К-104, Б-104(?)
проект 675, 675МК
122-й экипаж
фотография:
АПЛ "К-104" проекта 675МК в губе Ара. 1986 год.
историческая справка:
1961 год 25 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1962 год 11 января
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;
1963 год 16 июня
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;
1963 год 21 июня - 31 октября
Швартовые испытания механизмов и оборудования;
1963 год 3 - 6 ноября
Заводской выход;
1963 год 7 ноября - 15 декабря
Государственные испытания;
1963 год 15 декабря
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;
1963 год 24 декабря
Прибыла к постаянному месту базирования в губу Малая Лопаткина (Мурманская область);
1964 год 4 января
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ (приказ по соединению 26.12.1963) с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);
1964 год июль
Сформирован 122-й экипаж крейсерской подводной лодки проекта 675;
1965 год 18 июня - 6 июля
Участвовала в зачетном учении СФ "Печора";
1965 год 22 июля
На основании директивы ГК ВМФ 122-й экипаж переформирован в экипаж крейсерской ПЛ К-125, а экипаж К-125 в 122-й экипаж;
1965 год - 1967 год
Выполнила автономный поход на БС (1965?) сроком 50 суток, занималась отработкой задач БП в море и в базе;
1967 год декабрь - 1969 год декабрь
Находилась в ремонте на СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный);
1968 год 15 мая
122-й экипаж АПЛ переформирован во второй экипаж АПЛ К-104;
1969 год
Перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);
1970 год
Второй экипаж КрПЛ К-125 переименован в первый экипаж КрПЛ К-104 и наоборот;
1970 год
Выполнила автономный поход на БС в Средиземном море. Имела аварийное присшествие - разрыв колонки ВВД в 4-м отсеке, жертв не было;
1970 год - 1972 год
Выполнила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 151 сутки;
1972 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;
1970 год - 1973 год
Выполнила две успешные стрельбы ракетами П-6;
1973 год
В составе дивизии перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);
1973 год
Замена трубопроводов 1 контура;
1974 год
Выполнила задачи БС. Имела аварийное происшествие - пожар в 8-м отсеке, жертв не было;
1975 год
Принимала участие в учениях "Океан-75", "Север" и "Океанская охота";
1976 год октябрь - 1981 год февраль
Находилась в среднем ремонте с модернизацией по проекту 675МК на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Были выполнены переоборудование и монтажные работы по
установке комплекса "Касатка", монтаж навигационного комплекса "НКМ-4-5", аппаратуры гидроакустики, радиосвязи, локации, дозиметрии, а также ремонт корпуса. Ответственный сдатчик - Бирюлин Б.П, сдаточный
механик - Харченко В.П.;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;
1981 год 27 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй. Прибыла для базирования в губу Ара (Видяево, Мурманская область);
1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;
1983 год 25 сентября - 25 ноября
Выполнила автономный поход на БС в Средиземном море;
1984 год
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (Видяево, Мурманская область);
1985 год 6 марта - 7 мая
Выполнила автономный поход на БС в Северо-Восточную Атлантику;
1986 год 18 марта - 25 мая
Выполнила автономный поход на БС в Средиземное море;
1987 год июнь - август
Выполнила автономный поход на БС в Средиземное море;
1988 год апрель - июнь
Выполнила автономный поход на БС в Средиземное море;
1983 год - 1988 год
Выполнила 5 автономных походов общей продолжительностью 310 суток;
1990 год
По состоянию корпуса, систем и электромеханического оборудования выведена в резерв II категории;
1990 год 19 апреля
Исключена из боевого состава ВМФ. Оставлена для хранения на плаву в губе Ара;
1992 год 3 июня
Предположительно переименована в Б-104;
1992 год 30 декабря
Переформирована в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава с прежним местом хранения;
1999 год
Отбуксирована на акваторию СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный, Мурманская область). Экипаж был подчинен 46-й ОБрРемПЛ СФ;
2002 год весна
Выполнены работы по выгрузке ОЯТ;
2002 год 29 июня
Около пяти часов утра на судоремонтном заводе СРЗ-10 в губе Пала (Полярный, Мурманская область) при проведении доковой операции в плавучем доке "ПД-63" произошла нештатная ситуация. Находящаяся на киль-блоках подводная лодка К-104
проекта 675МК накренилась на левый борт. В считанные минуты произошел навал корпуса на стапель-палубу. По свидетельству очевидцев, все произошло стремительно, но заводские специалисты, обеспечивавшие доковую операцию, успели покинуть
опасные участки и никто серьезно не пострадал. Плавдок получил незначительные повреждения лишь потому, что на лодке в связи с утилизацией было срезано ограждение рубки. В течение получаса на место происшествия прибыла группа сотрудников отдела ГО и ЧС
города Полярного. Были проведены замеры радиационной обстановки и осмотр акватории завода. Приборы показали 18 микрорентген в час, что является естественным фоновым значением, разлива нефтепродуктов также не зафиксировано. Официальной версией было то, что
при расчете докового набора не было учтено изменение центра массы, произошедшее после модернизации;
2002 год - 2003 год
Утилизирована в ПД-63 на СРЗ-10 (г.Полярный). Сформирован многоотсечный блок с реакторным отсеком и переведен для временного хранения на плаву в бухте Кут губы Оленья на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);
2004 год октябрь
Блок находился на плаву у пирса в акватории ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);
2005 год
На ФГУП "СРЗ "Нерпа" блок разделан до одноотсечной секции;
2006 год
Одноотсечная секция передана на стационарный ПДХ "Сайда" в губе Сайда для долговременного хранения.
Всего с момента постройки "К-104" прошла 175341 миль за 18753 ходовых часов.
командиры основного экипажа (в/ч 81275):
1. Кравченко А.Н. (1962-1967)
2. Кормилицын Ю.И. (1967?-1969-1970)
3. Родионов Е.И. (1970-1971)
4. Наумов В.В. (1971-1973)
5. Паук А.А. (1973?-1976?)
6. Семенов И.А. (1976?-1976?)
7. Дурышев Б.Ф. (1976-1982)
8. Чирков В.П. (1982-1993)
командиры 122-го экипажа (в/ч 40054, до 1968 года) и второго экипажа (в/ч 81275-А):
1. Скуба (1964?-1965?) требует уточнения
2. Фролов В.П. (1965-1970) требует уточнения
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-104:
1. Шаров Л.В. (1964-1965) командир АПЛ К-128
2. Захаров А.Г. (1965-1966) командир АПЛ К-125
3. Клюквин Г.А. (198?) командир АПЛ К-62
дополнительная информация:
1. Фотография корпуса ПЛА "Б-104" проекта 675МК на стапель-палубе дока "ПД-63". 2002 год, август.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Попов А. "За год пять атомоходов", "Северный рабочий", 30.11.2005г.
8. Попов А. "Пять автономок "раскладушки", "Северная неделя", 06.08.2002г.
9. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
10. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.
11. "Корабелы "Звездочки", выпуск 2, Северодвинск, ФГУП "МП "Звездочка".
12. Перовский В.А. "Об утилизации без прикрас", 26.05.2008. (http://www.proatom.ru).
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022