Rambler's Top100 Подводная лодка К-172, К-192 Проект 675

К-172, К-192, Б-192(?)
проект 675




фотография:


Подводная лодка К-172




историческая справка:


1961 год 3 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ;

1962 год 8 августа
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1963 год 25 декабря
Спущена на воду. Входила в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1964 год 16 января - 4 июня
Швартовые испытания механизмов и оборудования;

1964 год 6 - 9 июня
Заводской выход;

1964 год 10 июня - 30 июля
Государственные испытания;

1964 год 30 июля
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;

1964 год 12 августа
Прибыла к месту постоянного базирования в губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1964 год 4 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена (приказ по соединению - 31.08.1964) в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1966 год
Выполнила задачи автономной БС;

1967 год
Выполнила задачи автономной БС в Норвежском море;

1968 год март - апрель
Находилась на БС в Средиземном море во время Арабо-израильского конфликта в готовности к нанесению ракетного удара в условиях жесткого продиводействия ПЛС ВМС США. Во время плавания произошло загрязнение отсеков металлической ртутью. Это привело к массовому отравлению парами ртути 126 членов экипажа из 132. Первые пострадавшие появились на 11 сутки плавания. Наибольшее содержание ртути было в III, VIII и X отсеках. ПЛ досрочно вернулась с БС. Демеркуризация ПЛАРК была проведена в период ремонта на СРЗ "Звездочка". Как выяснилось позже, в III отсеке, хранилась колба со ртутью - 18 кг, вот эту колбу, по халатности нарушив правила обращения с высокотоксичными веществами, и разбили в каюте химика перед выходом на боевую службу. Пытаясь скрыть неприятный факт от командира, химик и врач приказали провести приборку. Жидкую ртуть собирали ветошью, метелками, совками и сбрасывали в умывальник. Понятно, что такой “приборкой” ее лишь еще больше растерли по каюте и создали самые благоприятные условия для испарения через систему вентиляции;

1964 год - 1968 год декабрь
Выполнила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 154 суток;

1968 год - 1973 год
Возможно имела второй экипаж;

1968 год декабрь - 1971 год декабрь
Находилась в ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Был заменен ПГ. Входила в состав 203-й ОБрРемПЛ БелВМБ;

1971 год
По окончании ремонта перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1972 год 24 октября - 1973 год 30 марта
Находилась в автономном походе на БС в Северо-восточной Атлантике продолжительностью 99 суток. С 24(26)ноября 1972г. по 16(21) февраля 1973г. в составе отрада кораблей ВМФ РК проекта 1134 "Севастополь", БПК проекта 57, ПЛАРК проекта 675 К-172, ПЛ проекта 641, ПБПЛ проекта 1886У "Бородино", 1 танкер и разведывательный корабль совершила пход на Кубу. Все корабли кроме плавбазы находились в порту Сьенфуэгос (Куба);

1973 год
Перебазирована в губу Нерпичья;

1974 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1974 год
Выполнила задачи автономной БС с экипажек КрПЛ К-166;

1975 год
Выполнила задачи автономной БС в Северной Атлантике. В море обнаружена течь 1 контура, отключена II секция ПГ, частично ограничена мощность;

1976 год
Выполнила задачи автономной БС;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1977 год
Выполнила задачи автономной БС;

1978 год 15 января
Возвращена к подклассу КрПЛ. Присвоен новый тактический номер К-192;

1978 год
В море произошел отказ генератора ГПМ-21, вызвавший задымленность отсека;

1974 год декабрь - 1978 год февраль
Выполнила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 290 суток;

1980 год 8 февраля
Перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1981 год август - 1985 год апрель
Находилась в среднем ремонте на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск);

1985 год
Возвращена в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1985 год декабрь - 1989 год июнь
Выполнила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 250 суток;

1986 год
Выполнила задачи автономной БС;

1986 год
Выполнила задачи автономной БС с 461-м экипажем на борту (командир - Кобелев В.В.);

1987 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1988 год
Выполнила задачи автономной БС;

1989 год 15 - 27 июня
При нахождении на БС с 250-м экипажем на борту 15.06 обнаружена течь 1 контура реактора ЛБ, реактор выведен из строя. ГЭУ использовала одну ППУ ПБ на две ПТУ на 55% мощности в течение 12 суток. 16.06 - обнаружена течь 1 контура реактора ПБ. 26.06 в результате нарушения режима промывки произошел пережог активной зоны реактора и вынос продуктов деления в трюм отсека (разрыв 1 контура). ППУ ПБ расхолодилась аварийно. При борьбе за живучесть ГЭУ личный состав получил повышенные дозы облучения. В сопровождении БПК "Симферополь" и СС "Карабах" (позже "Алтай") ПЛ продолжила самостоятельный переход в базу под дизелями. 27.06 в связи с ухудшением погоды была взята на буксир СС "Карабах". Из-за сильного загрязнения радиоактивными веществами ГЭУ оказалась неремонтопригодной. ПЛ была выведена в резерв II категории;

1990 год 19 апреля
Исключена из боевого состава ВМФ директивой ГШ ВМФ. Поставлена на прикол в губе Ара;

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-192;

1992 год 30 декабря
Перечислена в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава с прежним местом хранения. Поставлена на 4 понтона в губе Ара;

1993 год лето
В губе Ара у пирса №10 были демонтированы ракетные контейнеры;

1993 год сентябрь
Отбуксирована на понтонах в губу Оленья (Мурманск-62), где находилась около 3-х недель;

1993 год октябрь
На понтонах была отбуксирована на акваторию СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный, Мурманская область);

1993 год 19 ноября
Поставлена в ПД-63 на СРЗ-10, где был облегчён лёгкий корпус ПЛ - срезано ограждение рубки, демонтирована антенна системы Аргумент и баллоны ВВД надводной части;

1994 год март
Выведена из ПД-63 и отбуксирована на понтонах в губу Оленья;

1994 год июнь
Произошло затопление носовых отсеков в результате некачественных работ по герметизации прочного корпуса и ЦГБ. Воду откачали силами л/с и двух погружных насосов, течь устранили при помощи аварийной пробки. АПЛ на понтонах была отбуксирована на акваторию СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный, Мурманская область) для выгрузки активной зоны и последующей консервации реакторных отсеков по индивидуальной технологии. АПЛ на 4 понтона была пришвартована у ПКДС-49, где и простояла до конца 1998 года. Экипаж был подчинен 46-й ОБрРемПЛ СФ. На самой ПЛ в следствии её высокой загрязнённости радиоактивными изотопами, вахта не неслась, АПЛ была закрыта и опечатана, сокращённый экипаж нёс вахту рядом с АПЛ на борту ПКДС-49;

1998 год лето
Начало подготовки АПЛ к выгрузке ядерного топлива;

1998 год июль - август
Объединённым подразделением службы РХБЗ СФ и 46-й ОБрРемПЛ на ПЛ была проведена дезактивация помещений, до уровней позволяющих произвести выгрузку реакторов;

1999 год лето
Была поставлена в ПД-63 вместе с ПМ-78;

1999 год август - сентябрь
Силами личного состава ПМ-78 и специалистов 10-го СРЗ была проведена выгрузка ЯТ из реакторов АПЛ. Вследствии высокой радиоактивной загрязнённости ПЛ было принято решение не делать из неё 4-х отсечный блок, как из всех лодок этого проекта а утилизировать ПЛ в виде 10-ти отсечного блока. После чего началась частичная утилизация ПЛ и подготовка её к длительному хранению в виде 10-ти отсечного блока. Были демонтированы остатки лёгкого корпуса, антенны ГАК , заварены все забортные отверстия в прочном корпусе. Реакторы после выгрузки топлива были заполнены специальной твердеющей смесью;

2000 год 4 января
Передана гражданскому экипажу 10-го СРЗ для продолжения утилизации;

2000 год декабрь
10-ти отсечный блок АПЛ был спущен на воду и отбуксирован буксирами РБ-107 и РБ-298 из губы Пала в губу Сайда для последующего долговременного хранения в ПВХ. После окончания утилизации АПЛ и спуска её на воду, была произведена дезактивация стапель палубы ПД-63;

2002 год январь
Многоотсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок был переведен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск), где предположительно в 2004 - 2007 годах был разделан до одноотсечной секции и передан для долговременного хранения на стационарный ПДХ "Сайда" в губе Сайда.

Всего с момента постройки "К-172" прошла 295833 миль за 34597 ходовых часов.




командиры (в/ч 81216):


1. Удовиченко Н.Д. (1961-1963-1964?)
2. Шашков Н.А. (1963?-1964-09.1969)
3. Евсеев Н.А. (1969?-1971-197?)
4. Беляков В.В. (1975-1979)
5. Магомедов Р.М. (1979-1980)
6. Селиванов Е.Н. (1980-1982)
7. Варнаков В.Я. (1982-1984)
8. Наретя В.М. (1984-1987)
9. Головко С.Н. (1987-1989)
10. Тарасенко А.Л. (1989-1993)
11. Москалёв А.А. (1993-1995)
12. Сыроежко В.И. (1995-1998)
13. Киселев В.С. (1998-2000)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-172 (К-192):


1. Кобелев В.В. (1986) командир 461-го экипажа
2. Касаткин Ю.И. (1989) командир 250-го экипажа



дополнительная информация:


1. Фотография КрПЛ К-172 после аварии 15.06.1989 на буксире СС "Карабах".



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Голубев С., Апрелев С. "Атомной "раскладушкой" по Израилю ", Севеная неделя, 30.09.2003г.
8. Фотография из справочника Спирихина С.А.
9. Статья "Цена небрежности" с сайта http://navycollection.narod.ru/library/mormul/140.htm.
10. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
11. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.
12. "Корабелы "Звездочки", выпуск 2, Северодвинск, ФГУП "МП "Звездочка".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017