Проект 18320 (1832) «Поиск-2» (NATO – “Modern Sever”).
модернизация – проект 18321
1. Количество подводных лодок проекта: 4
2. Изображение проекта:
Вид сбоку серийного ГА (по ватерлинию)
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: ЛАО (4) |
||||||
1 |
01650 |
31.03.1970 |
09.1973 |
25.12.1975 |
до 1977 - АГА-6 |
|
2 |
01651 |
16.05.1975 |
08.05.1979 |
29.12.1979 |
до 1977 - АГА-8 |
|
3 |
01663 |
12.02.1985 |
10.12.1988 |
31.12.1988 |
||
4 |
01671 |
30.10.1986 |
09.11.1989 |
31.12.1989 |
с 2016 - Москва, парк "Патриот" |
4. История проекта:
Первым глубоководным ПА для ВМФ стал "Поиск-2" пр.18320, разработанный ЛПМБ
"Рубин". ПА предназначался для проведения исследований водной среды и
дна океана, обнаружения и обследования подводных объектов, а также для производства
специальных подводных работ в интересах ВМФ.
В связи с
повышенными требованиями ТТЗ на проектирование ГА "Поиск-2", он, в
какой-то мере повторяя проект 1825, значительно отличался от него как по принятым
техническим решениям, так и по полученным характеристикам. В процессе
разработки эскизного проек- та 18320
выяснилось, что, с учетом установленных сроков строительства, прочный корпус
может быть выполнен из той же вновь создаваемой стали АК-32, а материалом
легких корпусных конструкций - стеклопластик на основе полиэфирных смол, к
освоению которого приступило отечественное подводное кораблестроение.
Для прочного
корпуса приняли цилиндрическую оболочку, подкрепленную внутренними тавровыми
шпангоутами, как наиболее исследованную прочнистами и отработанную технологами.
Концевые переборки - традиционно полусферические, с вырезами, подкрепленными
вварышами входного люка в корме и иллюминаторов в носу.
От применения
сферопластика отказались ввиду неопределенности с его поставкой, а главное -
из-за его ожидаемых неудовлетворительных характеристик намокания под давлением
и удельного веса около 0,7 т/м3, что превышало относительный вес
прочного корпуса (0,6 т/м3).
Все это
определило архитектуру аппарата с развитыми носовой и кормовой оконечностями,
развитой килевиной и низкой надстройкой с кормовым ограждением входного люка,
по типу американского ГА "Aluminaut". Архитектура определила и тип
движительно-рулевого комплекса в составе маршевой кормовой поворотной в
горизонтальной плоскости колонки с винтом фиксированного шага в насадке,
вертикального винта регулируемого шага в насадке, установленного в надстройке
вблизи мидельшпангоута, и подруливающего горизонтального устройства типа
"винт фиксированного шага в трубе", в носовой оконечности.
Для экономии
бортовых запасов электроэнергии (батареи погружных свинцово-кислотных
аккумуляторов емкостью 680 А-ч в контейнерах в килевине) в качестве приводов
гребных винтов были приняты асинхронные погружные электродвигатели переменного
тока со статическими преобразователями тока мощностью на валу 6 и 10 кВт.
Судовые системы
(уравнительно-заместительная, дифферентная, погружения-всплытия, ВВД,
гидравлики и жизнеобеспечения) принципиально были приняты аналогичными проекту 1825,
только для регенерации воздуха в прочном корпусе предусматривалась установка
новой, более экономичной системы для малых объемов, работающей как в основном,
так и аварийном режимах.
Прочный корпус
был разделен герметичной переборкой на два отсека - носовой, где размещался
экипаж, и кормовой - агрегатный. В носовом отсеке были организованы три зоны:
на левом борту - пост командира с пультом управления ГА и навигационными
системами, на правом борту - пост его помощника по электромеханической части
(ЭМЧ) с пультом управления всеми судовыми системами и связью, в носовой
оконечности - пост помощника командира по научно-исследовательским работам
(НИР), с которого производилось управление всем научно-исследовательским и
поисковым оборудованием, а также манипуляторным устройством.
Управление
аппаратом и бортовыми системами предусматривалось дистанционно (с пультов
командира и его помощника по ЭМЧ) и автоматически. Кроме того, предусмотрели
управление движением с выносного пульта, размещавшегося либо в ограждении
входного люка, либо у пульта помощника командира по НИР Автоматика обеспечивала
управление глубиной погружения, стабилизацию заданной глубины погружения,
управление курсом, стабилизацией курса, и все это - на ходу и без хода. Предусматривалось
ручное дистанционное управление разворотом кормовой колонки, дифферентом ГА,
разворотом кормовой колонки и дифферентом аварийном режиме, скоростью хода и
глубиной погружения.
Ручное управление
на ходу по курсу и глубине предусматривалось единой рукояткой управления,
расположенной на пульте командира.
Система
предусматривала автоматическую отдачу аварийных грузов при превышении
установленной глубины погружения ГА, дистанционное управление бортовыми
системами и устройствами, а также световую сигнализацию текущего положения
устройств и арматуры.
Для безусловной
надежности работы всех систем, устройств и корпусных конструкций
предусматривались увеличение коэффициента запаса прочности прочного корпуса до
1,5 от рабочего давления, непременная проверка всех прочных конструкций перед
их установкой на ГА наружным испытательным давлением, ударостойкость не менее
5g, работоспособность после воздействия температур от 5 до 50° С, степень
надежности - не менее 0,99.
Для обеспечения
высокой степени безопасности экипажа были предусмотрены гидравлические резаки
тросов подводных якорей с электрическим управлением из прочного корпуса;
контейнер с твердым балластом массой в воде, равной массе воды в полном объеме
уравнительной цистерны, отдавался подрывом пироболтов его крепления с
электрическим управлением с пульта командира; затвор дифферентной системы,
выпускающий из нее ртуть, можно было открыть подрывом пиропатрона с
электрическим управлением с пульта командира; контейнер с вспомогательной
аккумуляторной батареей отдавался подрывом пироболтов его крепления с
электрическим управлением с пульта командира.
Источники
электропитания всех аварийных средств, средства регенерации воздуха и
пожаротушения в прочном корпусе, средства радиосвязи были дублированы.
Состав радиоэлектронного
вооружения по эскизному проекту 18320
значительно превосходил таковой на проекте 1825.
Для
инструментального поиска находящихся на материковом склоне объектов
разрабатывалась поисковая гидролокационная станция кругового и бокового обзора
с необходимой дальностью действия и разрешающей способностью. Для точного
определения места подводного объекта и текущего места положения ГА проектом
предусматривалась навигационная гидроакустическая система с донными маяками-ответчиками,
устанавливаемыми как с борта аппарата, так и с борта судна-носителя.
Для обозначения
текущего местоположения ГА на его борту ставился акустический маяк-ответчик
системы слежения судна-носителя. Для счисления текущих трехмерных относительных
координат аппарата создавался навигационный комплекс в составе гирокомпаса,
акустического (абсолютного) и индукционного лагов, глубиномера, эхолота и
автопрокладчика пройденного пути с необходимой точностью и погрешностью. Для
двухсторонней симплексной связи судна-носителя с "Поиск-2" в подводном положении проектом
предусматривалась разработка гидроакустической станции связи, которая, кроме
того, обеспечивала в автоматическом режиме подачу сигналов для пеленгования ГА
с судна-носителя.
Для двухсторонней
симплексной связи с судном-носителем в надводном положении проектом
предусматривалась КВ радиостанция с антенно-фидерным устройством и дублирующая
УКВ-радиостанция.
Для визуального
наблюдения забортной обстановки в носовой полусфере при проведении подводных
работ в носовой переборке установили три конических иллюминатора диаметром в
свету 140 мм из органического стекла. Средний из них вооружался бинокулярной
зрительной трубой с кинокамерой для работы манипуляторным устройством.
В зоне пульта
командира устанавливался иллюминатор с монокулярной зрительной трубой для
наблюдения забортной обстановки в верхней полусфере при всплытии ГА. Кроме
того, для наблюдения за внешней средой в носовой полусфере в подводном и
надводном положении предусматривалась разработка глубоководной телевизионной
установки с двумя камерами на суперартиконах и тремя (по числу членов экипажа)
видеопросмотровыми устройствами,
обеспечивающими наблюдение
по курсу и в зоне работы манипуляторного устройства.
Для связи
ограждения входного люка и поста командира на ГА использовалась оперативная
безбатарейная телефонная связь. Ведение бортового журнала и запись переговоров
экипажа производилось на проволочный аудиомагнитофон.
Для выполнения
НИР предусматривалась установка экспериментальных или опытных образцов
аппаратуры измерения текущих
физических параметров водной среды, магнитного и гравитационного полей Земли,
радиационного поля, текущей скорости распространения звука в воде,
глубоководной стереофотоустановки и высокоточного глубоководного измерителя
глубин.
Помимо
использования стереофотоустановки, результаты измерения всех вышеперечисленных
параметров в течение всего времени пребывания "Поиск-2" под водой предусматривалось записывать
многополосной магнитно-регистрирующей аппаратурой с последующей расшифровкой на
специальной аппаратуре судна-носителя. Измерения этих параметров
предусматривалось производить при погружении, зависании и подводном ходу на
определенном горизонте в пределах рабочей глубины погружения.
Стереофотоустановка должна была картографировать дно при движении ГА с
фиксированной скоростью на расстоянии 4-6 м от грунта.
Для выполнения
подводно-технических работ предусматривалась разработка и установка на "Поиск-2"
электрогидравлического манипуляторного устройства, имеющего два полутораметровых
исполнительных органа с шестью степенями свободы, обеспечивающих в пределах
обслуживаемой зоны в носовой оконечности ГА:
- захват и доставку грузов весом в воде до 30
кГс;
- захват сменным
ковшом и доставку сыпучих грузов весом в воде до
20 кГс;
- проворачивание маховиков диаметром до 200 мм;
- отдачу задраек и
открывание откидных лючков выгородок аварийно-спасательных устройств затонувших
подводных лодок (ЗПЛ);
- продергивание оборудованного
специальной иглой троса-проводника через головку устройства ШУ-200 ЗПЛ;
- подсоединение карабина с тросом к рыму
поднимаемого предмета;
- отворачивание гаек-заглушек;
- расчистку комингс-площадок ЗПЛ от
посторонних предметов;
- работу с инструментом, сменяемым под водой и
размещаемым в выдвижном лотке.
Манипуляторное
устройство управлялось задающими органами из зоны поста помощника командира по
НИР, при этом исполнительные органы отслеживали положение всех звеньев
задающих. В захвате предусматривалось слабое звено, обеспечивающее его
аварийную отдачу при усилиях, превышающих 30 кГс.
Работы
манипуляторным устройством должны были производиться из положения ГА на
подводных якорях.
Подъем (доставка)
грузов массой до 400 кг предусматривался при помощи грузового троса, карабин
которого закреплен на ГА в районе зоны обслуживания манипулятора, путем откачки
(приема) воды из заместительной цистерны.
В конструкторской
практике при создании новых образцов подводной техники принято вводить в
разрабатываемый объект одновременно не более 30 % принципиально новых
технических решений, иначе вероятность получения положительных результатов
значительно снижается, разрабатываемый объект требует тщательной отработки в
эксплуатационных условиях и переходит в разряд "опытных".
"Творческая
мастерская" главного конструктора Ю.К. Сапожкова, поддержанная наблюдением
от ВМФ, вынуждена была пойти на риск введения в проект 18320 более 90 % принципиально новых для отечественного подводного
судостроения технических решений, не подтвержденных опытом эксплуатации. Их
успешная реализация в значительной степени зависела от большого количества
соисполнителей проекта - разработчиков и поставщиков уникальных материалов и
опытных образцов комплектующего оборудования ГА. Если все разработанные ранее
проекты, кстати, к 1968 г. так и не реализованные в металле, были
конструкторской "школой" накопления опыта проектирования, то для
коллектива бюро и институтов отрасли, участвовавших в работах по проекту 18320, его разработка стала "высшей
школой" или "университетом" конструкторской мысли в области
глубоководной тематики.
Большой объем
исследовательских работ был выполнен специалистами базовых институтов
Минсудпрома с участием институтов ВМФ.
В декабре 1967 г. эскизный проект 18320 был завершен, рассмотрен и одобрен базовыми институтами отрасли и институтами ВМФ и утвержден совместным решением ВМФ и Минсудпрома без существенных изменений. Для разработки технического проекта 18320 необходимы были результаты разработки соисполнителями технических проектов комплектующего оборудования, иначе проект не был бы принят к рассмотрению. Практически весь год ушел на "раскачку" и понуждение соисполнителей к началу проектных работ.
Согласовывались
частные технические задания, стоимости работ и заключались контрагентские
договоры. Только к концу 1968 г. стали поступать первые технические проекты
соисполнителей, которые необходимо было рассмотреть и дать свои замечания по их
стыковке с проектом ГА в целом, а после устранения замечаний бюро и заказчика -
утвердить. Не дожидаясь результатов всех контрагентских технических проектов, в
бюро велась разработка документации технического проекта 1832, которую удалось
завершить в марте 1969 г. и направить на заключение базовым институтам отрасли
и в институты ВМФ.
Проект не был
подтвержден модельными испытаниями прочного корпуса ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
по вине завода "Красное Сормово", не поставившего необходимых
моделей; проектом погружных электродвигателей завода "Электросила";
проектом погружных электрических аккумуляторов НИАИ; проектом погружного
насосного агрегата системы гидравлики ЦНИИ АГ и проектами
научно-исследовательского оборудования, заказчиком которого был ВМФ.
После получения
от соответствующих министерств-соисполнителей подтверждения заложенных в проект
характеристик комплектующего оборудования, по которому не были завершены
технические проекты, ВМФ и Минсудпром в мае 1969 г. своим решением утвердили
технический проект 18320.
До конца года
бюро, получив недостающие технические проекты, приступило к разработке рабочей
конструкторской документации по заказу Ново-Адмиралтейского завода.
Общее
расположение оборудования, трубопроводов и кабельных трасс отрабатывалось на
натурном деревянном макете в макетной мастерской бюро и принималось макетной
комиссией, состоящей из экипажа, представителей институтов
ВМФ и
промышленности. На натурных стендах опытного производства отрабатывались
опытные образцы аварийных устройств, а в построенной камере высокого давления
"ДК-320" (320 кГс/см2) испытывались опытные образцы
комплектующего оборудования.
Наблюдение от ВМФ
за разработкой рабочей конструкторской и эксплуатационной документации было
поручено военному представительству ВП 289 МО. Старшим наблюдающим по проекту 18320 был назначен О.В. Корытов.
В 1970 г. завод
по заказным ведомостям, разработанным бюро, заказал материалы и комплектующее
оборудование по договорам с контрагентами. Тем временем бюро закончило
разработку эксплуатационной технической документации и вело' конструкторское
сопровождение работ по строительству опытного "Поиск-2".
Строительство
опытного "Поиск-2"
началось в 1969 г. Ново-Адмиралтейским заводом по проекту 18320 и рабочей конструкторской документации, разработанной ЛПМБ
"Рубин".
Отдел заводских строителей
опытного ГА возглавлял главный строитель Д.Т. Логвиненко. В конце 1969 г.
завод-строитель получил от Ижорского завода необходимый прокат и поковки, в
марте 1970 г. сварил прочный корпус и провел его гидравлические испытания, в
том числе наружным давлением, во вновь построенной плавучей док-камере
"ДК-250". Корпус ГА был установлен в ангаре цеха 15, соседним с тем,
где производилась сборка опытного "Север-2". Опытный "Поиск-2" получил заводской
номер 01650.
Конструкторским
обеспечением работ руководил главный конструктор завода В.В. Пэдуре. Приемку
работ завода осуществляли офицеры ВП 208 МО.
С конца 1970 г.
конструкторское сопровождение строительства опытного ГА осуществляло ЦПБ
"Волна" в связи с передачей туда всех проектных работ. Группа
технической помощи на заводе и производственные подразделения бюро под
руководством Сапожкова и Кацмана оперативно решали технические вопросы,
возникавшие при постройке ГА, и производили необходимую корректировку
конструкторской документации.
Своевременно
произведя заказ необходимых материалов и комплектующего оборудования по
согласованным еще "Рубином" ведомостям, завод с большими трудностями
выбивал необходимые поставки серийного оборудования. Еще сложнее обстояли дела
с опытными и экспериментальными образцами, разрабатывавшимися и поставлявшимися
заводу через заказчика и ЦПБ "Волна". "Творческая
мастерская" принимала все возможные меры по обеспечению своевременности
этих поставок, вплоть до обращения в министерства должников через Совет
директоров и ВПК.
Только к сентябрю
1973 г. Ново-Адмиралтейскому заводу удалось укомплектовать опытный "Поиск-2" всем необходимым
оборудованием и спустить его на воду.
25 декабря 1975г., после ревизии отдельных систем и устройств ГА и контрольного погружения, госкомиссия подписала акт приемки автономного глубоководного аппарата "АС-6" в состав ВМФ. Решением ВМФ и Минсудпрома от 10.05.76 г. корабль 3-го ранга "АС-6" был передан Черноморскому флоту в опытную эксплуатацию совместно с промышленностью по программе, разработанный СПМБМ "Малахит", согласованной с институтами ВМФ и утвержденной заместителем главкома ВМФ по вооружению и судоремонту, с учетом вышеизложенных рекомендаций Госкомиссии.
На создание
опытного ГА "Поиск-2"
всего было израсходовано около 15 млн. рублей, что составляло по тем временам
стоимость постройки серийной дизель-электрической подводной лодки. Имея на борту современную технику и приборы, ПА был
способен выполнять комплекс океанографических исследований по трем главным
направлениям: гидрографическому (промер, гидролокационная съемка, взятие проб
грунта, фото- и киносъемка, стерео-фотосъемка), гидрологическому (измерение
скорости распространения звука в воде, температуры и электропроводности морской
воды, измерение биолюминесцентного потенциала, подводной освещенности и
прозрачности воды, измерение пульсаций температуры воды и скорости потока,
удельный объем активности и энергии гамма-излучения, определение элементов
глубинных течений) и геофизическому (гравиметрическая и магнитная съемки).
Не дожидаясь
результатов испытаний опытного "Поиск-2",
ВМФ и Минсудпром своим решением от 5 июля 1973 г. определили порядок
строительства головного из серии ГА проекта 18320.
Уже в 1973 г. ЦПБ
"Волна" по договору с Ново-Адмиралтейским заводом откорректировало
рабочую конструкторскую документацию проекта 18320 по результатам постройки опытного ГА на этом заводе, и
последний приступил к строительству головного "Поиска".
Строительство
головного аппарата было также поручено отделу главного строителя Д.Т.
Логвиненко. В полной мере использовались оснастка и опыт строительства опытной
"двойки". Группа технической помощи бюро на заводе и производственные
подразделения бюро под руководством главного конструктора проекта Ю.К. Сапожкова
и его заместителей продолжали решать технические вопросы, возникавшие при
постройке головного ГА, и производить необходимую корректировку конструкторской
документации по результатам испытаний опытного изделия.
Закладка
головного ГА с заводским номером 01651 была произведена 16 мая 1975 г. в том же
ангаре цеха 15, где строился опытный аппарат проекта 18320.
Конструкторское
обеспечение работ завода-строителя проводилось конструкторами М.К. Глозманом,
Б.Г. Бернштейном и Л.Л. Викторовым. Приемку работ завода осуществляли офицеры
ВП 208 МО В.Я. Федин и А.Ф. Липеха под руководством районного инженера Г.Л.
Небесова.
29 декабря 1979г.
утром председатель комиссии государственной приемки В.И.Мальцев своей
телеграммой сообщил о подписании приемного акта корабля 3-го ранга "АС-8" проекта 18320.
Решение о
строительстве двух серийных ГА проекта 18320
было принято ВМФ в 1980 г. после сдачи головного ГА этого проекта.
Их предлагалось
построить для нужд ПСС ВМФ. В отличие от опытного и головного, они предназначались
для выполнения только поисковых и подводно-технических работ, а именно -
допоиска и обнаружения подводных объектов в ограниченном районе, визуального
обследования и фотографирования подводных объектов, обозначения подводных
объектов гидроакустическими маяками, доставки на грунт и подъема на поверхность
грузов массой до 400 кг, выполнения подводно-технических работ манипуляторным
устройством. В том же 1980-м СПМБМ "Малахит" перевыпустило заказные ведомости для серийных ГА проекта 18320, провело их согласование и
приступило к подготовке директивных документов в обеспечение постройки серии. В
целях дальнейшего совершенствования ГА конструкторской документацией бюро была
предусмотрена замена штатного оборудования на более совершенное:
- станции звукоподводной связи
"Протей-2" на станцию "Протей-6" НПО
"Океанприбор" (Минсудпром) с большей дальностью связи;
- навигационного
комплекса "Мста-2" на комплекс "Мста-М-41" НПО
"Норд" (Минсудпром), имеющий новую элементную базу и более
совершенные технические характеристики;
- манипуляторного
устройства СКВ "Автоматика" на устройство МП-1 НПО "Компас"
(Минсудпром) по тем же причинам;
- насосного
агрегата и приборов управления погружной системой гидравлики ЦНИИ АГ на
аналогичное оборудование НПО "Компас".
В 1982 г. в бюро
под руководством Ю.К. Сапожкова была завершена корректировка РКД, и
Ленинградское Адмиралтейское объединение приступило к постройке серийных ГА с
заводскими номерами 01663 и 01671.
Руководство их
строительством было поручено тому же отделу главного строителя, возглавляемому
в то время Н.Н. Чумичевым. Строителями были назначены А.В. Сафронов, Е.М.
Трусоов и Н.Ф. Рогачев, прошедшие школу постройки головного "Поиск-2". Конструкторское
обеспечение постройки осуществляли Л.Л. Викторов, В.И. Панов и И.Д. Егоров из
отдела главного конструктора по глубоководной тематике завода В.М. Зайцева.
Конструкторским сопровождением работ завода от бюро руководил заместитель
главного конструктора проекта А.В. Косидло.
Старшим
наблюдающим от ВП 208 МО был назначен В.Н.Коркин.
В 1989 году вошел в состав
Черноморского флота ГА «АС-24», а в
1991 году в состав Тихоокеанского флота вошел «АС-27».
По результатам
эксплуатации опытного "Поиск-2"
и в связи с разработкой промышленностью более совершенного комплектующего
оборудования в 1980 г. было принято решение о модернизации опытного "АС-6".
Этим решением
предусматривалась замена части опытных образцов на усовершенствованные
серийные, в частности навигационного комплекса "Мста-2" - на комплекс
"Мста-М-41" с входящими в него абсолютным лагом ЛА-3 и
гидроакустической системой "Экватор-1", телевизионного комплекса
"Шар-2" - на комплекс "Шар-6М", разрозненного
научно-исследовательского оборудования -на комплекс "Родос-МВО-1" с
входящими в него регистрирующей аппаратурой ЭРА-4, радиометром МРС-01,
гидрологическим комплексом "Шалар-4" и магнитометром МБМ-2,
статического преобразователя ПСТ - на преобразователь ПТС.
Решением от 1982
г. был определен порядок и сроки замены вышеперечисленного оборудования на "АС-6", при этом бюро была
поручена разработка необходимой конструкторской документации, а Ленинградскому
Адмиралтейскому объединению - установка нового комплектующего оборудования по
документации бюро и помощь личному составу "АС-6"
при производстве ремонта.
В том же 1982-м
по данным поставщиков комплексов "Родос-МВО-1" (НПО
"Дельфин", Минсудпром), "Мста-М-41" (НПО "Норд",
Минсудпром), "Шар-6М" (КОМЗ, Минэлек-тропром), преобразователя ПТС
(КБ завода "Электровыпрямитель", Минэлектротехпром) производственные
подразделения бюро под руководством главного конструктора проекта Ю.К.
Сапожкова разработали технический проект 18321
модернизации опытного ГА "Поиск-2",
который в начале 1983 г. был утвержден заказчиком, и бюро по договору с заводом
приступило к разработке рабочей конструкторской документации.
Решением от октября 1987 года заказчик подтвердил предложенный комиссией порядок и объем проведения ремонта в обеспечение модернизации "АС-6", а в декабре 1987 года другим решением был установлен порядок приемки и испытаний "АС-6" после его ремонта и модернизации, при этом ГА после ремонта должен был приниматься личным составом, а после модернизации - ВП 208 МО. Приемо-сдаточные испытания надлежало проводить комиссии заказчика.
Ремонтные и модернизационные работы продвигались с большими трудностями в части привлечения контрагентов для освидетельствования и ремонта комплектующего оборудования и проведения наладочных работ для вновь поставленного оборудования.
В 1992 г., руководствуясь постановлением 1988 г. о сокращении опытно-конструкторских работ, не дождавшись поставки промышленностью всей штатной аппаратуры "Родос-МВО-1", флот прекратил дальнейшее финансирование модернизационных работ на "АС-6", и завод-строитель отозвал из Севастополя всех своих специалистов.
Таким образом, эксплуатация опытного "Поиск-2" в дальнейшем продолжилась без комплекса научно-исследовательского оборудования, только в интересах поисково-спасательной службы ВМФ.
5. Схема проекта:
1 -кормовая
поворотная колонка; 2 - кормовая балластная цистерна; 3 - входной люк; 4
-ограждение входного люка;
5 -
агрегатный отсек; 6 - прочный корпус; 7 - вертикальный винт регулируемого шага;
8 - пост командира; 9 - обитаемый отсек;
10
-спускоподъемное устройство; 11 - пост помощника командира по НИР; 12 - носовая
балластная цистерна;
13 -
горизонтальное подруливающее устройство; 14 манипуляторное устройство; 15 -
носовые иллюминаторы;
16 -
телевизионная камера; 17 - заместительная цистерна; 18 -контейнер твердого
балласта;
19
-контейнер вспомогательной аккумуляторной батареи; 20 - уравнительная цистерна;
21 -основная аккумуляторная батарея; 22 -насосный агрегат системы гидравлики;
23 -кормовой подводный якорь; 24 - кормовая дифферентная цистерна;
25
горизонтальный стабилизатор
Cхема
общего расположения опытного ГА «Поиск-2» («АС-6»)
Cхема общего расположения головного ГА «Поиск-2» («АС-8»)
6. Тактико-технические данные проекта:
опытный головной
Водоизмещение нормальное, м3 64,9 65,8
Длина наибольшая, м 16,33 15,85
Ширина наибольшая, м 2,52 2,52
Высота наибольшая, м 5,10 5,10
Глубина погружения, рабочая, м 2000 2000
Скорость подводная, уз:
- горизонтальная 3,0 2,7
- вертикальная 0,6 0,64
Дальность плавания,
подводная, миль 8 8
Автономность, ч 72 72
Численность экипажа, чел. 3 3
Полезная нагрузка, кг 3100 3100
Тип
энергоустановки Электрический Электрический
Состав (кол-во и мощность,
кВт):
- насосный агрегат 1х 0 1х10
- горизонт, гидродвигатель 1x10 1x10
- вертикальный гидродвигатель 1x10 1x6
- э.двиг. подрулив, устр-ва 1x6 1х10
Аккумуляторы (кол-во и тин) 130хСП-680 130хСП-680
Энерговооруженность, кВт-ч Ок. 150 Ок. 150
Движители (кол-во и тип):
- горизонтальный 1хВФШ 1хВФШ
- вертикальный 1хВРШ 1хВРШ
- подруливающее устройство 1хВФШ 1хВФШ
Радиоэлектронное вооружение:
- гидроакустическое "Коралл"
(ГКО и ГБО) "Крильон" (ГКО и
ГБО),
НГС
"Сириус" "Луч-2Г",
"Луч-2Г",
"Протей-2" "Протей-2"
-навигационное "Мста-2",
"Нара-1" "Мста-2",
"Кемь" "Нара-1",
"Кемь",
"Экватор"
- радиосвязное Р-130,
"Бук-2" Р-130,
"Бук-2",
"Самшит-2" "Самшит-2",
"Лиственница"
- регистрирующее МС-61,
ЭРА, АКС-2П МС-61, ЭРА,
АКС-2П,
"Даль"
- научно-исследовательское "Градиент-6" "Градиент-6",
"Шалар-2" "Шалар-4",
АМП,
"Аралия" АМП,
"Дарасун",
МРС-01,
"Чета-Б",
"Колва-2" "Колва-2",
"Шамора-2П"
Средства наблюдения ПНТ-451,
ПНТ-452 ПНТ-451,
ТКУ
"Шар-2" ПНТ-452
Средства автоматического управления "Циркон" "Циркон"
Манипуляторное устройство
(кол-во и грузоподъемность, кг) 2
х 30 2 х 30
Автономность жизнеобеспечения 72 ч. 72 ч.
по
электроэнергии 8-10 ч. 8-10ч.
Вооружение отсутствует отсутствует
Суда-носители проекты
05370, 05360, 05361
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016