Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 667АТ

Проект 667АТ «Груша» (NATO – “Yankee-Notch”).

Модификация проекта 667А.



1. Количество подводных лодок проекта: 3 (построены) + 4 (планировались)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проекта 667АТ


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (3+1)

1

 К-253

414

17.05.1984

20.12.1988

1989

 мод. по проекту 667АТ

2

 К-395

415

24.06.1988

30.12.1991

1992

 мод. по проекту 667АТ

3

 К-423

440

1983

1986

1987

 мод. по проекту 667АТ

4

 К-26

422

1988

-

-

 работы не проводились

 БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ: ДВЗ «Звезда» (0-3)

4

 К-408

416

1988

-

-

 работы не проводились

5

 К-236

153

1980

-

-

 работы не закончены

6

 К-399

151

18.01.1982

-

-

 работы не закончены



4. История проекта:


В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска “адекватного” ответа.

Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа “Томагавк”. Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.

В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.

В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов — малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.

Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.

Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).

Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».

Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность — 3000 км, система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.

Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.

Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта — четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.

Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.

Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать несколько АПК проекта 667А, в том числе не менее трех на ДВЗ «Звезда» (п.Большой Камень) и как минимум четыре на МП «Звездочка» (г.Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г.Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности ДВЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».

Одновременно с переоборудованием кораблей шли испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ), которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.

Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408 (зав. № 416) - третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию по проекту 667АТ, 17.07.1988г. исключили из боевого состава флота. На ней какие-либо работы не проводились вообще.


5. Схема проекта:


667АТ

Увеличенная схема (80 Кб)


Продольный разрез АПКРРК пр. 667АТ:

1 — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 — навигационный обнаружитель круговой (НОК);

3 - цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 4 - 533-мм ТА; 5 - цистерна кольцевого зазора;

6 — торпедозаместительная цистерна; 7 — носовой люк; 8 — носовой аварийный буй;

9 — запасные 533-мм торпеды; 10 — торпедопогрузочный люк; 11 — носовой (торпедный) отсек;

12 — носовая группа АБ; 13 — гидродинамический лаг; 14 — ЦГБ; 15 — шпиль и шпилевая машина;

16 — баллоны ВВД; 17 — второй (жилой) отсек; 18 — кормовая группа АБ;

19 — антенна навигационного обнаружителя разводий (НОР); 20 — закрытый ходовой мостик;

21 — репитер гирокомпаса; 22 — перископ системы МТ-70-8; 23 — перископ ПЗНГ-8;

24 — боевая рубка; 25 — третий (центральный) отсек; 26 — центральный пост; 27 — антенна РЛК;

28 — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 29 — антенна СОРС «Залив-П»; 30 — РДП;

31 — четвертый (жилой) отсек; 32 — 533-мм ТА для запуска КР «Гранат»;

33 — запасные КР «Гранат»; 34 — пятый (ракетный) отсек; 35 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка;

36 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 37 — цистерны дизельного топлива;

38 — седьмой (реакторный) отсек; 39 — реактор; 40 — парогенератор; 41 — теплообменный блок;

42 — рессиверные баллоны; 43 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 44 — паровая турбина;

45 — конденсатор; 46 — муфта эластичная; 47 — планетарный редуктор;

48 — главный упорный подшипник (ГУП); 49 — маслоохладитель;

50 — девятый (кормовой турбинный) отсек; 51 — электронасос конденсаторный;

52 — автономный турбогенератор (АТГ); 53 — всплывающая камера (ВСК); 54 — кормовой люк;

55 — гребной ЭД (ГЭД); 56 — муфта эластичная; 57 — десятый (кормовой) отсек;

58 — кормовой аварийный буй; 59 — приводы кормовых рулей


667АТ


Схема размещения ВУ АПКРРК проекта 667АТ:

1 - ПМУ РДП; 2 - АП СОРС «Залив-П»; 3 - АП радиопеленгатора «Завеса»; 4 - АП РЛК «Альбатрос»;

5 - перископ ПЗНГ-8М; 0 - ПМУ «Ива-М»; 7 - перископ ПЗНС-8; 8 - ПМУ «Синтез»;

9 - обтекатель АП НОР (навигационного обнаружителя разводий).


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

надводное                                                      8880 (8700?)

подводное                                                      11400 (13800?, 9684?)

Длина наибольшая, м.                                                141,7

Ширина корпуса наибольшая, м.                                 12,8

Осадка средняя, м.                                                    7,8 (8,0?)

Архитектурно-конструктивный тип                                двухкорпусный

Глубина погружения, м:

рабочая                                                          320

предельная                                                     400

Автономность, сут.                                                      70

Экипаж, чел.                                                               121 (118?)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип                                                                  АЭУ

ППУ:

марка                                                              ОК-700

количество х тип ЯР                                        2 х ВВР

марка ЯР                                                        ВМ-2-4

суммарная тепловая мощность ЯР, МВт         180

ПТУ:

тип                                                                  ГТЗА с эшелонным расположением

количество х мощность ГТЗА, л. с.                  2 х 20000

марка ГТЗА                                                     ТЗА-635

количество х мощность АТГ, кВт                     4 х 3000

количество х тип движителей                           2 х ВФШ

Резервные источники энергии и средства движения:

количество х мощность ДГ, кВт                       2 х 460

тип АБ                                                            свинцово-кислотная

количество групп х эл. в каждой группе           2 х 112

количество х мощн. ГЭД на линии вала, кВт    2 х 225

Скорость хода наибольшая, уз:

надводная                                                      16,5

подводная                                                      27

Вооружение:

Ракетное:

тип ракетного комплекса                                  «Гранат»

количество х калибр ТА для РК                       8 х 533

боекомплект (тип) КР    РК-55                           32 (ЗМ-10)

вид старта                                                       подводный, из ТА

тип ПЗРК                                                        «Стрела-2М»

количество контейнеров для хранения ЗР        1

боекомплект ЗР                                               6

Торпедное:

количество х калибр ТА, мм                            6 х 533

боезапас (тип) торпед                                      14 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М)

Радиоэлектронное:

БИУС                                                              «Омнибус-АТ»

НК                                                                  «Тобол-АТ»

система КН                                                     «Шлюз» (АДК-ЗМ)

КСС                                                                «Молния-ЛМ 1»

ГАК                                                                 «Рубикон» (МГК-400)

РЛК                                                                «Альбатрос» (РЛК-101)

с приставкой «Корма» (РЛК-57)

СОРС                                                             «Залив-П» (МРП-21A)

ТК                                                                   МТ-70

перископы                                                       ПЗНГ-8М и ПЗНС-8


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024