - 1974 год
Совершила автономный поход на БС продолжительностью 48 суток;
1975 год 27 декабря - 1976 год 15 февраля
Выполнила задачи автономной БС в Филиппинском и Южно-Китайском морях продолжительностью 51 сутки;
1976 год 20 ноября - 1977 год 1 мая
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Заварухин Г.М.) в Индийском океане продолжительностью 163 суток (из них 89 ходовых суток) с пополнением запасов в в ПМТО Бербера (Сомали). Во время БС в Индийском
океане находилась в подчинении 8-й ОпЭск;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;
1977 год май - 1978 год май
Находилась в текущем ремонте на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1979 год 16 декабря
В море было обнаружено возрастание газовой активности в носовой аппаратной выгородке до 49 ПДК. ППУ ЛБ была выведена из действия. Однако в море причину
течи обнаружить не удалось. И только 14-15 апреля 1980 г. было установлено наличие течи 1 контура по крышке реактора ЛБ из-за нарушения плотности гильзы;
1981 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов на СРЗ-30 в б.Чажма (по другим данным перегрузка была произведена во время ремонта в 1977-1978 годах). Экипаж подчинен 52-му ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ;
1981 год 10 сентября
ПЛ вышла в море (командир - кап.2р. Конев А.В., старший на борту - КД кап.1р. Самойлов Ю.М(А?).) для проведения глубоководного погружения в районе бухты Кит. Во время перехода
в район боевой подготовки, на мостике находился командир корабля. Ветер с направлением 165° (5 м/сек) и волнение моря около 1 балла при полной ночной видимости не
вызывали затруднений в управлении ПЛ. По приказу оперативного дежурного Тихоокеанского флота подводная лодка легла на курс 0° и следовала со скоростью 12,5 узлов.
Радиометрист доложил о трех скоплениях рыболовных судов и командир лодки принял решение перейти на движение под электродвигателями для облегчения маневрирования.
Комдив проигнорировал это решение командира и приказал оставить прежний режим движения. Сближаясь с группами надводных целей, подводная лодка совершила несколько
изменений курса в течение 5-6 минут (к 05.39) На лодке не были предприняты меры безопасности, соответствующие обстановке подхода к району, стесненному в
навигационном отношении. Не была повышена боевая готовность, не функционировал боевой информационный пост, а вахтенный офицер отправлен командиром в радиорубку для
очередного сеанса радиосвязи. Командир считал, что все обнаруженные цели лежат в дрейфе и не предпринял никаких действий даже после доклада радиометриста о
неизменности пеленга и сокращении дистанции. Между тем, РТМС "Новокачалинск" быстро сближался с подводной лодкой, на фоне огней судов, этот маневр РТМС был не заметен.
В 06.03 дистанция составляла уже менее 5 кабельтовых и траулер внезапно резко повернул влево. Командир ПЛ внезапно обнаружил красный бортовой огонь неизвестного судна
и приказал сигнальщику выстрелить красную ракету и дать серию проблесков прожектором в сторону приближающегося судна. Команда "Лево на борт!" и "Реверс!" запоздали и
в 06.05 подводная лодка К-45 столкнулась с траулером, нанеся ему таранный удар форштевнем. В борту траулера образовалась пробоина размером 3,5 м х 6,0
м, а у ПЛ отмечено сильное повреждение носовой части легкого корпуса и гидроакустических станций. Никто из экипажей на подводной лодке и РТМС не пострадал. Самойлова
Ю.М(А?). сняли с должности и уволили в запас. РТМС и КрПЛ поставили в ремонт;
1981 год 15 октября - 1982 год 20 февраля
Прошла аварийный ремонт;
1983 год 31 мая
Перечислена в состав 28-й ДиПЛ Сахалинской ФлРС (с 01.07.1990 - 60-я БрПЛ резерва Совгаванской ВМБ) КТОФ;
1983 год 1 июня
Была перебазирована в бухту Постовая (п.Советская Гавань);
1983 год
Выполнила задачи боевой службы продолжительностью 53 суток;
1984 год
Экипаж подтвердил звание "отличного";
1984 год - 1985 год
Совершила автономный поход на БС общей продолжительностью 257 суток, пройдя над водой 1226 миль и под водой 17747 миль. Осуществила заход в г.Камрань (СРВ);
1986 год - 1988 год
После 9-месячной боевой службы находилась в среднем ремонте на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень с освидетельствованием ППУ, заменой трубопроводов систем ГВД и III контура. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1989 год 30 мая
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и в бухте Чажма (п.Дунай) поставлена на прикол (для выгрузки ОЯТ) в составе 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 - 8-я ОБрРПЛ ТОФ), позже переведена для отстоя в
бухту Павловского в составе 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ, с 01.11.1996 - ПрФлРС) ТОФ;
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-45;
1995 год
Выполнены работы по подготовке к длительному хранению на плаву в пункте базирования;
1999 год (приблизительно)
Утилизирована на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень с формированием ректорного блока, который был оставлен на плаву в бухте Разбойник для временного хранения;
2019 год июнь
На площадке долговременного хранения было размещено 53 реакторных отсека из 75 утилизированных АПЛ на ТОФ;
2022 год
К этому времени блок скорее всего был разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание ПДХ "Устричный" для долговременного хранения.
Всего с момента постройки "К-45" прошла 197894 миль за 24907 ходовых часов.
командиры (в/ч 60222):
1. Белашев В.Г. (01.1959-08.1962)
2. Хайтаров В.Д. (21.11.1966–05.03.1968)
3. Ганжа Ю.Н. (06.1968-09.1972)
4. Пушкарев В.Г. (09.1972-12.1974)
5. Заварухин Г.М. (12.1974-09.1977)
6. Губин А.А. (09.1977-07.1981)
7. Конев А.В. (05.01.1982-18.06.1984)
8. Хаперский В.Д. (07.1984-1986)
9. Голомидов Г.В. (1986-1989)
командиры 186-го экипажа (в/ч 62783):
1. Вереникин И.И. (26.10.1962-01.11.1966)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-45:
1. Рябов В.П. (12.1965-04.1966) командир 331-го экипажа
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Информация с сайта http://korabli.qdg.ru/ships/view/151/1/?art_id=65.
7. Информация с сайта http://vlms.ru/biografy/konev.html.
8. Рукавишников Е.Н. "Первый атомоход Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун", №4, 2000г.
9. Розин А. "8 ОПЭСК – хроника боевой службы 1974 г. - 1978 г.".
10. Информация из архива Шварцмана Ефима Михайловича.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2023