Rambler's Top100 Подводная лодка К-135, К-235, Б-235. Проект 675

К-135, К-235, Б-235
проект 675




фотография:


Подводная лодка К-135

АПЛ К-135 проекта 675 на Кубе. 1970 год.
Фотография из архива Волкова О.




историческая справка:


1965 год 27 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1965 год 27 февраля
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1966 год 27 июня
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1966 год 10 августа - 12 октября
Прошла швартовые испытания механизмов и оборудования;

1966 год 12 - 19 октября
Выполнила заводской выход;

1966 год 19 октября - 25 ноября
Выполнила программу Государственных испытаний;

1966 год 25 ноября
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;

1966 год 4 декабря
Прибыла к месту постоянного базирования в губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1966 год 12 декабря
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ (приказ по соединению от 15.12);

1967 год
Выполнила задачи двух автономных походов на БС. В одной из них в течение 5,5 часов осуществляла непрерывное слежение за ПЛАРБ ВМС США "Патрик Генри";

1968 год
Выполнила задачи двух автономных походов на БС;

1968 год
Прошла проверку инспекцией ГК ВМФ с общей оценкой "отлично";

1968 год
Переформирован из номерного экипажа АПЛ или сформирован второй экипаж АПЛ К-135;

1969 год
Выполнила задачи автономного похода на БС;

1969 год
Впервые в ВМФ совместно с КрПЛ К-131 выполнила опытную стрельбу по морской цели с двух направлений. Стрельба выполнена с оценкой "отлично";

1969 год сентябрь
Перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1970 год
Выполнила задачи автономного похода на БС (командир - Муравьев Б.П.). Приняла участие в учениях "Океан". С 14.5 по 27.5, после завершения маневров, в составе отряда кораблей ВМФ СССР (под командованием контр-адмирала Я.М. Куделькина), совершила заход в кубинский порт Сьенфуэгос. В состав отряда входили БПК "Вице-адмирал Дрозд", ЭМ "Гремящий", плавбаза "Волга", танкер, подводные лодки Северного флота - ПЛ Б-109 проекта 641, ПЛ Б-413 проекта 641 и ПЛАРК К-135 проекта 675. Как сообщалось в официальных сообщениях, визит был вызван необходимостью пополнения запасов топлива, продовольствия и выполнения ремонтных работ;

1973 год
В составе дивизии перебазирована на губу Нерпичья (Мурманская область);

1973 год
Второй экипаж КрПЛ К-135 расформирован. Возможно расформирование произошло раньше;

1974 год сентябрь - 1978 год октябрь
Находилась в среднем ремонте на СРЗ-10 (Полярный, Мурманская область);

1977 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ. Присвоен новый тактический номер К-235;

1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;

1979 год
Выполнила задачи автономного похода на БС с 461-м экипажем на борту;

1980 год февраль
В составе дивизии перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1980 год
Выполнила задачи автономного похода на БС с 351-м экипажем на борту;

1981 год
Выполнила задачи автономного похода на БС в Средиземном море. КрПЛ вышла в море с неотрегулированной астро-навигационной системой "Лира" и с неотработанным астрономическим расчетом. В течение всего плавания в восточной части Средиземного моря место атомохода определялось только по двум пеленгам радионавигационной системы "Лоран-С", так как условия приема сигналов РНС сложные, а выбор поправок затруднен с возможностью ошибки до 30 миль. Командир КрПЛ не пытался определить место другими способами "по соображениям скрытности" и не использовал радио-локатор, эхолот и другие приборы - для контроля. Низкая практическая выучка штурмана привела и тому, что счислимые координаты имели большой разброс. Командир БЧ-1 стал на преступный путь подлога и записывал в навигационный журнал только минимальные невязки. Таким образом, за несколько суток искусственно накопилась ошибка более 30 миль. Командир КрПЛ точность и правильность счисления не контролировал и лично место не проверял. В 6 часов 50 минут 21.10 КрПЛ следовала курсом 254 градуса, когда вахтенный гидроакустик доложил о внезапном шуме по всему горизонту. КрПЛ коснулась дна и одновременно получила резкий крен на правый борт и дифферент на корму. Скорость подводного хода упала с 10 до 8 узлов. Однако еще пятнадцать минут атомоход "вспахивал" дно моря. Только в 9 часов 9 минут КрПЛ всплыла и определилась по радиолокатору и эхолоту. Невязка составила 32,5 мили;

1982 год
Возможно выполнила задачи автономного похода на БС с экипажем К-35 на борту;

1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1983 год - 1984 год июнь
Находилась в ремонте по устранению течи ГВД ППУ ПБ на СРЗ-10 (Полярный, Мурманская область);

1984 год 28 декабря
При стрельбе ракетой-мишенью РМ-6, ракета сошла с траектории и упала в финское озеро Инари. При этом, ракета пролетела расстояние, значительно выше предельной дальности;

1985 год
Выполнила задачи автономного похода на БС (командир - Катаев В.Е.). При выполнении задач боевой службы, был выведен из строя планетарный редуктор генератора ГПМ-22С. В результате, 50 суток автономного плавания АПЛ отходила на одном генераторе и на одной линии вала, работающей на винт;

1980 год - 1985 год
Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 315 суток;

1989 год 14 марта
Согласно директиве ГШ ВМФ выведена из состава ВМФ с дальнейшей передачей в ОФИ. Поставлена на прикол в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

1992 год (предположительно)
Переименована в Б-235;

1992 год
Переформирована в состав 346-го дивизиона ПЛ, выведенных из боевого состава, с прежним местом базирования;

2001 год - 2002 год
Утилизирована на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск) с формированием трехотсечного блока. Реакторный блок переведен для временного хранения на плаву в ПВХ в губу Сайда;

2002 год январь
3-х отсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем (после 2005 года) многоотсечный блок был переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" для разделки до одноотсечной секции. Разделан (предположительно) и переведен в губу Сайда на ПДХ "Сайда";

2015 год весна
Реакторный блок временно хранился на плаву в губе Сайда на ПДХ "Сайда".

Всего с момента постройки "К-135" прошла 227562 миль за 27775 ходовых часов и совершила более 10 автономных походов на БС.




командиры основного экипажа (в/ч 63817):


1. Щеглов Л.А. (1965-1969)
2. Муравьев Б.П. (1969-1974?)
3. Васильев Ю.В. (1974-1984)
4. Катаев В.Е. (1984-1986)
5. Кичев Н.Т. (1986-1988)
6. Унси-Заде В.Ч. (1990-1992)
7. Цыганов Н. (1992-2001)


командиры второго экипажа (в/ч 63817-А):


? нет данных.


командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-135 (К-235):


1. Коробниченко Г.Н. (1979) командир 461-го экипажа
2. Рачковский В.Л. (1980) командир 351-го экипажа
3. Ковальчук П.В. (1982) командир АПЛ К-35



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ "Малахит", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Рогозин А. "Второй кубинский кризис".
8. Лебедько В.Г. "На всех океанах планеты 1945-1995 гг".
9. Костриченко В.В. Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы", ч.1, Специальный выпуск №1, Харьков, 1997г.
10. Специальный выпуск ВТА "ТАйфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
11. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017