К-128, К-62, Б-62(?)
проект 675, 675МК
281-й экипаж
фотография:
КрПЛ К-128 проекта 675 на испытаниях. 1966 год.
историческая справка:
1963 год 17 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1964 год 29 октября
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;
1965 год 30 декабря
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;
1966 год 22 января - 24 июня
Прошла швартовые испытания механизмов и оборудования;
1966 год 22 апреля
Закончено формирование 281-го экипажа (резервный экипаж КрПЛ);
1966 год 25 - 30 июня
Выполнила заводской выход;
1966 год 7 июля - 25 августа
Выполнила программу Государственных испытаний;
1966 год 25 августа
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;
1966 год 6 сентября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);
1967 год 24 марта - 24 октября
Участвовала в Экваториальной экспедиции особого назначения (ЭЭОН) "Прилив" (командир КрПЛ - кап.1р. Шаров П.Ф., командир 225-го экипажа - кап.2р. Онопко Г.П.).
Выделение ракетной КрПЛ в состав ЭЭОН объяснялось не только ее тактическим предназначением,
одновременно ставилась задача по проверке возможности длительного хранения ракет в контейнерах в условиях высоких температур и влажности без выгрузки и
выполнения регламентных проверок ракетного комплекса в условиях маневренного базирования. В состав ЭЭОН также входили ПЛ Б-21 и
Б-36 (обе проекта 641), плавучая база атомных подводных лодок проекта 1886 «Тобол» (ПБС-20), плавучая ракетно-техническая
база (ПРТБ) проекта 323А (ПМ-93) и экспедиционно-океанографическое судно (ЭОС) «Полюс». Перед К-128 была поставлена задача выполнить
3 похода в заданный район на боевую службу с восстановлением боеспособности в межпоходовый период (МПП) у борта плавбазы силами и средствами ПБС и экипажей ПЛ
После первого похода КРПЛ принимал второй экипаж, осуществлявший подготовку и поход на вторую боевую службу. Для изучения
«человеческого фактора» и резервных возможностей личного состава в условиях длительного плавания при воздействии повышенных температур в экспедиции участвовала
медицинская группа усиления. Общее число участников ЭЭОН составило около 1000 человек;
1967 год 18 мая
На 7 сутки стоянки (район маневренного базирования был выбран
на основании статистических данных по метеообстановке в экваториальной зоне Атлантического океана, первоначально маневренное базирование осуществлялось у
западного побережья Африки при стоянке ПБ на якоре), плавбазу с пришвартованной лодкой сорвало с бочки, и они начали дрейфовать «по воле волн». Болтать стало
гораздо сильнее. Последствия не замедлили сказаться - была пробита цистерна главного балласта № 5 правого борта ПЛ, крен на волне доходил до 11гр.;
1967 год 3 - 5 июня
Около 11 часов 3.6 при заряде аккумуляторных батарей вследствие грубейших ошибок электриков произошло обесточивание электрооборудования ГЭУ обоих бортов. Сработала
аварийная защита реакторов и главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА). КрПЛ осталась без хода. Работоспособность сохранило лишь электрооборудование ГЭУ, имеющее
резервное питание от групповых щитов. После аварийного всплытия были запущены дизель-генераторы и начат ввод обоих бортов сразу. Нагрузка на дизель-генераторы
максимальная. Разряд с каждой группы аккумуляторных батарей 2500 А. При пуске питательного насоса (ЭПН) правого и левого бортов резервный питательный насос
начинает вращаться в обратную сторону со скоростью около 4000 об/мин. Действуя по инструкции, турбинисты закрывают клапан на всосе резервного насоса, вследствие
чего опрессовывается всасывающий трубопровод. Через два фланца в 7 и 8 отсеках под давлением бьет питательная вода. Течь питательной воды остановить не удается.
Воды очень мало, приходится вывести установки обоих бортов. На расхолаживание реакторов по 2 контуру питательной воды нет. Температура 1 контура 1150С –
работают оба ГНЦ. Воду приходится брать из системы кондиционирования и из цистерны пресной воды. С плавбазы прибыл катер с турбинной командой первого экипажа и
бригадой ремонтников. Из-за наступления темноты и волнения решили до утра дрейфовать. Ночью заменили прокладки, подтянули фланцы на трубопроводе питательной воды,
демонтировали деформированную трубу в 8 отсеке. Удалось выяснить, что обесточенный ЭПН резервный вращался потому, что пропускал невозвратный клапан на
трубопроводе питательной воды. При вскрытии клапана обнаружили «голландку» с погонами старшины 1 статьи, в которую был завернут невозвратник, установленный в
корпус клапана. По-видимому, этот «подарок» попал на КрПЛ во время предпоходового ремонта К-128 на СРЗ-10 в г. Полярном. Утром ошвартовались
у плавбазы. За ночь восстановили поврежденный участок трубопровода питательной воды и провели его испытания на полное рабочее давление;
1967 год октябрь - ноябрь
Сразу после ЭЭОН в базе во втором отсеке возник пожар. Выгорел большой участок кабельных трасс и сильно закоптился отсек. Основной экипаж убыл в отпуск, а корабль
принял 2-й экипаж К-125 (командир - Родионов Е.И). КрПЛ прошла аварийный ремонт в Полярном;
1968 год май
Из-за ошибочных действий личного состава произошло затопление трюма IX отсека через крышку фильтра насоса забортной воды холодильной машины;
1968 год 15 мая
281-й экипаж КрПЛ переформирован во второй экипаж КрПЛ К-128;
1968 год
Со вторым экипажем КрПЛ К-125 (командир - Родионов Е.И.) на борту выполнила задачи БС;
1966 год - 1970 год
Выполнила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 280 суток);
1973 год
Совместно с БПК "Севастополь" выполнила ракетную стрельбу;
1973 год
В составе дивизии перебазирована в губу Нерпичья (Мурманская область);
1973 год 20 августа
2-й экипаж (командир - Дмитриев Ю.) во время выполнения задач БС на ПЛ К-1 в Карибском море на глубине 120 м и скорости 16 уз., допустил удар ПЛ о склон банки Хагуа. Был отработан реверс и произведено аварийное всплытие.
После всплытия КрПЛ плотно села на тот же риф. Самим сняться не удалось, буксир СБ-11 также не смог оказать помощь - только порвал несколько концов. Однако через некоторое время после прилива ПЛ сама сошла с рифа. Была разбита антенна
акустической станции, крышки торпедных аппаратов левого борта, трубы ТА вместе с находящимися в них торпедами были погнуты. Прочный корпус остался герметичным. Возвращались в базу в надводном положении, но в районе Испании попали в
сильный шторм и командир принял решение остальной путь проделать в подводном положении. В базе из погнутых ТА вырезали головки торпед;
1973 год 29 сентября
Второй экипаж КрПЛ К-128 переформирован в 461-й экипаж ПЛ 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1977 год 25 июля
Переведена в подкласс БПЛ;
1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;
1977 год апрель - 1981 год декабрь
Находилась в среднем ремонте с модернизацией по проекту 675МК на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск);
1982 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов. Присвоен новый тактический номер К-62. Прибыла для базирования в губу Ара (Видяево, Мурманская область);
1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;
1983 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - Клюквин Г.А., старший - НШ кап.1р. Осипов Б.А.);
1984 год
Выполнила задачи автономной БС;
1984 год
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево, Мурманская область);
1985 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Клюквин Г.А.);
1986 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р Клюквин Г.А.) в Средиземном море. Во время боевой службы имела контакт с иностранной ПЛ, осуществлявшей слежение за ней;
1987 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - Цыбуля В.К.);
1987 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи БС с 351-м экипажем (командир - кап.2р. Гончаров Н.Н., старший - ЗКД кап.1р. Лагир В.М.). На БС имела контакт с фрегатом типа "Нокс";
1987 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - Цыбуля В.К., требует уточнения);
1983 год - 1988 год
Выполнила 7 автономных походов на БС общей продолжительностью 430 суток;
1989 год
Введено ограничение по мощности реактора ПБ до 70% на номинальных режимах и до 55% на пониженных режимах;
1989 год
Выведена в резерв II категории;
1990 год 19 апреля
Исключена из боевого состава ВМФ. На КрПЛ выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву. Поставлена на прикол в губе Ара (г.Видяево, Мурманская обл);
1992 год
Предположительно переименована в Б-62;
1992 год 10 октября
Переформирована в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава с прежним местом хранения;
2002 год
Переведена на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск). Летом выгружено ОЯТ на ПТБ "Имандра";
2004 год
Утилизирована на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск). Сформирован реакторный трехотсечный блок и поставлен на хранение. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции и переведен для временного хранения на плаву в ПДХ "Сайда";
2020 год
К этому времени ректорный отсек установлен на стапельное основание для длительного хранения в ПДХ "Сайда".
Всего с момента постройки "К-128" прошла 286129 миль за 26750 ходовых часов.
командиры основного экипажа (в/ч 63854):
1. Шаров П.Ф. (1964?-1965-1967-1968?)
2. Давыдов (1968?-1969-1971-1972?)
3. Беляков В.В. (1972?-1973-1974)
4. Рачковский В.Л. (1974-1975)
5. Спасенников В.П. (1975-1980)
6. Клюквин Г.А. (1980-1986)
7. Цыбуля В.К. (1986-1987-1988?-19??)
командиры 281-го экипажа (в/ч 15006) и второго экипажа (в/ч 63854-А):
1. Онопко Г.П. (07.1967-08.1967) 281-й экипаж
2. Степанов Ю.В. (1967?-1968-1972) 281-й экипаж, второй экипаж с 1968 года
3. Дмитриев Ю.Ф. (1972-1973) второй экипаж
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-128 (К-62):
1. Онопко Г.П. (1967) командир 225-го экипажа
2. Родионов Е.И. (1967-1968) второй экипаж АПЛ К-125
3. Арбузов И.А. (1982) командир 351-го экипажа
4. Гончаров Н.Н. (1987) командир 351-го экипажа
дополнительная информация:
1. Фотография К-128 на БС в 1967 году.
2. Фотография Б-62 на разделке.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Мирошниченко О.К. "Экваториальная экспедиция особого назначения ".
8. "Усталая подлодка" дала копоти...", 30.10.2002 (Правда.Ру).
9. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022