К-108, Б-108
проект 675
138-й экипаж
фотография:
АПЛ проекта 675МК и АПЛ К-108 проекта 675.
историческая справка:
1964 год (предположительно)
Сформирован 138-й резервный экипаж КрПЛ;
1965 год 24 июля
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;
1966 год 26 августа
Спущена на воду (выведена из цеха);
1966 год 1 сентября - 27 декабря
Выполнена программа заводских швартовых испытаний;
1966 год 27 - 31 декабря
Проведен заводской наладочный выход в море;
1967 год январь
138-й экипаж зачислен в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с дислокацией на бухту Павловского (г.Фокино);
1967 год 21 января - 31 марта
Проведение государственных испытаний;
1967 год 31 марта
Подписан приемный акт, вступила в строй. Вошла в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);
1967 год 21 мая
Перечислена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ;
1967 год 25 ноября
Зачислена в состав КТОФ;
1967 год ноябрь
138-й экипаж перечислен в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с дислокацией на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1968 год 6 октября
138-й резервный экипаж (в/ч 49259) переформирован во второй экипаж КрПЛ К-108;
1968 год сентябрь
Перечислена вместе с обоими экипажами в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ. Выполнила переход к новому месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1968 год - 1974 год
Выполнила 3 автономных похода на БС (1968, 1969-1970 и 1971) общей продолжительностью 138 суток, на отработку задач БП в море затратила 271 сутки;
1968 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Калинин А.И.) выполнил успешную ракетную стрельбу. Занял 2-е место на КТОФ;
1968 год
В конце года выполнила задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.2р. Калинин А.И.) на борту;
1969 год
Оба экипажа входили в 1-ю линию по боевой подготовке;
1969 год
Второй экипаж (командир - кап.2р. Калинин А.И.) выполнил успешную ракетную стрельбу. Занял 1-е место на КТОФ;
1969 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Багдасарян Б.С.) выполнил успешную ракетную стрельбу. Занял 1-е место на КТОФ;
1969 год
Перешла в бухту Павловского;
1969 год декабрь - 1970 год январь
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Багдасарян Б.С.) на борту в течении 45 суток;
1970 год весна
Приняла участие в учениях "Океан" со вторым экипажем (командир - кап.1р. Калинин А.И.) на борту;
1970 год 24 июня
Во время выполнения отработки курсовых задач (командир - кап.1р. Багдасарян Б.С.) в Охотском море, утром в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение c американской АПЛ "Тоtоg" (SSN-639). После столкновения К-108
провалилась на глубину с большим дифферентом на нос, однако вскоре смогла удержать глубину, выровнять дифферент и всплыть. В результате осмотра видимых повреждений внутри корпуса обнаружено не было. Осмотр надстроек и верхней палубы так
же не выявил никаких повреждений и было решено запустить реактор (в момент столкновения сроботала АЗ обоих бортов) и дать лодке ход. Но когда попытались дать ход, обнаружили, что заклинило правый винт. Стали искать причину и нашли вмятину
на правом борту в прочном корпусе в районе девятого отсека. Был вызван буксир и ПЛ своим ходом под левой линией вала пошла в базу. По прибытии в базу водолазами был немедленно проведен осмотр подводной части корабля. В результате были
выявлены серьезные повреждения: поврежден правый стабилизатор, в районе 8-10 отсеков был сильно поврежден легкий корпус, в месте повреждения обнаружены остатки чужеродных металлических предметов. На АПЛ "Тоtоg" было разрушено ограждение
боевой рубки, деформирован верхний рубочный люк, при этом сама прочная рубка заполнилась морской водой. Жертв не было. После возвращения АПЛ прибыла в бухту Сельдевая, затем перешла для ремонта в Большой Камень;
1970 год
Успешно выполнила стрельбу одновременным пуском двух ракет П-6 по двум подвижным и малоразмерным целям;
1970 год
Оба экипажа входили в 1-ю линию по боевой подготовке;
1970 год 29 июля - 22 декабря
Находилась в ремонте на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). На время ремонта (с 15.08 по 19.12) экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ. 16.11.1970 на ходовых испытаниях во время подачи реверса произошло возгорание во II группе АБ, приведшее к
выходу из строя 7 элементов АБ;
1971 год
Перечислена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1971 год весна
Выполнила задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Багдасарян Б.С.) на борту. АПЛ выполняла задачи с отрядом надводных кораблей вдоль Североамериканского побережья;
1971 год 5 марта
Второй экипаж был расформирован;
1971 год
Приняла участие в ЗКШУ КТОФ "Восход";
1972 год
Экипаж (командир - кап.2р. Темирханов Р.Г.) объявлен "отличным";
1973 год
Экипаж (командир - кап.2р. Темирханов Р.Г.) подтвердил звание "отличного";
1974 год - 1976 год
Находилась в среднем ремонте;
1975 год 1 сентября
1-й экипаж К-108 переименован в экипаж К-108;
1976 год ноябрь
Прошла докование в бухте Чажма;
1977 год 21 января - 17 марта
Выполнила задачи автономной БС с 273-м резервным экипажем на борту (командир - кап.2р. Смирнов А.Г., старший на поход - ЗКД кап.1р. Берзин А.С.) в районе о-ва Гуам продолжительностью 58 суток;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;
1978 год 15 января
Переклассифицирована в КрПЛ;
1978 год
Произведена замена АБ в бухте Павловского;
1978 год - 1979 год
Производился ремонт и перезарядка активных зон реакторов;
1979 год май - июнь
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);
1979 год 24 ноября - 1980 год 10 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Ратников В.Л.) в Индийском океане (с 7 декабря 1979 по июнь 1980). Осуществила заходы в ПМТО в Аден (НДРЙ) и на о.Сокотра (НДРЙ) и в ПМТО на а.Дахлак (Эфиопия). В мае 1980 года при стоянке на якоре
у о.Сокотра, экипажем была проведена уникальная операция по устранению течи ГК правого борта. Возвратилась в бухту Павловского;
1980 год
Прошла межпоходовый ремонт на СРЗ-30;
1981 год ноябрь - 1982 год март
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Ратников В.Л.) продолжительностью 96(?) суток с заходом в ПМТО Камрань (СРВ). В феврале 1982 года корабль посетил Начальни ГШ ВС СССР Маршал СССР Огарков Н.В.;
1983 год весна
Экипаж занял 1-е место по ракетной подготовке в ВМФ. Приняла участие в учениях "Океан-83";
1983 год - 1985 год август
Находилась в текущем ремонте на СРЗ-30 в бухте Чажме. 10 августа во время аварии на АПЛ К-431 находилась на соседнем пирсе, самым дальним от места аварии корпусом. Командир ПЛ кап.2р. Барчан В.С. организовал
борьбу за живучесть аварийной АПЛ силами личного состава как самой ПЛ, так и прибывшими с соседних кораблей;
1985 год - 1987 год
Отрабатывала задачи БП в море и в базе. При подготовке к выполнению задач БС потекла ЦПВ-1 и вышел из строя один из ЦН. АПЛ встала в аврийный ремонт на год;
1987 год - 1988 год
Прошла аварийный ремонт;
1988 год - 1989 год
Отрабатывала задачи БП в море и в базе;
1989 год
Выгружена активная зона;
1990 год 19 апреля
Выведена из боевого состава ВМФ. Поставлена на прикол;
1990 год ноябрь
Переведена в бухту Павловского. Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ;
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-108;
1992 год 28 сентября
Переведена в бухту Чажма (п.Дунай) для хранения на плаву. Входила в состав 8-й ОБрРПЛ ПрФлРС ТОФ;
1998 год январь
Находилась на хранении в бухте Чажма;
200? год
До 2009 года утилизирована с формированием реакторного блока, предположительно на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Буду благодарен за любую уточняющую информацию;
2020 год
Предположительно к этому времени реакторный блок разделан до одноотсечной секции и установлен для долговременного хранения на берегу в ПДХ РО "Устричный".
Всего с момента постройки "К-108" выполнила задачи 6 боевых служб и прошла 235451 миль за 27861 ходовой час.
командиры основного экипажа (в/ч 36032):
1. Джанелидзе Ю.М. (1966-1968)
2. Багдасарян Б.С. (29.10.1968-19.10.1971)
3. Калинин А.И. (1971-1971?)
4. Темирханов Р.Г. (1971?-1972-1973-1974?)
5. Дворецков Н.Д. (1974-1975)
6. Ратников В.Л. (1975-1983)
7. Чиликин (1983-1985)
8. Барчан В.С. (1985-1990)
9. Соловьев В?Е? (1990-1995) технический экипаж
10. Ковтонюк Л.А. (1995-1997) технический экипаж
командир 138-го резервного экипажа (в/ч 49259) и второго экипажа (в/ч 36032-2):
1. Мазин Р.В. (1964-1967)
2. Калинин А.И. (1967-1971), с 1968 года командир 2-го экипажа
3. Пошивайло (1971?-1971?) требует уточнения
4. Темирханов Р.Г. (1971?-1971?)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-108:
1. Смирнов А.Г. (1977) командир 273-го экипажа
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Берзин А.С. "10 дивизия подводных лодок (1976-1982 гг.)"
7. Ковалев П. "АПЛ К-108 и столкновение с АПЛ ВМС США "Тотог"" (сайт "Автономка").
8. Воспоминания ветеранов подводников КТОФ.
9. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
10. Информация из группы "Экипаж ПЛАРК 675 проекта" (на сайте "Одноклассники"), подготовленная Самофал Н.
11. Информация из архива Шварцмана Ефима Михайловича.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024