К-116, Б-116 |
фотография:
АПЛ К-116 проекта 675 и СКР "Сторожевой" проекта 1135 в бухте Крашениникова, 1976-1978гг.
историческая справка:
1963 год 17 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1964 год 8 июня
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как крейсерская подводная лодка;
1965 год март
Закончено формирование экипажа, подчинен 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;
1965 год 19 июня
Спущена на воду (выведена из цеха);
1965 год 1 июля - 4 сентября
Выполнена программа заводских швартовых испытаний;
1965 год 5 - 7 сентября
Проведен заводской наладочный выход в море;
1965 год 10 сентября - 29 октября
Выполнена программа государственных ходовых испытаний;
1965 год 29 октября
Подписан приемный акт, поднят Военно-морской флаг, вступила в строй;
1965 год октябрь
Экипажу вручено Красное Знамя директора Северного машиностроительного предприятия за досрочное окончание строительства корабля, большую помощь во время ходовых и государственных испытаний, что позволило на
два месяца раньше срока сдать корабль флоту;
1965 год 25 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопатка (Мурманская область);
1965 год (предположительно)
Закончено формирование 159-й экипажа;
1966 год 2 февраля - 26 марта
Совместно с ПЛА К-133 впервые в мире совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка без всплытия в надводное
положение. За 52 суток пройдено 21000 миль через два океана - Атлантический и Тихий. Руководителем перехода был контр-адмирал Сорокин А.И., командиром ПЛ
капитан 2 ранга Виноградов В.Т.. За образцовое выполнение задания и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966 г.
контр-адмиралу Сорокину А.И., капитану 2 ранга Виноградову В.Т. и командиру БЧ-5 капитану 2 ранга Самсонову С.П. присвоено звание Героя Советского Союза. Все
офицеры были награждены орденами, матросы - медалями Ушакова;
1966 год 7 апреля
Перечислена в состав КТОФ;
1966 год 14 апреля
Первой в условиях мирного времени за образцовое выполнение правительственного задания присвоено звание "Гвардейская". Звание было передано от Гвардейской ПЛ Щ-422;
1966 год 13 мая
Вошла в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ (приказ Ком. КчВФл № 53/01276 от 13.05.1966) с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1966 год 17 мая
С основным экипажем зачислена во 2-ю линию по боевой подготовке;
1966 год август
159-й экипаж зачислен в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с дислокацией на бухту Павловского (г.Фокино);
1966 год 22 сентября
С основным экипажем зачислена в кампанию;
1966 год 1 ноября
159-й экипаж передислоцирован на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск) и перечислен в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ;
1966 год - 1969 год
Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 278 суток (в 1966 - 1, в 1967 - 1, в 1968 - 2 и в 1969 - 1) и провела 2 БД;
1967 год 1 января
Основной экипаж и 159-й экипаж находились в 1-й линии по боевой подготовке;
1967 год 21 мая
159-й экипаж перечислен в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с прежним местом дислокации;
1967 год 21 мая
Перечислена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с прежним местом базирования;
1967 год
Основной экипаж выполнил ракетную стрельбу ракетой П-5Д по береговым целям. Оценка "неудовлетворительно";
1967 год 8 - 20 сентября
Во время перехода на БС со 126-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Кнут Л.В.) 8-9.9 на ПЛ вышли из строя холодильные машины. Значительная часть личного состава получила
тепловые удары. ПЛ всплыла в надводное положение, через два часа вентилирования в атмосферу температура в энергетических отсеках продолжала оставаться в пределах 60-75
градусов С. Для уменьшения тепловыделения была выведена из действия ГЭУ ПБ. В результате повышенной температуры и влажности часть механизмов и оборудования вышла из строя.
ПЛ получила приказание вернуться в базу. На помощь были направлены три надводных корабля с группой специалистов, которым удалось установить причину срыва работы холодильных
машин. 18.9 была введена в действие носовая холодильная машина. В базу ПЛ вернулась самостоятельно в надводном положении 20.9;
1967 год октябрь
Экипажу вручена Грамота Командующего КТОФ за достигнутые успехи в БП и ПП, выполнение соц.обязательств в честь 50-ти летия Октябрьской социалистической революции;
1968 год март - апрель
Выполнила задачи БС со 126-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Кнут Л.В.);
1968 год
159-й экипаж на КрПЛ К-10 выполнил ракетную стрельбу ракетой П-6 по морским целям. Оценка "отлично";
1968 год 22 августа
Основной экипаж и 159-й экипаж находились в 1-й линии по боевой подготовке;
1968 год 6 октября
159-й экипаж КрПЛ переформирован во второй экипаж АПЛ К-116;
1968 год осень
Выполнила задачи БС (командир - гв.кап.1р. Дронов Н.А.);
1968 год ноябрь
Экипажу вручено Переходящее Красное Знамя Камчатского обкома ВЛКСМ и грамота за успехи в БП и ПП, активную работу по коммунистическому строительству;
1969 год
Выполнила задачи БС (командир - гв.кап.1р. Дронов Н.А.);
1969 год 1 июня
Первый и второй экипажи находились в 1-й линии по боевой подготовке;
1969 год июнь
Приняла участие в КШУ ЭскПЛ "Восток";
1969 год ноябрь
Экипажу вручено Переходящее Красное Знамя Камчатского обкома ВЛКСМ и грамота за успехи в БП и ПП, активную работу по коммунистическому строительству;
1969 год ноябрь
Выведена из кампании перед постановкой в ремонт;
1969 год ноябрь - 1971 год декабрь
Находилась в среднем ремонте с перезарядкой активных зон реакторов на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Экипаж на время ремонта с марта 1970 года был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1970 год апрель
Экипажу вручена Юбилейная Грамота Военного Совета КТОФ за отличные результаты в БП и ПП, достигнутые в ходе соц.соревнования в честь столетия В.И. Ленина;
1970 год 1 сентября
К этому времени второй экипаж был или расформирован или переформирован в другой экипаж КрПЛ (в номерной экипаж или экипаж проекта 670);
1972 год 14 января
По окончании ремонта возвратилась в на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск) и 28.01.1972 была включена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ;
1972 год
Вошла в кампанию;
1973 год 1 января
Первый экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;
1973 год
Выполнила задачи автономной БС с 273-м экипажем на борту (командир - Агафонов Г.Д.) продолжительностью 115 суток. Две недели находилась в порту Бербера (Сомали);
1974 год 1 января
Первый экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;
1974 год
Завоевала (командир - гв.кап.2р. Зайцев Н.П.) приз ГК ВМФ за ракетные стрельбы;
1974 год ноябрь
Экипажу вручено Переходящее Красное Знамя Камчатского обкома ВЛКСМ и грамота за успехи в БП и ПП, активную работу по коммунистическому строительству;
1974 год декабрь
Экипажу вручена Грамота ГК ВМФ СССР за 1-е место в состязаниях по тактической подготовке на первенство ВМФ;
1975 год май
Экипажу вручена Почетная Грамота Камчатского обкома КПСС и областного исполкома Совета депутатов трудящихся за достигнутые успехи в БП и ПП и в связи с 30-ти летием Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.;
1975 год 1 сентября
Первый экипаж КрПЛ К-116 переименован в экипаж КрПЛ К-116;
1975 год
Экипаж награжден переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ и Военного Совета КТОФ;
1975 год
Экипаж (командир - гв.кап.2р. Шестак Ю.Г.) удостоен звания "отличный";
1976 год 18 апреля
В горле Авачинской губы столкнулась с теплоходом "Вольск". В результате столкновения пробита цистерна главного балласта № 6 ПБ (5,0x1,0 м), прочный корпус
получил вмятину размером 700x300 мм, оборваны три кабеля размагничивающего устройства;
1976 год весна - 1977 год 6(15) мая
Прошла аварийный ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма (Шкотово-22). Экипаж на время ремонта с 13.07.1976 был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1978 год 15 января
Возвращена к подклассу КрПЛ;
1978 год июль - 1979 год июль
Прошла ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма (Шкотово-22). Произведена перезарядка активных зон реакторов;
1979 год июль
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);
1979 год 2 июля
После окончания ремонта на СРЗ вышла в море для межбазового перехода несмотря на ряд неисправностей материальной части и ГЭУ: в системе АЗ ЯР левого борта,
АЗ ГТЗА правого борта и т.д. При переходе из бухты Павловского в залив Владимира в надводном положении произошла авария реактора ЛБ - большая течь теплоносителя по крышке реактора,
вследствие чего резко упало давление в 1 контуре, произошло вскипание теплоносителя и разгерметизация активной зоны. Газовая и аэрозольная активность
распространилась по всем отсекам, что привело к переобучению личного состава (часть личного состава получила радиоактивное поражение различной степени
тяжести, 8 человек были отправлены в госпиталь в г.Ленинград). Оборудование реакторного отсека полностью выведено из строя из-за заливания его водой и сильного
радиоактивного заражения. АПЛ была возвращена на буксире в бухту Павловского. На oсновании акта обследования технического состояния ПЛ комиссией, назначенной приказом
командующего КТОФ, возбуждено ходатайство о списании ПЛ в ОФИ;
1980 год февраль
Поставлена для обследования на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ.;
1982 год
Директивой ГШ ВМФ в выведена в резерв;
1985 год 10 сентября
Исключена из боевого состава ВМФ в соответствии с приказом МО СССР. Находилась в п.Большой Камень и была отшвартована к Северному молу;
1987 год 5 марта
Гвардейский Военно-морской флаг КрПЛ К-116 унаследован АПК К-119 "Воронеж";
1991 год сентябрь
Возвращена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-116;
1995 год апрель
Переведена в пункт временного хранения в бухте Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ 3-й ЭскПЛ (с 01.11.1996 - 26-й ДиПЛ ПрФлРС, с 01.05.2000 переформирована в состав 127-го(?) ДнПЛ ПрФлРС, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ) ТОФ;
2004 год ноябрь
Передана на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) для утилизации;
2005 год 1 декабря
Расформирован экипаж;
2005 год – 2006 год
Заводом были выполнены мероприятия по созданию условий для безопасности персонала при проведении предстоящих сопутствующих работ и выгрузке ОЯТ из аварийного реактора. Прежде всего была
подготовлена и проведена электрохимическая дезактивация аппаратной выгородки реактора ЛБ по методике и при участии специалистов института химии Дальневосточного отделения РАН. Ранее (при
заполнении аппаратной выгородки теплоносителем I контура аварийного реактора) осевшая на наружных поверхностях радиоактивность была осажена (собрана) на фильтре-аноде, в результате чего
уровни излучений были снижены с 10 мЗв/ч до 0,25 мЗв/ч, что позволило (наряду с использованием оргтехмероприятий) исключить переоблучение персонала завода;
2009 год сентябрь – ноябрь
Персоналом берегового комплекса выгрузки (БКВ) ОАО "ДВЗ "Звезда" с использованием штатного перегрузочного оборудования ОК-350ПБУ была выполнена выгрузка ОТВС из обоих реакторов АПЛ: из реактора
ПБ без замечаний, из реактора ЛБ (аварийного) – с отклонениями от типовой тенологии в соответствии с "Технологическими указаниями при выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ при нештатных ситуациях…" (ОАО
"НИКИЭТ"»). Некоторые ОТВС извлекались из реактора с применением повышенных усилий. В результате в девяти ячейках, расположенных в центральной части активной зоны, произошел разрыв ОТВС. Извлечение
оставшихся 12 ОТВС из наиболее поврежденной части зоны реакто.ра решили не производить вследствие высокой вероятности обрыва ОТВС выше уровня верхней плиты активной зоны, что привело бы к
невозможности последующей установки крышки на основной разъем реактора и его уплотнение. Принимая во внимание условия обеспечения ядерной безопасности реактора ЛБ АПЛ, было принято решение выгрузку
ОТВС прекратить. Таким образом, в реакторе ЛБ АПЛ осталось ОЯТ в 12 неповрежденных ОТВС и в 9 оборванных ОТВС;
2009 год декабрь
В соответствии с требованиями Руководящего документа ГК "Росатом" реактор ЛБ АПЛ заполнен твердеющим консервантом на основе фурфурола по технологии ОАО "НИКИЭТ". Консервант полностью заменяет воду в
реакторе, а также исключает перемещение ОТВС и компенсирующих реактивность органов в случае изменения пространственного положения РО при гипотетических авариях. Проектантом реакторной установки
разработано обоснование ядерной безопасности реакторного отсека АПЛ с учетом оставшегося ядерного топлива в реакторе ЛБ и заполнения его консервантом. Ядерная безопасность реакторов РО обеспечивается:
правого борта – отсутствием делящихся материалов, левого борта – нахождением и фиксацией штатных органов компенсации реактивности в крайних нижних положениях;
2010 год
Утилизированна. Трехотсечный блок РО АПЛ передан в пункт временного хранения блоков РО утилизированных АПЛ в бухте Разбойник, а в дальнейшем разделан до одноотсечной секции и установлен для долговременного хранения в ПДХ "Устричный".
Всего с момента постройки "К-116" прошла 136456 миль за 19965 ходовых часов.
командиры основного экипажа (в/ч 39038):
1. Виноградов В.Т. (16.07.1964-14.09.1966)
2. Дронов Н.А. (21.11.1966-23.01.1970)
3. Парий В.П. (23.01.1970-13.06.1973)
4. Зайцев Н.П. (13.06.1973-15.07.1975)
5. Шестак Ю.Г. (14.10.1975-03.1980)
6. Исай А.А. (31.03.1980-12.1981)
7. Чувашев Ю.А. (31.12.1981-10.1982)
8. Бельский А.И. (12.10.1982-09.1989)
9. Соков А.А. (25.09.1989-02.1994)
10. Марченко О.В. (18.02.1994-08.2002)
11. Музыкин И.М. (21.08.2002-30.11.2005)
командиры 159-го экипажа (в/ч 40074) и второго экипажа (в/ч 39038-2):
1. нет данных?
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-116:
1. Кнут Л.В. (1967-1968) командир 126-го экипажа
2. Агафонов Г.Д. (1973-1974) командир 273-го экипажа
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Информация с сайта http://nvo.ng.ru/history/2006-03-17/5_krugosvetka.html.
7. Информация с сайта http://dav-yuri.narod.ru/s5.html.
8. Берзин А.С. "10 дивизия подводных лодок (1976-1982 гг.)".
9. Воспоминания членов экипажа.
10. "Вопросы утилизации АПЛ", №1(20), 2010г.
11. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
12. Информация из архива Шварцмана Ефима Михайловича.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022