Проект 667М «Андромеда» (NATO – “Yankee Sidecar”).
Модернизация проекта 667А
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания | |||
начало |
окончание |
вступление в строй | ||||
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (1) | ||||||
1 |
432 |
1980 |
1986 |
12.1990 |
в торпедном варианте |
4. История проекта:
В 70-е годы в СССР параллельно с работами по созданию дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, предназначенных для пуска из стандартных торпедных аппаратов, в нашей стране, в соответствии с правительственным постановлением от 9 декабря 1976 г. началась разработка принципиально нового класса морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5—3,0) КР с дальностью более 5000 км. Выбор дальности определялся стремлением избежать захода подводной лодки — носителя в зону активной противолодочной обороны США. Кроме того, требовалось поражать территорию противника на достаточно большую глубину.
Разработка сверхзвукового ракетного комплекса «Метеорит-М» с КР ЗМ-25 была поручена КБ В. Н. Челомея. Параллельно с морским вариантом «Метеорита» (отсюда и индекс «М» в названии комплекса) разрабатывались варианты воздушного (носитель — Ту-95) и наземного базирования. Ракета «3М-25», созданная в 1980 г., на наземных и авиационных пусковых установках не развертывалось, т.к. в соответствии с международным договором ракеты средней и малой дальности наземного и авиационного базирования подлежали уничтожению. Работы продолжались только по КР комплекса «Метеорит-М», предназначенной для использования с кораблей и ПЛ. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч. Ракета ЗМ-25 «Гром», выполненная по аэродинамической схеме «утка» со складным стреловидным крылом и двухкилевым складным вертикальным оперением, оснащенная маршевым ТРД и двумя стартовыми жидкостными ускори-телями, имела стартовую массу 12 650 кг (6380 кг без ускорителя), имела максимальную скорость полета 3500 км/ч и дальность стрельбы более 5000 км. Полет КР протекал на высотах 22 — 24 км, что в сочетании с большой сверхзвуковой скоростью, малой радиолокационной заметностью и полностью автономной помехоустойчивой системой наведения делало КР практически неуязвимой для современных средств ПВО и ПРО США.
Обеспечение КР «Метеорит» сверхзвуковой скорости полета повлекло за собой существенное увеличение ее массогабаритных характеристик по сравнению с КР «Гранат» и необходимость размещения ракеты на ПЛ не в ТА, а в контейнере.
Изначально в качестве носителя для морского варианта предполагалось использовать АПКРРК проекта 949, модернизированный по проекту 949М. Однако проектные проработки, которые выполнило ЦКБ МТ «Рубин», показали, что для размещения КР ЗМ-25 на пусковой установке ПКРК «Гранит» необходимо радикальное изменение конструкции последней, а для размещения второго комплекта АУ КСППО комплекса «Метеорит» потребуется увеличить длину АПКРРК на 5 —7 м. Попытки же создания унифицированной АУ КСППО для комплексов «Гранит» и «Метеорит» не увенчались успехом. После этого корабельные испытания комплекса предполагалось проводить с одной из подводных лодок проекта 675, но в дальнейшем, по предложению ЛПМБ «Рубин», приняли решение переоборудовать для этой цели один из РПК СН проекта 667А, выводимых из состава стратегических сил по договору ОСВ-1, имея в виду не только проведение на этой ПЛ испытаний, но и последующую эксплуатацию лодки как боевой единицы. Для переоборудования выделили ПЛ К-420, на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки и выполнен сопутствующий ремонт. Заводом-строителем назначили Севмашпредприятие (генеральный директор Г. Л. Просянкин). Технический проект переоборудования АПЛ проекта 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (проект 667М, шифр «Андромеда») ЛПМБ «Рубин» разработало в 1 квартале 1979 г. Проектом предусматривалось размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами ЗМ-25, расположенных побортно вне прочного корпуса - в междубортном пространстве под углом 45°. КР ЗМ-25 хранилась в контейнере со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате и с загерметизированным маршевым двигателем. Пуск мог производиться с глубины 40 м и при скорости хода носителя до 10 уз. Перед стартом контейнер заполнялся водой кольцевого зазора и для открывания крышки давление воды в нем сравнивалось с забортным. Одновременно шел наддув самой ракеты (для избежания ее деформации). Первые два двигателя стартового агрегата выносили ракету на поверхность. После схода с направляющих ПУ раскрывались консоли крыльев и запускался маршевый двигатель. На поверхности запускались два оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от ракеты после достижения заданной скорости полета.
Значительные габариты КР и соответственно ракетных контейнеров, а также их количество (12 ракет) оказали существенное влияние на архитектурно-конструктивный облик ПЛАРК. В районе размещения ракетных контейнеров (по бортам в средней, части ПЛ) была увеличена с 11,7 м до 15,0 м ширина наружного корпуса. Диаметр ПК в этом районе, наоборот, был уменьшен против диаметра ПК демонтируемых отсеков БР.
Для этого потребовалось сформировать новый средний блок корпуса (из трех отсеков) взамен вырезанных ракетных отсеков базовой ПЛ, увеличить длину корабля примерно на 20 м и ширину до 15 м, что привело к изменению архитектурного облика ПЛ после переоборудования. В новых 4 и 5 отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, а в третьем (5-бис) - жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа. Некоторую перекомпоновку произвели и в центральном посту в связи с установкой новой системы управления комплексом ракетного оружия, нового навигационного комплекса «Тобол-АТ», комплекса средств радиосвязи «Молния-ЛМ1» и гидроакустического комплекса «Рубикон». С целью удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления «Бор». Работы по переоборудованию и ремонту ПЛ велись Севмашпредприятием исключительно быстрыми темпами.
Отработка ракет пусками с наземного стенда (полигон Капустин Яр) и плавстенда ПСК на Черном море происходила параллельно с переоборудованием корабля. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет ЗМ-25. Хотя уже 27 декабря 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания комплекса с ПЛ, они продолжались по 1986г. включительно (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.).
Причин столь длительной отработки комплекса было несколько, но, пожалуй, главным являлось большое количество принципиально новых технических решений, принятых в проекте: «мокрый» подводный старт крылатой ракеты под стартовоазгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др. Все эти прогрессивные решения требовали тщательной экспериментальной отработки, что приводило к многократным повторным испытаниям и, соответственно, к многочисленным переносам сроков сдачи. В результате совместные (государственные) испытания комплекса «Метеорит-М» начались только в 1988 г., сначала с наземного стенда (4 пуска), а затем с ПЛ (3 пуска).
Подводный старт ракет производился из заполненных водой кольцевого зазора ракетных контейнеров с «глухим» задним днищем. При этом выход КР на поверхность воды и движение на начальном воздушном участке траектории полета происходили при работе стартовых ускорителей до запуска и выхода на рабочий режим маршевого ТРД. В полете, траектория движения ракеты к цели могла корректироваться путем радиолокационной системы считывания рельефа местности.
К сожалению, количество успешных пусков на всех этапах испытаний примерно соответствовало числу неудачных, так как комплекс все же не был доведен до «ума». Кроме того, стоимость переоборудования под комплекс «Метеорит-М» РПКСН проекта 667A, выводимых по договору ОСВ-1, оказалась слишком высокой. В результате по совместному решению промышленности и ВМФ работы по программе в конце 1989г. были прекращены и переоборудование РПКСН проекта 667А как и АЛЛ других проектов в ПЛАРК с КР «Метеорит-М» не производилось.
Корабельную часть комплекса передали на ответственное хранение личному составу ПЛ, а саму лодку в 1990 г. сдали флоту в торпедном варианте.
5. Схема проекта:
Продольный разрез АПКРРК проекта 667М:
1 — основные антенны ГАК «Рубикон»; 2 — навигационный обнаружитель круговой (НОК); 3 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 4 — 533-мм ТА; 5 — цистерна кольцевого зазора;
6 — торпедозаместительная цистерна; 7 — носовой люк; 8 — носовой аварийный буй; 9 — запасные 533-мм торпеды; 10 — торпедопогрузочный люк; 11 — носовой (торпедный) отсек;
12 — носовая группа АБ; 13 — гидродинамический лаг; 14 — ЦГБ; 15 — шпиль и шпилевая машина; 16 — баллоны ВВД; 17 — второй (жилой) отсек; 18 — кормовая группа АБ;
19 — антенна навигационного обнаружителя разводий (НОР); 20 — закрытый ходовой мостик;
21 — репитер гирокомпаса; 22 — перископ системы МТ-70-8; 23 — перископ ПЗНГ- 8;
24 — боевая рубка; 25 — третий (центральный) отсек; 26 — центральный пост;
27 — перископ астрокорректора «Волна»; 28 — антенна РЛК; 29 — антенна радиопеленгатора «Завеса»; 30 — антенна
СОРС «Залив-П»; 31 — РДП; 32 — антенна комплекса связи «Анис»;
33 — четвертый (носовой ракетный) отсек; 34 — ракетные контейнеры с ПУ РК «Метеорит-М»; 35 — пятый (кормовой ракетный)
отсек; 36 — кладовая сухой провизии;
37 — пятый-бис (жилой) отсек; 38 — ВВАБТ «Параван» и ее лебедка; 39 — шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 40 — цистерны дизельного топлива;
41 — седьмой (реакторный) отсек; 42 — реактор; 43 — парогенератор; 44 — тепло-обменный блок; 45 — рессиверные баллоны; 46 — восьмой (носовой турбинный) отсек; 47 — паровая турбина;
48 — конденсатор; 49 — муфта эластичная; 50 — планетарный редуктор; 51 — главный упорный подшипник (ГУП); 52 — маслоохладитель;
53 — девятый (кормовой турбинный)
отсек; 54 — электронасос конденсаторный; 55 — автономный турбогенератор (АТГ); 56 — всплывающая камера (ВСК); 57 — кормовой люк;
58 — гребной ЭД (ГЭД); 59 — муфта
эластичная; 60 — десятый (кормовой) отсек; 61 — кормовой аварийный буй; 62 — приводы кормовых рулей
Схема расположения ВУ и АУ
1 - ПМУ «Анис»; 2 - ПМУ РДП; 3 - АП СОРС «Залив-П»; 4 - АП радиопеленгатора «Завеса-П»; 5 - АП РЛК «Альбатрос»; 6 - ПМУ «Ива-М»;
7 - перископ астрокорректора «Волна»; 8 - перископ ПЗНГ-8М; 9 - перископ ПЗНС-8;
10 - перископ МТ-70-8; 11 - ПМУ «Синтез»; 12 - обтекатель AП НОР.
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное 10500 (9500?)
подводное 13600
Длина наибольшая, м. 152,0
Ширина корпуса наибольшая, м. 14,7 (15?)
Осадка средняя, м. 8,7
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Глубина погружения, м:
рабочая 320 (380??)
предельная 400 (450??)
Автономность, сут. 70
Экипаж, чел. 112 (120?)
Энергетическая установка:
Главные
механизмы:
тип АЭУ
ППУ:
марка ОК-700
количество х тип ЯР 2 х ВВР
марка ЯР ВМ-2-4
суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180
ПТУ:
тип ГТЗА
с эшелонным расположением
количество х мощность ГТЗА, л. с. 2 х 20000
марка ГТЗА ТЗА-635
количество х мощность АТГ, кВт. 2 х 3000
количество х тип движителей 2 х ВФШ
Резервные
источники энергии и средства движения:
число х мощность ДГ, кВт 2 х 460
тип АБ свинцово-кислотная
количество групп х эл-ов в каждой
группе 2 х 112
количество х мощн. ГЭД на линии
вала, кВт 2 х 225
Скорость хода наибольшая, уз:
надводная 16,5
подводная 27 (23?)
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса «Метеорит-М»
боекомплект (тип) КР 12
(3М-25)
вид старта подводный и
надводный, из РК вне ПК
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм. 4 х 533
боезапас (тип) торпед 12
(СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М)
количество х калибр ТА, мм. 2 х 400
боезапас (тип) торпед 4 (СЭТ-40)
Радиоэлектронное:
БИУС «Алмаз»
НК «Тобол-АТ»
система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)
КCС «Молния-ЛМ
1»
ВВАБТ «Параван»
ВБАУ «Ласточка»
РЛК «Альбатрос»
(РЛК-101)
с приставкой
«Корма» (МРК-57)
СОРС «Залив-П»
(МР 21A)
ТК МТ-70
перископ ПЗНГ-8 и
ПЗНС-8
ГАК «Рубикон»
(МГК-400)
В дополнение к ГАК «Рубикон» на советских атомных подводных лодках второго поколения устанавливались: станция миноискания «Арфа-М» (МГ-519), станция определения скорости звука «Шкерт» (МГ-553), станция определения кавитации «Винт» (МГ-512), эхоледомер «Север» (МГ-518), навигационный обнаружитель круговой НОК-1 и навигационный обнаружитель разводной НОР-1.
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Горигледжан Е.А. "Переоборудование атомных подводных ракетоносцев проекта 667А", Судостроение №2, 2001г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017