Rambler's Top100 Подводная лодка К-31, К-431, Б-431. Проект 675

К-31, К-431, Б-431
проект 675




фотография:


Подводная лодка К-431

Аварийная АПЛ Б-431 на хранении в бухте Павловского. Ноябрь 1996 года
Фотография Лемоноса В.




историческая справка:


1963 год март
Началось формирование экипажа;

1963 год май - 1964 год январь
Офицерский состав экипажа прошел обучение в Учебном Центре ВМФ (г.Обнинск);

1964 год 11 января
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования и обучения был подчинен 80-й ОБрСПЛ ТОФ;

1964 год 8 сентября
Спущена на воду (выведена из цеха);

1964 год 10 декабря - 1965 год 19 мая
Выполнена программа заводских швартовых испытаний;

1965 год 20 - 23 мая
Проведен заводской наладочный выход в море;

1965 год 26 мая - 30 сентября
Проведение государственных испытаний;

1965 год 30 сентября
Подписан приемный акт, вступила в строй;

1965 год 11 ноября
Зачислена в состав КТОФ. Вошла в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);

1965 год - 1968 год
Выполнила 1 автономный поход на БС продолжительностью 56 суток;

1966 год август
Перечислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Виличинск);

1967 год 7 января
Экипаж КрПЛ входил в 1-ю линию по боеготовности;

1967 год
Экипаж КрПЛ К-31 выполнил ракетную стрельбу. Оценка "неудовлетворительно". Стрельба впервые выполнялась с получением целеуказания по системе "Успех" в условиях радио и радиолокационных помех;

1967 год 21 мая
Перечислена в состав 10-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1968 год
Выведена из состава сил постоянной готовности;

1968 год июль - 1971 год июнь
Проходила средний ремонт с заменой ПГ на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). На время ремонта экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1971 год сентябрь
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - в составе 4-й ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Павловского (г.Фокино);

1971 год - 1972 год
Совершила автономный поход на БС продолжительностью 90 суток в Индийском океане. Предположительно на БС был второй экипаж АПЛ К-23 (командир - кап.1р. Хоменко Л.А.);

1974 год - 1975 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;

1976 год - 1981 год
Выполнила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 223 суток. В 1976, 1977 и 1979 годах при нахождении в море имели место неисправности электрооборудования, потребовавшие больших усилий личного состава для их устранения;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;

1978 год 15 января
Переклассифицирована в КрПЛ;

1978 год
Присвоен новый тактический номер К-431;

1979 год январь
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);

1979 год
Выполнила задачи БС с 298-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Ильин Н.А.);

1981 год
Выполнила задачи боевого дежурства с 298-м экипажем на борту (командир - кап.3р. Шалак В.);

1981 год декабрь - 1982 год декабрь
Находилась в ремонте;

1983 год август - 1984 год март
Совершила автономный поход на БС продолжительностью 193 суток (командир - кап.2р. Шепель В.Н.);

1985 год апрель
Принята резервным 298-м экипажем (командир - кап.1р. Федчик Л.В.);

1985 год 10 августа
При перезарядке реактора на СРЗ-30 (бухта Чажма) в реакторном отсеке произошел взрыв, в результате которого погибло 10 человек. При проведении операции по подъему крышки реактора, ее в какой-то момент перекосило, и она, зацепив компенсирующую решетку реактора (тяги решеток), потянула ее вместе с собой вверх. После этого произошла самопроизвольная цепная ядерная реакция реактора левого борта (тепловой взрыв), в результате чего была разрушена активная зона реактора. Выброшенные при взрыве элементы компенсирующей решетки и разрушенной активной зоны обнаруживались в районе 150 м от ПЛ. Возник большой пожар, который удалось ликвидировать только затоплением отсека. В связи с угрозой потери остойчивости и плавучести ПЛ с помощью буксиров была посажена носовой оконечностью на мель. В оказании помощи ПЛ участвовало 12 спасательных судов обеспечения и множество аварийных партий со стоящих на заводе кораблей и подводных лодок. В результате взрыва на "К-431" пострадали несколько боевых единиц ТОФ. Наиболее серьезно - ПМ-133, а также дизельная и атомная подводные лодки (К-42, также была выведена из боевого состава и отправлена в отстой). В обвинительном заключении военного трибунала ТОФ (июль 1986 года) значатся 86 человек, которые подверглись радиоактивному облучению различной степени. Однако позже в специальном докладе независимой экспертной комиссии под руководством профессора Алексея Яблокова приводятся другие цифры. Так, повышенную дозу облучения получили 290 человек. У 10 развилась острая лучевая болезнь, а еще у 39 отмечена лучевая реакция. К середине 90-х годов число только официально выявленных пострадавших превысило 950 человек. От лучевой болезни скончалось несколько участников ликвидации аварии. Прах погибших (их останки сожгли в специальной печи) в момент аварии похоронен на береговой технической базе в братской могиле (бухта Сысоева, Шкотово-22);

1985 год 23 августа
Реакторный отсек был залит бетоном, для создания герметичности аварийного отсека и ослабления излучения, а сама лодка была поставлена на понтоны;

1985 год август
Отбуксировали в бухту Павловского для долговременного хранения у пирса. Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ;

1986 год 20 марта
ТУ КТОФ в связи с неудовлетворительным состоянием корпуса, систем и устройств и превышением 20-летнего срока службы предложило исключить ПЛ из боевого состава флота;

1987 год 16 сентября
Выведена из боевого состава ВМФ в соответствии с приказом МО СССР. Оставлена на приколе в бухте Павловского в составе 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 01.08.1994 - 3-я ЭскПЛ ТОФ);

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-431;

1996 год 1 ноября
Переформирована в состав 26-й ДиПЛ ПрФлРС ТОФ (с 01.05.2000 переформирована в состав 127-го(?) ДнПЛ ПрФлРС ТОФ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ ТОФ);

2006 год
Хранилась на плаву у пирса в бухте Павловского;

2009 год
Разработана проектно-конструкторская документация на утилизацию этой АПЛ с формированием трехотсечного блока реакторного отсека без выгрузки ОЯТ из реактора. Исполнителем работ по утилизации АПЛ на основании результатов конкурса, проведенного ГК "Росатом" в 2009 г., определено ОАО "ДВЗ "Звезда";

2010 год 28 июля
Морской буксир привел корпус ПЛ на ОАО "ДВЗ "Звезда" в г.Большой Камень для утилизации. К этому времени экипаж АПЛ был расформирован;

2010 год 1 октября
ДВЗ "Звезда" приступил к утилизации АПЛ. Особенностью утилизации является то, что ОЯТ из реактора ПБ не выгружается. Проведена подготовка к долговременному хранению и размещению трехотсечного блока в береговом укрытии выше уровня моря, разработано обоснование ядерной безопасности реакторного отсека при егодолговременном хранении в береговом укрытии;

2011 год 2 июня
Проведены работы по постановке сформированного 3-х отсечного блока в укрытие №1 берегового пункта изоляции в бухте Разбойник. Работы выполнялись в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации Госкорпорации «Росатом» по изоляции аварийных атомных подводных лодок в Приморском крае до начала саммита глав государств членов АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Блок сформирован на ОАО «ДВЗ «Звезда» г.Большой Камень. В ходе выполнения работ выделен фрагмент трехотсечного блока реакторного отсека, выполнена выгрузка оборудования из смежных с реакторным отсеков, завершены работы по герметизации трехотсечного блока, изготовлен док–понтон, выполнена буксировка блока и док-понтона к месту формирования системы «трехотсечный блок реакторного отсека аварийной АПЛ – понтон». Блок установлен и раскреплен на док-понтоне. Система спущена на воду, и переведена по подводному каналу в укрытие №1 берегового пункта изоляции, выполнена ее посадка на подготовленное стапельное место в укрытии. Создание укрытия выполнило ЗАО «Тихоокеанская строительно-производственная компания» (ЗАО «ТСПК») г.Владивосток. Операция по постановке выполнена силами Дальневосточного центра по обращению с РАО (ДальРАО), ОАО «ДВЗ «Звезда» и ЗАО «ТСПК».

Всего с момента постройки "К-31" прошла 181051 миль за 21392 ходовых часа.




командиры (в/ч 95032):


1. Калухин В.К. (1963-1968)
2. Скотников (1968?-1973-1976-1977?)
3. Лопатин В.Г. (1976?-1977-1979?)
4. Гнитько К? (1979?-1980-198?)
5. Шепель В.Н. (198?-1983-1985-198?)
6. Рябчук Ю.В. (1988-1993)
7. Децык А.А. (1998-02.2006)
8. Бровчук Н.В. (2006-2009)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-31 (К-431):


1. Хоменко Л.А.(1971-1972) командир 2-го экипажа АПЛ К-23
2. Ильин Н.А. (1979) командир 298-го экипажа
3. Шалак В. (1980, 1981) командир 298-го экипажа
4. Федчик Л.В. (1985) командир 298-го экипажа



дополнительная информация:


1. Фотография памятника погибшим 10.08.1985 в бухте Чажма.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Бражина Н. "Черный след Чажмы" (сайт "Владивосток").
7. Новости Фокино (Приморский край) 10.08.2006 (сайт "Восток Медиа").
8. Катастрофа под грифом "сов. секретно" (сайт "Конкурент.Ru").
9. "Черная быль атомохода К-431" (сайт "Грани.Ру").
10. "Морской Чернобыль" (сайт "РБК").
11. Киселев А. "Обращение с отработавшим ядерным топливом на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».
12. "Вопросы утилизации АПЛ", №1(20), 2010г.
13. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022