Rambler's Top100 Подводная лодка К-42, "Ростовский комсомолец", Б-42. Проект 627А

К-42, "Ростовский комсомолец", Б-42
проект 627А




фотография:


Подводная лодка К-42
КрПЛ К-42 проекта 627А в Японском море. 1976 год.
Фотография Никифорова.




историческая справка:


1962 год 15 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1962 год 28 ноября
Заложена в цехе ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;

1963 год 17 августа
Спущена на воду. Входила в состав 339-й бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ БелВМБ;

1963 год 23 августа - 22 октября
Швартовные испытания;

1963 год 22 - 26 октября
Заводские испытания;

1963 год 27 октября - 30 ноября
Государственные испытания;

1963 год 30 ноября
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;

1963 год 14 декабря
Зачислена в состав Северного флота, вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Лопаткина (Западная Лица);

1964 год 7 сентября - 2 октября
Выполняла задание в районе итоговых маневров объединенных ВМС НАТО "Феникс-64";

1965 год - 1966 год
Отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники и обучение новых экипажей ПЛА;

1966 год
Прошла в надводном положении 2200 миль, в подводном положении - 4200 миль;

1966 год декабрь - 1968 год февраль
Прошла текущий ремонт с заменой парогенератора;

1968 год июль
Во время контрольного выхода в конце июля совершила два всплытия в тяжелых льдах Баренцева моря;

1968 год 20 августа - 5 сентября
Скрытно подо льдами Арктики перебазирована с Северного флота на Тихоокеанский флот в Петропавловск-Камчатский совместно с ПЛ К-55 проекта 658. Командир перехода - командир флотилии подводных лодок Северного флота кап.1р. Михайловский А.П., командир АПЛ- кап.1р. Заморев В.И. Пройдено подо льдом 1749 миль за 137 часов 19 минут. Этот поход отличался от аналогичных тем, что подводные лодки несли на борту штатное ядерное оружие. 24 августа произвела (с третьей попытки) всплытие в полынье размерами 400х200 м, а 27 августа - возле дрейфующей станции СП-16 в полынье размерами 500х400 м. При всплытии в разводье 24 августа лодка получила повреждения легкого корпуса - пробоину 2х1,5 м. На переходе толщина ледяного покрова составила 2-4 м, углубление отдельных торосов достигало 17 м. Ледяной покров изобиловал трещинами и разводьями, большинство из которых имело габариты 200х100 м;

1968 год 12 сентября
Перечислена в состав КТОФ;

1968 год 7 октября
Зачислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл (с 23.10.1973 - 2-я ФлПЛ) КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1968 год
Экипаж отрабатывал элементы задач Л-1 и Л-2 на АПЛ К-133, которую в последующем перевел в Приморье в губу Чажма для ремонта на СРЗ-30. Сдав АПЛ основному экипажу, на теплоходе «Советский Союз» вернулся на Камчатку;

1968 год сентябрь - ноябрь
С 343-м экипажем на борту (командир - Манаков И.М.) отрабатывала элементы задач Л-1 и Л-2. Передана 120-му экипажу (командир - Громов Ю.А.) 45-й ДиПЛ;

1968 год - 1972 год
Совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 50 суток (1970 год). На отработку задач БП потрачено 100 суток;

1969 год 21 марта
На глубине 70 м произошло затопление трюма турбинного отсека, ПЛ всплыла в надводное положение с дифферентом 5° на корму. В результате перемещения воды в корму произошло засоление питательной воды II контура и циркуляционного масла ГТЗА через неплотности в конденсатно-питательной системе;

1969 год 1 июня
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1970 год апрель
Приняла участие в маневрах "Океан";

1970 год август
Приняла участие в учениях по уничтожению ОБК и КОН. Участвовала в учениях по отработке связи при выдаче целеуказания при фактическом слежении за АУГ;

1970 год 1 сентября
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1970 год ноябрь - декабрь
Находилась на патрулировании в Филиппинском море. Во время похода произошло заклинивание БКГР на погружение, случившееся примерно около часа ночи 13.12.1970 во время просмотра кинофильма во втором отсеке. АПЛ шла со скоростью 12 узлов на глубине 160 метров. И хотя отработали по этой аварийной ситуации в основном правильно, АПЛ успела нырнуть с дифферентом около 25 градусов до рабочей глубины и даже чуть ниже;

1971 год 15 октября
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1972 год 1 сентября
Экипаж переведен на новый штат в связи с предстоящей модернизацией;

1972 год
Экипаж находился в 1-й линии по боевой подготовке;

1972 год 26 сентября
Убыла для проведения ремонта в п.Большой Камень. Выведена из кампании в резерв;

1972 год 12 декабря - 1975 год 30 июля
Находилась в среднем ремонте на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень), произведена перезарядка реакторов. Экипаж был подчинен 72-й ОБрСРПЛ КТОФ. На подводной лодке были установлены ГАК МГК-400 "Рубикон" с подсистемой ГПБА, система обнаружения кильватерного следа "Снегирь";

1975 год июль
После окончания ремонта и проведения заводских ходовых испытаний перешла к постоянному месту базирования в б. Крашенинникова;

1975 год 29 октября - 1977 год 5 января
Переведена на ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень и временно подчинена 72-й ОБрСРПЛ КТОФ для комплексных испытаний ГАК МГК-400 "Рубикон" с привлечением специалистов НИИ "Морфизприбор";

1977 год
Возвращена в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1978 год 28 июня
При отработке задач боевой подготовки на подходах к Авачинской губе в тумане столкнулась с танкером "Силуэт", получив незначительные повреждения обшивки легкого корпуса и обтекателя ГАК. ПЛА всплыла в 02 часа 50 минут и сразу же открыла вахту РЛС. Обнаружены три цели. На море стоял туман, видимость не превышала полутора кабельтовых, волнение моря - 1 балл. ПЛА следовала курсом 56° со скоростью 9,3 узла и в 03 часа легла на новый курс 25° для расхождения с целью № 2. Но в 03 часа 01 минуту и цель № 2 отвернула вправо на 50°, но ее поворот на ПЛА не был обнаружен, так как "боевая готовность №1" для плавания в тумане не объявлялась и расчет БИП не был развернут. Командир ПЛА, не зная о повороте цели №2, приказал в 03 часа 05 минут лечь на курс 350° для увеличения дистанции расхождения. Через минуту штурман определил поворот цели и элементы ее движения. Его доклад на мостик поступил к командиру непосредственно перед визуальным обнаружением цели №2. Танкер "Силуэт" следовал со скоростью 8,5 узлов курсом 277° и повернув вправо, уменьшил скорость на один узел. Его ходовые огни были визуально обнаружены в 03 часа 10 минут. Одновременно их увидели командир, вахтенный офицер и сигнальщик в дистанции менее 300 метров справа по пеленгу 60°. Немедленно на ПЛА был дан реверс турбиной и положен руль "лево на борт". Но принятые меры запоздали и через две минуты произошло столкновение с танкером. На почти погашенной инерции переднего хода лодка навалилась носовой частью на кормовой подзор танкера "Силуэт";

1980 год
Прошла текущий ремонт с модернизацией;

1981 год
Перечислена в состав 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Павловского (п.Фокино);

1981 год
Совершила автономный поход на БС в Охотское море продолжительностью 40 суток (командир - КПЛ К-115 Лукьянцев В.В., старший - НШ Колесников В.В.);

1981 год 8 мая
Получила почетное наименование "Ростовский комсомолец" (снято в 1992 году);

1982 год сентябрь
В начале месяца вышла (командир - кап.2р. Травин Е.И.) по тревоге на рубеж перехвата АУГ ВМС США к Сангарскому проливу (Японское море);

1983 год март - 6 декабря
Совершила поход на БС (командир - кап.1р. Травин Е.И.) продолжительностью 270 суток в операционные зоны 17-й и 8-й оперативных эскадр в Тихом и Индийском океанах, из которых 130-140 суток были ходовыми, пройдено (с пополнением запасов в пункте маневренного базирования) в надводном положении 4096 миль, в подводном - 21131 милю. 23.03.1983 забортная вода, вырвав пальчиковый протектор в 4-м контуре ядерной энергетической установки, затопила помещение преобразователей частоты, с помощью которых изменялись обороты главных циркуляционных насосов 1-го контура обоих реакторов. Личный состав ЭТД поочередно разобрал и промыл преобразователи “мацепурой” (смесь 50/50 спирта и ацетона), восстановил сопротивление изоляции и ввел в строй главные циркуляционные насосы. Вскоре в реакторном отсеке была разбита 20-литровая стеклянная бутыль с аммиаком (он используется для удаления кислорода из воды 1-го контура). Ядовитые испарения мгновенно сделали необитаемыми 4-й, 5-й и 6-й отсеки. Всплытие для вентиляции грозило потерей скрытности, поэтому компрессоры начали забирать отравленный воздух в баллоны ВВД (воздуха высокого давления), а через ВУ РКП (выдвижное устройство для работы компрессоров под водой) с перископного положения в отсеки подавали свежий атмосферный воздух. После первой БС в районе ВМБ Субик-Бэй пополнение запасов производилось в ПМТО Камрань (СРВ). На время выполнения учебно-боевых задач в этой зоне вошла в состав 38-й ДиПЛ 17-й ОПЭск ВМФ. Вторая БС была окончена в конце июля, АПЛ возвратилась в ПМТО Камрань (СРВ). В авгусе ПЛ перешла в подчинение 8-й ОПЭСК и была развернута в Индийский океан. При переходе на АПЛ одновременно вышли из строя холодильные машины Э-250 и Э-320 в 4-м и 8-х отсеках. На глубине температура забортной воды колебалась у отметки +20°С, наверху бушевал шторм, а в отсеках температура подошла к +60°С. Несколько человек получили тепловой удар. Весь экипаж сосредоточили в носовых отсеках — в 1-м, торпедном, и во 2-м, аккумуляторном. Только через 11 часов удалось запустить носовую холодильную машину. Через несколько дней АПЛ встала у борта ПБ "Волга" у о.Сокотра (НДР Йемен), где смогла осуществить текущий ремонт. В начале ноября перешла в ПМТО Камрань (СРВ). 06.12.1983 возвратилась в бухту Павловского;

1983 год декабрь
Передана 120-му экипажу;

1984 год январь
При выгрузке шихты фильтров очистки воды сожжен ГЦН л/б;

1984 год - 1985 год
Находилась в среднем ремонте на СРЗ-30 (бухта Чажма, п.Дунай). Экипаж был подчинен 52-му ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ;

1984 год
Принимала участие в ответственных учениях ВМФ с вводом ГЭУ и выходом в море из положения ремонта при повышенном радиационном фоне из-за неисправности ГЭУ одного из бортов;

1985 год 10 августа
При перезарядке реактора на СРЗ-30 (бухта Чажма) в реакторном отсеке ПЛ К-431 произошел взрыв. В оказании помощи участвовало 12 спасательных судов обеспечения и множество аварийных партий со стоящих на заводе кораблей и подводных лодок. В результате взрыва на "К-431" пострадали несколько боевых единиц КТОФ. Наиболее серьезно - ПМ-133. К-42 также подверглась сильному радиоактивному загрязнению;

1988 год
Принято решение о нецелесообразности окончания ремонта и подано предложение о выводе ПЛ из состава ВМФ;

1989 год
Выгружена активная зона;

1989 год 14 марта
Выведена из боевого состава ВМФ. Оставлена на приколе в бухте Чажма в составе 52-го ОДнРПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ (с 1992 переформирована в 8-ю ОБрРПЛ ПрФлРС ТОФ, с 01.07.2002 - 287-й ОДнРПЛ ТОФ);

1992 год 28 апреля
Возможно переименована в Б-42;

2004 год - 2007 год
Находилась на приколе в бухте Чажма (согласно источника 10);

2008 год - 2009 год
Предположительно до 2009 года утилизирована на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Десятиотсечный блок АПЛ передан в пункт временного хранения блоков РО утилизированных АПЛ в бухте Разбойник. В дальнейшем разделан до одноотсечной секции и установлен на стапельное основание в ПДХ ЯО "Устричное".

Всего с момента постройки АПЛ "К-42" прошла 144481 миль за 17486 ходовых часов.




командиры (в/ч 36061):


1. Панов И.И. (1962?-1963-1968)
2. Заморев В.И. (06.05.1968-20.08.1969)
3. Мокиенко А.Ф. (23.10.1969-20.08.1971)
4. Алексаньян Л.М. (20.08.1971-26.03.1973)
5. Перепеч В.М. (16.04.1973-09.08.1975)
6. Бажев (Бажов?) В.В. (09.08.1975-03.12.1980)
7. Травин Е.И. (07.07.1982-16.02.1984)
8. Рыжук А.Л. (1984-1985-1989?)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-42:


1. Манаков И.М. (1968) командир 343-го экипажа
2. Громов Ю.А. (1968-1969) командир 120-го экипажа
3. Лукьянцев В.Г. (1980-1981) командир АПЛ К-115
4. Харин Н.М. (1981-1982) командир АПЛ К-115



список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Демьяновский В. Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
4. "Подводные лодки России", т.4, ч.1., ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06, 2000г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Статья "Подледные плавания подводных судов".
8. Воспоминания ветеранов подводников СФ и ТОФ.
9. Автобиография Калиниченко А.А. (старпом К-42 1983-1985).
10. "Арсеньевские Вести" от 10.10.2007 (сайт http://www.arsvest.ru).
11. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.



© 2003-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2003-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»