К-66, Б-66
проект 659, 659Т
фотография:
Ограждение рубки АПЛ "К-66" проекта 659Т на территории ДВЗ "Звезда".
Фотография с сайта http://shturman-tof.ru
историческая справка:
1960 год 26 марта
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка проекта 659;
1960 год 14 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1960 год 25 мая
В составе 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ сформирован экипаж. Отнесен к особорежимным объектам I категории;
1960 год 27 августа
Экипаж был подчинен командованию 80-й БрСПЛ ТОФ;
1961 год 30 июля
Спущена на воду;
1961 год 15 августа - 17 декабря
Проведены заводские швартовные испытания;
1961 год октябрь
Вошла в состав 26-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Павловского залива Стрелок (п.Фокино);
1961 год 17 - 18 декабря
Проведены заводские ходовые испытания;
1961 год 19 - 28 декабря
Выполнена программа государственных испытаний;
1961 год 28 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1964 год январь - 1965 год июль
Находилась в ремонте;
1964 год 4 ноября
Вошла в состав Тихоокеанского флота (приказ ГК ВМФ №00126);
1964 год 16 декабря
Перечислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ (приказ командующего КчВФл №00452) с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1965 год 28 ноября
Передислоцирована к месту постоянного базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1966 год 17 мая
Числилась в I линии;
1966 год - 1970 год
Выполнила задачи 3 автономных БС общей продолжительностью 146 суток и провела 2 боевых дежурства;
1966 год 6 мая
В базе при зарядке АБ произошел пожар в турбинном отсеке. Тушение с помощью системы ВПЛ-52 результатов не дало. С подошедшего судна "ПУС-4" был подан шланг через люк VIII отсека для тушения пожара, охлаждения переборки турбинного отсека. В результате пожара
был выведен из строя пульт управления ГЭУ обоих бортов, силовые кабели и другое оборудование. Вероятной причиной возникновения пожара явилось срабатывание пусковых брикетов к регенеративным патронам РП-46, хранившихся в кормовой выгородке VI отсека;;
1967 год 20 июня - 23 июля
Произведена перезарядка активных зон реакторов;
1970 год 14 апреля - 5 мая
Участвовала в учениях ВМФ "Океан-70" в северо-западной части Тихого океана (командир - кап.2р. Мальков Б.М.) с задачей: нанесение по приказанию ракетного удара по береговым объектам условного противника;
1970 год август - 1972 год декабря
Прошла ремонт и перевооружение в торпедную подводную лодку по проекту 659Т на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень (Приморский край). Убытие подтверждено директивой Штаба КТОФ №13/1/01310 от 24.12.1970. По другим данным ремонт окончился
10.10.1973 (скорее всего это дата окончания программы испытаний). Экипаж был временно подчинен командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1973 год 16 октября
По окончании программы испытаний перешла для постоянного базирования в бухту Павловского в заливе Стрелок (п.Фокино) и перечислена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - 4-я ФлПЛ) КТОФ;
1974 год 10 мая - 25 июня
Принимала участие в учениях кораблей ВМФ "Сигнал-74" (командир - кап.1р. Яковлев В.К.) в северо-западной части Тихого океана с выполнением практической торпедной стрельбы ПТ-3 (с затоплением торпеды) по подводной лодке условного противника
в дуэльной ситуации;
1975 год. 29 июля - 9 сентября
Выполняла задачи БС продолжительностью 43 суток (командир - кап.1р. Яковлев В.К., второй командир - командир АПЛ К-151 кап.2р. Галутва И.Г.). Во время этого похода 30.08.1975 в Филиппинском море имело место возгорание в
8 отсеке, вызванное проливом растительного масла на электроплиту камбуза. По трубопроводу вентиляции пламя перекинулось в трюм отсека, где хранились коробки с регенерацией. Создалась реальная угроза их взрыва. Возгорание было ликвидировано
с использованием системы ЛОХ;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;
1977 год - 1979 год
Выполнила задачи 2 автономных БС общей продолжительностью 83 суток (1979 год - Филиппинское море);
1978 год
При стоянке на якоре из-за большого волнения оторвало швартовы стоявшего у борта торпедолова, которые затянуло в циркуляционную трассу ПБ и намотало на рабочее колесо циркуляционного насоса ЭЦН 4800/12;
1979 год
Выполнила задачи автономной БС у берегов СР Вьетнам для защиты от возможной китайской агрессии. Была "подплавлена" активная зона;
1979 год
Имел место разрыв резинометаллического патрубка маслопровода редуктора ГТЗА ЛБ, что привело к потере около 6 т турбинного масла и остановке ГТЗА;
1981 год
В связи с течью 1 контура по корпусу реактора ПБ приказом командующего КТОФ выведена в резерв;
1986 год 12 октября
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и в бухте Павловского (п.Фокино) поставлена на прикол в составе 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ ТОФ;
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-66;
1993 год 28 сентября
Переведена в бухту Чажма (пос.Дунай) и поставлена на отстой в составе 8-й ОБрРПЛ (с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ) ТОФ;
1996 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в бухте Чажма (пос.Дунай);
2004 год 11 августа - 18 октября
На ДВЗ "Звезда" (пос.Большой Камень) произведена выгрузка ОЯТ;
2005 год (предположительно)
Разделана на металл на ФГУП "ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень) с формированием ректорного блока, который был оставлен на плаву в бухте Разбойник для временного хранения. На территории ДВЗ "Звезда" установлено
ограждение рубки подводной лодки К-66, одной из первых прошедшей ремонт и получившей второе рождение на судоремонтном предприятии. Рядом расположены таблички с именами всех заказов, прошедших
ремонт на на ДВЗ "Звезда";
2019 год июнь
На площадке долговременного хранения было размещено 53 реакторных отсека из 75 утилизированных АПЛ на ТОФ;
2022 год
К этому времени блок скорее всего был разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание ПДХ "Устричный" для долговременного хранения.
Всего с момента постройки "К-66" прошла 143037 миль за 15663 ходовых часов.
командиры (в/ч 69280):
1. Туманов В.Г. (1961-1962)
2. Войтенко (1962-08.1969)
3. Мальков Б.М. (08.1969-09.1970)
4. Мациевский М.А. (09.1970-03.1974)
5. Яковлев В.К. (03.1974-03.1976)
6. Сизов Г.М. (03.1976-01.1980)
7. Большаков Б.В. (1984-1986-198?)
дополнительная информация:
1. Фотография АПЛ "К-66"("Б-66"?) проекта 659Т на отстое в бухте Павловского.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Статья Копьева А.Ф. "Записки командира ПЛА 670 проекта ТОФ".
7. Фотография со странички http://shturman-tof.ru/Morskay/morskie_musei/k_66_bk.htm
8. Киселев А. "Обращение с отработавшим ядерным топливом на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».
9. Информация из архива Шварцмана Ефима Михайловича.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022