Rambler's Top100 Подводная лодка К-18, К-162, К-222. Проект 661

К-18, К-162, К-222
проект 661




фотография:


Подводная лодка К-162

КрПЛ К-162 проекта 661 на испытаниях




историческая справка:


1962 год 3 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-18;

1962 год 31 декабря
Снята со строительства;

1963 год 28 декабря
Заложена в цехе №42 на Северном машиностроительном предприятии в г.Северодвинск как экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;

1965 год 27 января
Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола. Однажды это привело к трагедии. Рабочие готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха;

1965 год осень
Сформирован экипаж;

1968 год 21 декабря
Спущена на воду (выведена из дока). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;

1969 год
В декабре на испытаниях при 80% мощности реакторов достигла скорости 42 узла. После всплытия обнаружилось, что во время 12-часового полного хода сорвало входную дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель аварийно-сигнального буя. Плоская палуба надстройки стала выпуклой. Выполнена программа государственных испытаний. Ответственный сдатчик Палкин К.М., сдаточный механик Леонов Э.П.;

1969 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1970 год 9 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота;

1970 год январь - 1971 год декабрь
Опытная эксплуатация. Пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой;

1970 год 14 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу;

1970 год 18 декабря
Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Маслов, главный конструктор Шульженко и ответственный сдатчик Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление ГТЗА. На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97% была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.;

1970 год 29 декабря
Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу;

1971 год февраль - март
Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия очередного съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту - председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ кап.1р. Э.Бульон разрешил развить ход при 100% мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания - 44,7 узла;

1971 год 25 сентября - 4 декабря
Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан, где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США "Саратога" (USS "Saratoga" CV-60). Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату);

1972 год 24 октября - 1975 год 6 января
Находилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. Основным видом работ были сварочные - заваривались многочисленные трещины в корпусе;

1974 год ноябрь
Вышла в море для испытаний. На борту, кроме экипажа, находилось около 200 человек сдаточной команды. АПЛ прошла скоростные испытания (опять показав скорость около 45 узлов) и глубоководное погружение на 300 метров. При погружении открылась течь во 2-м отсеке, через прокладку клапана осушения акустической выгородки - трюм был затоплен на 25-30 см.;

1975 год январь
Возвратилась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение гермитичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия;

1975 год апрель
Приняла участие в учении "Океан-75";

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;

1978 год 15 января
Присвоен новый тактический номер К-222;

1978 год 21 декабря - 1981 год 24 февраля
Находилась в среднем ремонте на "Севмашпредприятии" в г.Северодвинск. 30 ноября 1980 года во время послеремонтных испытаний лодки из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора последовало резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал;

1980 год (предположительно)
327-й экипаж АПЛ проекта 670 переформирован в экипаж АПЛ проекта 661;

1981 год
Выполнила задачи автономной БС;

1984 год
Расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661;

1984 год июнь
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1984 год декабрь
Выведена из эксплуатации;

1988 год
Поставлена на прикол в г.Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1989 год 14 марта
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1999 год 7 ноября
Спущен флаг ВМФ. АПЛ передан гражданскому экипажу предприятия "Севмаш";

2000 год - 2008 год
Находилась в ожидании утилизации в акватории ФГУП "ПО "Севмаш";

2008 год 23 июля
Переведена с ФГУП "ПО "Севмаш" на ФГУП "МП "Звездочка" для дальнейшей утилизации;

2010 год сентябрь - октябрь
Утилизирована на ОАО "ЦС "Звездочка", трехотсечный блок оставлен на плаву неподалеку от причала №27 (г.Северодвинск). Ограждение рубки было сохранено и по состоянию на 2015 год хранилось на предприятии для возможной установки в качестве мемориала северодвинским корабелам;

2013 год май
Специалисты ОАО "ЦС "Звездочка" приступили к выгрузке ОЯТ из реакторов ПЛ. Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов в специальные транспортные контейнеры. Конструктивные особенности реакторов этой АПЛ не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое оборудование;

2014 год 1 декабря
Выгружен реактор левого борта. В декабре первый спецэшелон вывез отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат "Маяк" для хранения и переработки";

2015 год 18 марта
Выгружен реактор правого борта;

2015 год март
К концу марта завершена уникальная операция по выгрузке отработавшего ядерного топлива и герметизация реакторов АПЛ;

2015 год июнь
Трехотсечный реакторный блок АПЛ отбуксирован в ПДХ "Сайда" (губа Сайда, Кольский полуостров) для долговременного хранения;

2020 год 9 октября
В Северодвинске запланировано создание декоративной композиция "Рубка АПЛ проекта 661". Размещение композиции планируется в Приморском парке, расположенном на территории градостроительного квартала 095 в районе бульвара Строителей. Основной композиционный элемент - рубка атомной подводной лодки К-222 проекта 661. Ориентирована рубка носовой частью в сторону города, символизируя возвращение подводной лодки в порт. Основанием для рубки является макет части корпуса подводной лодки, выполненный из бетона и окрашенный в цвет рубки. Основание обрамлено гранитным постаментом с цоколем. По периметру бетонного основания расположены декоративные элементы в форме льдин, которые создают эффект всплытия подводной лодки сквозь постамент, словно через толщу льда. Материал льдин: белый Полотцкий мрамор с полированными лицевыми поверхностями и неровными сколотыми краями (вид обработки "скала"). Вся композиция слегка приподнята носовой частью, что создает дополнительный визуальный эффект всплытия. Проектом предполагается подсветка носовой части рубки и льдин прожекторами, дающими мягкий холодный свет. Автор проекта - архитектор Смирнова Юлия Андреевна.




командиры (в/ч 81251):


1. Голубков Ю.Т. (1965-1975)
2. Лищинский В.С. (1975-1985-1986?)
3. Филатов В.П. (1985?-1986-10.1987)
4. Горюнов О.В. (1987-1990?)
5. Касаткин Ю.И. (1990?-199?)
6. Самойлов А.В. (199?-1996)
7. Криветченко А.А. (1996-1999)



дополнительная информация:


1. Фотография АПЛ К-162 проекта 661 на испытаниях. 1969 год (предположительно).
2. Фотография АПЛ К-222 проекта 661 на ФГУП "ПО "Севмаш". 2005 год (предположительно).
3. Фотография АПЛ К-222 проекта 661 перед постановкой в док на утилизацию. 2010 год.
4. Фотография АПЛ К-222 проекта 661 в доке на ОАО "ЦС "Звездочка". 2010 год.
5. Фотография ограждения рубки АПЛ К-222 проекта 661 после утилизации. 2010 год (предположительно).



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Информация с сайта http://www.rosflot.ru/date/12/31.shtml.
7. Информация с сайта http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=2858.
8. Информация с сайта http://smena.ru/news/2006/11/08/9252.
9. Статья "Корабль, обогнавший время", Северный рабочий, 25.01.2005
10. "Одннадцая дивизия подводных лодок Северного флота", спец.выпуск №6, ВТА Тайфун, 2008г.
11. Информация от ветеранов подводников КСФ и работников предприятий "СевМаш" и "Звездочка".
12. Воспоминания членов экипажаю



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020