Rambler's Top100 Подводная лодка К-115, Б-115. Проект 627А

К-115, Б-115
проект 627А




фотография:


Подводная лодка Б-115

АПЛ Б-115 проекта 627А, за ней АПЛ Б-55 проекта 658У и другие АПЛ 304-го ДнПЛ ТОФ в бухте Крашенинникова
Фотография с форума Balancer.Ru




историческая справка:


1962 год 4 апреля
Заложена на стапеле ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1962 год 22 октября
Спущена на воду. Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ БелВМБ;

1962 год 25 октября - 10 декабря
Швартовые испытания;

1962 год 10 - 12 декабря
Заводской наладочный выход;

1962 год 12 - 31 декабря
Совместные ходовые испытания;

1962 год 31 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний;

1963 год 11 января
Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Большая Лопатка (Западная Лица);

1963 год 31 августа
Сформирован 343-й экипаж как второй экипаж экипаж АПЛ К-115 проекта 627А в соответствии с директивой ГШ ВМФ от 24.01.1963 № ОМУ/1/11010сс;

1963 год
Командованием ВМФ Перед ПЛ была поставлена задача - пройти подо льдами Арктики из Баренцева моря в Тихий океан. После отработки курсовых задач, ПЛ совершила тренировочный поход подо льды Карского моря;

1963 год июль - 1964 год январь
343-й экипаж прошел обучение в УЦ в г.Обнинск. После обучения вошел в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с дислокацией в бухте Крашенинникова;

1963 год 3 - 17 сентября
Первый в ВМФ СССР трансарктический переход (ЭОН-73). Поход начался 3.9 и проходил в подводном положении до мыса Желания, где КрПЛ К-115 всплыла для встречи со спасательным судном, проверив точность плавания по счислению. У ледовой кромки КрПЛ снова погрузилась на безопасную глубину и начала движение подо льдами Арктики. КрПЛ по плану перехода выполнила ряд всплытий в полынье и приледнений (без хода при небольшой положительной плавучести, как бы прилипая к нижней кромке льда). Был отработан новый метод выхода на обнаруженное разводье для всплытия в полынье. 10.9 КрПЛ К-115 всплыла в 3,4 мили от советской дрейфующей полярной станции СП-12. Командир АПЛ с семью подводниками посетил станцию, полярники нанесли ответный визит. 11.9 КрПЛ К-115 всплыла в назначенной точке Чукотского моря, где ее ожидал ледокол "Пересвет". 17.9 прибыла к новому месту базирования в бухту Крашенинникова (г.Петропавловск-Камчатский). Под ледяным покровом Арктики КрПЛ К-115 прошла 1570 миль за 121 час. За образцовое выполнение задания командование проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.1964 г. командиру КрПЛ К-115 И.Р. Дубяге присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда", члены экипажа К-115 награждены другими правительственными наградами. Кап.1р. В. Кичев (руководитель похода) был награжден Орденом Ленина;

1963 год 23 октября
Перечислена в состав ТОФ;

1963 год 4 декабря
Вошла в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1964 год
343-й экипаж использовался по плану боевой подготовки 45-й ДиПЛ. Основной задачей, поставленной ему, была отработка и сдача элементов первой и второй курсовых задач на АПЛ К-115;

1964 год 30 июня
Вошла в кампанию. В течении года вошла в 1-ю линию по боевой готовности;

1964 год декабрь
Вышла в море на контрольный выход перед проверкой Главкома ВМФ. Возвратилась ранее намеченного срока, не выполнив программу контрольного выхода. На скорости около 25 узлов сорвало носовой аварийный буй и затянуло его под гребные винты. При обследовании водолазами оказалось, что повреждены лопасти гребного винта левого борта и нарушена центровка левой линии вала;

1965 год 15 января
Входила в состав "бевого ядра";

1965 год 29 апреля
Перешла в бухту Павловского (предположительно для докового осмотра). На период доковых мероприятий подчинена командованию 26-й ДиПЛ КТОФ;

1965 год 17 мая
Выведена в резерв;

1965 год - 1967 год
Прошла плановый ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма (пос.Дунай). Экипаж был подчинен 52-му ОДнСРПЛ КТОФ;

1967 год 7 января
Входила в 1-ю линию по боевой готовности;

1967 год 13 сентября
Возвращена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1967 год - 1971 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 69 суток (в 1969 году и предположительно в 1970 году);

1967 год
Завоевала Приз командующего КТОФ за 1-е место по торпедной подготовке (командир - кап.2р. Капранов М.Н.);

1968 год 1 января
Входила в 1-ю линию по боевой готовности;

1968 год
Завоевала Приз командующего КТОФ за 1-е место по торпедной подготовке (командир - кап.1р. Капранов М.Н.);

1969 год 7 января
Завоевала Приз командующего КТОФ за 1-е место по торпедной подготовке (командир - кап.1р. Капранов М.Н.);

1969 год 1 июня
Входила в 1-ю линию по боевой готовности;

1969 год июнь
Приняла участие в учениях "Восток";

1969 год сентябрь - октябрь
Выполнила задачи БС с 343-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Манаков И.М.) с задачей поиска и слежения за авианосно-ударными группами из состава 7-го флота ВМС США. Район несения службы — Филиппинское море. Плавание в южных широтах имеет свои особенности. С повышением температуры забортной воды стала повышаться температура в отсеках. Система кондиционирования воздуха работала плохо. Холодильные машины не справлялись со своими задачами. Возникли сложности с несением вахты в энергетических отсеках. Пришлось его ограничить по времени. Корабельный врач капитан медицинской службы Георгий Павлович Буленко сделал операцию по удалению аппендицита командиру турбинной группы старшему лейтенанту Семенову В. На Камчатку возвращались с заходом в бухту Павловского;

1970 год март
Входила в 1-ю линию по боевой готовности;

1970 год 7 апреля
Награждена Ленинской юбилейной почетной грамотой;

1970 год 14 апреля
Занесена в книгу почета Камчатской Военной Флотилии;

1970 год апрель
Приняла участие в учениях "Океан";

1970 год август
Приняла участие в учениях по уничтожению ОБК и КОН;

1971 год
Приняла участие в учениях "Восход";

1971 год 15 октября
Входила в 1-ю линию по боевой готовности;

1971 год 20 октября - 1973 год 14 июля
Прошла текущий ремонт на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;

1972 год 11 ноября
Корабль объявлен "отличным";

1973 год 25 сентября
Возвращена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ КТОФ) с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1973 год
Корабль подтвердил звание "отличного";

1974 год 1 января
Входила в 1-ю линию по боевой готовности;

1974 год
Приняла участие в учениях "Сигнал-74";

1975 год сентябрь - 1976 год апрель
Прошла текущий ремонт (требует уточнения);

1975 год 1 декабря
Корабль объявлен "отличным";

1976 год 22 октября - 1977 год 1 мая
Прошла текущий ремонт. С января месяца на период ремонта подчинена командованию 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино);

1977 год 16 января
Произошло загорание и взрыв регенеративного патрона РП-200 индивидуального дыхательного устройства ПДУ-1 в V отсеке. Личный состав был выведен из отсека, отсек герметизирован. Один человек получил ожоги на 60% тела и погиб;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1977 год июль
Произошло возгорание электрооборудования;

1977 год август
Произошло возгорание электрооборудования. Ремонт в заводских условиях;

1978 год октябрь
Произошло возгорание электрооборудования;

1980 год май
Была назначена к выходу на БС вместо АПЛ К-133, на которой произошла авария;

1980 год лето
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Елаков Ю.Г.) продолжительностью 50 суток. В конце БС была обнаружена малая течь первго контура реактора левого борта. После возвращения, во время текущего ремонта, крышка реактора с бракованным штуцером (по которому была течь), была заменена на крышку реактора с АПЛ К-122 проекта 659, пострадавшей после крупного пожара. Годы спустя АПЛ К-115 была включена в перечень Министерства Обороны, и участникам ликвидации аварии были вручены удостоверения ветеранов подразделений особого риска;

1981 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино). Предположительно в этом году была поставлена в ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма;

1981 год - 1982 год
Прошла ремонт на СРЗ-30 в бухте Чажма;

1984 год 28 августа - 1 сентября
Участвовала в поисковой операции в Японском море совместно с ПЛ Б-227, ТАКР "Новороссийск" , БПК "Василий Чапаев" и самолётами БПА Ил-38. В результате операции была обнаружена американская атомная многоцелевая подводная лодка;

1985 год 31 октября
Поставлена на СРЗ-49 (бухта Сельдевая) на капитальный ремонт. Экипаж был подчинен 142-й БрСРПЛ КТОФ;

1986 год
Поступило предложение о выводе ПЛ из строя, из-за неудовлетворительного состояния и выработки ресурса;

1987 год 16 июля
Выведена из боевого состава ВМФ СССР;

1988 год
Выгружена активная зона реактора. В дальнейшем корабль переведен для долговременного хранения в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск) и поставлен на прикол;

1992 год (предположительно)
Переименована в Б-115;

1992 год 31 декабря
Переформирована в состав 304-го ДнПЛ ТОФ с прежним местом хранения;

2000 год
Находилась на приколе в бухте Крашенинникова;

2002 год - 2004 год
Утилизирована на ФГУП "Северо-Восточный Ремонтный Центр" в г.Вилючинск;

2009 год
Сформированный трехотсечный реакторный блок хранился на плаву. До решения вопроса о передаче сформированных плавучих реакторных блоков в пункт длительного хранения «ДальРАО» их хранение производилось на акватории предприятия ОАО "СВРЦ" в специально организованном пункте временного содержания. В дальнейшем блок перевезен в Приморье, разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание в ПДХ ЯО "Устричное".

Всего с момента постройки "К-115" прошла 178509 миль за 22070 ходовых часов.




командиры (в/ч 90138):


1. Дубяга И.Р. (01.1962-07.1964)
2. Лакманов Э. (1964-1965-1967?)
3. Капранов М.Н. (1967-1969-1970?)
4. Алексанян Л.М. (1969?-1970-1973)
5. Елаков Ю.Г. (1973-1980-1981?)
6. Лукьянцев В.Г. (1980?-1981-1982?)
7. Харин Н.М. (1981?-1982?)
8. Игнатенков В.И. (1982?-1984-1986?)
9. Караулов А.В. (198?-1993)
10. Заика А.А. (1993-2001)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-115:


1. Таргонин Г.В. (1964, 1965, 1966) командир 343-го экипажа
2. Манаков И.М. (1969) командир 343-го экипажа



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация с сайта http://happysubmarine.narod.ru/ls.html.
8. Информация с сайта http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2681.
9. Островский М.Л. "История утилизации АПЛ и судов АТО в ОАО "СВРЦ", "Вопросы утилизации АПЛ", №1 (18), 2009г.
10. Питулайнин Н. "Всегда ли оправдан риск?".
11. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2023