К-159, Б-159
проект 627А
фотография:
АПЛ К-159 проекта 627А. Построение экипажа на день корабля. Гремиха. 1984 год.
историческая справка:
1961 год 3 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;
1962 год 15 августа
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;
1963 год 6 июня
Спущена на воду;
1963 год 11 июня - 20 августа
Произведены швартовые испытания;
1963 год 20 августа
Торжественно поднят Военно-морской флаг;
1963 год 11 сентября - 9 октября
Произведены ходовые испытания;
1963 год 9 октября
Подписан приемный акт, председатель Государственной комиссии кап.1р. Александров В.П., ответственный сдатчик - Палкин К.М., командир - кап.2р. Синев Б.С. Вступила в строй;
1963 год 19 октября
Прибыла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) и вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ;
1963 год 4 ноября
Вошла в состав Северного флота;
1964 год
После отработки курса боевой подготовки выполнила задачи автономной БС в Средиземном море на полную автономность. Гибралтарский пролив КрПЛ форсировала в подводном положении под корпусом проходящего судна;
1965 год февраль
Вышла в море для выполнения задач БС (командир - кап.2р. Синев Б.С.) в Северной Атлантике у восточного побережья США;
1965 год 2 марта
Обнаружена течь охлаждающих трубок конденсатора ГТЗА левого борта. Личный состав электромеханической боевой части принял меры по
устранению неисправности, а командир доложил о случившемся на КП. Несмотря на то, что личному составу удалось в скором времени устранить
неисправность, КрПЛ была возвращена в пункт базирования, а ей на смену в спешном порядке выведена на боевую службу КрПЛ К-50
с 184-м экипажем под командованием кап.2р. Дружинина Ю.И. Общая продолжительность этой и предыдущей БС - 74 суток;
1965 год 18 июня - 7 июля
Приняла участие в оперативном учении сил Краснознаменного Северного флота «Печора» в районах Норвежского моря и Северной Атлантики с задачами поиска и разведки деятельности ПЛАРБ США и противолодочных сил ОВМС
НАТО. В результате нарушения мер, обеспечивающих скрытность плавания, была обнаружена противолодочными самолётами;
1966 год
Из-за большого количества неисправностей ГЭУ совершала кратковременные выходы в море для обеспечения испытаний новой техники и отработки задач ПЛО силами флота;
1966 год 30 декабря - 1968 год 5 ноября
Прошла текущий ремонт с заменой парогенераторов на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск. Ответственный сдатчик - Никулин В.П.;
1969 год
После окончания ремонта перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йокангской ВМБ с базированием на губу Гремиха (г.Островной);
1969 год 28 июня - 31 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Зайцев В.Ф., старший - ВРИО ЗКД 3-й ДиПЛ кап.1р. Каширский В.А.) в Карибском море и Мексиканском заливе, в ходе которой участвовала в совместном учении "Анчар" с отрядом
боевых кораблей с трех флотов - Черноморского (РКР проекта 58 "Грозный", БПК проекта 61 "Сообразительный", БРК проекта 56Э "Бедовый", танкер "Карл Маркс"), Северного (плавбаза проркта 1686 "Тобол", 2 ДЭПЛ проекта 641 Б-400
и Б-413) и Балтийского (танкер "Лена"). За 65 суток КрПЛ прошла под водой 17643 мили. В Мексиканском заливе, недалеко от побережья США, совершила демонстрационное всплытие;
1970 год - 1972 год
Произведен средний ремонт с перегрузкой активных зон ядерных реакторов;
1973 год
Выполнила задачи автономной БС;
1974 год
Переформирована в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1975 год
Выполнила задачи автономной БС. Общая продолжительность двух последних БС - 115 суток;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в АБПЛ;
1977 год 20 ноября - 1978 год 25 июня
Прошла текущий ремонт на СРЗ-10 "Шквал" в г.Полярный;
1979 год - 1980 год
Прошла текущий ремонт с агрегатной заменой на СРЗ-10 "Шквал" в г.Полярный;
1981 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Сапрыкин Ю.Г.) в Центральной Атлантике;
1981 год - 1982 год
Есть сведения о временном подчинении командованию 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ (требует уточнения);
1982 год
Выполнила задачи автономной БС в Центральной Атлантике;
1983 год
Выполнила задачи автономной БС;
1984 год
Выполнила задачи автономной БС. Общая продолжительность четырех последних БС - 138 суток;
1985 год - 1988 год
Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе;
1988 год 25 октября
Оба ядерных реактора переведены в ядерно-безопасное состояние, к этому моменту выработка энергозапаса активных зон составляла около 95%;
1989 год 14 марта
Присвоен новый номер Б-159;
1989 год 30 мая
Выведена из боевого состава ВМФ и оставлена на плаву в губе Гремиха в ожидании утилизации с невыгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов;
1992 год декабрь
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ СФ с прежним местом базирования;
1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ с прежним местом базирования;
2003 год 28 августа
Начата буксировка из губы Гремиха в бухту Кут на ФГУП СРЗ "Нерпа" в г.Снежногорск для выгрузки ядерного топлива и утилизации. Буксировка осуществлялась спасательным буксиром "СБ-406", для придания достаточного
запаса плавучести под корпус лодки было заведено 4 понтона, на борту находилось 10 человек экипажа во главе с командиром, с буксировщиком поддерживалась связь по УКВ радиостанции;
2003 год 30 августа
Около 04.00 в условиях трехбального волнения, произошел отрыв носовой пары понтонов плавучести, а после обнаружения поступления воды внутрь прочного корпуса, затонула в точке с координатами 69°22,64' с.ш. и
33°49,51' в.д. на расстоянии 2,4 мили от северо-западной оконечности о-ва Кильдин в Баренцевом море на глубине 248 метров с открытым верхним рубочным люком. Через час в район катастрофы подошли: большие
противолодочные корабли "Адмирал Чабаненко", "Адмирал Левченко" и "Североморск" с вертолётами на борту, а также спасательные суда "Алтай" и "Памир". Из воды на борт "СБ-406" в бессознательном состоянии был
поднят КГДУ ст.л-т Цибульский М.В., и еще два тела подводников. Изначально сообщалось, что это тела кап.3р. Гурова М.В. и гл.ст. к/с Князева А.А., однако позже сообщили, что это тела кап.3р. Жадана Ю.Ю. (первым
выпрыгнул с рубки, предполагается, что он сильно ударился - тело было в гематомах) и ст.1ст. к/с Смирнова Е.А. (покину лодку вторым, в графе “причина смерти” значится “утопление”, предполагается, что он погиб
от переохлаждения). Утром в район прибыли спасательные суда "Георгий Титов", "Михаил Рудницкий" и самолёт Ан-26. В тот же день ПЛ была обнаружена и обследована на дне подводными аппаратами;
2003 год 31 августа
По погибшим подводникам в Мурманской области был объявлен траур;
2004 год февраль
При обследовании корпуса ПЛ затонул телеуправляемый подводный аппарат "Tiger", который вскоре был признан безвозвратно утерянным и списан;
2007 год
Корпус АПЛ был обследованн, утечек топлива - не обнаружено;
2014 год август - сентябрь
К берегам острова Кильдин в Баренцевом море было направлено научно-исследовательское судно «Иван Петров». Экспедиция планировалась на 22 дня, 14 из которых было потрачено на обследование АПЛ К-159. Часть
исследований проводилась непосредственно на АПЛ, но основная доля всё же проходила в лабораториях. Экспресс-анализ проб показал, что уровень радиации не превышен. По самым благоприятным прогнозам, в таком состоянии АПЛ
может пролежать ещё 20 лет. Принимать решение о подъёме АПЛ будут военные, которым принадлежит лодка;
2016 год
Окончательного решения по дальнейшей судьбе АПЛ так и не было принято. Рассмаривались варианты как подъема, так и укрытия АПЛ на дне. Оценки стоимости приблизительно одинаковые;
2020 год 3 августа
Госкорпорация "Росатом" рассчитывает за восемь лет поднять со дна акватории арктической зоны РФ шесть наиболее радиационно-опасных объектов - затонувшие части ледокола, атомные подводные лодки К-27 и К-159, реакторы с
отработанным ядерным топливом.
Всего с момента постройки АПЛ "К-159" совершила 9 боевых служб и прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов.
командиры (в/ч 90095):
1. Синев Б.С. (1962-1965-1966?)
2. Зайцев В.Ф. (1965?-1966-1969-1973?)
3. Машин В.И. (1973-1980)
4. Сапрыкин Ю.Г. (1980-1982-1983?)
5. Тыжненко В.С. (1982?-1983-1992-199?)
6. Лаппа С.Н. (200?-30.08.2003)
дополнительная информация:
1. Фоторепортаж "За день до гибели АПЛ "К-159".
2. Список погибших подводников 30.08.2003г.
3. Фотографии АБПЛ "Б-159" с сайта "Русский Подплав"
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация с сайтов информационных агентств.
8. "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Правда Севера, Северодвинск, 2004г.
9. Воспоминания ветеранов подводников СФ.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2022 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.