Rambler's Top100 Автономный рабочий снаряд АРС-4, АС-4. Проект 1839

АРС-4, АС-4

Проект 1839




фотография:


Автономный рабочий снаряд АС-4

Подъем аппарата АС-4 на борт СС "Эльбрус". 1981 год.
Фотография из Интернет-журнала "Спасатель ВМФ"




историческая справка:


1975 год
Заложен на ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький как автономный рабочий снаряд АРС-4;

1977 год
Переименован в АС-4. Отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;

1977 год
Спущен на воду. Перевезен в транспортном доке по внутренним водным путям в г.Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и заводских ходовых испытаний. Вошел в состав 288-й ГПЛСН КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту;

1977 год 20 декабря
Окончил программу испытаний. Подписан приемный акт;

1978 год
Зачислен в состав КЧФ;

1978 год январь - февраль
Обследование района затонувшего БПК "Отважный". Совершил 6 выходов общей продолжительностью 32 часа с погружением на глубины 120-125 метров;

1978 год август - сентябрь
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1978 год
На глубине 300 метров врезался в илистый грунт. После расшатывания кормовым подруливающим устройством корпуса и откачки воды из цистерн, смог всплыть на поверхность;

1978 год ноябрь - декабрь
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота. Работал на остропке и подъеме боевых торпед, находившихся на боевом взводе;

1979 год февраль
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1979 год июль
Участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ и вывод подводников". Вывод личного состава с глубины 60 метров;

1980 год 23 мая - 13 сентября
Выполнил задачи боевой службы в Средиземном море и Баренцевом море на борту СС "Михаил Рудницкий";

1980 год сентябрь
Участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ" на глубине 120 метров;

1980 год
Для базирования переведен на судно-носитель СС "Эльбрус";

1981 год 14 - 16 августа
Участвовал с борта СС "Эльбрус" в "Комплексных испытаниях подводных аппаратов и части водолазной техники" на глубоководном полигоне под Ялтой. Учения предполагали вывод нескольких групп подводников из "затонувшей" подводной лодки. ПЛ проекта 641 легла на грунт, на глубине 120 метров (по другим данным - 60 метров). СС "Эльбрус", используя гидроакустический комплекс, в течение часа обнаружил её и установил звукоподводную связь. Связь была надежной и дублировалась тремя видами аппаратуры, погода была благоприятной и судно надежно удерживалось в заданной точке системой динамического позиционирования. Первым ушел под воду автономный рабочий снаряд АС-4 под управлением В.Тимофеева и командованием ст.л-та Ильина. Аппарат сразу обнаружил лодку на грунте, произвел её обследование, очистил носовую коммингс-площадку, обрезав тросик АСБ, замерил течение. Действуя манипуляторами аппарата, В.Тимофеев, открыл эпроновскую выгородку, проверил готовность её устройств к подсоединению шлангов вентиляции и высокого давления. Доложив на верх о состоянии ПЛ и проведенных действиях, он посадил аппарат на грунт рядом с ПЛ и включил акустический маяк. Обнаружив и убедившись, что другой спасательный аппарат АС-5 проекта 1837 обнаружил ПЛ и присосался к комигс-площадке первого отсека подводной лодки, по команде с КП спасательных работ рабочий снаряд всплыл на поверхность и был поднят на СС "Эльбрус";

1981 год сентябрь - октябрь
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1981 год ноябрь - 1982 год январь
Участвовал в мореходных испытаниях в Атлантике на борту СС "Эльбрус";

1982 год февраль
Выполнял рабочие погружения на рейде Севастополя с борта СС "Михаил Рудницкий";

1982 год 7 - 8 марта
Участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ" на глубине 60 метров;;

1982 год
На пробном погружении в бухте Стрелецкая на глубине 20 метров из-за небрежности личного состава упал на грунт - откачка воды из уравнительной цистерны и всплытие;

1982 год 26 - 29 августа
Участвовал в зачетных учениях бригады "Оказание помощи затонувшей ПЛ" на глубине 120 метров;

1982 год 2 августа - сентябрь
Выполнял работы по теме "Матрица" совместно с авиацией и надводными кораблями. Осуществил 6 выходов;

1982 год
На пробном погружении в бухте Стрелецкая на глубине 10 метров из-за небрежности личного состава началось затопление отсека - продувание балластной цистерны из-за угрозы затопления и всплытие;

1982 год 13 -14 октября
Выполнял работы по теме "Шквал" на рейде Балаклавы и в бухте Мраморная;

1983 год 23 января - 7 февраля
Выполнял работы по теме "Шквал" в бухте Мраморная;

1983 год июнь
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1983 год
На учениях по оказанию помощи ЗПЛ на глубине 70 метров из-за неисправности кингстона произошел провал на глубину - экстренное всплытие из-за угрозы затопления;

1983 год
При погружении на глубину 220 метров призошло поступление большого количества воды в отсек после отказа уплотнения гребного вала - экстренное всплытие из-за угрозы затопления;

1984 год 22 апреля - 27 июля
На борту СС "Эльбрус" участвовал в обеспечении сил 5-й эскадры ВМФ в Средиземном море;

1984 год
При допоиске затонувшего объекта на глубине 300 метров произошло поступление воды в отсек после выгорания кабельного ввода светильника - экстренное всплытие из-за угрозы затопления;

1984 год
При погружении на 80 метров произошло поступление большого количества воды в отсек после отказа уплотнения гребного вала - экстренное всплытие из-за угрозы затопления;

1984 год 28 июля
Выполнял рабочие погружения на рейде Балаклавы с борта СС "Михаил Рудницкий";

1985 год 17 - 18 апреля
Совместно с АС-11 проекта 1837 участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ и вывод личного состава" на глубине 60 метров с борта СС "Михаил Рудницкий";

1985 год сентябрь - октябрь
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1985 год 28 - 29 октября
Участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ";

1985 год 13 ноября
Совместно с АС-1 проекта 1837 участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ и вывод личного состава" на глубине 60 метров;

1985 год 24 декабря - 1986 год 17 апреля
Выполнил задачи боевой службы в Средиземном море на борту СС "Михаил Рудницкий";

1986 год
Совместно с другими подводными аппаратами СС "Эльбрус" очень интенсивно работал с борта судна (8 заданий). Аппараты обследовали места якорных стоянок кораблей, проверяли исправность "донных акустических баз" на кромке шельфа вдоль границ Советского Союза. Осматривали кабельные линии связи, проложенные по грунту Черного моря, подводные стартовые позиции ракет, искали утерянные торпеды в различных районах моря;

1986 год сентябрь
Совместно с аппаратами АС-11 проекта 1837 и "Аргус" занимался обследованием района катастрофы теплохода "Адмирал Нахимов" на глубинах 40-60 м с целью возможного нахождения на грунте погибших людей от точки столкновения до точки затопления судна;

1987 год 10 июня - 20 июля
Выполнил 7 погружений на глубины до 200 метров в интересах науки;

1987 год август
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1987 год 5 - 8 октября
Выполнял рабочие погружения по теме "Шквал-15" в полигонах боевой подготовки флота;

1988 год март - апрель
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1988 год 13 - 14 июля
Совместно с АС-32 проекта 18392 участвовал в учениях "Оказание помощи затонувшей ПЛ ВМФ НРБ и вывод личного состава" на глубине 60 метров с борта СС "Михаил Рудницкий";

1988 год июль
Выполнял рабочие погружения с задачей поиска пистолета на глубине 65 метров на рейде Балаклавы;

1989 год
СС "Эльбрус" встал в ремонт в г.Николаев;

1990 год 18 - 28 марта
Совместно с АС-10 проекта 1839 участвовал в поиске самолета Ту-16 на глубине 20 метров в Каркинитском заливе;

1991 год лето
В ходе учебной подготовки АС-4 запутался в капроновых концах на глубине 60 метров рядом с затонувшей списанной ПЛ проекта 613. С помощью самодельного резака, сделанного из стали за 30 минут, был освобожден аппаратом АС-32 проекта 18392. Спасательная операция длилась около часа;

1991 год 20 - 24 июля
Выполнял рабочие погружения с задачей поиска и подъема учебных мин на внешнем рейде Балаклавы;

1992 год май
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1994 год 22 июля
Ремонт СС "Эльбрус" прекращен из-за отсутствия финансирования (готовность 97%). Корабль переведен для стоянки в г.Севастополь, где находился вплоть до своего списания в ОРВИ;

1997 год 1 сентября
Расформирован экипаж;

1998 год 22 мая
Вместе с другими АС, которые базировались на СС "Эльбрус", был сдан в ОРВИ для разделки на металл.




командиры:


1. Тимофеев А.Н. (197?-1980-198?)
2. Ильин П.Л. (198?-1981-198?)
3. Цыганков С.В. (198?-1991-1997?)



список источников:


1. Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
2. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
3. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
4. Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
5. Юрганов В.Ф. "Легенды и факты из жизни "Эльбруса" (Сайт "Николаевский Базар").
6. "Преемник легендарного ЭПРОНа", К 80-летию Управления поисковых, аварийно-спасательных работ Черноморского флота Российской Федерации.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2010-2017