К-14, Б-14
проект 627А
фотография:
Фотография с сайта «Русский подплав»
историческая справка:
1958 год 20 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1958 год 2 сентября
Заложена в цехе ССЗ № 402 в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж вошел в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии;
1959 год март
Экипаж переформирована в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом дислокации;
1959 год 16 августа
Спущена на воду;
1959 год 1 сентября - 22 ноября
Швартовные испытания;
1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу;
1959 год 7 - 30 декабря
Совместные ходовые испытания;
1959 год 30 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;
1960 год 31 августа
Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопатка (Западная Лица, иногда называют как Малая Лопаткина);
1960 год
Участвовала в оперативно-стратегическом КШУ "Метеор";
1960 год лето
Совершила 9 выходов в море (в т.ч. и в Северную Атлантику), пройдя в надводном положении 1997 миль, а в подводном положении 11430 миль;
1960 год
Экипаж (командир - кап.2р. Марин Б.К.) завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам;
1961 год
Из-за многочисленных поломок ГЭУ совершила всего 4 выхода в море для отработки экипажей новых ПЛ и проведения испытаний новой техники. Прошла в надводном положении 1356 миль, а в подводном положении - 1967 миль;
1961 год 26 июня - 15 июля
Была выполнена первая опытная перегрузка активных зон ядерных реакторов силами Военно-Морского Флота непосредственно в пункте базирования в губе Малая Лопаткина. Перегрузку выполняла ПМ-124 береговой
технической базы в губе Андреева (Главный инженер БТБ Костылев В.Б., руководитель перегрузки Ганзицкий К.С., командир БЧ-5 ПМ-124 Кот В.В. ). Впоследствии это стало обычной плановой
работой, но вначале 60-х годов это был первый уверенный шаг к освоению технологии перегрузок активных зон ядерных реакторов в пункте базирования. Одновременно с перегрузкой на АПЛ шла замена парогенераторов;
1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;
1962 год
В начале года произошло разрушение аварийной защиты обоих бортов. Корабль был поставлен в аварийно-востановительный ремонт на СРЗ №893 (г.Северодвинск). Принято решение о вырезке и замене реакторного отсека;
1964 год декабрь
Окончание аварийно-восстановительного ремонта. Прибыла для базирования в губу Лопаткина (Западная Лица, иногда называют как Большая Лопатка);
1965 год
После отработки задач БП находилась в резерве КД и в море не выходила;
1966 год
После подтверждения линейности находилась в боевом дежурстве, отшвартовавшись у борта ПКЗ, которая стояла на якоре в губе Нерпичья;
1966 год 30 августа - 17 сентября
Перешла подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский флот. 19 раз всплывала в районе Северного полюса для поиска научной дрейфующей станции СП-15Ф для оказания медицинской помощи одному
из членов ее экспедиции. Корабельный врач Сапожников А.В. оказал экстренную хирургическую помощь одному из полярников, а также во время перехода удалил одному из матросов аппендикс. Командиру ПЛ кап.1р.
Голубеву Д.Н. и старшему на переходе командиру 3-й ДиПЛ кап.1р. Игнатову Н.К. было присвоено звание Героя Советского Союза;
1966 год 8 октября
Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчФлПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1966 год - 1970 год
Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 160 суток;
1967 год
Вошла в состав сил постоянной боевой готовности;
1967 год декабрь - 1968 год январь
Выполнила задачи БС с 343-м экипажем на борту (командир - Манаков И.М., старший КПЛ К-14 - Гаврильченко А.С.) с участием в учениях "Парабола". В рамках этой операции экипажу
ставилась сложная и ответственная, но интересная задача:
подводная лодка должна была маневрировать вблизи американского побережья, в районах подводных возвышенностей, как наиболее вероятном месте установления гидрофонов системы SOSUS, с изменением курса, скорости и глубины
погружения — с целью максимально демаскировать себя. Предполагалось, что такая ее активность заставит командование военно-морских баз, в которых дислоцируются подводные и надводные корабли ВМС США, выслать наряд
противолодочных сил, в том числе противолодочную авиацию, в район обнаружения советской атомной подводной лодки для установления контакта и слежения за ней. В районе маневрирования АПЛ сосредотачивались разведывательные
суда и рыболовные сейнеры, которые должны были вести визуальную, радио- и радиотехническую разведку, фиксировать состав противолодочных сил, их построение и маневрирование при поиске АПЛ, взаимодействие с самолетами и вертолетами
противолодочной авиации. Таким образом АПЛ должна была пройти вдоль всего западного побережья США — от Сан-Диего на юге до границы с Канадой на севере. Когда АПЛ находилась на широте Ванкувера, был получен приказ о переходе ПЛА
в новый район боевой службы. В связи с обострением вьетнамского кризиса, многоцелевой ударный авианосец ВМС США «Энтерпрайз» в сопровождении кораблей охранения начал переход из Сан-Диего к побережью Вьетнама. АПЛ была поставлена
новая задача: сместиться в указанный район, обнаружить авианосец с кораблями охранения, установить слежение за ним и быть в готовности по получении соответствующего приказа применить оружие. Чтобы своевременно прибыть в район
перехвата «Энтерпрайза», АПЛ предстояло длительное время идти максимально возможным ходом. Через несколько суток после начала движения в предполагаемый район встречи с кораблями США приборы контроля радиационной обстановки в
реакторном отсеке АПЛ показали превышение рентгеновского излучения и предельно допустимых концентраций радиоактивных веществ. Радиационная обстановка ухудшалась. Управление турбинами перевели на пульт управления главной энергетической
установкой. Проход через реакторный и турбинный отсеки запретили. О случившемся доложили на КП флота. Было понятно, что противодействовать авианосцу в этой ситуации АПЛ не способна. Задачу встречи авианосца отменили, последовала
команда следовать в базу. Выведена в резерв и поставлена в ремонт на СРЗ-30;
1968 год декабрь - 1969 год январь
343-й экипаж в декабре прибыл на СРЗ-30 (губа Чажма) для приема АПЛ К-14, после перегрузки аккумуляторной батареи. Прошли размагничивание. В январе после глубоководного погружения и определения маневренных элементов
перешла в бухту Крашенинникова и передана основному экипажу;
1969 год 19 апреля
Вошла в состав 2-й линии;
1970 год
Вошла в состав 1-й линии;
1970 год 12 сентября
Убыла в бухту Павловского для постановки в ремонт;
1970 год 19 сентября
Подчинена 26-й ДиПЛ КТОФ;
1970 год декабрь - 1973 год март
Находилась в среднем ремонте;
1971 год 10 сентября
Убыла в п.Большой Камень для продолжения ремонта. На время ремонта подчинена 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1972 год 11 ноября
Корабль объявлен "отличным";
1973 год - 1975 год
Совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 135 суток;
1973 год
Входила в состав 1-й линии;
1973 год
Корабль подтвердил звание "отличного";
1974 год
Входила в состав 1-й линии;
1974 год
Выполнила задачи дальнего похода по поиску и слежению за иностранными ПЛ;
1975 год 1 декабря
Корабль объявлен "отличным";
1976 год - 1978 год
Находилась в текущем ремонте;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1979 год - 1982 год
Отрабатывала задачи боевой подготовки;
1981 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино);
1982 год декабрь - 1986 год март
Находилась в среднем ремонте.
1984 год 14 ноября
Перечислена в состав 28-й ДиПЛ Сахалинской ФлРС КТОФ;
1988 год 12 февраля
В базе при проведении работ в трюме VII отсека возник пожар, который был ликвидирован подачей огнегасителя системы ЛОХ, при этом погиб один человек;
1987 год ноябрь - 1988 год май
АПЛ держал 120-й экипаж и в мае 1988 года перевел ее в бухту Постовая (Советская Гавань);
1988 год
Введено ограничение - ГЭУ ЛБ - 70% от номинальной мощности, ПБ - 50% от номинальной мощности с разрешением использования ПЛ для БП и резерва БС на глубинах не свыше 160 м;
1990 год 19 апреля
Выведена из боевого состава ВМФ;
1990 год 1 июня
Переформирована в состав 60-й БрПЛ КТОФ (с 31.12.1992 - 366-й ДнПЛ Советско-Гаванской Военно-Морской Базы ТОФ);
1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-14;
2000 год
Находилась на приколе в бухте Постовая (г.Советская Гавань);
2005 год 22 ноября - 12 декабря
На ДВЗ "Звезда" (Большой Камень) произведена выгрузка ОЯТ;
2006 год (предположительно)
Разделана на металл на ФГУП "ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Сфорирован реакторный блок и поставлен для временного хранения на плаву. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание в ПДХ ЯО "Устричный";
2008 год
Ограждение рубки установлено в г.Обнинск (Калужская обл.).
Всего с момента постройки "К-14" совершила 14 дальних походов и боевых служб, пройдя 185831 миль за 22273 ходовых часов.
командиры (в/ч 25028):
1. Марин Б.К. (1959-1960)
2. Першин В.Ф. (23.12.1960-1961)
3. Комаров О.Б. (28.09.1961-1963)
4. Голубев Д.Н. (08.1963-1967)
5. Гаврильченко А.С. (1967?-1968?)
6. Софронов А.П. (12.09.1968-20.08.1971)
7. Ломов Э.Д. (20.08.1971-03.1973)
8. Алексанян Л.М. (1973?-1974?)
9. Кузнецов Ю.Г. (12.1974?-1975-1976-1977?)
10. Прокопенко Н.Г. (12.10.1977-1979?)
11. Саранчин В.И. (04.10.1979-1985)
12. Пушкарев В.В. (03.04.1990-1998?)
13. Асафьев В.Г. (26.02.1998-2004)
14. Лиденхо С.И. (04.08.2004-2005)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-14:
1. Манаков И.М. (1967-1968, 1968-1969) командир 343-го экипажа
2. Лапин Н.В. (1987-1988) командир 120-го экипажа
дополнительная информация:
1. Фотография ограждения рубки ПЛ Б-14 в г.Обнинск. 2014 год.
список источников:
1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Демьяновский В. Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
4. "Подводные лодки России", т.4, ч.1., ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06, 2000г.
6. Информация с сайта "Атомная ПЛ К-14".
7. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
8. Киселев А. "Обращение с отработавшим ядерным топливом на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2023 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.