К-3, "Ленинский комсомол", Б-3
проект 627
фотография:
историческая справка:
1954 год май
Начало формирования двух экипажей опытной АПЛ проекта 627;
1954 год 21 июля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1954 год
Начало обучениия экипажей в г.Обнинск (на базе первой действующей АЭС и, созданного в кратчайшие сроки, наземного стенда ЯЭУ корабля), а также при НИИ-3, НИИ-303 и СКБ-143. В 1955 году прибыли командиры экипажей -
кап.2р. Осипенко Л.Г. (первый экипаж) и кап.3р.Салов В.С. (второй экипаж);
1955 год сентябрь
Принято решение о переводе второго экипажа на головную АПЛ проекта 627А;
1955 год сентябрь
Экипаж включен в состав 150-го дивизиона опытовых подводных лодок ВМФ в г.Ленинград;
1955 год 24 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ № 402 в г.Молотовск как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка;
1956 год август
Окончание обучениия экипажей;
1956 год август
Экипаж в составе 150-го ОДнОПЛ ВМФ был перебазирован в г.Молотовск (с 12.09.1957 - г.Северодвинск);
1957 год январь
Экипаж переформирован в состав 150-го ДнОПЛ 339-й БрСРПЛ БелВФл с прежним местом дислокации;
1957 год 7 августа
Выведена со стапеля цеха № 42;
1957 год 9 августа
Спущена на воду боковым методом;
1957 год сентябрь
Произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки СКР «Леопард»;
1957 год октябрь - 1958 год июнь
Выполнила программу швартовых испытаний;
1958 год 26 июня
Задача № 1 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;
1958 год 1 июля
Поднят Военно-морской флаг СССР. На торжественном подъеме флага присутствовали ГК ВМФ СССР адмирал Горшков С.Г., Министр судостроительной промышленности СССР Бутома Б.Е. и Президент АН СССР академик
Александров А.П. По стечению обстоятельств подъем произошел за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главкома ВМФ флаг был оставлен на ночь;
1958 год 3 июля
Начаты государственные испытания;
1958 год 4 июля
В 10.03 впервые в истории отечественного флота ПЛ дала ход под атомной энергетической установкой;
1958 год август
Задача № 2 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;
1958 год 26 ноября - 2 декабря
В Кандалакшском заливе Белого моря произведено глубоководное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20
узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ;
1958 год 17 декабря
Подписан приемный акт, КрПЛ принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. Ответственный сдатчик Довгань Н.Н.,
председатель Государственной комиссии вице-адм. Иванов В.Н., командир - кап. 2 ранга Осипенко Л.Г. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов
в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Время нахождения под водой
составило 58 часов 18 минут, пл прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, Госкомиссией
было отмечено хорошая управляемость ПЛ на этой скорости по курсу и глубине. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о
том, что спецификационная скорость хода в 25 узлов может быть достигнута при 80% тепловой мощности атомной энергоустановки. Подводные испытания были прерваны на
59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура. Кроме того некоторые другие механизмы и оборудование АЭУ оказались недостаточно надежными и вышли из строя
ранее установленного срока - парогенераторы, теплообменники III-IV контуров и т.д. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования
главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным;
1959 год январь
Постановлением Совета Министров СССР КрПЛ передана в опытную эксплуатацию. На КрПЛ начата ревизия механизмов и модернизационные работы;
1959 год март
Присвоен тактический номер К-3;
1959 год 12 марта
Включена в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на г.Северодвинск;
1959 год июнь
Введена в строй после модернизации, продолжены ходовые испытания под руководством группы опытовой эксплуатации, назначенной совместным решением ГK ВМФ, Председателя Государственного
комитета при Совете Министров СССР по судостроению и Министра среднего машиностроения. ПЛ совершила три выхода в море (9, 22 и 14 суток);
1959 год 23 июля
За успешное освоение новой техники командиру ПЛ кап. 1 ранга Осипенко Л.Г. Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания ПЛ получили ордена и медали;
1959 год с 20 августа по 11 сентября
КрПЛ приняла участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ
возвратилась в Белое море с заходом в Западную лицу;
1959 год октябрь
Выполнила переход из Белого моря в Баренцево море для освоения пункта базирования в губе Западная Лица. С 23.10 соединение ПЛ напрямую подчинено командующему подводными силами СФ;
1959 год 1 - 15 ноября
Первый дальний поход (командир - кап.1р. Осипенко Л.Г.). По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта, для испытания автономности в высоких
широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79˚. При нахождении подо льдом (всего пройдено 260 миль)в Гренландском море одновременно
вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству
личного состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести
испытания. Поход был осложнён и тем, что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1» КрПЛ ударилась о
лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств (перископ был загнут почти на 90 градусов). Поход был прекращен и АПЛ вернулась в базу;
1959 год декабрь - 1960 год май
Поставлена в ремонт и модернизацию на ССЗ № 402 (ПО "Севмашпредприятие") в г.Северодвинск для установки навигационного комплекса «Сила Н-627», деаэрационной и
водохимочистительной установки и ряда модернизационных работ с заменой вышедшего из строя оборудования (по сути до уровня проекта 627А). Часть приборов навигационного комплекса располагались
в первом отсеке, там же была оборудована вторая штурманская рубка, но в результате переделок четыре нижних торпедных аппарата бездействовали, а запас торпед сократился почти вдвое;
1960 год январь
На время ремонта вошла в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл Северного флота;
1960 год декабрь - 1961 год февраль
Выполнены швартовые испытания и комплексные испытания деаэрационной установки, в результате которых принято решение ГК ВМФ и
Государственного комитета по судостроению при Совете Министров СССР о деаэрационной установке, как непригодной для эксплуатации;
1961 год 26 мая - 7 августа
Выполнила программа ходовых испытаний и практически отработала важные экзамены для плавания подо льдом: управление подводной лодкой на заднем ходу и вертикальное всплытие без хода;
1961 год 7 августа
Перечислена в состав сформированной 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ Северного флота с местом базирования на губу Малая Лопатка (Западная Лица, иногда называют как Малая Лопаткина);
1961 год 17 - 31 августа
Выполнила поход в Карское море (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.). 22.8-30.8 осуществила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до 81˚47’ с.ш. с целью испытания навигационных комплексов в высоких широтах. Перед
погружением под кромку льда личный состав проявил самоотверженность и высокие специальные знания в работе по устранению больших утечек гидравлики;
1961 год 20 - 24 сентября
Выполнила стрельбу практическими торпедами;
1961 год декабрь
Совершила выход в полигоны для отработки курса боевой подготовки, но из-за неисправностей в энергетической установке задачи № 3 и № 4 отработаны не были;
1962 год
Соединение перебазировано на губу Лопаткина (Западная Лица, иногда называют как Большая Лопатка);
1962 год весна
В пункте постоянного базирования произведён навигационный ремонт силами СРЗ №10 и ПО "Севмашпредприятие" с установкой паросборников и докованием;
1962 год 4 - 10 июля
Совершила контрольный выход перед походом на Северный Полюс;
1962 год 11 - 21 июля
Выполнила поход (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.) на Северный полюс. 11.7 вышла из губы Западная Лица в поход на Северный полюс под руководством КФлПЛ контр-адм. Петелина А.И. Перед выходом лодку посетил ГК ВМФ адм.
флота Горшков С.Г., начальник Главного Политуправления ВМФ вице-адм. Гришанов В.Г., Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванов В.Н., заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ инж.-вице-адм. Котов П.Г.,
командующий Северным флотом адмирал Касатонов В.А., начальник штаба Северного флота вице-адм. Рассохо А.И., 1-й заместитель командующего Северным флотом вице-адм. Лобов С.М. и другие высокие должностные лица.
12.7 к концу суток была обнаружена неисправность циркуляционного
насоса охлаждения главного конденсатора. Замену трех подшипников производили в подводном положении, ремонт продолжался около 14 часов. 13.7 в 11.30 всплыла в Гренландском море для встречи с тральщиком
для уточнения данных о ледовой обстановке. Из-за плохой погоды встреча состоялась только в 18.00. 14.7 около 10.45 на широте 79º в подводном положении вошла под кромку льда. 15.7 осуществила первое за
поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚08’ с.ш., 0˚48,5’ в.д. 17.7 в 06.59.11 по Московскому времени впервые в истории отечественного флота прошла в точке Северного Полюса в
подводном положении. 18.7 осуществила второе за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚54’ с.ш., 0˚01,5’ з.д. 19.7 осуществила третье за поход всплытие во льдах Арктики в точке
с координатами 79˚40’ с.ш., 0˚ 41’ з.д. Навигационная невязка составила 34 мили. 20.7 в 13.40 прошла кромку льдов. В подледном положении пройдено 1294 мили за 178 часов. В 14.00 КрПЛ всплыла в
надводное положение. 21.7 вернулась из похода к Северному Полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адм. Петелин А.И., командир КрПЛ кап.2р. Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-кап.2р. Тимофеев Р.А.
были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. Весь личный состав лодки награждён орденами и медалями;
1962 год сентябрь
Было обнаружена разгерметизация тепловыделяющих элементов. Подводная лодка прибыла на судоремонтный завод № 893 в г.Северодвинск для ремонта и модернизации и временно подчинена 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;
1962 год 9 октября
Присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол»;
1963 год 26 февраля - 1965 год 29 октября
Передана для дальнейшего ремонта с заменой реакторного отсека. Отработанное топливо было было выгружено, а отсек залит специальным составом и затоплен в заливе Абросимова в Карском море на глубине 20 метров. На КрПЛ был
выполнен ряд модернизационных работ с установкой нового навигационного комплекса «Сигма», аппаратуры автоматического, ручного и программного управления подводной лодкой и управления противоаварийными средствами;
1963 год
Экипаж лодки был награждён переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ;
1964 год 29 июля
Газета «Красная Звезда» опубликовала открытое письмо экипажа лодки «Ленинский комсомол» с инициативой начала социалистического соревнования в
Вооружённых Силах в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это движение получило название «Эстафеты боевой славы»;
1965 год 29 октября - 7 ноября
Выполнена программа ходовых испытаний;
1965 год 24 ноября
Подписан государственный акт об окончании ремонта и передачи подводной лодки ВМФ;
1965 год 29 ноября
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Большая Лопаткина (Западная Лица);
1965 год 17 декабря
Подводную лодку посетил первый космонавт планеты Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А., в сопровождении 3-го секретаря ЦК ВЛКСМ Пастухова Б.Н., и сделал запись в историческом журнале корабля;
1966 год 23 марта
При всплытии на сеанс связи севернее маяка "Русский" столкнулась с вынесенным из Белого моря ледяным полем, в результате чего на ограждении рубки образовалась вмятина и был погнут перископ;
1966 год март - июнь
Выполнила программу испытаний по темам: "Егорлык" (испытание средств ПЛО), "Шпат", "Турмалин", "Тон" (испытание противоаварийных систем), "Августин" (испытание покрытия легкого корпуса);
1966 год июнь
Производилась киносъемка КрПЛ в надводном положении на ходу, моменты погружения и всплытия;
1966 год 10 июля - 29 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - Первушин Г.С., старший на борту - ЗКД кап.1р. Гинчик Е.Н.) в Атлантическом океане, Саргассовом море и Мексиканском заливе, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом.
Плавание проходило в течении 49 суток без всплытия на поверхность;
1967 год 12 марта - 30 апреля
Произведено плановое докование и чистка труднодоступных мест прочного корпуса на СРЗ-10 в г.Полярный;
1967 год май
Отработала задачи курса БП и во второй половине месяца приняла участие в совместных учениях ВМФ и флотов государств-участников Варшавского Договора в Норвежском море. По возвращению заступила в БД;
1967 год 18 - 21 июня
Проведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания проведены успешно, но получены незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции "Свет";
1967 год 10 июля - 11 сентября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Степанов Ю.Ф.) в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была сделана
хирургическая операция матросу. 8.9 при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д.
на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. С первых минут руководство борьбой за живучесть осуществляли командир корабля и
командир БЧ-5 Зайцев В.В., при этом интенсивность действий последнего вынудила его дважды заменять регенеративный патрон ИП-46 (во многих источниках используется информация из воспоминаний замполита Жиляева В.В.
и вахтенного офицера Лескова А.Я. о передаче командования и т.п., большинство участников тех событий, считают эту информацию надуманной и несоответствующей действительности). При попытке разведки обстановки
во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Почти все, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. Боцман Луня помогал потерявшим сознание включаться в изолирующие средства дыхания.
Вместе с командиром БЧ-5 они сумели обеспечить всплытие АПЛ в надводное положение. Командир отдраил верхний рубочный люк, а после оценки обстановки отдал приказание на подготовку радиопередатчика для передачи радио
об аварии на командный пункт флота. Дальнейший переход в базу осуществлялся уже в надводном положении. Море было достаточно спокойно, не больше 3-х баллов. По приказанию командира корабля, часть отравленных
подводников из Центрального поста эвакуировалась аварийной партией кормовых отсеков в 8 отсек, часть - в ограждение рубки. В ограждении рубки было очень сыро, и чтобы люди не простудились, подстилали все возможное:
одеяла, одежду и т.п. Корабельный врач оказывал медицинскую помощь, в 8-м отсеке был организован лазарет. В Центральном посту, несмотря на то, что подводная лодка была в надводном положении, концентрация продуктов
горения все еще оставалась высокой, значительно превышающая предельно допустимую, и без включения в изолирующие аппараты находиться было нельзя. Поэтому было принято решение управление кораблем осуществлять не через
Центральный пост, а через пульт управления главной энергетической установкой в 7-м отсеке. На помощь АПЛ были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер
«Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь ПЛ самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек
из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. КрПЛ сохранила ход и через три дня самостоятельно вернулась в пункт базирования;
1967 год 14 сентября
Погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему
воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота. Семьям погибших боевые друзья оказали
материальную помощь собранными денежными средствами. Решением МО СССР маршала Советского Союза Гречко А.А., семьям погибших офицеров и сверхсрочнослужащих
предоставлены отдельные квартиры в городах Москва и Ленинград. По заключению государственной комиссии под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота
Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого
борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого
электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные;
1967 год 14 сентября - 5 ноября
Произведен аварийный ремонт на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск;
1968 год 20 апреля - 5 мая
Произведено плановое докование подводной лодки в доке губе Гремиха;
1968 год 21 - 29 июля
Приняла участие в тактическом учении (командир - кап.2р. Жукова А.Я.) КСФ и ДКБФ совместно с флотами стран Варшавского договора «Север» под руководством ГК ВМФ СССР адм. флота Советского Союза Горшкова С.Г.
1968 год 26 августа - 21 декабря
Произведен навигационный ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;
1968 год 17 октября
В связи с 50-ти летием ВЛКСМ, награждена Памятным Знаменем МО СССР;
1969 год 8 декабря
Прибыла в губу Пала на СРЗ-10 в г.Полярный для производства среднего ремонта с модернизацией;
1971 год 25 февраля
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ (на основании директивы НШ СФ);
1971 год 28 декабря
После окончания ремонта на СРЗ-10 перешла из губы Пала в губу Большая Лопаткина для окончательного расчета и загрузки ЗИП;
1972 год 8 - 9 января
Совершила межбазовый переход и прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;
1972 год 29 октября - 5 ноября
Приняла участие в учениях на приз ГК ВМФ по обнаружению ПЛАРБ;
1973 год 12 мая - 1 июня
Выполнила задачи автономной БС в Атлантическом океане и Средиземном море;
1974 год
В составе дивизии переформирована в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1974 год 15 марта - 5 мая
Выполнила задачи автономной БС в Норвежском море и Северной Атлантике с оценкой «отлично»;
1975 год февраль
При нахождении в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного
насоса в 7 отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения из 8-го отсека, получили серьезные ожоги 2 человека;
1975 год 24 апреля - 13 июня
Выполнила задачи автономной БС (командир - Базько А.Н.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Обеспечивала слежение за авианосцем ВМС США USS "Enterprise" (CVN-65).
По воспоминаниям членов экипажа, при возвращении на базу, командир ПЛ объявил, что экипаж являлся участником военного конфликта;
1975 год
Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» занесена в летопись трудовых дел ВЛКСМ, а её экипаж удостоен Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и награждён
Памятным знаменем Министерства обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и ВМФ;
1976 год 31 января - 21 февраля
Произведено плановое докование в губе Гремиха;
1976 год 1 июня - 27 июня
Произведено аварийное докование на СРЗ-10 в г.Полярный;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в БПЛ;
1977 год с 29 декабря
На СРЗ-10 в г.Полярный поставлена в средний ремонт с заменой кабельных трасс;
1981 год 8 января
При проведении ремонтных работ произошел пожар, в результате которого выгорели недавно замененные кабельные трассы;
1981 год 30 декабря
Закончен средний ремонт и БПЛ передана 184-му экипажу для перехода к постоянному месту базирования;
1982 год 25 мая - 25 июня
Выполнила задачи автономной БС со 184-м экипажем на борту (командир - Затылкин А.И.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Боевая служба была посвящена XIX съезду ВЛКСМ;
1982 год 15 августа
Принята основным экипажем у 184-го экипажа;
1983 год январь
Поставлена в ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;
1984 год 28 сентября
После окончания ремонта введена в состав сил постоянной готовности;
1985 год
Приняла участие в учениях: "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85";
1985 год 2 - 27 июля
Выполнила задачи боевого дежурства и боевой службы в Норвежском море;
1986 год апрель
Поставлена в ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;
1986 год сентябрь
Передана экипажу БПЛ К-21 для продолжения ремонта;
1987 год 20 сентября
С экипажем БПЛ К-21, не завершив среднего ремонта, прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;
1987 год 17 октября
Приказом ГК ВМФ выведена из боевого состава ВМФ;
1988 год 9 сентября
Переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха;
1989 год 14 марта
Переклассифицирована в БПЛ, переименована в Б-3;
1993 год 30 сентября
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ СФ, выведенных из боевого состава;
1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;
2002 год сентябрь - октябрь
Подготовлена к проведению буксировки к месту утилизации. К корпусу АПЛ закрепили два огромных понтона, каждый весом по 117 тонн. В результате корпус (в основном его носовая часть) всплыл из воды на один метр двадцать сантиметров. На носу
был приварен рым для ограждения «гуляния» буксировочного троса, закреплен баллер руля и т.п. На всякий экстренный случай возле рубки ПЛ закрепили ПСН-10 (как раз на весь экипаж, командир - Тищенко А.В.);
2002 год 26 октября
Отбуксирована буксиром СБ-406 на ФГУП "10 СРЗ" в г.Полярный на утилизацию (начало буксировки в 14.45). Планировалось принятие решения о переоборудовании АПЛ в музей;
2003 год 30 мая - 3 июля
Произведена выгрузка ядерного топлива на ПТБ ПМ-78. При выгрузке ОЯТ, два ОТВС были оставлены в ячейках аппарата л/б в связи с их заклиниванием;
2005 год 28 октября
Отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Включена в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;
2006 год 20 апреля
Проведено дополнительное радиационное обследование перед началом работ по переоборудованию АПЛ в музей;
2006 год 1 июля
Заведена в док ФГУП "СРЗ "Нерпа" для подготовки к переоборудованию в музей или утилизации (в зависимости от дальнейших решений);
2007 год
Произведена вырезка реакторного отсека, который затем был переведен и установлен для длительного хранения в ПДХ "Сайда" в губе Сайда. По договору с Росатомом, заводом был создан муляж отсека для установки в подводную лодку;
2008 год
Передана гражданскому экипажу ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Согласно постановлению правительства РФ, первая отечественная атомная подводная лодка должна стать ещё
одним плавучим музеем северной столицы. Проект переоборудования под необычную экспозицию легендарного корабля, который вписал немало замечательных страниц в историю советского ВМФ, выполнили
специалисты Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»;
2011 год март
На торжественных мероприятиях в г.Мурманск, посвященных Дню моряка-подводника, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко сообщил, что в порту Мурманска планируется установить первую советскую
атомную подлодку К-3 "Ленинский комсомол", которая станет открыта для посещений как музей. Он рассказал, что министр транспорта РФ Игорь Левитин согласовал подобное решение. Уже решено,
что первая атомная подлодка будет установлена рядом первым атомным ледоколом "Ленин";
2013 год март
Объединенная судостроительная корпорация в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект
(утилизация плавучей технической базы Росатомфлота "Лепсе"), приняла решение утилизировать АПЛ до конца 2013 года на судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске (Мурманская область). В то же время сам
завод «Нерпа» все же надеется доделать лодку. Как пояснила «Известиям» пресс-секретарь завода Ирина Анзулатова, для этого требуется 50 млн рублей, которые завод планирует найти. "Мы сделаем всё, чтобы найти
эти деньги. Лодку еще можно спасти. Мы уже сделали фрагмент корпуса, который можно поставить вместо вырезанного реакторного отсека. Осталось всё это соединить, законвертовать и спустить на воду. А там уж
она может сколько угодно долго стоять и ждать, пока наши чиновники поумнеют и поймут, что такую историческую ценность уничтожать нельзя", — пояснила Анзулатова И.;
2014 год июнь
Планировалась к утилизации на СРЗ "Нерпа" филиале ОАО "ЦС "Звёздочка";
2014 год декабрь
Принято решение о том, что АПЛ К3 («Ленинский Комсомол») все-таки станет музеем, её готовят к спуску на воду, после чего начнутся работы по музеефикации. По словам Олега Ерина (руководитель
проекта "Лепсе" на судоремонтном заводе "Нерпа"), у СРЗ "Нерпа" до января 2014 года не было утверждённого пакета документов, прошедших Госэкспертизу, с утверждённой схемой утилизации ПТБ "Лепсе". Поэтому завод
не мог дать гарантии, что АПЛ К-3 не будет представлять помеху плавтехбазе на стапель-плите. «Сейчас же, после получения утверждённой схемы, мы видим, что АПЛ и ПТБ не будут мешать друг другу
при проведении работ», - рассказал Олег Ерин;
2014 год 16 декабря
В соответствии с указом Президента РФ №597 от 01.09.2014 орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года в результате пожара. В Военном учебно-научном центре ВМФ
"Военно-морская академия им. Кузнецова" в г.Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"
(капитана-лейтенанта Генадия Ганина, капитана 3 ранга Льва Коморкина и лейтенанта Виктора Гурина). 14.11.14 Министр обороны Сергей Шойгу вручил первую награду Любови Маляр, вдове капитана-лейтенанта Анатолия Маляра;
2015 год апрель
Интерфакс со ссылкой на члена морской коллегии при правительстве РФ, командующего Северным флотом в 1999-2001 годах адмирала Вячеслава Попова сообщил, что после переооборудования АПЛ планируется установить на
вечную стоянку в Мурманске. В течение года должна быть проведена подготовка АПЛ к длительной стоянке на воде. "Сроки определять рано, пока мы говорим только о сроках конвертации, то есть сроках подготовки к
спуску на воду. Средства на конвертацию были выделены прошлой осенью», — рассказал Попов В. Как отметил Попов В., процесс конвертации (конвертовки) АПЛ займет около года. За это время на СРЗ "Нерпа" филиале
ОАО "ЦС "Звёздочка" (Снежногорск, Мурманская область) АПЛ подготовят к спуску на воду с твердого основания и отбуксируют в Мурманск. После начнется поиск проектанта, который займется музеефикацией АПЛ. «Музей
"К-3" будет гармонично смотреться в Мурманске, рядом с музеем-ледоколом "Ленин", первым атомным ледоколом. Конечно, Санкт-Петербург тоже хочет разместить музей у себя, но с исторической точки зрения атомная
морская тематика должна получить развитие именно в Мурманске», — отметил Попов В. Адмирал добавил, что музей может стать филиалом музея Северного флота или Центрального Военно-морского музея;
2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по
утилизации реакторного блока АПЛ К-3, который был затоплен в 1965 году;
2016 год декабрь
"На стапельной плите завершаются работы по герметизации лодки и формированию единого корпуса - свариваются стыки между отсеком-донором и носовым блоком АПЛ", - говорится в сообщении СРЗ "Нерпа". В феврале 2017 года планируется
Спуск АПЛ на воду. Член Морской коллегии при правительстве РФ, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов сообщил "Интерфаксу", что будет инициировать обсуждение судьбы К-3 "Ленинский комсомол" на
заседании этого органа в конце декабря. "Сейчас стоит вопрос о выборе проектанта для создания музея. По моему личному мнению, это должно быть петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", которое "Ленинский
комсомол" и создавало", - сказал Вячеслав Попов. Кроме того, добавил собеседник агентства, на Морской коллегии будет решаться вопрос о месте размещения подлодки-музея;
2017 год 8 сентября
Заводом выполнены сложные работы по конвертовке подводной лодки. ПЛ спущена на воду и переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса;
2019 год (план)
Планировался подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 254 (АПЛ К-3) и № 285 (АПЛ К-11). Однако сроки были смещены на более позднее время;
2020 год 22 октября
Первая атомная подводная лодка станет экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. Об этом в четверг сообщили ТАСС в пресс-службе судоремонтного завода (СРЗ) "Нерпа" (филиал Центра судоремонта "Звездочка",
входит в Объединенную судостроительную корпорацию). "Планируется, что первая атомная подводная лодка К-3 ("Ленинский комсомол") станет ключевой доминантой экспозиции проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте.
На территории современного музейного комплекса будут размещены историческая экспозиция, пространство для временных выставок, лектории. Центром этого комплекса станет АПЛ К-3, которая до сих пор с 2005 года находится на акватории
судоремонтного завода "Нерпа" в Мурманской области", - сообщили на заводе. В пресс-службе уточнили, что решение принято на совещании с участием представителей технического управления Военно-морского флота, АО СПМБ "Малахит",
автономной некоммерческой организации (АНО) "Остров фортов". Накануне представители флота, проектных организаций и заводские специалисты побывали на месте стоянки К-3, обследовали внутренние помещения корабля, оценили состояние
корпусных конструкций и масштабы предстоящей работы. "Работы по восстановлению легкого корпуса подводной лодки, изготовлению опорных оснований и подготовки К-3 к перегону в Кронштадт будут выполняться специалистами судоремонтной
верфи в Снежногорске Мурманской области. Проектной документацией по музеефикации АПЛ займется СПМБ "Малахит", где в свое время был разработан проект 627 (К-3)", - пояснили в пресс-службе. Автором проекта по развитию музейно-исторического
кластера в Кронштадте является АНО "Остров фортов", по их оценке К-3 в качестве музейного экспоната сможет принять первых посетителей к 2023 году;
2021 год 22 июля
По сообщению severpost.ru: «Первая советская атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол» завершает музеефикацию и готовится в ближайшее время отправиться в переход из Снежногорска в Кронштадт. Там легендарному кораблю предстоит стать ключевым
экспонатом в Острове фортов - музее военно-морской славы", Корабль полностью подготовлен к роли военно-морского музея. Сейчас отрабатываются детали совершения перехода на Балтику. Подготовкой документации по переоборудованию атомной подлодки
в музейный экспонат занимался СПМБ «Малахит», где и разрабатывался проект 627, - сообщает ТАСС;
2021 год 4 августа
Выведена из заводского дока и готовится к транспортировке в Кронштадт, куда ее доставят внутри транспортного плавучего дока (ТПД) «Свияга» из Мурманской области с судоремонтного
завода «Нерпа» (филиал АО «ЦС «Звездочка»). Планируется, что весь переход займет около месяца. За это время лодка пройдет маршрут по Баренцеву и Белому морям, шлюзам
Беломоро-балтийского канала, Онежскому и Ладожским озерам, и под разводными мостами Санкт-Петербурга;
2021 год 19 августа
Док Главного управления глубоководных исследований ВМФ России «Свияга» с атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский Комсомол» на борту убыл с акватории филиала
СРЗ «Нерпа» Центра судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК);
2021 год 31 августа
Док Главного управления глубоководных исследований ВМФ России «Свияга» с атомной подводной лодкой К-3 «Ленинский Комсомол» прибыл в Беломорск;
2021 год 21 сентября
ТПД "Свияга" с АПЛ К-3 "Ленинской Комсомол" прибыл на АО "Северная верфь" в г.Санкт-Петербург;
2021 год 25 сентября
Завершилась доковая операция по выводу АПЛ К-3 «Ленинский Комсомол» из ПД «Свияга». АПЛ была поставлена на бочки. В дальнейшем к корпусу АПЛ подвели понтоны и подготовили для перехода в Кронштадт;
2021 год 1 октября
В 11.45 началась буксировка АПЛ К-3 "Ленинский Комсомол" из акватории АО "Северная Верфь" в Кронштадт. К вечеру АПЛ прибыла в акваторию КМОЛЗ. После подготовки на КМОЛЗ подводная лодка войдет в состав экспозиции
Музея военно-морской славы;
2021 год октябрь - 2022 год март
Находилась в доке на КМОЛЗ;
2022 год 1 апреля
К этому моменту перед специалистами стоит задача расчистить и провести демонтаж дефектных частей корпуса подлодки. А затем установить опорные элементы, необходимые для транспортировки К-3 к месту вечной стоянки.
Уникальная инженерная операция назначена на начало лета. Операция будет состоять из двух частей. Морская - когда подводная лодка будет установлена на полупогружную баржу и на нём последует до морского терминала, где будет осуществлена
закладка на транспортные полуоси и далее 4 с половиной километров по суше до фундамента плиты, где она будет установлена (со слов Константин Чамиловича, генерального директора АНО "Остров фортов");
2022 год 8 апреля
Появилась уточняющая информация. Сейчас лодка проходит первый этап музеефикации в доке Кронштадского морского завода. АПЛ срежут большую часть повреждённого временем легкого корпуса и проведут дефектацию прочного корпуса, для установки
специальных опорных блоков. А дальше начнётся самое интересное. После окончания всех работ, в мае этого года, К-3 будет отбуксирована в Выборг, где с помощью «мертвых якорей» будет установлена на погружной барже «Атлант».
После чего, вся конструкция снова отправится в Кронштадт. «Атлант» должен поднять АПЛ до уровня причала в порту «Моби Дик», откуда возможно перевезти подводную лодку с помощью самоходных осей через городскую улично-дорожную сеть до строящегося
здания музея на Цитадельском шоссе. Сухопутную перевозку планируется осуществить за одну ночь. По пути следования необходимо демонтировать и затем восстановить более 70 дорожных конструкций — знаков, мачт освещения, светофоров, две эстакады
теплосети, более 800 метров бордюров и многое другое. Мероприятие запланировано на первую неделю июня, и, после чего АПЛ уже займёт своё проектное положение;
2022 год 22 июня
АПЛ вывели из дока и начали подготовку к буксировке на Выборгский судостроительный завод. "Судоремонтниками выполнена работа и по подготовке подводного корабля к буксировке в Выборг, в том числе, ремонт четырех поддерживающих понтонов,
изготовление и монтаж швартовного и буксирного устройства, - рассказали в пресс-службе Кронштадтского завода. В Выборге ее разделят на две половины и доставят обратно в Кронштадт, где она займет место в Музее военно-морской славы на "Острове фортов";
2022 год 2 сентября
В Выборгском заливе заведена на погружную баржу «Атлант» для последующей транспортировки в Кронштадт;
2022 год 5 сентября
«Атлант» с АПЛ К-3 на борту прибыл в Кронштадт;
2022 год 9 сентября
Окончены работы по разделению корпуса АПЛ на две части. Обе части перевезены к месту стоянки и установлены на площадке склада "Моби Дик" в Кронштадте (около форта "Великий Князь Константин");
2022 год 8 - 9 октября
Ночью кормовая часть АПЛ на самоходном модульном транспортере перевезена через городскую улично-дорожную сеть Кронштадта к месту постоянного размещения;
2022 год 11 - 12 октября
Ночью носовая часть АПЛ на самоходном модульном транспортере перевезена через городскую улично-дорожную сеть Кронштадта к месту постоянного размещения (оставлена на дублере Кронштадтского шоссе);
2022 год 12 - 13 октября
Обе части АПЛ заведены в здание Музея военно-морской славы, установлены на опорную плиту и соединены. После этого начался финальный этап реставрации АПЛ и формирование внутренней экспозиции. АПЛ К-3 станет первой в мире
музеефицированной атомной подводной лодкой, расположенной на суше в крытом помещении;
2022 год 13 октября
В ознаменование прибытия АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" в Музей военно-морской славы, на его территории состоялось торжественное мероприятие с участием руководства проекта "Остров фортов", представителей командования Военно-Морского
Флота, организаций, задействованных в создании, транспортировке и реставрации подводной лодки, а также делегаций регионов - участников акции "Встречаем легенду К-3 вместе";
2023 год 1 августа
Открытие "Музея Военно-морской Славы" в г.Кронштадт для посетителей. Подводная лодка доступна для внешнего визуального осмотра. Также на территории парка "Острова Фортов" (где находится и Музей Военно-морской Славы") находится полноразмерный макет
(по ватерлинию) корпуса АПЛ К-3, который использовался для съемок фильма "Северный Полюс" (зимой 2022-2023гг.) и был оставлен для размещения в парке;
2023 год 26 декабря
Открытие музейной экспозиции внутри АПЛ К-3 "Ленинский комсомол".
Всего с момента постройки "К-3" совершила 6 боевых служб, прошла 128443 мили за 14115 ходовых часа.
командиры (в/ч 60060):
1. Осипенко Л.Г. (08.1955-12.1959)
2. Жильцов Л.М. (12.1959-10.1964)
3. Первушин Г.С. (10.1964-05.1967)
4. Степанов Ю.Ф. (05.07.1967-07.1968)
5. Жуков А.Я. (07.1968-01.1972)
6. Базько А.Н. (01.1972-03.1977)
7. Растворов А.А. (03.1977-04.1984)
8. Бурцев О.В. (06.1984-09.1986)
9. Мурашов С.В. (09.1986-03.1989)
10. Бондаренко Л.В. (06.1989-02.1995)
11. Федоров Е.А. (02.1995-06.2002)
12. Тищенко А.В. (06.2002-12.2009)
командир второго экипажа (в/ч 70094):
1. Салов В.С. (1054?-1955)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-3 (Б-3):
1. Затылкин А.И. (1981-1982) 184-й экипаж
дополнительная информация:
1. Список погибших подводников 08.09.1967г.
2. Фотографии АПЛ "К-3" с сайта "Русский Подплав"
3. Фотография АПЛ "Б-3" при постановке в док на СРЗ "Нерпа". 01.07.2006г.
4. Фотография АПЛ "Б-3" в цехе СРЗ "Нерпа".
5. Фотография АПЛ "Б-3" на территории СРЗ "Нерпа" в ожидании решения по дельнейшей судьбе.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ "Малахит", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация с сайтов информационных агентств.
8. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
9. Морозов И.Ф. "Правда и ложь о событии полувековой давности (о трагических событиях на первенце атомного подводного флота "К-3").
10. Галутва И.Г. "Смерть в океане".
11. Воспоминания членов экипажа.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.