К-5, Б-5
проект 627А
фотография:
КрПЛ К-5 проекта 627А на ходовых испытаниях. 1959 год.
историческая справка:
1954 год 21 июля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1955 год август
Второй экипаж опытовой ПЛ проекта 627 назначен на головную серийную ПЛ проекта 627А;
1955 год сентябрь
Экипаж включен в состав 150-го отдельного дивизиона опытовых ПЛ ВМФ, располагавшегося в г.Ленинград;
1956 год август
Экипаж в составе 150-го ОДнОПЛ ВМФ перебазирован в г.Молотовск;
1956 год 13 августа
Заложена на стапеле цеха № 42 судостроительного завода №402 в г.Молотовск (с 12.09.1957г. - переименован в г.Северодвинск) как головная КрПЛ проекта 627А;
1957 год января
Экипаж переформирован в состав 150-го ДнПЛ 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии с прежним местом дислокации;
1958 год 1 сентября
Спущена на воду (выведена из дока);
1958 год 10 октября - 1959 год 22 сентября
Швартовые испытания;
1959 год март
Присвоен тактический номер К-5. Переформирована в состав 206-й ОБрПЛ СФ с прежним местом базирования;
1959 год 22 - 25 сентября
Заводской наладочный выход;
1959 год 22 сентября
Торжественно поднят Военно-морской флаг;
1959 год 11 октября - 27 декабря
Совместные ходовые испытания;
1959 год октябрь (примерно)
Во время проведения ходовых испытаний в Белом море ПЛА коснулась необозначенную на карте мель на глубине 25 метров на ходу 18 узлов, получив легкие повреждения легкого корпуса;
1959 год октябрь
206-я ОБрПЛ СФ перебазирована из г.Северодвинск в Западную Лицу;
1959 год 26 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Малая Лопатка (Западная Лица, иногда называют как Малая Лопаткина);
1959 год 27 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй. Ответственный сдатчик - Затьковский Г.А., председатель Государственной комиссии - кап.1р. Зиновьев Н.Т., командир - кап.2р. Салов В.С.;
1960 год 17 августа
Вошла в состав СФ;
1960 год
В течении года совершила 10 выходов в море, прошла в надводном положении 1088 миль, в подводном – 7107 миль;
1960 год 19 ноября - 1962 год декабрь
На ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск проходила ремонт и модернизацию. Экипаж на время ремонта был подчинен 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии;
1963 год 17 января
После ремонта прибыла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ к новому месту базирования в губу Лопаткина (Западная Лица, иногда называют как Большая Лопатка);
1963 год апрель
Во время отработки ПЛА курсовой задачи №2 в полигоне боевой подготовки в надводном положении на ходу под турбинами лодку неожиданно для верхней вахты накрыла большая
попутная волна. Через верхний рубочный люк в центральный пост начала поступать вода и нарастать дифферент на корму. В трюме 3-го отсека произошло короткое замыкание
электрооборудования. Старший помощник кап.3р. Степанов Ю.Ф. отдал команду «стоп турбины», после чего волна обогнала лодку, а командир БЧ-5 Фёдоров Н.Н. воздухом
дистанционно закрыл верхний люк. Находившийся в центральном посту ЗК 3-й ДиПЛ ка.1р. Рыков В.П. (по другой версии - КБЧ-1 с помощью КБЧ-4) задраил нижний рубочный люк.
Катастрофы удалось избежать, но трюм центрального поста был заполнен водой, а в момент падения в люк командир ПЛ кап.2р. Зерцалов В.Д. сломал ногу;
1963 год
После здачи задач №2 и №3, участвовала в испытаниях новой техники, в отработке новых экипажей и в учениях с НК ПЛО по поиску АПЛ;
1963 год сентябрь
Находилась в море на подстраховке возвращающейся из похода аварийной ПЛ К-133;
1964 год
Продолжала кратковременные выходы в море, участвовала в испытаниях новой техники и в обеспечении НК ПЛО в качестве АПЛ-цели. В конце года ушла в ремонт из-за неисправности ГЭУ (была обнаружена
разгерметизация ТВЭЛов);
1965 год июнь - 1967 год сентябрь
На ПО "Севмашпредприятие" (по другим, ошибочным, данным - на СРЗ "Звёздочка") в г.Северодвинск прошла аварийный ремонт с заменой отсека ППУ. Вырезанный отсек вместе с реактором, залитым специальной
твердеющей смесью, был захоронен 1966 году на полигоне в заливе Абросимова в Карском море на глубине 20 метров;
1967 год октябрь
Прибыла к постоянному месту базирования в в губу Большая Лопаткина (Западная Лица);
1968 год январь - апрель
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.1р. Ананиашвили Б.А.) на Средиземном море в течении 70 суток с пополнением запасов на ПБ 5-й ОпЭск ВМФ;
1968 год 20 августа - октябрь
Выполнила задачи боевой службы с 121-м экипажем (командир - кап.2р. Мелехов) в Атлантическом океане и Средиземном море;
1968 год
В конце года встала в доковый ремонт на СРЗ;
1969 год январь - апрель
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.1р. Ананиашвили Б.А.) в Атлантическом океане и Средиземном море в течении 70 суток с пополнением запасов на ПБ 5-й ОпЭск ВМФ;
1970 год
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Морозов В.Г.) в Средиземном море;
1968 год - 1971 год
Совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 300 суток;
1971 год июль - 1973 год август
На ПО "Севмашпредприятие" (по другим, ошибочным, данным - на СРЗ "Звёздочка") в г.Северодвинск прошла средний ремонт. Произведена перезарядка реакторов;
1973 год
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йокангской ВМБ с базированием в губе Гремиха (п.Островной). Прибыла к новому месту базирования;
1974 год
В составе дивизии переформирована в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1974 год - 1978 год
Выполнила задачи двух БС общей продолжительностью 81 сутки;
1975 год 9 декабря - 1976 год 28 января
Экипаж выполнил задачи БС на АПЛ К-11 (командир - кап.2р. Гриценко А.И.) в Баренцевом море. 17 суток находилась подо льдом;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в АБПЛ;
1979 год - 1978 год август
На СРЗ-10 в г.Полярный прошла средний ремонт;
1981 год 11 декабря - 1982 год 17 августа
На СРЗ-10 в г.Полярный прошла ремонт;
1982 год - 1986 год
Совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 49 суток;
1985 год
В ПБП была вынуждена зайти под лед (из-за суровой зимы лед был даже в прибрежных районах). При всплытии была погнута антенна радиолокационной станции РЛК-101 и поврежден легкий корпус в носовой части. Авраийный ремонт
занял 3 месяца;
1986 год - 1988 год
Отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе;
1989 год 14 марта
Переименована в Б-5;
1990 год 1 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и утилизации. В губе Гремиха (п.Островной) поставлена на прикол;
1992 год декабрь
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ Йоканьгского района базирования СФ с прежним местом базирования;
1995 год (примерно)
Отбуксирована на СРЗ-10 в губу Пала в г.Полярный для последующей утилизации;
1996 год ноябрь
Закончена выгрузка отработанного топлива;
1997 год (примерно)
Разделана на металл на СРЗ-10 с формированием реакторного блока, который в дальнейшем был переведен для временного хранения в ПВХ в губе Сайда. По другим, ошибочным данным, в 2000 году АПЛ продолжала хранится на
приколе в губе Гремиха (п.Островной) - к 08.1995 (формирование 14-й БрПЛ) в Гремихе оставались всего 4 ПЛ проекта 627 и 627А, и К-5 среди них уже не было;
2002 год январь
Одноотсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок был подготовлен и поставлен для долговременного хранения на ПДХ "Сайда";
2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по
утилизации реакторного блока АПЛ К-5, который был затоплен в 1966 году;
2020 год (план)
Подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 260 (АПЛ К-5) и № 901 (АПЛ К-19).
Всего с момента постройки "К-5" прошла 198975 миль за 33407 ходовых часов.
командиры (в/ч 70094):
1. Салов В.С. (1955-1961-1962?)
2. Зерцалов В.Д. (1961?-1962-1963)
3. Лемешко В.М. (1963) ВРИД
4. Столяров Л.Н. (01.1964-09.1965)
5. Ананиашвили Б.А. (08.09.1965-20.01.1969)
6. Морозов В.Г. (1969-1973)
7. Гриценко А.И. (1973-1982)
8. Козинцев С.Н. (10.1982-09.1984)
9. Мешков О.К. (09.1984-09.1987)
10. Полянский А.В. (1987-1988)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-5:
1. Мелехов (1968) командир 121-го экипажа
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. "Корабелы "Звездочки", ФГУП "МП "Звездочка", Правда Севера, Северодвинск, 2004г.
8. Воспоминания ветеранов подводников СФ.
9. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.
10. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.