C-99
проект 617
фотография:
ПЛ С-99 проекта 617 после спуска на воду. 05.02.1952г.
Фотография из книги "Адмиралтейские Верфи подводному флоту России".
историческая справка:
1949 год 26 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1951 год 5 февраля
Заложена на ССЗ №196 в г. Ленинград как опытовая средняя подводная лодка с парогазотурбинной установкой, сразу же был сформирован экипаж. Подчинена 39-му ДнСПЛ (с 12.1952 - в составе 93-й БрУСПЛ КВМК);
1952 год 5 февраля
Спущена на воду;
1952 год 16 июня
Начало швартовых испытаний. В процессе испытаний ПГТУ продолжали выявляться неполадки, были случаи возгораний в турбинном отсеке и даже "хлопки" - небольшие взрывы;
1952 год - 1955 год
Выполнена программа швартовых и заводских ходовых испытаний в акватории Лиепайской ВМБ и Южной Балтики;
1955 год 21 апреля - 1956 год 20 марта
Выполнена программа государственных ходовых испытаний, в ходе которых на Таллинском полигоне была достигнута скорость полного подводного хода 20 узлов в течении
6-ти часов и кратковременно - 22 узла;
1956 год 20 марта
Вступила в строй. В приемном акте отмечалось, что по скоростным качествам и дальности плавания полным ходом ПЛ проекта 617 не имеет себе равных в отечественном подводном флоте. Но комиссия отметила и ряд недостатков. В частности,
движение под ПГТУ на всех режимах сопровождалось высокой шумностью, которая демаскировала ПЛ и препятствовала использованию собственных гидроакустических станций;
1956 год май
Вошла в состав ВМФ;
1956 год 30 августа
Зачислена в состав 93-й БрУСПЛ 68-й ДиУК(ПЛ) КВМК с базированием на г.Кронштадт;
1956 год лето - 1958 год зима
Послеиспытательная ревизия (ремонт) механизмов ССЗ №196. Ее планировалось закончить к лету 1957 года, но в связи с непредвиденными аварийными происшествиями, связанными с работой ПГТУ, ремонт продолжался всю зиму 1958 года;
1957 год 15 февраля
Переформирована в состав 70-го ДнПЛ 68-й ДиУСПЛ ЛенВМР (с 01.04.1958 - 68-я ОБрУСПЛ ККВМК, с 17.10.1960 - 68-я ОБрПЛ ЛенВМБ) с базированием на г.Ломоносов;
1958 год май
Перешла в г.Кронштадт, вступила в опытную эксплуатацию;
1958 год лето
Отработка учебно-курсовых задач в Финском заливе в районе острова Готланд;
1958 год осень
Перешла в г.Лиепая (Латвийская ССР);
1958 год - 1959 год зима
Отработка учебно-курсовых задач в Южной Балтике;
1959 год весна
Окончание отработки задач, завершение периода опытной эксплуатации. В связи с выработкой моторесурса основных механизмов и устройств ПГТУ планировался ремонт на ССЗ № 196, однако по настоянию руководства ВМФ и с согласия ЦКБ-18 было решено провести
перед этим дополнительные испытания парогазовой турбины, включая ее запуски на разных глубинах (для отработки некоторых решений по проекту 643). За время опытной эксплуатации ПЛ совершила 98 выходов в море, прошла более 6000 миль в
надводном и около 800 миль в подводном положении, в том числе 315 миль под ПГТУ;
1959 год 17 мая
Вышла из базы на полигон в район Лиепаи для отработки учебно-тренировочных запусков ПГТУ;
1959 год 19 мая
ПЛ погрузилась и экипаж приступил к выполнению программы испытаний. Запуски турбины в 40 и 60 м от поверхности состоялись без неприятностей, затем глубину увеличили до 80 м, и тут в 5-м отсеке прогремел взрыв, ПЛ стала тонуть с дифферентом
на корму. В этой обстановке командир поступил в высшей степени профессионально: не дожидаясь докладов из отсеков, приказал продуть цистерны главного балласта. Лодка, провалившаяся до 120 м, начала всплывать. Как потом установила комиссия, промедли Рябов с
полминуты и уникальный корабль лег бы на грунт на глубине 150 м. А в 5-м, турбинном, отсеке продолжался пожар, дым проникал в обитаемый 4-й и в кормовой 6-й (в нем остались три подводника). ПЛ всплыла, огонь постепенно утих. Позже выяснилось, что через
пробоины в прочном корпусе в турбинный отсек поступала забортная вода. Осушить аварийный отсек не удалось. Лодка надежно держалась на поверхности, но с сильным дифферентом на корму, поэтому выручить моряков, запертых в 6-м, пока не представлялось возможным.
Вскоре к аварийной лодке подошли другая ПЛ, эсминец, спасательное судно и торпедный катер. Рябов от помощи отказался, дал ход под электромотором (дизель не работал из-за разрушения масляной магистрали) и спустя 12 ч отшвартовался в Лиепае. Только там,
поставив ПЛ на ровный киль с помощью подъемного крана, удалось выпустить подводников из кормового отсека. Те, кто расследовал случившееся, пришли к заключению, что причиной аварии и последовавшего за ней пожара, скорее всего был взрыв в бортовом клапане
трубопровода, по которому подавалась перекись водорода. Детонация оказалась настолько мощной, что была нарушена герметичность прочного корпуса;
1959 год май - июнь
Прошла аварийный ремонт на заводе "Тосмаре" (г. Лиепая). Осуществлено приведение в относительный порядок оборудования 5-го отсека и заваривание разрушенных конструкций легкого и прочного корпусов. Перешла в надводном положении в Кронштадт;
1959 год зима
На опытном стенде на территории форта "Краснофлотский" ("Красная Горка") проводились испытания для подтверждения возможности взрыва перекиси водорода при загрязнении трубопровода;
1961 год 31 августа
Выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку и передана ЦНИИ-138 ВМФ;
1964 год 28 февраля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
1964 год 15 мая
Расформирован экипаж и впоследствии на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных о-вах разделана на металл.
командиры (в/ч .....):
1. Симонов Н.Г. (1951-1952-1956?)
2. Жаров А.И. (1956?-1957-10.1958)
3. Рябов В.П. (10.1958-1959-1960?)
4. Смирнов И.Ф. (1959?-13.05.1960)
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Боечин И. "Советские и Британские Вальтеры", Техника-Молодежи, №5 1996г.
3. ФГУП ЦКБ МТ "Рубин" "Академик Сергей Никитич Ковалев", Санкт-Петербург 1999г.
4. Баданин В.А. "Подводные лодки с единым двигателем", Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
5. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
6. "Адмиралтейские Верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы
полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction
in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.