Rambler's Top100 Подводный аппарат АС-34. Проект 1855

АС-34

Проект 18550, 18551




фотография:


Подводный аппарат АС-34


СГА "АС-34" проекта 1855 в море.




историческая справка:


1988 год январь
Заложен на заводе "Красное Сормово" в г.Горький как автономный снаряд, отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;

1989 год 27 августа
Спущен на воду;

1989 год
Прибыл из г.Горький для заводских и госиспытаний на КЧФ с последующим убытием на КСФ. Вошел в состав 288-й ГПЛСН КЧФ для прохождения испытаний;

1989 год 30 ноября
Принят на вооружение от промышленности. Вступил в строй;

1990 год 27 февраля
Убыл на Северный флот. Зачислен в состав КСФ. Вошел в состав 88-й БрСС КСФ с базированием на г.Северодвинск;

2000 год 13 - 19 августа
Входил в состав 88-й БрСС СФ. Участвовал в спасательных работах на АПЛ К-141 "Курск" с борта СС "Михаил Рудницкий". Опускался к затонувшей ПЛ 6 раз. 13.8 при первом погружении в 18.32 произвел аварийное всплытие. По докладу командира, на скорости 2,5-3 узла аппарат ударился о стабилизатор ПЛ, и оператор визуально наблюдал винты ПЛ. 14.8 в результате некомпетентных действий при спуске АС в условиях штормящего моря из-за ударов о борт СС "Михаила Рудницкого" было разрушено навигационное оборудование на аппарате. 17.8 имел реальную возможность присоса к ПЛ, но потерпел неудачу. Последнее погружение совершил 19.8. Пристыковаться к комингс-площадке так и не сумел. В качестве причин указывалась негерметичность верхней крышки люка и выступание легкого корпуса над плоскостью опорного кольца комингс-площадки ПЛ;

2008 год
Прошел поддерживающий ремонт и дополнительную подготовку. Участвовал в международных учениях, на которых вывел из двух иностранных ПЛ 80 человек;

2010 год
Входил в состав 88-й БрСС СФ с базированием на г.Североморск. Судно носитель - СС "Михаил Рудницкий";

2013 год 17 апреля
Участвовал в учении Отряда спасательных судов Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Северного флота в составе спасательного судна "Георгий Титов", буксира "Памир", гидрографического судна ГС-278 и базового тральщика "Полярный". Отрабатывал действия по подъему членов экипажа "аварийной" ПЛ (ДЭПЛ "Магнитогорск");

2013 год 19 - 21 июня
Совместно с СС "Георгий Титов" участвовал в крупномасштабных поисково-спасательных учениях с практической отработкой широчайшего по объему комплекса задач ВМФ России. В учениях (крупнейших в новейшей истории России) участвовало 14 спасательных судов, боевых кораблей и ПЛ. Это АПЛ "Воронеж", ПЛ "Магнитогорск", малый противолодочный корабль "Снежногорск", поисковый отряд, включающий минно-тральные корабли, гидрографическое и буксирное судна, спасательный отряд в составе спасательного судна "Георгий Титов" с подводным аппаратом АС-34 на борту, спасательно-буксирное судно "Николай Чикер", водолазное судно "ВМ-596", два спасательных катера "Корсар", группа водолазов и расчет нормобарического скафандра "Хардсьюит-1200". Также в отдельных эпизодах учения была задействована авиация флота в составе самолетов Ил-38 и Ан-26, вертолетов Ми-8МТВ и Ка-27ПЛ;

2013 год август
Находился в боевом составе ВМФ России. Судно носитель - СС "Георгий Титов";

2013 год 27 декабря
Объявлен тендер на проведение модернизации аппарата, предположительно по проекту 18551, со сроком окончания работ 25.11.2016г. на сумму 448,354 млн.рублей;

2014 год - 2016 год
На Канонерском заводе в Санкт-Петербурге проведена ремонт и модернизация аппарата. В результате проведенной модернизации установлены новые системы позиционирования, гидроакустического поиска и телевизионного контроля, а также современные системы жизнеобеспечения, что позволяет существенно повысить эффективность поисково-спасательных работ. Техническое сопровождение модернизации подводных аппаратов «Приз» на всех этапах осуществляет центральное проектно-конструкторское бюро «Лазурит»;

2016 год апрель
Готовился к испытаниям после проведения модернизации на Канонерском заводе в Санкт-Петербурге;

2017 год 20 марта
Экипажи глубоководных спасательных аппаратов Северного флота АС-34 и АС-36 провели тренировки по выполнению глубоководных подводно-технических и поисково-спасательных работ в полигонах Мотовского залива Баренцева моря. Программа тренировки включала в себя упражнения по надводному и подводному маневрированию и ориентированию, а также поиску условно затонувшего объекта на глубине 50 метров с помощью гидроакустической станции;

2017 год 30 августа
Экипаж глубоководного спасательного аппарата во взаимодействии с личным составом спасательного судна-носителя «Георгий Титов» завершил цикл тренировочных глубоководных погружений. Отработка спасателей-глубоководников проходила в глубоководных районах Норвежского моря. Программой тренировки предусматривалось выполнение обязательного комплекса упражнений по надводному и подводному маневрированию, подводному ориентированию, поиску и допоиску условно затонувшего объекта на глубинах близких к максимальным. Впервые на Северном флоте спасательный глубоководный аппарат погрузился на глубину 1000 метров (по официальным данным - 1005 метров);

2019 год 22 февраля
Экипаж ПА погрузился на дно одной из бухт Кольского залива (предположительно в районе пос.Росляково). ПА маневрировал на воде и под водой. Об этом рассказал начальник пресс-службы Северного флота кап.1р. Вадим Серга. ПА действовал вместе с расчетом главного командного пункта спасательного судна-носителя "Георгий Титов";

2019 год 10 июня
Под общим руководством командующего СФ вице-адмирала Александра Моисеева состоялось плановое учение сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота. Моряки тренировались в оказании помощи аварийной подводной лодке в одном из заливов на побережье Кольском полуострове. В учении были задействованы корабли и суда Кольской флотилии разнородных сил, вспомогательного флота и отдельного спасательного отряда Северного флота, а также самолёты и вертолёты морской авиации и беспилотные летательные аппараты. В общей сложности в учении принимали участие более 10 единиц авиационной и морской техники, в том числе, две подводные лодки: большая дизель-электрическая подводная лодка "Владикавказ" и автономный глубоководный спасательный аппарат АС-34. Поиск и обнаружение условно аварийной подводной лодки был осуществлён с воздуха и с воды. По обнаружении условно аварийной подводной лодки и определения её местоположения на грунте с борта судна-носителя «Георгий Титов» на воду был спущен подводный обитаемый аппарат АС-34. Его экипаж выполнил маневрирование в надводном положении, а затем отработал погружение на глубину, допоиск лежащей на грунте подводной лодки и посадку на её комингс-площадку. После стыковки была проведена эвакуация части экипажа подводной лодки на борт спасательного аппарата, который затем доставил подводников на борт спасательного судна «Георгий Титов» для обследования и оказания медицинской помощи. Учение заняло несколько часов. Непосредственно в месте его проведения руководство силами осуществлял начальник штаба СФ вице-адмирал Владимир Гришечкин, который высоко оценил профессиональную работу и слаженность взаимодействия всех участников учения;

2019 год 14 августа
Прибыл в Двинский залив. По одной из версий, в Белом море с его помощью будут доставать со дна то, что осталось после взрыва на морской платформе у села Ненокса 08.08.2019г.;

2020 год 15 января
Экипаж аппарата отработал задачи по надводному и подводному маневрированию в Кольском заливе. Был спущен на воду с борта спасательного судна «Михаил Рудницкий». В ходе тренировки экипаж аппарата отработал взаимодействие с расчётом главного командного пункта своего судна-носителя. Подводники проверили аппаратуру связи и выполнили команды, полученные от судового пункта управления;

2020 год 28 февраля
Проведена тренировка спасательных сил СФ с участием подводного обитаемого аппарата АС-34 и его судна-носителя «Михаил Рудницкий». В одной из бухт Кольского залива экипаж АС-34 выполнил рабочую проверку систем и механизмов, отработал погружение на глубину и маневрирование на воде и под водой. В ходе плановой тренировки экипаж автономного спасательного подводного аппарата АС-34 отработал взаимодействие с расчётом главного командного пункта спасательного судна «Михаил Рудницкий». Спасатели проверили аппаратуру связи и выполнили команды, полученные от судового пункта управления. В учебных мероприятиях были задействованы военнослужащие и гражданский персонал управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота. Тренировка заняла несколько часов. Помимо отработки учебных задач экипажем аппарата АС-34, внимание было уделено процессам предварительной подготовки спасательного аппарата к работам на глубине, его спуску на воду и подъему на борт;

2020 год 18 июня
Силы поисково-спасательного обеспечения Северного флота провели учения по поиску и оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Мероприятие прошло в губе Эйна Мотовского залива Баренцева моря возле полуострова Средний. В учениях приняли участие 10 боевых кораблей и судов обеспечения, в том числе спасательное судно «Михаил Рудницкий» с автономным глубоководным спасательным аппаратом АС-34. После обнаружения аварийной подводной лодки (ПЛ "Калуга") начался второй этап спасательной операции. С борта спасательного судна на воду спустили спасательный аппарат. Его экипаж оценил положение подводной лодки на грунте, осуществил стыковку – посадку на комингс-площадку и эвакуировал часть подводников. Затем на аварийную подводную лодку был подан воздух высокого давления для её подъема на поверхность. Этот завершающий эпизод отрабатывался на специальном стенд-макете, который водолазы-спасатели установили на грунте;

2021 год 27 - 29 августа
Участвовал в плановом учении сил поисково-спасательного обеспечения по оказанию помощи условно-аварийной подводной лодке. В учении были задействованы спасательное судно "Георгий Титов" с глубоководным спасательным аппаратом АС-34 на борту, водолазное судно "ВМ-277", морские и рейдовые буксиры, а также ряд кораблей Кольской флотилии разнородных сил Северного флота, в том числе и дизель-электрическая подводная лодка. По сценарию учения, дизельная подводная лодка легла на грунт в одном из полигонов боевой подготовки Северного флота на тренировочном полигоне в губе Эйна Мотовского залива. Поиск и ее обнаружение был осуществлен как с применением надводных кораблей и судов, так и с привлечением авиации, самолета Ил-38 и вертолета Ка-27ПС 45 армии ВВС и ПВО Северного флота. Операция по условной доставке подводников с борта подводной лодки, лежащей на грунте на глубине 50 м, на спасательный аппарат заняла несколько часов, в течение которых аппарат АС-34 успешно выполнил работы под водой и вернулся обратно на борт судна-носителя;

2021 год
Находился в боевом строю и входил в состав ВМФ.




командиры (СГА в составе ВМФ):


1. Шолохов А. (1989-199?, 2000)
2. Майсак А. (199?-2000-200?)
3. Поликарпов М. (200?-2008-20??)
4. Вильман К. (20??-2013-201?)
5. Евменов Р.Н. (201?-2017-2019?)
6. Федичев А. (2018?-2019-20??)



дополнительная информация:


1. Видеофрагмент телеканала "Россия 1" репортаж об учениях в апреле 2013 года.



список источников:


1. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", Тайфун, 3 (15), 1999г.
2. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
3. "Антигосударственная тайна", Российская газета (http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0829/1.shtm).
4. "Последний поход", Вокруг света, (www.vokrugsveta.ru).
5. Новостные ленты информационных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2021