Rambler's Top100 Подводная лодка К-159, Б-159. Проект 627А

К-159, Б-159
проект 627А




фотография:


Подводная лодка Б-159

АПЛ К-159 проекта 627А. Построение экипажа на день корабля. Гремиха. 1984 год.




историческая справка:


1961 год 3 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1962 год 15 августа
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;

1963 год 6 июня
Спущена на воду;

1963 год 11 июня - 20 августа
Произведены швартовые испытания;

1963 год 20 августа
Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1963 год 11 сентября - 9 октября
Произведены ходовые испытания;

1963 год 9 октября
Подписан приемный акт, председатель Государственной комиссии кап.1р. Александров В.П., ответственный сдатчик - Палкин К.М., командир - кап.2р. Синев Б.С. Вступила в строй;

1963 год 19 октября
Прибыла в губу Большая Лопаткина (Западная Лица) и вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ;

1963 год 4 ноября
Вошла в состав Северного флота;

1964 год
После отработки курса боевой подготовки выполнила задачи автономной БС в Средиземном море на полную автономность. Гибралтарский пролив КрПЛ форсировала в подводном положении под корпусом проходящего судна;

1965 год февраль
Вышла в море для выполнения задач БС (командир - кап.2р. Синев Б.С.) в Северной Атлантике у восточного побережья США;

1965 год 2 марта
Обнаружена течь охлаждающих трубок конденсатора ГТЗА левого борта. Личный состав электромеханической боевой части принял меры по устранению неисправности, а командир доложил о случившемся на КП. Несмотря на то, что личному составу удалось в скором времени устранить неисправность, КрПЛ была возвращена в пункт базирования, а ей на смену в спешном порядке выведена на боевую службу КрПЛ К-50 с 184-м экипажем под командованием кап.2р. Дружинина Ю.И. Общая продолжительность этой и предыдущей БС - 74 суток;

1965 год 18 июня - 7 июля
Приняла участие в оперативном учении сил Краснознаменного Северного флота «Печора» в районах Норвежского моря и Северной Атлантики с задачами поиска и разведки деятельности ПЛАРБ США и противолодочных сил ОВМС НАТО. В результате нарушения мер, обеспечивающих скрытность плавания, была обнаружена противолодочными самолётами;

1966 год
Из-за большого количества неисправностей ГЭУ совершала кратковременные выходы в море для обеспечения испытаний новой техники и отработки задач ПЛО силами флота;

1966 год 30 декабря - 1968 год 5 ноября
Прошла текущий ремонт с заменой парогенераторов на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск. Ответственный сдатчик - Никулин В.П.;

1969 год
После окончания ремонта перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йокангской ВМБ с базированием на губу Гремиха (г.Островной);

1969 год 28 июня - 31 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Зайцев В.Ф., старший - ВРИО ЗКД 3-й ДиПЛ кап.1р. Каширский В.А.) в Карибском море и Мексиканском заливе, в ходе которой участвовала в совместном учении "Анчар" с отрядом боевых кораблей с трех флотов - Черноморского (РКР проекта 58 "Грозный", БПК проекта 61 "Сообразительный", БРК проекта 56Э "Бедовый", танкер "Карл Маркс"), Северного (плавбаза проркта 1686 "Тобол", 2 ДЭПЛ проекта 641 Б-400 и Б-413) и Балтийского (танкер "Лена"). За 65 суток КрПЛ прошла под водой 17643 мили. В Мексиканском заливе, недалеко от побережья США, совершила демонстрационное всплытие;

1970 год - 1972 год
Произведен средний ремонт с перегрузкой активных зон ядерных реакторов;

1973 год
Выполнила задачи автономной БС;

1974 год
Переформирована в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год
Выполнила задачи автономной БС. Общая продолжительность двух последних БС - 115 суток;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в АБПЛ;

1977 год 20 ноября - 1978 год 25 июня
Прошла текущий ремонт на СРЗ-10 "Шквал" в г.Полярный;

1979 год - 1980 год
Прошла текущий ремонт с агрегатной заменой на СРЗ-10 "Шквал" в г.Полярный;

1981 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Сапрыкин Ю.Г.) в Центральной Атлантике;

1981 год - 1982 год
Есть сведения о временном подчинении командованию 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ (требует уточнения);

1982 год
Выполнила задачи автономной БС в Центральной Атлантике;

1983 год
Выполнила задачи автономной БС;

1984 год
Выполнила задачи автономной БС. Общая продолжительность четырех последних БС - 138 суток;

1985 год - 1988 год
Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе;

1988 год 25 октября
Оба ядерных реактора переведены в ядерно-безопасное состояние, к этому моменту выработка энергозапаса активных зон составляла около 95%;

1989 год 14 марта
Присвоен новый номер Б-159;

1989 год 30 мая
Выведена из боевого состава ВМФ и оставлена на плаву в губе Гремиха в ожидании утилизации с невыгруженными активными зонами обоих ядерных реакторов;

1992 год декабрь
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ СФ с прежним местом базирования;

1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ с прежним местом базирования;

2003 год 28 августа
Начата буксировка из губы Гремиха в бухту Кут на ФГУП СРЗ "Нерпа" в г.Снежногорск для выгрузки ядерного топлива и утилизации. Буксировка осуществлялась спасательным буксиром "СБ-406", для придания достаточного запаса плавучести под корпус лодки было заведено 4 понтона, на борту находилось 10 человек экипажа во главе с командиром, с буксировщиком поддерживалась связь по УКВ радиостанции;

2003 год 30 августа
Около 04.00 в условиях трехбального волнения, произошел отрыв носовой пары понтонов плавучести, а после обнаружения поступления воды внутрь прочного корпуса, затонула в точке с координатами 69°22,64' с.ш. и 33°49,51' в.д. на расстоянии 2,4 мили от северо-западной оконечности о-ва Кильдин в Баренцевом море на глубине 248 метров с открытым верхним рубочным люком. Через час в район катастрофы подошли: большие противолодочные корабли "Адмирал Чабаненко", "Адмирал Левченко" и "Североморск" с вертолётами на борту, а также спасательные суда "Алтай" и "Памир". Из воды на борт "СБ-406" в бессознательном состоянии был поднят КГДУ ст.л-т Цибульский М.В., и еще два тела подводников. Изначально сообщалось, что это тела кап.3р. Гурова М.В. и гл.ст. к/с Князева А.А., однако позже сообщили, что это тела кап.3р. Жадана Ю.Ю. (первым выпрыгнул с рубки, предполагается, что он сильно ударился - тело было в гематомах) и ст.1ст. к/с Смирнова Е.А. (покину лодку вторым, в графе “причина смерти” значится “утопление”, предполагается, что он погиб от переохлаждения). Утром в район прибыли спасательные суда "Георгий Титов", "Михаил Рудницкий" и самолёт Ан-26. В тот же день ПЛ была обнаружена и обследована на дне подводными аппаратами;

2003 год 31 августа
По погибшим подводникам в Мурманской области был объявлен траур;

2004 год февраль
При обследовании корпуса ПЛ затонул телеуправляемый подводный аппарат "Tiger", который вскоре был признан безвозвратно утерянным и списан;

2007 год
Корпус АПЛ был обследованн, утечек топлива - не обнаружено;

2014 год август - сентябрь
К берегам острова Кильдин в Баренцевом море было направлено научно-исследовательское судно «Иван Петров». Экспедиция планировалась на 22 дня, 14 из которых было потрачено на обследование АПЛ К-159. Часть исследований проводилась непосредственно на АПЛ, но основная доля всё же проходила в лабораториях. Экспресс-анализ проб показал, что уровень радиации не превышен. По самым благоприятным прогнозам, в таком состоянии АПЛ может пролежать ещё 20 лет. Принимать решение о подъёме АПЛ будут военные, которым принадлежит лодка;

2016 год
Окончательного решения по дальнейшей судьбе АПЛ так и не было принято. Рассмаривались варианты как подъема, так и укрытия АПЛ на дне. Оценки стоимости приблизительно одинаковые;

2020 год 3 августа
Госкорпорация "Росатом" рассчитывает за восемь лет поднять со дна акватории арктической зоны РФ шесть наиболее радиационно-опасных объектов - затонувшие части ледокола, атомные подводные лодки К-27 и К-159, реакторы с отработанным ядерным топливом.

Всего с момента постройки АПЛ "К-159" совершила 9 боевых служб и прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов.




командиры (в/ч 90095):


1. Синев Б.С. (1962-1965-1966?)
2. Зайцев В.Ф. (1965?-1966-1969-1973?)
3. Машин В.И. (1973-1980)
4. Сапрыкин Ю.Г. (1980-1982-1983?)
5. Тыжненко В.С. (1982?-1983-1992-199?)
6. Лаппа С.Н. (200?-30.08.2003)



дополнительная информация:


1. Фоторепортаж "За день до гибели АПЛ "К-159".
2. Список погибших подводников 30.08.2003г.
3. Фотографии АБПЛ "Б-159" с сайта "Русский Подплав"



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация с сайтов информационных агентств.
8. "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Правда Севера, Северодвинск, 2004г.
9. Воспоминания ветеранов подводников СФ.



© 2003-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2003-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»