Rambler's Top100 К-52 Проект 627А

К-52, Б-52(?)
проект 627А




фотография:


К-52

Всплытие КрПЛ К-52 проекта 627А во время съемок фильма. Май 1967 года.
Фотография из Спецвыпуска ВТА "Тайфун" № 11.




историческая справка:


1959 год 15 октября
Заложена на стапеле цеха №42 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск;

1960 год 28 августа
Спущена на воду. Входила в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл;

1960 год 10 сентября - 20 октября
Прошла швартовые испытания;

1960 год 3 ноября - 10 декабря
Прошла совместные ходовые испытания. По данным завода, приемный акт был подписан 10.12.1960;

1960 год 8 ноября
При прохождении ПЛА мерной линии в Кандалакшском заливе произошла заклинка больших КГР на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде ПЛА была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым, превысив предельную глубину погружения (300 метров). Это был первый случай заклинки горизонтальных рулей у ПЛА на ходу;

1960 год 10 - 22 декабря
Устранение замечаний;

1960 год 22 декабря
Вступила в строй. Государственной комиссией подписан (возможно утвержден) акт о завершении государственных испытаний. Ответственный сдатчик Лысков Н.П., ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инженер-капитан 2 ранга Федоренко И.Е., командир корабля капитан 2 ранга Рыков В.П., председатель комиссии государственной приемки капитан 1 ранга Висящев А.В. ПЛА сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода. Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица);

1960 год 23 декабря
Поднят Военно-морской флаг;

1960 год 25 - 27 декабря
Осуществила переход к месту постоянного базирования;

1961 год январь
Сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления;

1961 год апрель
Подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом Шпицберген до 84-й параллели (старший на борту - Командующий СФ адмирал Чабаненко А.Т., командир - кап.2р Рыков В.П.). Прошла 516 миль;

1961 год май - июнь
Выполняла задачи автономной БС (командир - кап.2р. Рыков В.П., 14 суток) в Северной Атлантике, участвовала в учениях ВМФ. ПЛА была досрочно возвращена в базу в связи с аварией на ПЛА К-19;

1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1961 год январь
Сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления;

1961 год
Кроме большого количества выходов в море продолжительностью несколько суток, совершила 5 длительных походов. Прошла в подводном положении 13105 миль;

1961 год
По итогам года экипаж (командир - кап.2р. Рыков В.П.) завоевал приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке;

1962 год 4 - 10 апреля
Приняла участие в учениях СФ "Завеса" во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение и запустила ДГ, затем ввела в действие, имеющую малую течь, АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине капитаном 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше;

1962 год
Соединение перебазировано в губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1962 год
По итогам года экипаж (командир - кап.2р. Рыков В.П.) завоевал приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке;

1962 год - 1963 год
Находилась в ремонте;

1964 год июль - август
В Гремихе прошла замену активной зоны реакторов. Из-за невыполненной операции по подкреплению шпангоутов большого съемного листа в районе реакторного отсека, для ПЛ введено ограничение погружения до 50 м.;

1964 год
После подтверждения задач БП, продолжала кратковременные выходы в море, участвовала в испытаниях новой техники, отрабатывала резервные экипажи и обеспечивала НК ПЛО в качестве АПЛ-цели;

1965 год
После подтверждения задач БП отрабатывала резервный 123-й экипаж. В мае совершила поход в высокие широты с представителями науки, для визуального наблюдения нижней части паковых льдов, но при погружении на 50 м. в 1-й отсек в районе вварного листа кабельных вводов МГ-10 стала поступать забортная вода. Аварийно всплыв, АПЛ вернулась в базу. Причина аварии - непровар металла по большей части периметра вварного листа;

1965 год июнь
Со 123-м экипажем на борту переведена в губу Пала;

1965 год октябрь - 1967 год февраль
Находилась в ремонте на СРЗ-10 (г.Полярный);

1967 год 4 - 8 мая
Участвовала в обеспечении киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР "Служу Советскому Союзу" и "Родины верные сыны". ПЛА изображала ПЛА К-3 во время ее похода на Северный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик с ПЛА К-3 мичман Луня, который и водружал флаг на льду;

1967 год май
Участвовала (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в совместных учениях ДКБФ и КСФ с привлечением авиации КТОФ. После окончания учений, вместо планового возвращения в базу, приказом ГК ВМФ была направлена на БС в Средиземное море;

1967 год июнь - август (приблизительно)
Выполнила задачи внеплановой автономной БС (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в Средиземном море (организационно была подчинена 14-й смешанной эскадре ВМФ, с 14.07.1967 - 5-я ОпЭск ВМФ). Запасы смогла пополнить только 11.7 с ПБ "Магомед Гаджиев" на рейде Александрии (Египет). По возвращении в базу экипаж сдал корабль 15-му резервнуму экипажу и убыл в отпуск;

1967 год 26 октября - 21 декабря
После прибытия штатного экипажа из отпуска, выполнила задачи еще автономной БС (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в Средиземном море. При возвращении с БС, 7.12 в Тунисском проливе в подводном положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США SSBN-627 James Madison. После прибытия в базу выяснилось, что по левому борту было вырвано 32 кв.м. обшивки легкого корпуса, частично вскрыти и деформированы крышки двух ТА, срезаны шпангоуты этих аппаратов и кабели размагничивающего устройства, полностью смят обтекатель ГАК "Арктика-М" и незначительно помят киль в районе 8-9 отсеков. АПЛ встала в аварийный ремонт;

1968 год 3 - 19 июля
Приняла участие в учениях "Север". При движении большими ходами была обнаружена сильная вибрация. После возвращения в базу и осмотра водолазами, было выяснено, что разрушены оба винта. Винты срочно заменили;

1968 год 28 августа - 29 октября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в Средиземном море;

1968 год декабрь
Передана 184-му экипажу ПЛ;

1969 год 18 июня
При нахождении в море произошло затопление морской водой необитаемых помещений реакторного отсека;

1969 год октябрь - ноябрь
Выполнила задачи автономной БС;

1969 год
По итогам года экипаж (командир - кап.1р. Борисенко Б.Д.) завоевал 1-е место на СФ по выполнению задач разведки;

1967 - 1969 год
Общая продолжительность 3-х боевых служб составила 185 суток;

1969 год декабрь - 1972 год 27 декабря
Средний ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК "Сигма", гидроакустического - на "Рубикон", установлена система замера плотности воды "Береста", система СДВ связи и многое другое. Также были заменены парогенераторы;

1973 год 25 февраля
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ с базированием на губу Гремиха (п.Островной). Прибыла к новому месту базирования;

1972 год 27 декабря
ПЛА пришвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту базирования;

1973 год декабрь - 1974 год февраль
Выполнила задачи автономной БС в Средиземном море;

1974 год
В составе дивизии вошла в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1975 год 19 августа - 8 октября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Гаврилов В.В.) в северную Атлантику. Провела подо льдом 17 суток;

1977 год 15 июля
В море обнаружено засоление второго контура из-за течи трубной системы главного конденсатора ЛБ. Неисправность устранена личным составом в море;

1977 год 25 июля
Отнесена к классу БПЛ;

1973 год - 1984 год
Выполнила 8 автономных походов на БС общей продолжительностью 295 суток;

1983 год июль
Вышла на БС в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем;

1985 год - 1986 год
Отрабатывала задачи БП в море и базе;

1986 год 9 октября - 1987 год 12 сентября
Проходила средний ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный);

1986 год 16 сентября
Из-за большого объема ремонтных работ Главкомом ВМФ принято решение сдать ПЛА в ОФИ. Эта была первая ПЛА проекта 627А, сданная в ОФИ. Поставлена на прикол в губе Пала (требует уточнения);

1989 год 14 марта (предположительно)
Возможно переименована в Б-52(?);

1996 год весна (?)
Отбуксирована в СРЗ-10 (г.Полярный) для выгрузки активных зон;

1996 год сентябрь - 1997 год 30 января
Утилизирована на СРЗ-10 с формированием 4-х отсечного реакторного блока, который в дальнейшем переведен для временного хранения на плаву в ПВХ в губе Сайда;

2002 год январь
4-х отсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок был переведен в бухту Кут губы Оленья в акваторию СРЗ "Нерпа" (г.Вьюжный);

2004 год октябрь
4-х отсечный блок находился на плаву у пирса в акватории ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). В дальнейшем разделан до отноотсечной секции и установлен для долговременного хранения на ПДХ "Сайда" в губе Сайда.

Всего с момента постройки "К-52" прошла 236804 миль за 26366 ходовых часа. За этот период экипажи успешно совершили 11 боевых служб, 4 подледных плавания под паковыми льдавми Северного Ледовитого океана, многократные походы на учения Северного Флота и Военно-Морских Сил Варшавского договора, походы для обеспечения различный научных испытаний и обеспечения боевой подготовки Северного Флота.




командиры (в/ч 13048):


1. Рыков В.П. (06.1958-11.10.1962)
2. Гринчик Е.Н. (10.1962-09.1966)
3. Борисенко В.Д. (09.1966-10.1973)
4. Гаврилов В.В. (10.1973-12.1975)
5. Богомолов В.И. (12.1975-04.1978)
6. Кузнецов (04.1978-09.1978)
7. Афонин В.И. (09.1978-01.1986)
8. Сыроежко Н.В. (01.1986-1992)
9. Габриэлян (199?-199?) ? требует уточнения



дополнительная информация:


1. Фотографии АПЛ К-52 на сайте "Русский Подплав"
2. Статья М.Чубича "Еще одна неизвестная авария"



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация и фотография с сайта "Доблестная К-52".
8. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.
9. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.



© 2003-2016 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.

© 2003-2016 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»