Rambler's Top100 Подводная лодка К-14, Б-14. Проект 627А

К-14, Б-14
проект 627А




фотография:


Подводная лодка К-14


Фотография с сайта «Русский подплав»




историческая справка:


1958 год 20 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1958 год 2 сентября
Заложена в цехе ССЗ № 402 в г.Северодвинск как КрПЛ. Экипаж вошел в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии;

1959 год март
Экипаж переформирована в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом дислокации;

1959 год 16 августа
Спущена на воду;

1959 год 1 сентября - 22 ноября
Швартовные испытания;

1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу;

1959 год 7 - 30 декабря
Совместные ходовые испытания;

1959 год 30 декабря
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;

1960 год 31 августа
Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопатка (Западная Лица, иногда называют как Малая Лопаткина);

1960 год
Участвовала в оперативно-стратегическом КШУ "Метеор";

1960 год лето
Совершила 9 выходов в море (в т.ч. и в Северную Атлантику), пройдя в надводном положении 1997 миль, а в подводном положении 11430 миль;

1960 год
Экипаж (командир - кап.2р. Марин Б.К.) завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам;

1961 год
Из-за многочисленных поломок ГЭУ совершила всего 4 выхода в море для отработки экипажей новых ПЛ и проведения испытаний новой техники. Прошла в надводном положении 1356 миль, а в подводном положении - 1967 миль;

1961 год 26 июня - 15 июля
Была выполнена первая опытная перегрузка активных зон ядерных реакторов силами Военно-Морского Флота непосредственно в пункте базирования в губе Малая Лопаткина. Перегрузку выполняла ПМ-124 береговой технической базы в губе Андреева (Главный инженер БТБ Костылев В.Б., руководитель перегрузки Ганзицкий К.С., командир БЧ-5 ПМ-124 Кот В.В. ). Впоследствии это стало обычной плановой работой, но вначале 60-х годов это был первый уверенный шаг к освоению технологии перегрузок активных зон ядерных реакторов в пункте базирования. Одновременно с перегрузкой на АПЛ шла замена парогенераторов;

1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1962 год
В начале года произошло разрушение аварийной защиты обоих бортов. Корабль был поставлен в аварийно-востановительный ремонт на СРЗ №893 (г.Северодвинск). Принято решение о вырезке и замене реакторного отсека;

1964 год декабрь
Окончание аварийно-восстановительного ремонта. Прибыла для базирования в губу Лопаткина (Западная Лица, иногда называют как Большая Лопатка);

1965 год
После отработки задач БП находилась в резерве КД и в море не выходила;

1966 год
После подтверждения линейности находилась в боевом дежурстве, отшвартовавшись у борта ПКЗ, которая стояла на якоре в губе Нерпичья;

1966 год 30 августа - 17 сентября
Перешла подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский флот. 19 раз всплывала в районе Северного полюса для поиска научной дрейфующей станции СП-15Ф для оказания медицинской помощи одному из членов ее экспедиции. Корабельный врач Сапожников А.В. оказал экстренную хирургическую помощь одному из полярников, а также во время перехода удалил одному из матросов аппендикс. Командиру ПЛ кап.1р. Голубеву Д.Н. и старшему на переходе командиру 3-й ДиПЛ кап.1р. Игнатову Н.К. было присвоено звание Героя Советского Союза;

1966 год 8 октября
Перечислена в состав КТОФ. Вошла в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1966 год - 1970 год
Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 160 суток;

1967 год декабрь - 1968 год январь
Выполнила задачи БС с 343-м экипажем на борту (командир - Манаков И.М., старший КПЛ К-14 - Гаврильченко А.С.). В рамках этой операции экипажу ставилась сложная и ответственная, но интересная задача: подводная лодка должна была маневрировать вблизи американского побережья, в районах подводных возвышенностей, как наиболее вероятном месте установления гидрофонов системы SOSUS, с изменением курса, скорости и глубины погружения — с целью максимально демаскировать себя. Предполагалось, что такая ее активность заставит командование военно-морских баз, в которых дислоцируются подводные и надводные корабли ВМС США, выслать наряд противолодочных сил, в том числе противолодочную авиацию, в район обнаружения советской атомной подводной лодки для установления контакта и слежения за ней. В районе маневрирования АПЛ сосредотачивались разведывательные суда и рыболовные сейнеры, которые должны были вести визуальную, радио- и радиотехническую разведку, фиксировать состав противолодочных сил, их построение и маневрирование при поиске АПЛ, взаимодействие с самолетами и вертолетами противолодочной авиации. Таким образом АПЛ должна была пройти вдоль всего западного побережья США — от Сан-Диего на юге до границы с Канадой на севере. Когда АПЛ находилась на широте Ванкувера, был получен приказ о переходе ПЛА в новый район боевой службы. В связи с обострением вьетнамского кризиса, многоцелевой ударный авианосец ВМС США «Энтерпрайз» в сопровождении кораблей охранения начал переход из Сан-Диего к побережью Вьетнама. АПЛ была поставлена новая задача: сместиться в указанный район, обнаружить авианосец с кораблями охранения, установить слежение за ним и быть в готовности по получении соответствующего приказа применить оружие. Чтобы своевременно прибыть в район перехвата «Энтерпрайза», АПЛ предстояло длительное время идти максимально возможным ходом. Через несколько суток после начала движения в предполагаемый район встречи с кораблями США приборы контроля радиационной обстановки в реакторном отсеке АПЛ показали превышение рентгеновского излучения и предельно допустимых концентраций радиоактивных веществ. Радиационная обстановка ухудшалась. Управление турбинами перевели на пульт управления главной энергетической установкой. Проход через реакторный и турбинный отсеки запретили. О случившемся доложили на КП флота. Было понятно, что противодействовать авианосцу в этой ситуации АПЛ не способна. Задачу встречи авианосца отменили, последовала команда следовать в базу;

1968 год декабрь - 1969 январь
343-й экипаж в декабре прибыл на СРЗ-30 (губа Чажма) для приема АПЛ К-14, после перегрузки аккумуляторной батареи. Прошли размагничивание. В январе после глубоководного погружения и определения маневренных элементов перешла в бухту Крашенинникова и передана основному экипажу;

1970 год декабрь - 1973 год март
Находилась в среднем ремонте;

1973 год - 1975 год
Совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 135 суток;

1976 год - 1978 год
Находилась в текущем ремонте;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1979 год - 1982 год
Отрабатывала задачи боевой подготовки;

1981 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино);

1982 год декабрь - 1986 год март
Находилась в среднем ремонте. 1984 год 14 ноября
Перечислена в состав 28-й ДиПЛ Сахалинской ФлРС КТОФ;

1988 год 12 февраля
В базе при проведении работ в трюме VII отсека возник пожар, который был ликвидирован подачей огнегасителя системы ЛОХ, при этом погиб один человек;

1987 год ноябрь - 1988 год май
АПЛ держал 120-й экипаж и в мае 1988 года перевел ее в бухту Постовая (Советская Гавань);

1988 год
Введено ограничение - ГЭУ ЛБ - 70% от номинальной мощности, ПБ - 50% от номинальной мощности с разрешением использования ПЛ для БП и резерва БС на глубинах не свыше 160 м;

1990 год 19 апреля
Выведена из боевого состава ВМФ;

1990 год 1 июня
Переформирована в состав 60-й БрПЛ КТОФ (с 31.12.1992 - 366-й ДнПЛ Советско-Гаванской Военно-Морской Базы ТОФ);

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-14;

2000 год
Находилась на приколе в бухте Постовая (г.Советская Гавань);

2005 год 22 ноября - 12 декабря
На ДВЗ "Звезда" (Большой Камень) произведена выгрузка ОЯТ;

2006 год (предположительно)
Разделана на металл на ФГУП "ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень). Сфорирован реакторный блок и поставлен для временного хранения на плаву. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание в ПДХ ЯО "Устричный";

2008 год
Ограждение рубки установлено в г.Обнинск (Калужская обл.).

Всего с момента постройки "К-14" совершила 14 дальних походов и боевых служб, пройдя 185831 миль за 22273 ходовых часов.




командиры (в/ч 25028):


1. Марин Б.К. (1959-1960)
2. Першин В.Ф. (23.12.1960-1961)
3. Комаров О.Б. (28.09.1961-1963)
4. Голубев Д.Н. (08.1963-1967)
5. Гаврильченко А.С. (1967?-1968?)
6. Софронов А.П. (12.09.1968-20.08.1971)
7. Ломов Э.Д. (20.08.1971-03.1973)
8. Алексанян Л.М. (1973?-1974?)
9. Кузнецов Ю.Г. (12.1974?-1976-1977?)
10. Прокопенко Н.Г. (12.10.1977-1979?)
11. Саранчин В.И. (04.10.1979-1984-1990?)
12. Пушкарев В.В. (03.04.1990-1998?)
13. Асафьев В.Г. (26.02.1998-2004)
14. Лиденхо С.И. (04.08.2004-2005)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-14:


1. Манаков И.М. (1967-1968, 1968-1969) командир 343-го экипажа
2. Лапин Н.В. (1987-1988) командир 120-го экипажа



дополнительная информация:


1. Фотография ограждения рубки ПЛ Б-14 в г.Обнинск. 2014 год.



список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Демьяновский В. Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
4. "Подводные лодки России", т.4, ч.1., ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06, 2000г.
6. Информация с сайта "Атомная ПЛ К-14".
7. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
8. Киселев А. "Обращение с отработавшим ядерным топливом на ОАО «Дальневосточный завод «Звезда».



© 2003-2021 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2003-2021 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»