К-11, Б-11
проект 627А
фотография:
АПЛ К-11 (бортовой 643) проекта 627А в Гремихе. 1989 год.
Фрагмент фотографии из архива Голубева А.
историческая справка:
1960 год 31 октября
Заложена на стапеле ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск;
1961 год 1 сентября
Спущена на воду. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ БелВМБ;
1961 год 11 - 22 ноября
Прошла швартовые испытания;
1961 год 26 ноября - 1 декабря
Заводской наладочный выход;
1961 год 2 - 30 декабря
Совместные ходовые испытания;
1961 год 30 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;
1962 год 16 марта
Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица);
1962 год апрель
Участвовала в учениях СФ "Завеса";
1962 год
Соединение перебазировано в губу Большая Лопаткина (Западная Лица);
1962 год
Осуществила первый контакт с иностранной АПЛ длительностью 50 и 75 минут;
1962 год
После сдачи курсовых задач отрабатывала корабли ПЛО и новые тактические приемы боевого использования АПЛ;
1963 год август
Находилась на СРЗ "Звездочка" в г. Северодвинск. Входила в состав 203-й БрППЛ БелВМБ;
1963 год ноябрь - 1964 год ноябрь
Прошла текущий ремонт на СРЗ "Звездочка" в г. Северодвинск (ответственный сдатчик - В.В. Семенов);
1964 год ноябрь
При прохождении программы швартовных испытаний обнаружена разгерметизация ТВЭЛов. Было принято решение о перезарядке активных зон реакторов обоих бортов;
1965 год 6 февраля
Начала перегрузку активной зоны кормового рекатора (ВРИД командира - СПК Кутафин Е.И.). После проведения подготовительных работ была подорвана крышка кормового ЯР P=85 кгс/см2. Подрыв был
произведен в соответствии с инструкцией, и крышка после подрыва села на стопор;
1965 год 7 февраля
Продолжение работ. Крышка ЯР была поднята на высоту 100 мм от положения на упорах. Подрыв крышки производился без установки упора штока КР. В этот момент был
зафиксирован выброс пара из-под крышки ЯР и резкое ухудшение РО (приборы РГК "зашкаливали"). Личный состав был удален из отсека, а крышка ЯР опущена на упоры.
О случившемся было доложено в ТУ СФ и командующему СФ. Прибывшие на ПЛ специалисты штаба флота и ТУ СФ, ознакомились с обстановкой на месте и придя к неверному
заключению, что ухудшение РО связано только с выбросом высоко-активной воды ЯР, без тщательной проверки правильности выполнения дополнительных работ, приняли
решение о продолжении работ по выгрузке активной зоны;
1965 год 12 февраля
При повторном подъеме крышки ЯР была применена нештатная схема фиксации КР: использован упор для ЯР ВМ, вместо упора для ЯР ВМ-А. При применении упора фиксации
КР в нижнем положении фиксация обеспечивалась при подъеме крышки ЯР только на высоту 300-350 мм, вместо необходимых 1100 мм. После подъема крышки ЯР на 300 мм
была сделана выдержка для отсоединения укосин, так как они мешали дальнейшему подъему крышки ЯР. Дальнейший подъем крышки проводился уже без упора и на высоте
около 700 мм вновь были зафаксированы выброс пара из-под крышки и резкое ухудшение РО. Крышка ЯР была немедленно опущена, а л/с, наблюдавший подъем крышки,
удален из отсека. Положение крышки на ЯР, после ее опускания, определить не удалось из-за неблагоприятной РО. В течение 4 часов, после прекращения работ и
удаления л/с из отсека, не было принято необходимых мер по наблюдению за реакторным отсеком, что привело к несвоевременному обнаружению пожара. Пожар в реакторном
отсеке вначале пытались потушить пресной водой и с помощью углекислотных огнетушителей, потом решили использовать забортную, морскую воду. С помощью пожарных
машин ее залили в отсек около 250 тонн. Через выгоревшие уплотнения вода распространилась в другие отсеки. Как позже было установлено, в кормовых отсеках
находилось около 150 тонн воды с активностью примерно 1х10-3 Ku/л. Причиной аварии явилось нарушение л/с инструкции по производству работ, что привело к
заклиниванию штока КР, последующему подъему вместе с крышкой ЯР КР и, как следствие, к выходу ЯР на мощность с резким ухудшением РО в районе проведения работ.
В результате всех разбирательств был снят с должности старший помощник командира кап.2р. Кутафин Е.И. Весь личный состав получил серьёзные дозы облучения, которые
никто и нигде не учитывал и никуда не записывал. Причину возгорания достоверно установить так и не удалось. В приказе Министра обороны СССР причиной указано самовозгорание
изолирующего противогаза ИП-46, оставленного в реакторном отсеке;
1965 год февраль
По подводной лодке было принято следующее решение: реакторный отсек вырезать полностью и заменить его на новый. Оборудование других отсеков дезактивировать, насколько это возможно,
произвести средний ремонт с частичной модернизацией. Поскольку эти задачи были в то время не под силу СРЗ "Звёздочка", ПЛ было решено перевести в цех №42 СМП, где ПЛ этого проекта в своё время и строились. Передана
в состав 339-й БрСПЛ БелВМБ. Реакторный отсек с двумя реакторами с ОЯТ в 1966 году был затоплен в заливе Абросимова на глубине 20 метров;
1965 год февраль - 1967 год декабрь
Прошла аварийно-восстановительный ремонт;
1968 год 4 января
Без проведения ходовых испытаний в сопровождении ледокола "Капитан Воронин" и морского буксира "Иван Плюснин" вышла из завода СМП (г.Северодвинск) и направилась в губу Гремиха (п.Островной), где и были закончены испытания;
1968 год
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йокангской ВМБ КСФ с базированием в губе Гремиха (п.Островной). Прибыла к новому месту базирования;
1968 год - 1970 год
Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 305 суток. В 1969 году выполнила боевую службу (командир - кап.1р. Смарагдов В.В.) по плану мероприятия "Квартет" (исследование влияния увеличения
продолжительности подводного плавания до 100 суток на здоровье членов экипажа). В 1970 году на БС (более 100 суток) на Средиземном море произошел пожар. Жертв не было;
1971 год ноябрь - 1974 год сентябрь
Прошла средний ремонт и модернизацию на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск (ответственный сдатчик - В.А. Голланд);
1974 год
Переформирована в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1975 год - 1977 год
Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 173 суток. 09.12.1975-28.01.1976 БС в Баренцевом море с экипажем АПЛ К-5 (командир - кап.2р. Гриценко А.И.). 17 суток находилась подо льдом;
1975 год 28 декабря
На глубине 90 м обнаружена течь по съемному листу для погрузки АБ во 2 отсеке. БПЛ была ограничена глубина погружения;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1981 год - 1982 год
Есть сведения о временном подчинении командованию 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ (требует уточнения);
1982 год январь - август
Находилась в текущем ремонте;
1982 год - 1985 год
Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 144 суток (один в 1982 году);
1986 год - 1988 год
Отрабатывала задачи БП в море;
1989 год 14 марта (предположительно)
Переименована в Б-11(?);
1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации. В губе Гремиха (п.Островной) поставлена на прикол;
1990 год - 1991 год
Отбуксирована из губы Гремиха на СРЗ-10 "Шквал" (г.Полярный) и поставлена на отстой. Предназначена для дальнейшей утилизации. Подчинялась 46-й ОБрРемПЛ, на АПЛ находился сокращённый экипаж;
2000 год
В апреле была передана гражданскому экипажу СРЗ-10. После чего была утилизирована в ПД-18 СРЗ-10 и разделана до 3-х отсечного реакторного блока. В том же году ректорный блок был отбуксирован в губу Сайда для временного хранения на плаву.
В дальнейшем реакторный блок был разделан до одноотсечной секции и передан на ПДХ "Сайда" для долговременного хранения на стапельном основании;
2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по
утилизации реакторного блока АПЛ К-11, который был затоплен в 1966 году;
2019 год (план)
Подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 254 (АПЛ К-3) и № 285 (АПЛ К-11). Однако планы так и не были осуществлены;
2020 год 3 августа
Госкорпорация "Росатом" рассчитывает за восемь лет поднять со дна акватории арктической зоны РФ шесть наиболее радиационно-опасных объектов - затонувшие части ледокола, атомные подводные лодки К-27 и К-159, реакторы с
отработанным ядерным топливом (К-11, К-19 и К-140).
Всего с момента постройки АПЛ "К-11" прошла 220179 миль за 29560 ходовых часов.
командиры (в/ч 72043):
1. Калашников Ю.Н. (1960-1963)
2. Смарагдов В.В.(1963-1969)
3. Томко Е.А. (1969-1970)
4. Голланд В.В. (1970?-197?)
5. Пименов ?.?. (197?-1974-1975?)
6. Мрыхин Н.И. (1975?-1976-1982)
7. Брагин Ю.В. (1982?-1983-1984?)
8. Гончаров Б.Г. (1984?-1985-1993-199?)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-11:
1. Гриценко А.И. (1975-1976) командир АПЛ К-5
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация с сайта http://dav-yuri.narod.ru/s5.html.
8. Информация с сайта http://navycollection.narod.ru/library/mormul/130.htm#132.
9. Фотография с сайта http://gremicha.narod.ru.
10. "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Правда Севера, Северодвинск, 2004г.
11. Воспоминания ветеранов подводников СФ.
12. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2024