Rambler's Top100 Подводная лодка К-53, Б-53. Проект 671

К-53, Б-53
проект 671




фотография:


Подводная лодка К-53




историческая справка:


1964 год 16 декабря
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1964 год 16 декабря
Заложена на стапеле ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград как КрПЛ;

1967 год 15 июня
В составе 15-й ЭскПЛ КТОФ сформирован экипаж. Возможно экипаж первоначально был сформирован раньше, но потом переформирован в экипаж другой АПЛ;;

1967 год - 1968 год
Экипаж прошел обучение в 16-й УЦ ВМФ г.Обнинск. После прибытия а г.Ленинград вошел в состав 39-й БрСПЛ ЛенВМБ;

1969 год 17 марта
Спущена на воду;

1969 год май
Переведена в транспортном доке на Северный флот по системе внутренних водных путей в г.Северодвинск на СРЗ "Звездочка" для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 203-й(?) ОБрРПЛ БелВМБ;

1969 год 16 июля
Экипажем сдана первая курсовая задача;

1969 год 15 августа
Экипажем сдана вторая курсовая задача;

1969 год 30 сентября
Вступила в строй;

1969 год 21 октября
Включена в состав КСФ, вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й КФлПЛ КСФ с базированием на губу губу Лопаткина (Большая Лопаткина) в Западной Лице;

1969 год 31 декабря
ПЛ включена в компанию;

1970 год 31 марта
Сдав курсовые задачи, экипаж введен в 1-ю линию;

1970 год 4 апреля - 21 мая
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мелихов Г.С., старший на борту - КД кап.1р. Кетов Р.А.) действуя в Северной и Центральной Атлантике. Обеспечла слежение за АУС в течени 3-х суток. Участвовала в манёврах "Океан". Весь экипаж был награждён юбилейной медалью "За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" и памятным жетоном "За дальний поход" с подвеской "Океан". Личному составу объявлена благодарность (Приказ ГК ВМФ № 170 от 30.05.1970 г.);

1970 год (примерно)
При стоянке в базе (Западная Лица) на ПЛ произошел небольшой пожар, в результате которого получил ожоги один матрос;

1970 год лето
На борту АПЛ находился 289-й экипаж. Участвовала во флотских учениях по проводке КОН и борьбе на коммуникациях противника;

1970 год 2 ноября - 23 декабря
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мелихов Г.С.) в западной части Средиземного моря;

1971 год 9 июля - 23 августа
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мелихов Г.С.);

1972 год 3 апреля - 2 июня
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Мелихов Г.С.);

1973 год август - ноябрь
Находилась на СРЗ-10 в г.Полярный;

1974 год 21 мая - 22 июля
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Мелихов Г.С.) в Атлантическом океане и Средиземном море;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1979 год 15 ноября
При проведении инспекторской проверки КСФ Главной инспекцией МО СССР на "хорошо" выполнена атака отряда боевых кораблей условного противника;

1980 год 18 сентября - 1984 год 6 января
На СРЗ "Нерпа" в губе Оленья (п.Вьюжный) прошла средний ремонт, в ходе которого ГАК "Рубин" был заменен на ГАК "Рубикон";

1981 год 25 сентября
В составе дивизии переформирована в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;

1984 год январь
После окончания ремонта перешла к месту постоянного базирования в губу Гремиха (п.Островной);

1984 год
В первой половине года выполнила задачи БС с 426-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Мазовка Е.К.) в районе Северо-Восточной Атлантики в течении 21 суток, осуществляя слежение за ДеСо и АМГ ОВС НАТО;

1984 год август - сентябрь
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Скатов Ю.И., старший на борту - КПЛ К-438 кап.2р. Пахомов И.И.). 19.09.1984 сразу после форсировании пролива Гибралтар в сторону Средиземного моря, при срочном погружении после всплытия (или нахождения под перископом), столкнулась с советским теплоходом "Братство". Командир принял решение всплывать для проведения сеанса связи в 1 час 15 минут. После окончания форсирования пролива он передал управление старшему помощнику, который самостоятельно в 0 часов 49 минут изменил курс (на К=210°) и подвсплыл на глубину 40 метров. Он мотивировал это необходимостью улучшить прослушивание затемненных кормовых углов АПЛ. В 0 часов 58 минут на ГКП прибыл командир, но в обстановку не вник и в 01 час 17 минут АПЛ всплыла в надводное положение (или под перископ). Командир не увидел огней маяков Альмина и Европа, засомневался в месте и все свое внимание сосредоточил на уточнении координат места лодки. Только в 01 час 33 минуты были случайно обнаружены огни гражданского судна по правому борту, их увидел штурман после шестиминутного поиска звезд для обсервации. В этот же момент с мостика доложили о сильном шуме по пеленгу 260°. Команда на "срочное погружение" не могла помочь уклониться от столкновения и в 01 час 34 минуты АПЛ К-53 получила сильный удар в носовой части корпуса. Столкновение произошло с теплоходом "Братство", который шел с грузом пшеницы на скорости 14 узлов и не наблюдал всплывшую АПЛ ни визуально, ни технически. Теплоход получил пробоину около 100 квадратных метров, но остался на плаву. В дальнейшем был отбуксирован на мелководье, экипаж пересажен ан другой теплоход (никто из члено экипажа не пострадал), груз перегружен (пострадал незначительно), а сам корабль разделан ан металл. АПЛ получила повреждения носовой части легкого корпуса, обтекателя ГАК, выдвижных устройств и волнорезных щитов ТА.Личный состав АПЛ не пострадал. После столкновения командир увел лодку в подводном положении от места аварии (предположительно в сторону Средиземного моря), не оказав помощи поврежденному судну. Следует особо отметить: после столкновения, находясь в состоянии сильнейшего стресса, командир подводной лодки не изъял и не опечатал навигационные и вахтенные документы, карты, планшеты. Таким образом, у него было время и возможности привести все в "надлежащий порядок", чтобы замести "следы". Донесение об аварийном происшествии на береговой командный пункт АПЛ передала только в 10 часов 50 минут. В дальнейшем была вынуждена всплыть и направится в точку №3 на рандеву с кораблем штаба Эскадры. После этого в сопровождении ПМ-24 была направлена в порт Хаммамет (Тунис) для устранения повреждений. Комиссия пришла к заключению, что причиной столкновения являлась слабая морская и штурманская подготовка командира подводной лодки капитана 2 ранга Скатова Ю.И., который пренебрег мерами предосторожности, выработанными хорошей морской практикой, осуществил безграмотный и необоснованный выбор места и времени всплытия в море Альборан, расположил курс всплытия поперек генеральному направлению потока судов в Гибралтарском проливе. Происшествию способствовали низкая организация службы на подводной лодке, отсутствие должного взаимодействия между боевыми постами и командными пунктами по линии старший помощник командира - вахтенный офицер - гидроакустик - боевой информационный пост - штурман. Кроме того, к числу причин, приведших к столкновению АПЛ К-53 с транспортом "Братство", отнесли необоснованное назначение и бездействие старшего на борту подводной лодки капитана 2 ранга Пахомова И.И.. Как следствие - приказ Министра обороны СССР, где обстоятельства и причины происшествия были изложены точно и строго, а виновники наказаны. Капитан 2 ранга Скатов Ю.И. от самостоятельного управления атомной подводной лодкой был отстранен и с занимаемой должности снят. Был снят с должности командующий дивизией контр-адмирал Горев В. Командующий КСФ адмирал Михайловский А.П. получил строгий выговор;

1984 год октябрь
Возвращена в базу досрочно, для производства аварийного ремонта. Встала в ремон на СРЗ "Нерпа" (п.Вьюжный);

1985 год 20 августа - 10 ноября
Выполнила задачи БС на Средиземном море с 426-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Пастушенко Ю.И., старший - командир ДиПЛ кап.1р. Ямков В.Д.);

1985 год 20 ноябрь - 1986 год февраль
Выполнила задачи БС на Средиземном море (требует уточнения, возможно данные ошибочные);

1986 год 31 мая - 12 (13) августа
Выполнила задачи БС на Средиземном море с 426-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Пастушенко Ю.И.);

1987 год 31 августа - 22 сентября
Выполнила поход (командир - кап.2р. Степанов А.Ю., старший на борту - ЗКД кап.1р. Стаценко А.И.) с задачами разведки и противодействия ОВМС НАТО в ходе учений "Океанская охота (Ocean safari) - 87";

1988 год
Выполнила задачи БС в Атлантическом океане и Средиземное море;

1988 год лето - осень
Находилась в ремонте на СРЗ-10 в г.Полярный. Ремонт обееспечивал 289-й экипаж (командир - кап.1р. Гусев С.В.);

1989 год 24 февраля - 29 апреля
Выполнила задачи БС (командир - кап.2р. Степанов А.Ю.) на Средиземном море (64 суток). Пройдено: в надводном положении – 88,6 миль (13 ч. 11 м.), в подводном положении – 13519,6 миль (1501 ч. 12 м.);

1990 год 6 апреля - 6 июня
Выполнила задачи БС в восточной части Средиземного море с оценкой "отлично". Несколько дней совместно работала с гидрографическим судном «Сенеж»;

1991 год
Выполнила задачи БС в Атлантическом океане и Средиземное море;

1992 год 3 июня (1991 год 29 августа ?)
Отнесена к подклассу АБПЛ, переименована в Б-53;

1993 год 12 февраля
Переведена в состав кораблей резерва 2-й категории;

1993 год 30 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для утилизации и в губе Гремиха (г.Островной) поставлена на прикол для долговременного хранения. Подчинена командованию 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ СФ;

1993 год 17 декабря
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ 11-й ФлПЛ (с 01.12.1994 - Йоканьгский район базирования) СФ;

1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;

2003 год 9 июня - 10 июня
Отбуксирована из губы Гремиха в бухту Кут губы Оленья на акваторию ФГУП "СРЗ "Нерпа" для проведения утилизации;

2003 год 29 октября
Демонтирован съёмный лист прочного корпуса;

2003 год 26 ноября - 24 декабря
Проведение операции по выгрузке активной зоны;

2003 год 24 декабря
Передана для дальнейшей утилизации гражданскому экипажу;

2003 год 25 декабря
На корабле произведён Торжественный спуск Военно-морского флага;

2004 год
Расформирован экипаж. АПЛ утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа". Сформирован 3-х отсечный ректорный блок и поставлен на плаву в акватории завода для временного хранения. В дальнейшем блок был разделан до одноотсечной секции и переведен в губу Сайда;

2015 год
Реакторный блок поднят для проведения работ по подготовке для долговременного хранения на ПДХ "Сайда" (губа Сайда). Установлен на стапельное основание.



дополнительная информация:


Фоторепортаж "История К-53".



командиры (в/ч 59092):


1. Михайлов В.Г. (1969-1970)
2. Мелихов Г.С. (1970-1972)
3 Жуков А.Я. (1972-1973)
4. Мосолов Г.В. (1973-1980)
5. Грибанов В.И. (1980-1981-1982?)
6. Скатов Ю.И. (1981?-1982-1984)
7. Мазовка Е.К. (1984-1985)
8. Степанов А.Ю. (1985-1991)
9. Соколов В.А. (1991-1995)
10. Шмаков О.Г. (200?-12.2003)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-53(Б-53):


1. Евдокименко А.М. (1970) командир 289-го экипажа
2. Ураев А.К. (1982-1983) командир 289-го экипажа
3. Мазовка Е.К. (1984) командир 426-го экипажа
4. Креветченко А.А. (1985) командир 91-го экипажа
5. Пастушенко Ю.И. (1985-1986) командир 426-го экипажа
6. Гусев С.В. (1989) командир 289-го экипажа



список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение, №05-06, 2000г.
7. Информация из личного архива Мосолова А.Г. (командир К-53 1973-1980).
8. Информация из личного архива Гончарова В.С. (штурман К-53 1988-1993).
9. Воспоминания ветеранов подводников СФ.
10. Сайт госзаказа РФ.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022