К-152, "Нерпа" (ВМФ России), |
фотография:
ПЛАК "Chakra" проекта 971И на переходе в Индию. 02.2012.
историческая справка:
1991 год 31 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ как АБПЛ;
1992 год 28 апреля
Отнесена к подклассу АКрПЛ;
1993 год
Заложена по проекту 971 в цехе АО "Амурский судостроительный завод" в г.Комсомольск-на-Амуре;
1993 год 13 апреля
Получила наименование "Нерпа";
1994 год 22 августа
282-й экипаж переименован в экипаж К-152. Экипаж подчинен 257-му ОДнСРПЛ ТОФ;
1997 год 4 декабря
Унаследовала гвардейский Андреевский флаг от АБПЛ К-56 проекта 675МК;
2002 год январь
Находилась в достройке (строительство заморожено из-за отсутствия средств). 68% готовности;
2004 год январь
Заключен контракт на достройку с глубокой модернизацией по проекту 971И и сдачу в аренду индийским военно-морским силам. Первоначально передача лодки
ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но Амурский судостроительный завод задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до $785 млн.
Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдача в лизинг — с 15 июня 2008 года, за $650 млн сроком на 10 лет, но позднее она была
скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора;
2005 год декабрь - 2006 год март
Экипаж прошел обучение в 270-м УЦ ВМФ (г.Сосновый Бор);
2006 год 24 июня
Спущена на воду. Экипаж к этому времени прибыл в г.Комсомольск-на-Амуре;
2006 год 30 июня
Произведен физический пуск реактора;
2006 год октябрь
В ТСПД "Зея" переведена на достроечную базу ЗСО "Восток" в г.Большой Камень (Приморский край). Экипаж подчинен 72-й ОБрСРПЛ ТОФ;
2007 год 28 мая
После проведения достроечных работ выведена из ТСПД и спущена на воду;
2007 год 20 декабря - 2008 год 18 июля
Выполнила программу швартовых испытаний, включая комплексные испытания ГЭУ;
2008 год 25 октября - 2010 год 14 мая
Выполнила программу заводских ходовых и элементы государственных испытаний;
2008 год 31 октября
Совершила первое погружение. По завершению ходовых испытаний планировалось начать процесс сдачи атомохода государственной комиссии и передачи АПЛ Тихоокеанскому флоту;
2008 год 8 ноября
Около 20.30 по местному времени (13.30 мск) при проведении ходовых испытаний на АПЛ произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения в носовой части. В результате аварии погибли
20 человек (в т.ч. 3 военнослужащих), еще около 20 пострадали (на АПЛ находилось 208 человек). Среди погибших и пострадавших - рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие. По указанию
главкома ВМФ, испытания были остановлены, подводная лодка своим ходом отправлена в пункт временного базирования. Лодка повреждений не имела. Реакторный отсек работал в штатном режиме.
Радиационный фон на АПЛ в норме. Для выяснения обстоятельств ЧП на Тихоокеанский флот направлена спецкомиссия Главной военной прокуратуры РФ, первый заместитель
министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков и главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков незамедлительно сообщил о
случившемся президенту РФ Дмитрию Медведеву. Президент поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование аварии на АПЛ. Указом Президента РФ от 05.09.2009 за личное мужество и
отвагу, проявленные при исполнении воинского долга 08.11.2008 были награждены многие члены экипажа: 14 (трое из них посмертно) - орденом "Мужества", 20 - медалью Ушакова" и 4 - медалью "За отвагу";
2008 год 9 ноября
Возвратилась в пункт временного базирования в г.Большой Камень;
2009 год 10 - 27 июля
Повторно вышла на ходовые испытания и успешно прошла первый этап по программе испытаний. Возвратилась в г.Большой Камень для подготовки ко второму этапу испытаний;
2009 год декабрь
По программе государственных испытаний с оценкой "отлично" были выполнены две испытательные ракетные стрельбы по береговой и морской цели, а также успешно выполнены четыре испытательные торпедные
и одна испытательная стрельбв самоходным прибором ГПД;
2009 год 26 декабря
Поднят гвардейский Андреевский флаг и гюйс;
2009 год 28 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй ВМФ;
2010 год 15 мая - 3 июня
Проведены окончательные государственные испытания. Всего за период испытаний выполнено 14 выходов в море общей продолжительностью 107 суток, в течение которых пройдено 15676 миль;
2010 год 1 июля - 10 сентября
Экипажем ПЛАК "Нерпа" были выполнены задачи береговой части корабельной практики с экипажем ВМС Индии;
2011 год 14 октября
Тихоокеанский военный суд в г.Владивосток, на основании вердикта присяжных, вынес оправдательный приговор в «деле «Нерпы» – командиру ПЛАК Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту — старшине Дмитрию Гробову.
Прокуратура обжаловала оправдательный приговор. В тоже время кап.2р. Лаврентьев Д.Б. продолжал командовать ПЛАК на приемо-передаточных испытаниях ПЛАК;
2011 год 25 ноября - 26 декабря
Проведены приемо-передаточные испытания;
2011 год 30 декабря
Представители Военно-морских сил Индии подписали акт завершения испытаний ПЛАК (а не официальный документ о передаче ПЛАК ВМС Индии, как сообщалось в некоторых СМИ) сообщил РИА Новости высокопоставленный
представитель Амурского судостроительного завода, где строилась ПЛАК. Он прокомментировал сообщения некоторых СМИ о том, что были подписаны официальные документы на передачу лодки Индии. ПЛАК будет передана ВМС
этой страны сроком на десять лет. Цена контракта — 920 миллионов долларов. «Индийская сторона полностью удовлетворена объемом и качеством проведенных в море приемо-сдаточных испытаний, лодка полностью готова к
выполнению поставленных задач в море. Официальная церемония передачи лодки заказчику (Индии) еще не назначена», — сказал собеседник агенства. Он подчеркнул, что российская сторона ждет официального уведомления
Дели о дате поднятия на лодке флага национальных ВМС и проведения церемонии передачи корабля. Представитель промышленности сообщил, что сразу после официального подписания документов ПЛАК будет готовиться к
переходу к берегам Индии в сопровождении спасательных судов ВМФ РФ. «Подготовка и сам переход могут занять несколько месяцев»;
2012 год 22 января
Произведен торжественный спуск гвардейского Андреевского флага ВМФ России;
2012 год 23 января
На ОАО "ДВЗ "Звезда" (г.Большой Камень) состоялась торжественная передача ПЛАК в лизинг на 10 лет для ВМС Индии. Для участия в церемонии в Большой Камень прибыли делегации "Рособоронэкспорта", Объединенной
судостроительной корпорации, командования Тихоокеанского флота РФ и представителей дипмиссии Индии. После торжественной церемонии на ПЛАК был поднят индийский флаг. ПЛАК вошла в состав ВМС Индии под наименованием
"Chakra" S72. Стоимость лизинга в различных источниках колеблется от $650 млн. до $900 млн. ПЛАК будет приписана к базе Вишакхапатнам. Предполагается, что на ней будет проходить
подготовку будущий экипаж АПЛ "Арихант" индийской разработки;
2012 год 21 февраля - 29 марта
21.02 начала переход к месту постоянного базирования в порт г.Вишакхапатнам (Индия). РИА Новости собщают со ссылкой на источник в министерстве обороны Индии, что ПЛАК прибыла в Индию 29.03. Часть пути
ПЛАК прошла в надводном положении. Управление ПЛАК осуществлялось индийским экипажем, прошедшим обучение в 270-м УЦ ВМФ РФ (г.Сосновый Бор);
2012 год
Расформирован экипаж ВМФ России;
2013 год апрель
Тихоокеанский флотский военный суд во Владивостоке вынес 29.4 оправдательный приговор по делу об аварии на ПЛАК "Нерпа". "В связи с неустановлением события преступления Лаврентьев и Гробов признаны
невиновными", - сказал судья, оглашая приговор. Приговор может быть обжалован через Тихоокеанский флотский в течение 10 суток. 26.4 коллегия присяжных заседателей полностью оправдала подсудимых командира
ПЛАК Дмитрия Лаврентьева и трюмного матроса Дмитрия Гробова. Поскольку вердикт был оправдательный по всем пунктам, то суд признал все выдвинутые обвинения против подсудимых несостоятельными и вынес
оправдательный приговор. Прокуратура Тихоокеанского флота, которая поддерживала на суде обвинение, уже заявила, что после получения судебного решения в письменной форме обжалует приговор. Гособвинение
считает, что присяжные вынесли оправдательный вердикт, опираясь на эмоции, и не разобрались в обстоятельствах этого дела;
2017 год 27 октября
Индийские СМИ сообщили о том, что группа российских специалистов прибыла на индийскую военно-морскую базу Вишакхапатнам для проведения совместного с индийской стороной расследования аварии, произошедшей в начале
сентября на индийской атомной многоцелевой подводной лодке S72 "Chakra" проекта 971И. Об аварии стало известного из сообщений индийских СМИ 3 октября, согласно которым индийская атомная многоцелевая
подводная лодка получила повреждения обтекателя носовой антенны гидроакустического комплекса в районе Вишакхапатнама, где и базируется. Обстоятельства аварии не разглашаются индийским флотом, и неизвестно даже,
получила ли лодка повреждения обтекателя ГАК в результате удара о грунт или в результате столкновения с плавучим объектом. После аварии до настоящего времени АПЛ не выходила в море. Cогласно источникам индийской
газеты "The Hindu", АПЛ получила в обекателе ГАК дыру размерами пять на пять футов (1,5 м на 1,5 м). ВМС Индии создали комиссию из трех членов для расследования обстоятельств аварии. Предварительный отчет индийской
комиссии, как сообщается, утверждал, что авария была вызвана "техническими причинами". Отчет индийской комиссии, не удовлетворил российскую сторону, которая в итоге прислала в Индию собственную группу специалистов,
призванную провести новое расследования совместно с индийской комиссией;
2017 год - 2021 год
Входила в состав ВМС Индии с базированием на порт г.Вишакхапатнам (Индия);
2021 год 5 июня
По сообщению The Hindustan Times и индийскго телеканала News Nation АПЛ возвращается в Россию. Издания пишут, что АПЛ возвращается в Россию в связи с близким окончанием срока аренды. Они уточняют, что фотографии АПЛ
появились в соцсетях, однако официальных комментариев от властей не поступало. По данным телеканала NDTV, АПЛ движется во Владивосток, на борту — индийский экипаж. АПЛ сопровождает военный корабль (БПК "Адмирал Трибуц");
2021 год 16 июля
По информации ДВ-РОСС (требует проверки и уточнения). Индия хотела продлить срок аренды АПЛ. Но во время очередного похода случилась новая нештатная ситуация, информация о которой засекречена. АПЛ потребовался ремонт. Если бы лодку
сразу поставили в индийский док, то работа завершилась бы аккурат к окончанию срока лизинга – весне 2022 года. Партнеры ради дальнейшей эксплуатации атомохода были готовы на любые условия, вплоть до капитального ремонта в российских доках,
чтобы заодно осуществить перезарядку активной зоны реактора. Россия отказалась от всех предложений. Причины могут быть разные: от внешнеполитических, связанных со сложной международной обстановкой, до технических или бюрократических.
Так или иначе, но в итоге индусы вернули АПЛ раньше срока. Теперь подводную лодку К-152 "Нерпа", скорее всего, ждет серьезный ремонт, а возможно, и полная модернизация на Дальневосточном заводе «Звезда». Перво-наперво
необходимо сделать ревизию всех механизмов и оборудования, вооружения. Для подготовки проектной документации потребуется несколько месяцев. Тем временем в Большом Камне подготовят эллинг для ее подъема на сушу. Работы на берегу займут
еще несколько лет. После чего, как ожидается, корабль войдет в состав дивизии многоцелевых подводных лодок Тихоокеанского флота;
2021 год август
В акватории ДВЗ "Звезда передана индийским экипажем экипажу АПЛ К-419 "Кузбасс";
2023 год 16 ноября
По сообщению ТАСС, Главный Штаб ВМФ России предложил утилизировать аварийную атомную подводную лодку «Нерпа» проекта 971И, которая, будучи в лизинге в составе ВМС Индии, носила имя «Чакра-2». Главкомат ВМФ по финансовым
соображениям считает нецелесообразным ремонт и модернизацию «Нерпы», находящейся на одном из судостроительных заводов под Владивостоком, и предлагает ее утилизировать. По имеющимся данным, до этого в апреле 2020 года на борту субмарины
произошел взрыв баллона воздуха высокого давления, в результате чего повреждения получили оба ее корпуса. Пострадали также радиоэлектронное вооружение и гидроакустическое оборудование. После чего АПЛ досрочно была возвращена из аренды.
Собеседник агентства отметил, что после ЧП индийские специалисты выполнили ремонт обоих корпусов лодки, по завершении которого она вернулась в Россию.
командиры (в/ч 20907):
1. Кочетов В.П. (22.08.1994-1998)
2. Демин С.С. (1998-09.2005)
3. Лаврентьев Д.Б. (09.2005-2012)
4. Долбенков В.И. (2011) ВРИД
командиры (в составе ВМС Индии):
1. Ашокан Р. (2009-20??)
дополнительная информация:
1. Список погибших 08.11.2008г..
список источников:
1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение, №05-06, 2000г.
6. Информация и фотография с сайта "Подводный флот Росии".
7. ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН (5 сентября 2007).
8. Информация с сайтов новостных агентств.
9. "Подлодка "Нерпа" успешно прошла повторные испытания в Японском море", Российская Газета, 27.07.2009.
10. Информация с сайта Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников.
11. Буклет "45 лет. Никто кроме нас. 1967-2012", СЭТО-СТ Плюс, Петропавловск-Камчатский, 2012г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2023