АРС-10, АС-10 ("Южанка", "Дельфин")
Проект 1839
фотография:
Аппарат АС-10 проекта 1839
Фотография из архива Лубянова А.Н.
историческая справка:
1970 год 31 марта командиры:
1. Карелин Ю.С. (1970-1978) дополнительная информация:
1. Аппарат АРС-10 под наименованием "Южанка" при работе в интересах АН СССР. список источников:
1. Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2010-2018
Заложен на ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький как опытный автономный рабочий снаряд АРС-10;
1971 год август
Спущен на воду. Перевезен в транспортном доке по внутренним водным путям в г.Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и заводских ходовых испытаний;
1971 год 23 декабря
Окончил программу испытаний. Подписан приемный акт. По другим данным - 19.12.1971;
1971 год 29 декабря
Вошел в состав КЧФ. Принят в опытную эксплуатацию. Для базирования определен на СС "ОС-3" (судно проекта 13-К после модернизации). Подчинен командованию 153-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ;
1972 год 8 - 28 сентября
Совместно с АПС-1 проекта 1837 вел поиск упавшего в районе г.Адлера самолета ИЛ-18, на котором разбилось 112 человек. Глубины погружений - до 500 метров;
1972 год - 1973 год
Прошел опытную эксплуатацию на КЧФ. В этот период были проверены и отработаны все основные способы его использования;
1973 год
Весь год аппарат работал по плану Академии наук СССР в районе Кавказского побережья с профессорами и академиками на борту (во главе с лауреатом Ленинской премии профессором Зенковичем В.П.). Получил временное
наименование "Южанка". Только у Пицунды аппарат совершил десять глубоководных погружений в подводные каньоны, наступающие на пляжи знаменитого субтропического курорта. Исследуемые глубины были
близки к предельным и достигали 415 метров (погружение 13.08.1973 в каньон "Акула"). В погружениях также участвовали: Меньшиков В.Л., Ажажа В., Дубман Д.М., Орлова Г.А., Андреев Ю.В., Будзинский Ю.А., Пешков В.М. и
Кикнадзе А.Г.;
1974 год
Изучение каньонов и разломов по плану Академии наук СССР продолжалось вплоть до начала осени. У Адлера аппарат еще четыре раза погружался глубже отметки 300 метров;
1974 год 5 августа
Совместно с АПС-1 проекта 1837 участвовал в учениях по оказанию помощи ЗПЛ на глубине 60 - 160 метров;
1974 год 10 сентября
Вошел в состав сформированной 288-й ГПЛСН КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту г.Севастополь;
1974 год 7 ноября
В районе г.Севастополя на глубине 60 метров обнаружил затонувший самолет ТУ-22 и поднял отдельные его части;
1974 год осень
Первым из апааратов опустился для обследования затонувшего БПК "Отважный". В первое погружение аппарат обнаружил затонувший корабль и несколько раз медленно проплыл вдоль корабля с одного и другого борта;
1974 год осень - 1975 год
Поочередно с АПС-1 и АГА-6 погружался на затонувший БПК "Отважный" (суммарно все аппараты - более 20 раз) для ведения разведки повреждений, а после подрыва корабля - осматривал
состояние дна и остатков корпусных конструкций;
1975 год
Вел поиск упавшего самолета в районе г.Евпатория. Глубины погружений - до 500 метров;
1976 год
Обеспечивал испытания новой техники ВНИИ "Гипрозолото" в Казачьей бухте;
1976 год - 1977 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;
1977 год
Переименован в АС-10. Отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;
1979 год - 1980 год
Прошел текущий ремонт;
1981 год 28 февраля - 16 марта
Выполнил задачи дежурства в составе спасательного отряда;
1981 год- 1982 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;
1982 год весна
Базировался на СС "Михаил Рудницкий" проекта 536;
1982 год
При погружении в точке с глубиной до дна 50 м. из-за неправильной установки КИП провалился на глубину и упал на грунт. Применив экстренное всплытие, аппарат поднялся на поверхность;
1982 год 5 ноября
Погружен для постоянного базирования на НИС "Академик Алексей Крылов" проекта 852. В рейсах гражданского назначения имел надпись на рубке "Дельфин";
1982 год декабрь (приблизительно) - 1983 год 8 апреля
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №1. В одном из погружений, из-за отказа полумуфты, произошло задымление отсека. Применив экстренное всплытие, аппарат поднялся на поверхность. При одном
из отходов от борта НИС, попал под корму судна-носителя и получил повреждения рубки и наружного оборудования - аппарат был поднят на борт НИС. При одном из подходов к НИС, попал под корму судна-носителя и повредил
балластную цистерну, которая заполнилась и создала крен 15 градусов на борт - аппарат был поднят на борт НИС;
1983 год 17 декабря - 1984 год
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №2;
1984 год
В базе при базировании на судно-носитель при работах на БГА-10 был не стравлен воздух из пневмогидроаккумулятора. Давлением сорвало крышку и нанесло тяжелые травмы личному составу экипажа аппарата;
1984 год 27 сентября - 1985 год 24 января
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №3 в Атлантике. Из-за технической неисправности возникла угроза невозвращения на носитель. Аппарат всплыл, применив экстренное всплытие;
1985 год 5 июля - 1986 год 23 февраля
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №4;
1988 год
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;
1989 год 5 мая - 10 ноября
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №5;
1990 год 18 - 28 марта
Совместно с АС-4 проекта 1839 участвовал в поиске самолета Ту-16 на глубине 20 метров в Каркинитском заливе;
1990 год
Находился на борту НИС "Академик Алексей Крылов" в рейсе №6;
1990 год
По заказу АН СССР, для НИС "Академик Алексей Крылов" был построен ОПА "Bravo" (проекта 18392) и АС-10 был возвращён 288-й группе ПЛ СН КЧФ;
1991 год 22 июля
По решению командования поисково-спасательной службы ВМФ, из-за по проблем с финансированием содержания спасательных судов и их ремонта, был сдан в ОРВИ для разделки на металл. По другим данным -
24.06.1991г. В дальнейшем находился на приколе у пирса в Южной бухте г.Севастополь;
2003 год
Находился у пирса в Южной бухте г.Севастополя. Затем с аппаратом происходили различные махинации в стиле "из рук в руки", после чего он и оказался посреди Казачьей бухты;
2013 год
Находился на плаву в Казачьей бухте г.Севастополь (Украина);
2014 год сентябрь
Находился на плаву в Казачьей бухте г.Севастополь (Российская Федерация);
2018 год январь
Находился в полузатопленном состоянии в Казачьей бухте г.Севастополь (Российская Федерация). Планируется к восстановлению внешнего вида и установке в будущей экспозиции создаваемого обществом "Бестер" музея гидронавтики в Севастополе
2. Моисеенко Г.А. (197?-1983-1984?)
3. Денисов А. (1984?-198?)
4. Глущенко О. (198?-1989-199?)
2. Аппарат АС-10 под наименованием "Дельфин" при работе с НИС "Академик Алексей Крылов".
3. Корпус АС-10 в южной бухте Севастополя в 2003 году.
4. Корпус АС-10 в Казачьей бухте в 2013 году.
2. Лей Л. "Вижу "Отважный".
3. Юрганов В.Ф. "На изломе истории".
4. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
5. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
6. Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
7. Ажажа В. "Подводная одиссея. "Северянка" штурмует океан".