|
К-56, Б-56 |
фотография:
КрПЛ К-56 проекта 675. Государственные испытания в заливе Петра Великого. Лето 1966 года.
историческая справка:
1963 год 25 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР как КрПЛ;
1964 год 30 мая
Заложена на стапеле судостроительного завода им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как крейсерская подводная лодка. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ ТОФ;
1965 год 10 августа
Спущена на воду (выведена из цеха);
1965 год 2 - 28 сентября
Экипаж обеспечивал заводские швартовые испытания;
1965 год 29 сентября - 9 октября
В транспортном доке переведена на ЗСО "Восток" в пос.Большой Камень для достройки и прохождения сдаточных испытаний;
1965 год 2 ноября - 1966 год 21 марта
Выполнена программа заводских швартовых испытаний;
1966 год 22 марта - 13 апреля
Проведен заводской наладочный выход в море;
1966 год 14 апреля - 26 августа
Проведение государственных испытаний;
1966 год 27 августа
Подписан приемный акт, вступила в строй;
1966 год 9 сентября
Зачислена в состав КТОФ. Вошла в состав 26-й ДиПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского;
1966 год сентябрь
Сформирован 165-й экипаж (резервный для КрПЛ К-56) на основании Приказа ГК ВМФ №01328 от 02.09.1966г.;
1967 год 7 января
Включена в состав сил постоянной готовности;
1967 год 15 марта - 25 апреля
Выполнила задачи боевой службы;
1967 год 16 мая - 15 июня
Прошла навигационный ремонт;
1967 год 17 июня - 14 июля
Прошла доковый ремонт;
1967 год 18 сентября
Унаследовала гвардейский Военно-морской флаг от ПЛ С-56 IX-бис серии. Торжественный подъем гвардейского флага;
1967 год 20 сентября
Выполнила инспекторскую ракетную стрельбу двумя КР;
1967 год сентябрь
165-й экипаж вошел в состав 26-й ДиПЛ КТОФ;
1967 год октябрь
Предъявлена к проверке на звание «отличный корабль» и приняла участие в состязании на лучшую БЧ-5 по БЗЖ. По итогам года экипаж объявлен отличным, а БЧ-5 лучшей по БЗЖ на КТОФ;
1967 год 1 ноября
За успехи в социалистическом соревновании и в честь 50-летия Октября награждена переходящим Красным Знаменем Военного Совета КТОФ. Знамя торжественно вручено на
собрании 26-й ДиПЛ членом Военного Совета КТОФ начальником политуправления адм. Захаровым М.Н. 03.11.1967 г.;
1968 год 5 июня - 10 августа
Выполнила задачи боевой службы в бухте Витязь;
1968 год октябрь
165-й экипаж переформирован во второй экипаж КрПЛ К-56 на основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ 11/969103СС от 27.08.1968г.;
1969 год
Из-за вооруженных конфликтов на советско-китайской границе выполнила задачи БС в Японском море;
1970 год 29 января - 10 апреля
Выполнила задачи боевого дежурства в бухте Павловского;
1970 год 10 - 29 апреля
Приняла участие в учениях "Океан-70" со 2-м экипажем на борту;
1970 год 10 мая - 1972 год август
На СРЗ-30 в бухте Чажма прошла ремонт с заменой парогенераторов. Экипаж подчинен 52-му ОДнСРПЛ КТОФ;
1971 год май - июнь
2-й экипаж (командир - гв. кап.1р. Мухин Б.Г.) на борту однотипной КрПЛ содинения выполнил задачи БС;
1972 год май
Личный состав первого и второго экипажей сведен в основной экипаж. Начато расформирование второго экипажа;
1972 год 22 ноября
Прибыла к постоянному месту базирования в бухту Павловского в состав 26-й ДиПЛ (с 30.11.1978 - в составе 4-й ФлПЛ) КТОФ;
1973 год 14 июня
После успешного завершения программы экспериментальных ракетных стрельб (старший на борту ЗКД кап.1р. Сучков, на борту было два командира - КрПЛ К-56 Четырбок А.И. и КрПЛ К-23-2 Хоменко Л.А.)
крылатыми ракетами П-6 с задержкой (это когда первая выпущенная ракета выполняет роль разведчика, ретранслятора и целеуказателя остальным), полным надводным ходом следуя в базу в надводном положении, столкнулась с БМРТ
"Академик Берг" (БРЗК проекта 394б), получила пробоину легкого и прочного корпусов в районе носовой переборки II отсека. I и II отсеки были полностью затоплены. Прочный корпус получил пробоину высотой в 3,7 м и площадью в 2,5 кв.м.
Погибло 27 человек. Было принято решение о посадке ПЛ на береговую отмель, что дало возможность спасти ее от гибели. ПЛ на понтонах отбуксировали в док в Чажму. В доке пробоина была временно заделана, и ПЛ переведена в п. Большой Камень
на восстановительный ремонт. 19.06.1973 на кладбище поселка Тихоокеанский похоронили погибших подводников;
1973 год июнь - 1974 год 19 февраля
Прошла аварийно-восстановительный ремонт на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). На время ремонта экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1977 год 14 июля
В полигоне БП на глубине около 100 м произошло разрушение бандажа обмотки носового якоря турбогенератора ПБ и выброс пламени и дыма в отсек, вызвавший
незначительную задымленность. ПЛ всплыла в надводное положение, турбогенератор ПБ был отключен, отсек провентилирован в атмосферу;
1977 год 23 июля
Выполнила ракетную стрельбу 2-я ракетами за одно всплытие с оценкой "отлично";
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;
1977 год июль
Завоевала приз ГК ВМФ и 1-е место в ВМФ по ракетной подготовке;
1977 год
В конце года выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Гладышев Ю.П.) в Тихом океане. Была обнаружена негерметичность реактора ПБ. Реатор был остановлен и в базу ПЛ возвращалась под одним реактором;
1978 год январь - 1979 год февраль
Прошла ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма. На время ремонта входила в состав 52-го ОДнСРПЛ КТОФ. Из реактора ПБ была выгружена активная зона и были проведены испытания для обнаружения места негермитичности реактора. Во время испытаний вырвало
заглушку системы ВСД в пятом отсеке, установленную рабочими завода (на корабле одновременно производился ремонт и другой техники). Обратный клапан на крышке реактора не сработал, поэтому вода из реактора через систему ВСД попала в
смежный пятый, и в некоторые другие носовые отсеки. Произошла радиационная авария с загрязнением носовых отсеков. Пятый отсек отделили зоной радиационной безопасности (РБ), объединив его с находившимся в зоне РБ шестым реакторным отсеком.
С участием службы РБ завода и привлечённого личного состава была проведена дезактивация отсеков и воздушных трубопроводов дезактивирующими растворами и спиртом ректификатом. По окончании испытаний была найдена причина негерметичности - течь
реактора в кессон. Местом течи было днище реактора. Течь явилась следствием трещины по сварному шву приварки нержавеющего днища футеровки к её обечайке. Трещина проходила и сквозь днище углеродистого корпуса реактора, по обваренному болту
тепловой растяжки обечайки футеровки. Такой серьёзный дефект в самом днище не мог подлежать ремонту в условиях значительного радиоактивного фона корпуса ядерного реактора, и комиссия пришла к единодушному мнению о необходимости его замены;
1978 год 15 января
Переклассифицирована в КрПЛ;
1979 год 2 марта - 1986 год 28 сентября
Проходила модернизацию по проекту 675МК на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Произведена замена реактора ПБ. На время ремонта экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1986 год 29 сентября
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Председатель государственной комиссии кап.1р. Герасимов И.К.;
1986 год 2 ноября
Перечислена в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ, но в течении полугода находилась в бухте Павловского;
1987 год май
Прибыла к новому месту базирования в бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);
1988 год 13 апреля - 30 ноября
Выполнила задачи боевой службы продолжительностью 224 суток с маневренным базированием в ПМТО Камрань (Вьетнам) с 01.05.1988 по 14.11.1988;
1989 год 21 апреля
На стоявшей у пирса ПЛ произошло возгорание устройства ЗУК 3500-330 ПБ в VIII отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя из системы ВПЛ, а затем и ЛОХ;
1991 год
Принято решение об использовании ПЛ в районах БД и БП. В соответствии с директивой ГК ВМФ подлежала списанию в 1992 г. Входила в состав 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (п. Ракушка, Приморскй край);
1992 год 28 апреля
Отнесена к подклассу АБПЛ. Присвоен новый тактический номер Б-56;
1992 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ. Поставлена на прикол в составе 29-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ в бухте Северная залива Владимир (п.Ракушка, Приморскй край);
1993 год 31 декабря
Переформирована в состав 129-го ДнПЛ 4-й ФлПЛ (с 01.08.1994 - 3-й ЭскПЛ) ТОФ с прежним местом базирования;
1994 год
Экипаж АПЛ Б-56 переформирован в 128-й экипаж АПЛ;
1996 год май
Переведена в пункт временного хранения в бухте Павловского. Вошла в состав 26-й ДиПЛ 3-й ЭскПЛ (с 01.11.1996 - 26-й ДиПЛ ПрФлРС, с 01.05.2000 переформирована в состав 127-го(?) ДнПЛ ПрФлРС, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ) ТОФ;
1997 год 4 декабря
АКрПЛ К-152 проекта 971 унаследовала гвардейский Андреевский флаг от АБПЛ Б-56;
2002 год 1 июля
Переформирована в состав 287-го ОДнРПЛ ТОФ;
2007 год
Находилась на отстое в бухте Павловского. Проведены мероприятия по подготовки корабля для буксировки на ДВЗ "Звезда" для последующей утилизации;
2007 год 3 июня
Отбуксирована на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) для утилизации;
2007 год 6 июля - 5 августа
Произведена выгрузка ОЯТ на ДВЗ "Звезда";
2008 год
Расформирован экипаж. Утилизирована с формированием реакторного блока. Блок оставлен для временного хранения на плаву в бухте Разбойник.
Всего с момента постройки "К-56" прошла 124649 миль за 16232 ходовых часа.
командиры основного экипажа (в/ч 95492):
1. Кузнецов А.А. (27.06.1963-08.07.1968)
2. Зиновьев В.А. (1968-1973?)
3. Четырбок А.И. (02.1973-09.1973)
4. Губин А.С. (11.1973-1975)
5. Хомяков Ю.И. (09.1975-09.1976)
6. Гладышев Ю.П. (1976-09.1978)
7. Василишин В.А. (09.1978-1980)
8. Бондарев В.К. (1980-1985)
9. Галюк А.В. (13.07.1985-1989)
10. Леонов (1989-199?) возможно был командиром 298-го экипажа
11. Коровянский А.И.(1989?-1994?)
командиры 165-го (до 1968 года, в/ч 49316) и второго (в/ч 95492-2) экипажей:
1. Шиповников Ю.Ф. (1966-1970?) 165-й экипаж (с 1968 - второй экипаж)
2. Мухин Б.Т. (1970?-1972)
3. Четырбок А.И. (1972-1973)
командиры 128-го экипажа (с 1994 по 2007 год, в/ч .....):
1. Воронов П.Н. (1994-1998)
2. Куликов В.И. (1998-2007)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-56:
1. Никитин (1966) командир 126-го (?) экипажа
2. Хоменко Л.А. (06.1973) второй экипаж АПЛ К-23
дополнительная информация:
1. Список погибших 14.06.1973г.
2. Фотография памятника погибшим подводникам в г. Фокино.
3. Статья Бойко В.Н. "Печальные даты". (сайт "Академия русской символики "Марс")
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
6. Информация с сайта http://submarine.id.ru/kurianchik/nnk/k_56.htm.
7. Информация с сайта http://holland-91.narod.ru/2/i.htm.
8. Информация от В. Антонова.
9. Буклет "К-56. 35 лет после трагедии 1973-2008".
10. Киселев А. "Обращение с отработавшим ядерным топливом на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».
11. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.