Rambler's Top100 Подводная лодка К-513, Б-513. Проект 671РТ

К-513, Б-513

проект 671РТ




фотография:


Подводная лодка К-513


АПЛ К-513 проекта 671РТ на выходе из губы Сайда. Март 1986 года.
фотография Кузнецова А.




историческая справка:


1974 год 19 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1974 год
На основании директивы ГШ ВМФ и директивы командующего СФ от 05.04.1974 сформирован экипаж на базе 33-й ДиПЛ;

1975 год 22 июля
Заложена на стапеле цеха № 12 Ленинградского Адмиралтейского объединения как крейсерская атомная подводная лодка;

1976 год 21 августа
Спущена на воду, экипаж временно подчинен 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМБ;

1976 год сентябрь
По внутренним водным системам переведена в Белое море на сдаточную базу Ленинградского Адмиралтейского объединения для прохождения ходовых и государственных испытаний;

1976 год 14 - 27 декабря
Прошла Государственные ходовые испытания;

1976 год 27 декабря
Государственной комиссией подписан приемный акт, поднят Военно-морской флаг и гюйс. Вступила в строй. Ответственный сдатчик – Лосик В.И., председатель комиссии - контр-адмирал Борисеев Н.С.;

1976 год декабрь
После межбазового перехода ошвартовалась у пирса в губе Большая Лопаткина;

1977 год 5 февраля
Включена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую атомную подводную лодку;

1977 год
Выполнла задачи БС в Средиземном море, испытания ГАК "Рубин" по ПЛ проекта 670М;

1978 год
Выполнла задачи БС (командир - кап.1р. Шевченко А.И.);

1979 год 24 августа - 8 сентября
Выполнила задачи БС под командованием кап.1р. Шевченко А.И. (старший - КФл к-а Голосов Р.А.) в Северном Ледовитом океане. На первом этапе похода обеспечивала сопровождение АПЛ К-320 при переходе на КТОФ. 1 сентября ПЛА всплыла в географической точке Северного Полюса. В период несения БС произошло столкновение с подводной частью айсберга, которую ПЛ задела правым СГР. После возвращения при выгрузке боезапаса была повреждена торпеда с СБЧ (08.09.1979);

1979 год май - октябрь
Экипаж АПЛ К-488 с мая по август несколько раз принимал и передавал АПЛ К-513. В сентябре, получив её с заломленным после заныривания под лёд правым СГР (средним горизонтальным рулём), провел ремонт и начал подготовку к боевой службе;

1979 год 26 ноября
Экипаж (командир - кап.1р. Шевченко А.И.) награжден Вымпелом МО СССР "За мужество и воинскую доблесть";

1979 год
Экипаж (командир - кап.1р. Шевченко А.И.) занял 1 место на СФ по слежению за иностранной ПЛ. Гидроаккустический контакт поддерживался в течении 7 часов;

1979 год 21 ноября - 1980 год 21 января
Экипаж АПЛ К-488 выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) на АПЛ К-513. На борту находился походный штаб (зам. командира 33-й ДиПЛ кап.1р. Шевченко А.И., зам. нач. ПО кап.2р. Дмитриев Н.П., зам НЭМС Пантелеев Л.Н.). Первоначально планировался заход на Кубу в порт Ольгин. Это мероприятие достаточно широко освещалось среди подводников. Офицеры и мичманы готовили белые тужурки, на ПЛ грузилась тропическая форма, пропагандистская литература на испанском языке, значки, флажки и т.д. Однако, после выхода АПЛ получила изменение плана. АПЛ спустилась к Азорским островам, где произвела слежение за АУГ во главе с авианосцем "Энтерпрайз", возвращающуюся из Средиземного моря и вела её до Норфолка. Декабрь и январь контролировала выходы из ВМБ (Норфолк, Джексонвилл, Чарльстон). 27 декабря были введены наши войска в Афганистан, а 28-го АПЛ был назначен контрольный сеанс связи. Двое суток все попытки связаться были безуспешными - глушили помехами. Пришлось отходить на сотню миль на восток и устанавливать связь через гидрографическое судно "Селигер". В ГШ ВМФ эти двое суток были очень неспокойными;

1980 год 16 - 30 апреля
Приняла участие в оперативно-тактическом учении и учебной операции по разгрому АМГ вероятного противника;

1980 год 25 июня - 5 июля
Совместно с АПЛ К-467 приняла участие в командно-штабном оперативно-тактическом учении "Атлантика-80";

1980 год сентябрь
Экипажм АПЛ К-513 (командир - кап.2р. Масалов В.А.) принял АПЛ К-488. Для улучшения обитаемости в тропических условиях во 2 и 4 отсеках были установлены фреоновые холодильные машины;

1981 год 15 апреля - 5 августа
Экипаж АПЛ К-513 (командир - кап.2р. Масалов В.А.) на АПЛ К-488 выполнил задачи БС (15.04.1981-05.08.1981, даты БС для обоих экипажей даны по времени отсутствия в пункте базирования) в районе Красного моря с заходом в Мозамбик, Йемен и Эфиопию. Через три месяца после начала похода в ПМТО на о-ве Дахлак была произведена смена экипажей на основной. Экипаж АПЛ К-488 (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) с 15.07.1981 продолжил выполнения боевых задач, экипаж АПЛ К-513 возвратился в СССР на борту БДК «Иван Рогов» (возвратился на базу 05.08.19810;

1981 год
С 188-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Петренко И.Я.) выполнила задачи БС продолжительностью 62 суток;

1982 год
С 532-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Агеев Н.М.) выполнила задачи БС продолжительностью 87 суток в Индийском океане с 11-ти дневным заходом в порт Луанда (Ангола), после чего ПЛА вела разведку в районе ВМБ Королевских ВМС Великобритании на о-ве Вознесения. На обратном пути у побережья Исландии ПЛА участвовала в испытаниях ГАК «Полином» совместно с НИС «Академик Вавилов»;

1982 год
Экипаж АПЛ К-488 (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) на АПЛ К-513 завоевал приз Главкома за лучшую торпедную атаку ОБК;

1982 год
По итогам года экипаж (командир - кап.1р. Масалов В.А.) объявлен "отличным";

1983 год
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Масалов В.А.) продолжительностью 87 суток;

1983 год
С 172-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Малацион С.П.) выполнила задачи БС продолжительностью 72 суток;

1983 год 5 августа - 17 сентября
Экипаж (командир - кап.2р. Масалов В.А.) на АПЛ К-517 выполнил задачи БС в районе моря Бофорта продолжительностью 43 суток;

1983 год
Экипаж (командир - кап.2р. Масалов В.А.) на АПЛ К-517 выполнил задачи БС продолжительностью 33 суток;

1984 год август - сентябрь
С экипажем АПЛ К-517 на борту (командир - кап.2р. Моцак М.В) приняла участие в учениях "Магистраль";

1984 год
Поставлена в текущей ремонт с перегрузкой активных зон на СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный);

1985 год
Во время проведения ремонта в экипаже случилось ЧП. В драке на почве неуставных взаимоотношений был убит матрос узбек. Командир экипажа кап.1р. В.А. Масалов в это время находился на боевой службе в качестве второго командира на ПЛА К-517, тем не менее, политотделом флотилии решался вопрос о его наказании по партийной линии. Поскольку уже была издана директива о перебазировании лодок проекта 671РТ проекта в состав 24-й ДиПЛ, командованием принято решение о передаче ПЛА для завершения ремонта 246-му экипажу, а экипаж кап.1р. В.А. Масалова убыл к новому месту службы. Перед убытием личный состав К-513 пытался передать лодку в неисправном состоянии, предъявив фиктивные документы о произведенном ремонте;

1985 год 21 ноября
Перечислена (приказ командира дивизии от 25.11.1985) в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ;

1985 год 17 - 30 декабря
Прошла заводские испытания;

1986 год 3 января
После окончания ремонта ПЛА с 246-м экипажем под командованием кап.2р. Гончарова А.И. прибыла к новому месту базирования в бухту Ягельная губы Сайда (г.Гаджиево);

1986 год 15 мая - 12 июля
Первой в 24-й ДиПЛ совершила боевую службу с 246-м экипажем АПЛ (командир - кап.1р. Гончаров А.И.). Плавание проходило в высокоширотных районах подо льдами Северного Ледовитого океана с оценкой "отлично". Время слежения за иностранной ПЛА составило 3 часа 14 минут;

1987 год февраль - март
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) прошла доковый осмотр;

1987 год 29 апреля - 1 июля
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Масалов В.А.?, требует уточнения);

1989 год июль
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Гремиха (г.Островной);

1990 год - 1991 год
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) прошла ремонт;

1991 год
Выполнила задачи БС (командир - Дьячков А.Н., требует уточнения ?);

1992 год 3 июня
Присвоен новый тактический номер Б-513;

1993 год
Перечислена в состав 3-й БрПЛ 11-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;

1993 год 30 июня
Выведена из боевого состава флота. Передана в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в губе Гремиха (г.Островной) поставлена на прикол для долговременного хранения на плаву. За время пребывания в составе ВМФ ПЛА совершила 12 боевых походов;

1993 год 24 сентября
ППУ приведена в ядерно-безопасное состояние;

1994 год декабрь
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ, выведенных из боевого состава;

1995 год 1 октября (сентября?)
Перечислена в состав 14-й БрПЛ Йоканьгского района базирования, выведенных из боевого состава (с 1998 - 319-й ДнПЛ СФ);

2003 год 28 апреля
Отбуксирована на ФГУП ПО "Нерпа" (г.Снежногорск) для утилизации. Вошла в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;

2003 год сентябрь - октябрь
Произведена выгрузка активной зоны на ФГУП "СРЗ "Нерпа" в бухте Кут (г.Снежногорск);

2004 год
Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск) с формированием реакторного блока, который в дальнейшем переведен и поставлен для долговременного хранения на ПДХ "Сайда". Утилизация финансировалась Норвегией.




командиры (в/ч 36177):


1. Карпин Б.А. (1974-1976)
2. Шевченко А.И. (1976-1979)
3. Масалов В.А. (29.12.1979-12.01.1989)
4. Дьячков А.Н. (13.01.1989-1990-199?)
5. Шубладзе А.А. (200?-2003-2004?)

командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-513(Б-513):


1. Чулимов А.И. (1979-1980, 1982) командир АПЛ К-488
2. Петренко И.Я. (1981) командир 188-го экипажа
3. Агеев Н.М. (1982) командир 532-го экипажа
4. Малацион С.П. (1983) командир 172-го экипажа
5. Моцак М.В. (1984) командир АПЛ К-517
6. Гончаров А.И. (1985-1987) командир 246-го экипажа



список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", Наваль коллекция, №7, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.2, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В. Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06,2000г.
6. Воспомнания ветеранов подводников.
7. Информация с сайта "Флот великой державы".
8. Специальный выпуск №1 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2003г.
9. Специальный выпуск №10 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2010г.



дополнительная информация:


1. Информация на сайте "Русский подплав".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020