Rambler's Top100 Автономный рабочий снаряд АРС-10, АС-10. Проект 1839

АРС-10, АС-10 ("Южанка", "Дельфин")

Проект 1839




фотография:


Автономный рабочий снаряд АС-10


Аппарат АС-10 проекта 1839
Фотография из архива Лубянова А.Н.




историческая справка:


1970 год 31 марта
Заложен на ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький как опытный автономный рабочий снаряд АРС-10;

1971 год август
Спущен на воду. Перевезен в транспортном доке по внутренним водным путям в г.Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и заводских ходовых испытаний;

1971 год 23 декабря
Окончил программу испытаний. Подписан приемный акт. По другим данным - 19.12.1971;

1971 год 29 декабря
Вошел в состав КЧФ. Принят в опытную эксплуатацию. Для базирования определен на СС "ОС-3" (судно проекта 13-К после модернизации). Подчинен командованию 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ;

1972 год 8 - 28 сентября
Совместно с АПС-1 проекта 1837 вел поиск упавшего в районе г.Адлера самолета ИЛ-18, на котором разбилось 112 человек. Глубины погружений - до 500 метров;

1972 год - 1973 год
Прошел опытную эксплуатацию на КЧФ. В этот период были проверены и отработаны все основные способы его использования;

1973 год
Весь год аппарат работал по плану Академии наук СССР в районе Кавказского побережья с профессорами и академиками на борту (во главе с лауреатом Ленинской премии профессором Зенковичем В.П.). Получил временное наименование "Южанка". Только у Пицунды аппарат совершил десять глубоководных погружений в подводные каньоны, наступающие на пляжи знаменитого субтропического курорта. Исследуемые глубины были близки к предельным и достигали 415 метров (погружение 13.08.1973 в каньон "Акула"). В погружениях также участвовали: Меньшиков В.Л., Ажажа В., Дубман Д.М., Орлова Г.А., Андреев Ю.В., Будзинский Ю.А., Пешков В.М. и Кикнадзе А.Г.;

1974 год
Изучение каньонов и разломов по плану Академии наук СССР продолжалось вплоть до начала осени. У Адлера аппарат еще четыре раза погружался глубже отметки 300 метров;

1974 год 5 августа
Совместно с АПС-1 проекта 1837 участвовал в учениях по оказанию помощи ЗПЛ на глубине 60 - 160 метров;

1974 год 10 сентября
Вошел в состав сформированной 288-й ГПЛСН КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту г.Севастополь;

1974 год 7 ноября
В районе г.Севастополя на глубине 60 метров обнаружил затонувший самолет ТУ-22 и поднял отдельные его части;

1974 год осень
Первым из апааратов опустился для обследования затонувшего БПК "Отважный". В первое погружение аппарат обнаружил затонувший корабль и несколько раз медленно проплыл вдоль корабля с одного и другого борта;

1974 год осень - 1975 год
Поочередно с АПС-1 и АГА-6 погружался на затонувший БПК "Отважный" (суммарно все аппараты - более 20 раз) для ведения разведки повреждений, а после подрыва корабля - осматривал состояние дна и остатков корпусных конструкций;

1975 год
Вел поиск упавшего самолета в районе г.Евпатория. Глубины погружений - до 500 метров;

1976 год
Обеспечивал испытания новой техники ВНИИ "Гипрозолото" в Казачьей бухте;

1976 год - 1977 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1977 год
Переименован в АС-10. Отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;

1979 год - 1980 год
Прошел текущий ремонт;

1981 год 28 февраля - 16 марта
Выполнил задачи дежурства в составе спасательного отряда;

1981 год- 1982 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1982 год весна
Базировался на СС "Михаил Рудницкий" проекта 536;

1982 год
При погружении в точке с глубиной до дна 50 м. из-за неправильной установки КИП провалился на глубину и упал на грунт. Применив экстренное всплытие, аппарат поднялся на поверхность;

1982 год 5 ноября
Погружен для постоянного базирования на НИС "Академик Алексей Крылов" проекта 852. В рейсах гражданского назначения имел надпись на рубке "Дельфин";

1982 год декабрь (приблизительно) - 1983 год 8 апреля
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №1. В одном из погружений, из-за отказа полумуфты, произошло задымление отсека. Применив экстренное всплытие, аппарат поднялся на поверхность. При одном из отходов от борта НИС, попал под корму судна-носителя и получил повреждения рубки и наружного оборудования - аппарат был поднят на борт НИС. При одном из подходов к НИС, попал под корму судна-носителя и повредил балластную цистерну, которая заполнилась и создала крен 15 градусов на борт - аппарат был поднят на борт НИС;

1983 год 17 декабря - 1984 год
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №2;

1984 год
В базе при базировании на судно-носитель при работах на БГА-10 был не стравлен воздух из пневмогидроаккумулятора. Давлением сорвало крышку и нанесло тяжелые травмы личному составу экипажа аппарата;

1984 год 27 сентября - 1985 год 24 января
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №3 в Атлантике. Из-за технической неисправности возникла угроза невозвращения на носитель. Аппарат всплыл, применив экстренное всплытие;

1985 год 5 июля - 1986 год 23 февраля
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №4;

1988 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1989 год 5 мая - 10 ноября
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №5;

1990 год 18 - 28 марта
Совместно с АС-4 проекта 1839 участвовал в поиске самолета Ту-16 на глубине 20 метров в Каркинитском заливе;

1990 год
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №6;

1990 год
По заказу АН СССР, для НИС "Академик Алексей Крылов" был построен ОПА "Bravo" (проекта 18392) и АС-10 был возвращён 288-й группе ПЛ СН КЧФ;

1991 год 22 июля
По решению командования поисково-спасательной службы ВМФ, из-за по проблем с финансированием содержания спасательных судов и их ремонта, был сдан в ОРВИ для разделки на металл. По другим данным - 24.06.1991г. В дальнейшем находился на приколе у пирса в Южной бухте г.Севастополь;

2003 год
Находился у пирса в Южной бухте г.Севастополя. Затем с аппаратом происходили различные махинации в стиле "из рук в руки", после чего он и оказался посреди Казачьей бухты;

2013 год
Находился на плаву в Казачьей бухте г.Севастополь (Украина);

2014 год сентябрь
Находился на плаву в Казачьей бухте г.Севастополь (Российская Федерация);

2018 год январь
Находился в полузатопленном состоянии в Казачьей бухте г.Севастополь (Российская Федерация). Планируется к восстановлению внешнего вида и установке в будущей экспозиции создаваемого обществом "Бестер" музея гидронавтики в Севастополе




командиры:


1. Карелин Ю.С. (1970-1978)
2. Моисеенко Г.А. (197?-1983-1984?)
3. Денисов А. (1984?-198?)
4. Глущенко О. (198?-1989-199?)



дополнительная информация:


1. Аппарат АРС-10 под наименованием "Южанка" при работе в интересах АН СССР.
2. Аппарат АС-10 под наименованием "Дельфин" при работе с НИС "Академик Алексей Крылов".
3. Корпус АС-10 в южной бухте Севастополя в 2003 году.
4. Корпус АС-10 в Казачьей бухте в 2013 году.



список источников:


1. Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
2. Лей Л. "Вижу "Отважный".
3. Юрганов В.Ф. "На изломе истории".
4. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
5. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
6. Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
7. Ажажа В. "Подводная одиссея. "Северянка" штурмует океан".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2010-2018