Rambler's Top100 Подводная лодка К-22, Красногвардеец, Б-22. 225-й экипаж. Проект 675, 675МКВ

флаг

К-22, "Красногвардеец", Б-22
проект 675, 675МКВ
225-й экипаж




фотография:


К-22

АБПЛ "К-22" после столкновения с фрегатом ВМС США USS FF-1047 "Voge". 08.1976 год.




историческая справка:


1963 год 25 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ;

1963 год 14 октября
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж подчинен 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1964 год 22 октября
Присвоено почётное Гвардейское звание. Унаследовала гвардейский Военно-морской флаг от ПЛ К-22 XIV-й серии;

1964 год 29 ноября
Спущена на воду;

1965 год 3 января - 26 мая
Швартовые испытания;

1965 год 8 июня
Поднят Гвардейский Военно-морской флаг;

1965 год 13 - 16 июня
Заводские ходовые испытания;

1965 год 17 июня - 7 августа
Государственные испытания;

1965 год 7 августа
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний;

1965 год 6 сентября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1965 год декабрь
В пункт базирования прибыл сформированный 225-й экипаж (резервный экипаж КрПЛ);

1966 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Поникаровский В.Н.) продолжительностью 49 суток;

1967 год 23 октября
В связи с 50-летием Великого Октября награждена Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР;

1967 год 3 ноября
Приказом командующего Северным флотом № 400 от 03.11.1967 г. ПЛАРК присвоено почетное наименование "Красногвардеец";

1967 год - 1970 год
Занималась отработкой задач БП;

1968 год 15 мая
255-й экипаж КрПЛ переформирован во второй гвардейский экипаж КрПЛ К-22;

1970 год ноябрь - 1973 год июль
Находилась в среднем ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск);

1973 год май
При нахождении в ремонте на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) была посещена секретарем ЦК КПСС Д.Ф. Устиновым;

1973 год
Перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1973 год 29 сентября
Второй гвардейский экипаж КрПЛ К-22 переформирован в 351-й экипаж ПЛ 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1974 год июль - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Черников В.Г.) в Средиземном море продолжительностью 76 суток;

1975 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1975 год сентябрь - ноябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Черников В.Г.) в Средиземном море продолжительностью 100 суток;

1976 год июль - сентябрь
Выполнила задчи БС (командир - кап.2р. Максимов Н.И., второй командир - кап.2р. Шварц Т.Я.) в Средиземном море. 8 августа было обнаружено поступление забортной воды через съемный лист II отсека. Неисправность была ликвидирована личным составом путем обжатия съемного листа в надводном положении;

1976 год 28 августа
На БС при проведении срочного погружения столкнулась с фрегатом ВМС США USS FF-1047 "Voge". Во время несения службы в районе острова Крит в Средиземном море, при подвсплытии был обнаружен фрегат ВМС США DE-1097 "Моинестер". Командир решил потренироваться в учебных целях. В результате при маневрировании в очередном подвсплытии в 18.26 ударил снизу в днище левого борта на скорости 18 узлов второй фрегат, который не обнаружил при маневрировании. Удар был двойным, сначало носовой частью ПЛ, а затем ограждением рубки. С палубы фрегата за борт вылетело несколько человек, которых потом подобрали вертолеты. Удар был настолько сильным, что фрегат получил повреждения кормовой части, потерял ход и был отбуксирован на остров Крит, а затем на ремонтную базу, где его ремонт обошелся в 600000$. Лодка также получила серьезные повреждения. Поврежден ракетный контейнер № 1, некоторые выдвижные устройства, корпусные конструкции ограждения рубки и надстройки. Имело место поступления забортной воды в прочный корпус через внутреннюю полость подъемно-мачтового устройства "Аргумент" в количестве 2-3 т/час. КР "Жданов" совместно с БПК "Смелый" экстренно прибыл в район столкновения, и в их охранении лодка своим ходом перешла в точку 5 (Китира, остров в Эгейском море, входит в число Ионических островов), где ей была оказана помощь. После чего ПЛ досрочно вернулась своим ходом в базу. Командир ПЛ был с должности снят и назначен заместителем НШ флотилии в Гремихе. ПЛ перешла в Росту (Мурманск) и встала в ремонт на СРЗ-35 для восстановительного ремонта;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1977 год
Находилась в ремонте на СРЗ-35 в Росте (г.Мурманск);

1978 год 15 января
Отнесена к подклассу КрПЛ;

1978 год сентябрь - декабрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И., второй командир - кап.1р. Беляков В.В.) в Средиземном море;

1979 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1980 год
В составе дивизии перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1980 год август - октябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1982 год 22 июня - август
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Шевченко Г.И.) в Средиземном море;

1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1984 год июль
Экипаж принял и перегнал аварийную КрПЛ К-131 на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск);

1984 год ноябрь - 1985 год январь
Выполнила задачи автономной БС с экипажем КрПЛ К-111 (командир - кап.1р. Севастьянов А.П.) в Средиземном море;

1985 год август - сентябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Безумов Б.Н.) в Средиземном море;

1974 год - 1985 год
Выполнила 9 автономных походов на БС общей продолжительностью 398 суток;

1985 год декабрь - 1990 год декабрь
Прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 675МКВ на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). В период ремонта произведена перезарядка активных зон реакторов. Предположительно была произведена замена реакторов. Старые реакторы без ОЯТ были погружены на выведенный из состава вспомогательного флота "Лихтер-4" и затоплены в заливе Течений в Карском море на глубине 50 метров;

1990 год
Отнесена к проекту 675МКВ;

1990 год - 1994 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе;

1992 год 11 июня
Снято наименование "Красногвардеец";

1992 год (1994 год 7 июля ?)
Присвоен тактический номер Б-22;

1994 год 1 октября
Исключена из боевого состава ВМФ (в некоторых сточниках - 15 июля 1994 года). Поставлена на прикол в пункте временного хранения в губе Ара (Видяево, Мурманская область). Перечислена в состав 346-го дивизиона ПЛ Видяевского района базирования;

1997 год 4 декабря
Гвардейский флаг К-22 унаследовала АПЛ К-335 "Гепард" 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ (проект 971);

2000 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

2001 год лето
С помощью плавучей технологической базы "Имандра" проведена выгрузка отработанного ядерного топлива;

2002 год 12 февраля
Окончательно передана на СРЗ-35 (Роста, г.Мурманск) для утилизации;

2002 год 1 июня (1 июля ?)
Расформирован экипаж;

2002 год 30 октября
Согласно данным активиста российско-норвежской экологической организации "Беллуна" Игоря Кудрика при разделке на металл на СРЗ-35 (Роста, Мурманск) на ПЛ Б-22 возник пожар. Причиной инцидента стало неосторожное проведение сварочных работ. Возгорание началось в сухом доке, где вспыхнули деревянные леса. Позднее загорелась и обшивка находящейся в утилизации АПЛ. Ликвидация пожара на территории завода и на корпусе ПЛ происходила в промежутке между 9 и 11 часами утра. Пожару была присвоена вторая категория сложности. На место пожар выезжали 6 пожарных машин. Возможно речь шла о ПЛ Б-235;

2004 год весна
Находилась в акватории СРЗ-35;

2006 год (предположительно)
Утилизирована на СРЗ-35 с формированием реакторного блока, который в дальнейшем был переведен для временного хранения на плаву, и с последующей установкой на стапельное основание в ПДХ "Сайда" в губе Сайда.

Всего с момента постройки "К-22" выполнила задчи 10 БС и прошла 223108 миль за 26834 ходовых часов.




командиры основного экипажа (в/ч 90451):


1. Поникаровский В.Н. (1963-08.1966)
2. Дрондин В.Н. (08.1966-1968)
3. Кобзев В.П. (1968-1970)
4. Травкин Ю.А. (1970-1972)
5. Черников В.Г. (1972-1976)
6. Максимов Н.И. (1976-10.1976)
7. Шевченко Г.И. (10.1976-1984)
8. Безумов Б.Н. (1984-1991)
9. Осекин В.А. (1991-1994)
10. Товстоляк И.П. (1994-2000)
11. Тараненко А.Э. (2000-2002)


командиры 225-го экипажа (в/ч 31243) и второго экипажа (в/ч 90451-А):


1. Онопко Г.П (1965-07.1967, 08.1967?-1971?)
2. Симонян Г.А. (1971?-1973)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-22:


1. Шварц Т.Я. (1976) командир КрПЛ К-90, второй командир на БС
2. Беляков В.В. (1978) командир КрПЛ К-192, второй командир на БС
3. Севастьянов А.П. (1984) командир КрПЛ К-111



дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ К-22 перед столкновением 28.08.1977 с борта фрегата ВМС США USS FF-1047 "Voge"
2. Фотография ПЛ Б-22 в акватории СРЗ-35. 2004г, март.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Попов А. "Как Устинов гвардейскую лодку посещал", Северный рабочий, 16.11.2005г.
8. "Усталая подлодка" дала копоти... ", статья с сайта http://bigness.ru.
9. Информация о столкновении 28.08.1977 с сайта http://www.destroyersonline.com/usndd/ff1047/f1047pho.htm.
10. Статья "Цена небрежности" с сайта http://navycollection.narod.ru/library/mormul/140.htm.
11. Информация от КБЧ-5 К-22 Орлова В.О. (проходил службу на К-22 с 1985 по 2002).
12. Информация от старшины 9-го отсека К-22 Андрияша А. (проходил службу на К-22 с 1974 по 1977).



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022