Проект 667АТ «Груша»
(NATO – “Yankee-Notch”).
Модификация проекта 667А.
1. Количество подводных лодок проекта: 3 (построены) + 4 (планировались)
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания | |||
начало |
окончание |
вступление в строй | ||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (3+1) | ||||||
1 |
414 |
17.05.1984 |
20.12.1988 |
1989 |
мод. по проекту 667АТ | |
2 |
415 |
24.06.1988 |
30.12.1991 |
1992 |
мод. по проекту 667АТ | |
3 |
440 |
1983 |
1986 |
1987 |
мод. по проекту 667АТ | |
4 |
422 |
1988 |
- |
- |
работы не проводились | |
БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ: ДВЗ «Звезда» (0-3) | ||||||
4 |
416 |
1988 |
- |
- |
работы не проводились | |
5 |
153 |
1980 |
- |
- |
работы не закончены | |
6 |
151 |
18.01.1982 |
- |
- |
работы не закончены |
4. История проекта:
В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска “адекватного” ответа.
Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа “Томагавк”. Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.
В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов — малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.
Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).
Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».
Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность — 3000 км, система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.
Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта — четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.
Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать несколько АПК проекта 667А, в том числе не менее трех на ДВЗ «Звезда» (п.Большой Камень) и как минимум четыре на МП «Звездочка» (г.Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г.Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности ДВЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».
Одновременно с переоборудованием кораблей шли испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ), которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.
Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408 (зав. № 416) - третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию по проекту 667АТ, 17.07.1988г. исключили из боевого состава флота. На ней какие-либо работы не проводились вообще.
5. Схема проекта:
Продольный разрез АПКРРК пр. 667АТ:
1 — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2
— навигационный обнаружитель круговой (НОК);
3 - цистерна безпузырной торпедной
стрельбы; 4 - 533-мм ТА; 5 - цистерна кольцевого зазора;
6 — торпедозаместительная цистерна; 7
— носовой люк; 8 — носовой аварийный буй;
9 — запасные 533-мм торпеды; 10 —
торпедопогрузочный люк; 11 — носовой (торпедный) отсек;
12 — носовая группа АБ; 13 —
гидродинамический лаг; 14 — ЦГБ; 15 — шпиль и шпилевая машина;
16 — баллоны ВВД; 17 — второй (жилой)
отсек; 18 — кормовая группа АБ;
19 — антенна навигационного
обнаружителя разводий (НОР); 20 — закрытый ходовой мостик;
21 — репитер гирокомпаса; 22 —
перископ системы МТ-70-8; 23 — перископ ПЗНГ-8;
24 — боевая рубка; 25 — третий
(центральный) отсек; 26 — центральный пост; 27 — антенна РЛК;
28 — антенна радиопеленгатора
«Завеса»; 29 — антенна СОРС «Залив-П»; 30 — РДП;
31 — четвертый (жилой) отсек; 32 —
533-мм ТА для запуска КР «Гранат»;
33 — запасные КР «Гранат»; 34 — пятый
(ракетный) отсек; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка;
36 — шестой (вспомогательных
механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива;
38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 —
реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок;
42 — рессиверные баллоны; 43 —
восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина;
45 — конденсатор; 46 — муфта
эластичная; 47 — планетарный редуктор;
48 — главный упорный подшипник (ГУП);
49 — маслоохладитель;
50 — девятый (кормовой турбинный)
отсек; 51 — электронасос конденсаторный;
52 — автономный турбогенератор (АТГ);
53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк;
55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта
эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек;
58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей
Схема размещения ВУ АПКРРК проекта 667АТ:
1 - ПМУ РДП; 2 - АП СОРС «Залив-П»; 3
- АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - АП РЛК «Альбатрос»;
5 - перископ ПЗНГ-8М; 0 - ПМУ
«Ива-М»; 7 - перископ ПЗНС-8; 8 - ПМУ «Синтез»;
9 - обтекатель АП НОР (навигационного обнаружителя разводий).
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное 8880 (8700?)
подводное 11400 (13800?,
9684?)
Длина наибольшая, м. 141,7
Ширина корпуса наибольшая, м. 12,8
Осадка средняя, м. 7,8 (8,0?)
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м:
рабочая 320
предельная 400
Автономность, сут. 70
Экипаж, чел. 121
(118?)
Энергетическая установка:
Главные механизмы:
тип АЭУ
ППУ:
марка ОК-700
количество х тип ЯР 2 х ВВР
марка ЯР ВМ-2-4
суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180
ПТУ:
тип ГТЗА
с эшелонным расположением
количество х мощность ГТЗА, л. с. 2 х 20000
марка ГТЗА ТЗА-635
количество х мощность АТГ, кВт 4 х 3000
количество х тип движителей 2 х ВФШ
Резервные источники энергии и средства
движения:
количество х мощность ДГ, кВт 2 х 460
тип АБ свинцово-кислотная
количество групп х эл. в каждой
группе 2 х 112
количество х мощн. ГЭД на линии
вала, кВт 2 х 225
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная 16,5
подводная 27
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса «Гранат»
количество х калибр ТА для РК 8 х 533
боекомплект (тип) КР РК-55 32
(ЗМ-10)
вид старта подводный, из
ТА
тип ПЗРК «Стрела-2М»
количество контейнеров для хранения
ЗР 1
боекомплект ЗР 6
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм 6 х 533
боезапас (тип) торпед 14
(СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М)
Радиоэлектронное:
БИУС «Омнибус-АТ»
НК «Тобол-АТ»
система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)
КСС «Молния-ЛМ
1»
ГАК «Рубикон»
(МГК-400)
РЛК «Альбатрос»
(РЛК-101)
с приставкой «Корма» (РЛК-57)
СОРС «Залив-П»
(МРП-21A)
ТК МТ-70
перископы ПЗНГ-8М и ПЗНС-8
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024