К-52, Б-52(?)
проект 627А
фотография:
Всплытие КрПЛ К-52 проекта 627А во время съемок фильма. Май 1967 года.
Фотография из Спецвыпуска ВТА "Тайфун" № 11.
историческая справка:
1959 год 15 октября
Заложена на стапеле цеха №42 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск;
1960 год 28 августа
Спущена на воду. Входила в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл;
1960 год сентябрь
В связи с прекращением строительства КрПЛ К-50, экипаж кап.2р. Рыкова В.П. был переназначен на КрПЛ К-52;
1960 год 10 сентября - 20 октября
Прошла швартовые испытания;
1960 год 3 ноября - 10 декабря
Прошла совместные ходовые испытания. По данным завода, приемный акт был подписан 10.12.1960;
1960 год 8 ноября
При прохождении ПЛА мерной линии в Кандалакшском заливе произошла заклинка больших КГР на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения
команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде ПЛА была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым, превысив предельную глубину погружения (300 метров). Это был первый
случай заклинки горизонтальных рулей у ПЛА на ходу;
1960 год 10 - 22 декабря
Устранение замечаний;
1960 год 22 декабря
Вступила в строй. Государственной комиссией подписан (возможно утвержден) акт о завершении государственных испытаний. Ответственный сдатчик Лысков Н.П., ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инженер-капитан 2 ранга Федоренко И.Е., командир корабля
капитан 2 ранга Рыков В.П., председатель комиссии государственной приемки капитан 1 ранга Висящев А.В. ПЛА сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода. Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Малая
Лопатка (Западная Лица, иногда называют как Малая Лопаткина);
1960 год 23 декабря
Поднят Военно-морской флаг;
1960 год 25 - 27 декабря
Осуществила переход к месту постоянного базирования;
1961 год январь
Сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления;
1961 год апрель
Подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом Шпицберген до 84-й параллели (старший на борту - Командующий СФ адмирал Чабаненко А.Т., командир - кап.2р Рыков В.П.). Прошла 516 миль;
1961 год май - июнь
Выполняла задачи автономной БС (командир - кап.2р. Рыков В.П., 14 суток) в Северной Атлантике, участвовала в учениях ВМФ. ПЛА была досрочно возвращена в базу в связи с аварией на ПЛА К-19;
1961 год июль
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;
1961 год
Кроме большого количества выходов в море продолжительностью несколько суток, совершила 5 длительных походов. Прошла в подводном положении 13105 миль;
1961 год
По итогам года экипаж (командир - кап.2р. Рыков В.П.) завоевал приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке;
1962 год 4 - 10 апреля
Приняла участие в учениях СФ "Завеса" во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение
и запустила ДГ, затем ввела в действие, имеющую малую течь, АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению
вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году
в ЦАВМФ в городе Гатчине капитаном 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше;
1962 год
Соединение перебазировано в губу Лопаткина (Западная Лица, иногда называют как Большая Лопатка);
1962 год
По итогам года экипаж (командир - кап.2р. Рыков В.П.) завоевал приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке;
1962 год - 1963 год
Находилась в ремонте;
1964 год июль - август
В Гремихе прошла замену активной зоны реакторов. Из-за невыполненной операции по подкреплению шпангоутов большого съемного листа в районе реакторного отсека, для ПЛ введено ограничение погружения до 50 м.;
1964 год
После подтверждения задач БП, продолжала кратковременные выходы в море, участвовала в испытаниях новой техники, отрабатывала резервные экипажи и обеспечивала НК ПЛО в качестве АПЛ-цели;
1965 год
После подтверждения задач БП отрабатывала резервный 123-й экипаж. В мае совершила поход в высокие широты с представителями науки, для визуального наблюдения нижней части паковых льдов, но при погружении на 50 м.
в 1-й отсек в районе вварного листа кабельных вводов МГ-10 стала поступать забортная вода. Аварийно всплыв, АПЛ вернулась в базу. Причина аварии - непровар металла по большей части периметра вварного листа;
1965 год июнь
Со 123-м экипажем на борту переведена в губу Пала;
1965 год октябрь - 1967 год февраль
Находилась в ремонте на СРЗ-10 (г.Полярный);
1967 год 4 - 8 мая
Участвовала в обеспечении киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР "Служу Советскому Союзу" и "Родины верные сыны". ПЛА изображала ПЛА К-3
во время ее похода на Северный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик с ПЛА К-3 мичман Луня, который и водружал флаг на льду;
1967 год май
Участвовала (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в совместных учениях ДКБФ и КСФ с привлечением авиации КТОФ. После окончания учений, вместо планового возвращения в базу, приказом ГК ВМФ была направлена на БС в Средиземное море;
1967 год июнь - август (приблизительно)
Выполнила задачи внеплановой автономной БС (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в Средиземном море (организационно была подчинена 14-й смешанной эскадре ВМФ, с 14.07.1967 - 5-я ОпЭск ВМФ). Запасы смогла пополнить только 11.7 с ПБ
"Магомед Гаджиев" на рейде Александрии (Египет). По возвращении в базу экипаж сдал корабль 15-му резервнуму экипажу и убыл в отпуск;
1967 год 26 октября - 21 декабря
После прибытия штатного экипажа из отпуска, выполнила задачи еще автономной БС (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в Средиземном море. При возвращении с БС, 7.12 в Тунисском проливе в подводном положении
столкнулась с ПЛАРБ ВМС США SSBN-627 James Madison. После прибытия в базу выяснилось, что по левому борту было вырвано 32 кв.м. обшивки легкого корпуса, частично вскрыти и деформированы крышки двух ТА, срезаны
шпангоуты этих аппаратов и кабели размагничивающего устройства, полностью смят обтекатель ГАК "Арктика-М" и незначительно помят киль в районе 8-9 отсеков. АПЛ встала в аварийный ремонт;
1968 год 3 - 19 июля
Приняла участие в учениях "Север". При движении большими ходами была обнаружена сильная вибрация. После возвращения в базу и осмотра водолазами, было выяснено, что разрушены оба винта. Винты срочно заменили;
1968 год 28 августа - 29 октября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Борисенко В.Д.) в Средиземном море;
1968 год декабрь
Передана 184-му экипажу ПЛ;
1969 год 18 июня
При нахождении в море произошло затопление морской водой необитаемых помещений реакторного отсека;
1969 год октябрь - ноябрь
Выполнила задачи автономной БС;
1969 год
По итогам года экипаж (командир - кап.1р. Борисенко Б.Д.) завоевал 1-е место на СФ по выполнению задач разведки;
1967 - 1969 год
Общая продолжительность 3-х боевых служб составила 185 суток;
1969 год декабрь - 1972 год 27 декабря
Средний ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК "Сигма", гидроакустического - на "Рубикон", установлена система замера
плотности воды "Береста", система СДВ связи и многое другое. Также были заменены парогенераторы;
1973 год 25 февраля
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ с базированием на губу Гремиха (п.Островной). Прибыла к новому месту базирования;
1972 год 27 декабря
ПЛА пришвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту базирования;
1973 год декабрь - 1974 год февраль
Выполнила задачи автономной БС в Средиземном море;
1974 год
В составе дивизии вошла в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;
1975 год 19 августа - 8 октября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Гаврилов В.В.) в северную Атлантику. Провела подо льдом 17 суток;
1977 год 15 июля
В море обнаружено засоление второго контура из-за течи трубной системы главного конденсатора ЛБ. Неисправность устранена личным составом в море;
1977 год 25 июля
Отнесена к классу БПЛ;
1973 год - 1984 год
Выполнила 8 автономных походов на БС общей продолжительностью 295 суток;
1983 год июль
Вышла на БС в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена в базу. Причиной
засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем;
1985 год - 1986 год
Отрабатывала задачи БП в море и базе;
1986 год 9 октября - 1987 год 12 сентября
Проходила средний ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный);
1986 год 16 сентября
Из-за большого объема ремонтных работ Главкомом ВМФ принято решение сдать ПЛА в ОФИ. Эта была первая ПЛА проекта 627А, сданная в ОФИ. Поставлена на прикол в губе Пала (требует уточнения);
1989 год 14 марта (предположительно)
Возможно переименована в Б-52(?);
1996 год весна (?)
Отбуксирована в СРЗ-10 (г.Полярный) для выгрузки активных зон;
1996 год сентябрь - 1997 год 30 января
Утилизирована на СРЗ-10 с формированием 4-х отсечного реакторного блока, который в дальнейшем переведен для временного хранения на плаву в ПВХ в губе Сайда;
2002 год январь
4-х отсечный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда. В дальнейшем блок был переведен в бухту Кут губы Оленья в акваторию СРЗ "Нерпа" (г.Вьюжный);
2004 год октябрь
4-х отсечный блок находился на плаву у пирса в акватории ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);
2007 год
Реакторный блок разделан до одноотсечной секции и переведен для временного хранения на плаву в губе Сайда;
2015 год
Реакторный блок предположительно уже хранился на стапельном основании в пункте долговременного хранения ПДХ РО "Сайда" в губе Сайда.
Всего с момента постройки "К-52" прошла 236804 миль за 26366 ходовых часа. За этот период экипажи успешно совершили 11 боевых служб, 4
подледных плавания под паковыми льдавми Северного Ледовитого океана, многократные походы на учения Северного Флота и Военно-Морских Сил Варшавского договора,
походы для обеспечения различный научных испытаний и обеспечения боевой подготовки Северного Флота.
командиры (в/ч 13048):
1. Рыков В.П. (09.1960-11.10.1962)
2. Гринчик Е.Н. (10.1962-09.1966)
3. Борисенко В.Д. (09.1966-10.1973)
4. Гаврилов В.В. (10.1973-12.1975)
5. Богомолов В.И. (12.1975-04.1978)
6. Кузнецов М?Ю? (04.1978-09.1978)
7. Афонин В.И. (09.1978-01.1986)
8. Сыроежко Н.В. (01.1986-1992)
9. Габриэлян (199?-199?) ? требует уточнения
дополнительная информация:
1. Статья М.Чубича "Еще одна неизвестная авария"
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Информация и фотография с сайта "Доблестная К-52".
8. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.
9. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2003-2023 Design by
Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.