Rambler's Top100 Подводный аппарат АС-7. Проект 1906

АГА-7, АС-7
проект 1906




фотография:


Подводный аппарат АС-7

ОГА АС-7 проекта 1906 на государственных испытаниях.




историческая справка:


1971 год
Начало строительства на Ново-Адмиралтейском заводе в г.Ленинград. Присвоено наименование АГА-7;

1975 год июнь
Прочный корпус был установлен в корпусном цеху;

1979 год март
Приказ о начале швартовных испытаний (техническая готовность - 80%);

1977 год
Переименован в АС-7. Отнесен к ПЛ специального назначения;

1979 год май
Выведен со стапеля и спущен плавкраном на воду;

1979 год 10 июня
Погружен на ТПД-39 и отправлен на сдаточную базу в г.Севастополь для завершения швартовных и проведения заводских ходовых испытаний. По прибытии ГА включен в состав бригады АСС ЧФ;

1979 год 28 июня
Приказ о начале заводских ходовых испытаний (при восьми незакрытых швартовых удостоверениях);

1980 год апрель
До апреля в ТПД-39 простоял у Минного причала Южной бухты. В апреле ТПД-39 с ГА перешел в Одессу для планового докования;

1980 год май
После возвращения ТПД-39 поставлен к стенке Севастопольской сдаточной базы "Персей" Минсудпрома. В конце мая в Севастополь прибыло СС "Г. Козьмин" (судно обеспечения "Поиска-6" проекта 536);

1980 год июнь
Закрытие всех построечных удостоверений (установлено все необходимое оборудование). В конце июня ГА выведен из плавдока для проведения проверочных работ по стыковки систем и устройств ГА и СС;

1980 год июль
Устранение недоработок;

1980 год 14 августа
Проверка стыковки систем и устройств ГА и танкера "Дон" (проект 1852, предназначен для передачи бензина и азота). Выведен буксиром СБ-5 на рейд Казачьей бухты. При швартовке к "Дону" повреждено АФУ ГА;

1980 год 22 августа
При постановке в ТПД-39 повредил ограждение входного люка и носовую цистерну плавучести правого борта;

1980 год август-сентябрь
Ремонт силами сдаточной команды и л/с ГА;

1980 год 10 сентября
Выведен из дока для повторных стыков с "Доном" и проверки работы телевизионного комплекса. При отработках по приему топлива избыточным внутренним давлением повреждена кормовая цистерна;

1980 год октябрь
Принят в состав флота;

1980 год 15 ноября - 1981 год январь
Поставлен в док для ремонта;

1981 год март
В конце марта заправлен бензином и переведен на причал №9 в Северной бухте;

1981 год 12 апреля
Попытка вывески и кренования на стрелах СС "М. Рудницкий" (проект 536). При погружении отказ насоса гидравлики. Откачка бензина и установка в ТПД-39;

1981 год 12 июня
Выведен из дока;

1981 год 15 июня
Загрузка до полных норм;

1981 год 17 июня
Вывеска и кренование на стрелах СС "М. Рудницкого";

1981 год 23 июня
Переход в Казачью бухту для тарировки лагов, однако отказ гирокурсоуказателя эту тарировку сорвал;

1981 год 29 июня
Обнаружена течь клапанов выпуска бензина из маневровых цистерн;

1981 год 10 июля
Выведен на буксире ПСЖ в сопровождении "Дона" и "М. Рудницкий" в полигон для проверок систем навигации и связи;

1981 год 11 июля
14.32 первое погружение. 14.47 всплыл без разрешения. Из-за неправильных действий экипажа выгорел один из силовых разъемов и была ссыпана за борт вся дробь. ГА отбуксирован в базу для ремонта и пополнения запасов;

1981 год 15 июля
Все неполадки устранены;

1981 год 17 июля
Повторный выход в полигон (в том же составе). Погружение на семь минут. Всплытие из-за незначительной течи люка;

1981 год 18 июля
Очередной выход в полигон. При погружении опять потек люк. Экипаж всплыл и отказался повторно погружаться. Ответственный сдатчик обвинил экипаж в неумении закрывать люк. На очередное погружение пошла сдаточная команда с представителями экипажа. Люк закрыл ответственный сдатчик. Течь не возобновлялась. Погружение на 250м. Отказ в запуске насоса гидравлики. После всплытия на буксире убыл в базу;

1981 год июль
Перед празднованием дня ВМФ постановка в док. Из-за недосмотра (посторонние металлические предметы) продавлен наружный борт;

1981 год 10 августа
Устранены все обнаруженные наполадки;

1981 год 17 августа
Контрольная вывеска. После вывески при манипуляциях с электропитанием самопроизвольно сработали два пироболта устройства аварийной отдачи кормового контейнера АБ. Только благодаря страхующим штырям (вынимаются перед фактическим погружением) контейнер не ушел на дно;

1981 год 20 августа
Подготовлен для продолжения испытаний;

1981 год 1 сентября
12.15 погружение. Через 10 минут задержка на 115 м и на глубине 126 м вывеска. Под автоматом глубины был дан ход для проверки лагов. Выключился измеритель глубины. 13.30 раздался хлопок (сработали пироболты аварийного сброса бункеров с дробью из-за выхода из строя блока реле). Командир предположил касание грунта и начал всплывать и вскоре ГА всплыл на поверхность;

1981 год 11 сентября
После разгрузки был поставлен в ТПД-39. При осмотре обнаружился ряд повреждений и деформаций связанных с неумелыми буксировками. До конца сентября повреждения были устранены;

1981 год 5 октября
Выведен из дока, поставлен к борту "Дон";

1981 год 9 - 20 октября
9.10 закончена заправка бензином и АС-7 переведен к борту "М. Рудницкого", где 17.10 была загружена дробь. 20.10 проведена контрольная вывеска;

1981 год 26 - 28 октября
Выход совместно с СС "М. Рудницкий", "Дон" и ПЖС на рейд Ялты. 27.10 переход в полигон для проверки систем навигации. При буксировки тросом заклинен винт движительно-рулевой колонки. После освобождения винта погружение перенесено на следующий день. 28.10 при включении радиостанции сработал пироболт носового бункера дроби. Бункер ушел на дно. После нескольких неудачных попыток взять АС-7 на буксир (обрывался трос), ГА был взят буксиром за швартовы и лагом отбуксирован к борту танкера "Дон";

1982 год апрель
До апреля была проведена ревизия оборудования. Была произведена окраска корпуса специальной "необрастающей" краской. 20.04 - выход из дока и заправка. 26.04 - контрольная вывеска. Добавлена лишняя тонна дроби в кормовой бункер;

1982 год 28 апреля
Выход на буксире СС "М. Рудницкий" совместно с "Дон" и ПЖС в бухту Ласпи. 12.39 начало погружения. Начал увеличиваться дифферент на корму. По команде старшего началось экстренное всплытие. В 12.45 был отстрелен кормовой бункер, дифферент перешел на нос достиг 30 гр. В 12.50 был отстрелен носовой бункер и ГА всплыл на поверхность. По оценкам действия командира являлись неоправданными и поспешными;

1982 год 10 мая
Разгружен и поставлен в ТПД-39. При проверке обнаружены незначительные повреждения полученные в результате доковой операции, а также негерметичность трех светильников и гидрологического комплекса;

1982 год 20 июня
Подготовлен к очередному выходу в море;

1982 год 21 июня
Выход в прежнем составе под Ялту;

1982 год 23 июня
Прибыли в полигон, преступили г погружению. Пять часов ГА маневрировал по плану в 15.20 достигнув 850 м. В 17.15 пропала связь. В 18.30 ГА всплыл выполнив программу погружения. Отказала станция звукоподводной связи. На ночевку отряд убыл под Ялту, где провел несколько дней (по погодным условиям);

1982 год 1 июля
После буксировки в полигон в 9.45 приступил к погружению. 12.45 достиг глубины 1500 м и в течении 50 минут ходил галсами на глубине 1740 м. 16.30 всплыл. С трудом отбуксирован в район Ялты (погодные условия). Затем отбуксирован в Северную бухту;

1982 год 13 июля
Поставлен в док (после разгрузки). Текущий ремонт и профилактика;

1982 год октябрь
Выведен из дока и 10.10 загружен. 26.10 - контрольная вывеска;

1982 год 31 октября
Выход в море в обычном составе и порядке. Погружение на 5 часов (до 1000 м). Буксировка под Ялту;

1982 год 2 ноября
Выход в море в обычном составе и порядке. Погружение на 5,5 часов (до 550 м). Буксировка в бухту Ласпи;

1982 год 4 - 5 ноября
После замера собственных шумов перешел в Севастополь. По пути разминулись с плавающей миной. При входе, из-за волнения, едва не столкнулся с СС;

1983 год февраль - март
Подготовка к погружению. Текущий ремонт, профилактика, решение проблем электромагнитной совместимости оборудования;

1983 год апрель
18.04 выведен из дока, к 25.04 заправлен;

1983 год 25 апреля
Выход в море в обычном составе и порядке. Погружение на 2 часа (до 200 м). Буксировка на рейд Севастополя;

1983 год 26 апреля
Отработка в бухте Казачья в надводном положении. Потеря дроби из носового бункера;

1983 год 28 апреля
Переход в полигон под Ялту. Погружение на 3,5 часа. Потеря связи. Приказание на всплытие (гранатами). Поиск ГА в тумане. Возвращение в базу к концу суток;

1983 год 27 мая
Выход за буксиром, угроза посадки на камни. Далее выход в море в обычном составе и порядке, переход в бухту Ласпи;

1983 год 29 мая - 3 июня
Отработка по плану государственных испытаний. 30.05 погружение на 1.5 часа (до 235 м). 1.06 погружение на 4,5 часа (до 400м). 3.06 погружение на 3,5 часа (до 2060 м);

1983 год 9 июня
Программа заводских испытаний выполнена полностью. После разгрузки поставлен в ТПД-39;

1983 год июнь - июль
Подготовка к предъявлению государственной комиссии для выполнения I этапа программы государственных испытаний;

1983 год 15 июля
Предъявлен на государственные испытания;

1983 год 19 - 23 июля
Вывод из дока, заправка и три (все 23.07) неудачные попытки вывески;

1983 год 24 июля
Выход в море на буксире "М. Рудницкого" в сопровождении м/т "Дон";

1983 год 25 июля
Вывеска и отработка буксировки на различных скоростях движения, поврежден прибор ГАС кругового обзора (при буксировке);

1983 год 26 - 28 июля
Возвращение на рейд Севастополя;

1983 год 3 августа
Выход в полигон. Погружение на 1703 м (с 10.10 до 14.06), всплытие из-за потери связи. Возвращение на рейд Балаклавы;

1983 год 5 августа
Выход в полигон. Погружение на 1900 м (с 11.55 до 21.15) и работа на этой глубине;

1983 год 6 августа
Возвращение в базу;

1983 год 9 - 21 августа
Находился в ТПД-39. 12.08 при вентиляции цистерн из-за нарушений техники безопасности погибли два слесаря цеха № 15 завода-строителя;

1983 год 22 - 23 августа
Вывод из дока, заправка и вывеска;

1983 год 24 августа
Выход в море в обычном составе ордера;

1983 год 25 августа
Погружение (с 13.45 до 16.40). Всплытие из-за плохой связи;

1983 год 26 августа
Ремонт аппаратуры;

1983 год 27 августа
Погружение (с 10.15 до 16.30) для проверки скоростных качеств. Переход в бухту Ласпи;

1983 год 28 - 30 августа
Устранение текущих неисправностей и подготовка к погружению;

1983 год 31 августа
Выход в полигон. Погружение (с 15.45 до 20.30) для замера подводных скоростей, допоиска затопленного понтона и его фотографирования. Переход в бухту Ласпи;

1983 год 2 сентября
Выход в полигон. Погружение (с 12.57 до 18.30). Окончание испытаний по программе 1 этапа государственных испытаний. Возвращение в базу;

1983 год 27 сентября
Сдан ВМФ. Ответственный сдатчик Лазута Л.П.;

1983 год ноябрь - 1984 год апрель
В ТПД-39 проводился ремонт легкого корпуса и некоторых систем, а также ревизия кабельных вводов;

1984 год 24 апреля
Вывод из дока и погрузка на палубу теплохода "Зоя Космодемьянская" для дальнейшей транспортировки в Петропавловск-Камчатский для проведения испытаний по программе 2 этапа государственных испытаний;

1984 год 30 апреля - начало июня
Переход теплохода "Зоя Космодемьянская" с ГА на борту из Севастополя в Авачинскую губу. Перегрузка ГА в ТПД-43;

1984 год июнь
Вошел в состав отдельного дивизиона АСС Камчатской флотилии;

1984 год 17 сентября
Вывод из дока и вывеска. В 20.00 выход в море в составе ордера (МБ-163, "Г. Козьмин", ПЖС, "Аламбай" и МПК);

1984 год 18 сентября
Прибытие в полигон. Погружение (с 14.42 до 17.20) на 509 м. Возвращение в базу;

1984 год сентябрь - октябрь
Ремонт манипуляторного устройства и ГАС кругового обзора;

1984 год 10 октября
Выход в море для погружения в составе ордера (МБ-166, "Г. Козьмин" и ПЖС). Возвращение в базу по метеоусловиям;

1984 год 29 октября
Постановка на зимовку в ТПД-43;

1985 год апрель - май
Регламентные работы;

1985 год май - июнь
Текущий ремонт оборудования;

1985 год июнь - август
Согласование организации испытаний на всех уровнях руководства;

1985 год 8 августа
Выход в море в составе ордера (СБ-12, "Г. Козьмин" и СС-83) для контрольного погружения и доставки грузов на грунт;

1985 год 9 августа
Погружение в полигоне (с 11.38 до 19.20) и маневрирование на глубинах до 740 м;

1985 год 10 августа
Погружение в полигоне (с 18.00 до 20.00) и маневрирование на глубинах до 242 м. Возвращение в базу;

1985 год 15 августа
Дозаправка;

1985 год 16 августа
Выход в море в составе ордера (СБ-163, "Л. Соболев", "Г. Козьмин" и СС-83). Попытка погружения с 13.15 до 15.52. Возвращение в базу;

1985 год 19 августа
Выход в море в том же составе для глубоководного погружения. Погружение (с 12.50 до 23.34). В 20.14 достигнута глубина погружения 6015) м;

1985 год 20 августа
Возвращение в базу;

1985 год 27 августа
Постановка в ТПД-43 для докового осмотра;

1985 год 10 - 12 сентября
Вывод из дока, дозаправка и контрольная вывеска;

1985 год 14 сентября
Выход в море в составе ордера ("Г. Козьмин" и МПК);

1985 год 15 сентября
Погружение (с 13.26 до 14.37) на 800 м. Покладка на грунт. Всплытие произведено аварийно. При осмотре замечены повреждения корпуса и некоторых систем аппарата. Возвращение в базу;

1985 год 17 сентября
Постановка к борту "Аламбая" для разгрузки бензина;

1985 год 20 сентября
Постановка в ТПД-43;

1985 год 15 октября
Государственная комиссия составила акт о перерывах в испытаниях в связи с тем, что имеются неисправности, дефекты и поломки вооружения и технических средств ГА: нарушения целостности легкого корпуса, отсутствие антенны ГАС и т.п. Приложением к акту являлся перечень работ, необходимых для возобновления испытаний, из 20 пунктов;

1986 год июль - ноябрь
Доставка необходимых материалов для ремонта, ремонт корпуса и комплектующих систем;

1986 год 21 ноября
Окончание ремонтных работ и гидравлических испытаний;

1986 год декабрь - 1987 год май
Регламентные и проверочные работы;

1987 год начало июня
Выведен из дока, загружен, проведена контрольная вывеска;

1987 год 9 июня
Выход в море в составе ордера (СБ-163, "Г. Козьмин" и ПЖС). Занятие полигона;

1987 год 10 июня
Погружение (с 13.40 до 18.17) с маневрированием на глубинах до 1000 м. Возвращение в базу;

1987 год 4 - 5 июля
Загрузка и контрольная вывеска;

1987 год 10 июля
Выход в море в составе ордера (СБ-163 и "Г. Козьмин");

1987 год 11 июля
Занятие полигона. Погружение (с 10.48 до 17.15). В 14.40 достиг глубины 5300 м. Из-за неисправности АБ, погружение не было зачтено;

1987 год 12 июля
Возвращение в базу. Произведена откачка бензина. АС-7 поставлен в док для ревизии систем;

1987 год конец июля
Окончание ревизии механизмов, устройств и систем;

1987 год 21 сентября
Указание о прекращении Государственных испытаний. На государственные испытания был затрачен 1581 день, из них на испытания - 34 дня (в т.ч. на повторные выходы - 3 дня, на переходы в районы - 13 дней), на подготовку к испытаниям - 42 дня, на устранение дефектов - 759 дней, на стоянку по погодным условиям - 8 дней. Выводы комиссии: АС-7 государственные испытания не выдержал и принят в состав ВМФ не будет;

1987 год
Передан на ответственное хранение в Камчатскую флотилию;

1988 год сентябрь
Постановление правительства о прекращении всех работ по проекту 1906;

1992 год 16 ноября
Приказ Командующего Камчатской флотилии КТОФ №0124, в соответствии с приказами Главнокомандующего ВМФ от 28.08.1992 №52, командующего ТОФ от 20.10.1992 №0360 и ввиду невозможности дальнейшего использования по прямому назначению морских судов обеспечения и нецелесообразности их восстановления приказано исключить из состава флота и передать на слом: Транспортный док "ТПД-43" проекта 764 (заводской номер 68). Годное вооружение и механизмы судов, списываемых в ОФИ на слом, снять, сдать на склады флотилии и использовать для ремонта однотипных судов. АГ так и остался в доке и в дальнейшем никуда не перемещался отдельно от него;

1995 год 4 декабря
Командиром войсковой части 87272 утвержден ликвидационный акт списания ТПД-43;

90-е годы
Хранился на док-палубе ТПД-43 у причала № 5 полуострова Завойко. Затем вместе с доком был переведен на корабельное кладбище в бухту Южная (бухта Раковая), где ТПД-43 вскоре и затонул (или был затоплен);

2009 год 8 октября
Между Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственное предприятие по реализации военного имущества" (продавец) действующим по поручению Федерального государственного учреждения "Центральное управление материальных ресурсов внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" и обществом с ограниченной ответственностью "Паланская промышленно-транспортная компания" (покупатель) заключен договор купли-продажи, предметом которого является разовая купля-продажа высвобождаемого движимого военного имущества, в том числе: неразделанный смешанный лом от ТПД-43 (проект 764П), в количестве 2200 тонн (состояние - не разделан и затоплен). Общая стоимость товара составила 720092,41 руб., НДС не облагается;

2011 год 15 мая
Между ООО "Паланская промышленно-транспортная компания" (заказчик) и ООО "Аквамет+" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по судоподъему и буксировке плавсредств, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства своими силами и средствами по заданию заказчика выполнить следующие мероприятия (работы) в отношении имущества транспортного плавучего дока ТПД-43, принадлежащего заказчику на праве собственности, а именно: водолазный осмотр затопленного в бухте Южная ТПД-43, координаты затопления N 52° 57.382'; Е 158° 41.208', конвертация, герметизация ТПД-43 для последующей буксировки, судоподъем ТПД-43, буксировка ТПД-43 к указанному заказчиком пункту разделки плавсредств, расположенном в районе бухты Моховая;

2011 год 17 мая
ООО "Паланская промышленно-транспортная компания" уведомило командующего Войсками и Силами на Северо-Востоке РФ контр-адмирала Маклова К.Г. о начале осуществления мероприятий по судоподъему и последующей буксировке к пункту разделки имущества;

2011 год 8 июня
В процессе осуществления мероприятий по судоподъему, в доке был обнаружен корпус АС-7, о чем был уведомлен ВРИО Командующего Войсками и Силами на Северо - Востоке РФ контр-адмирал Алешин Е.И.;

2011 год 6 сентября
Командующий войсками Восточного военного округа адмирал Сиденко К.С. запретил осуществлять разделку ТПД-43 и дал указания командиру войсковой части 40194 по обеспечению охраны и неприкосновенности ТПД-43 и ОГА АС-7, в связи с тем что с имущества не снят гриф "секретно";

2012 год 27 февраля
К этому времени ТПД-43 был притоплен у пирса №1 бухты Завойко войсковой части 40194 и его повторный судоподъем был крайне затруднителен, поскольку док при посадке на каменистый грунт (валуны) получил значительные по площади разрушения днища. Корпус дока превратился в один общий отсек и работы по герметизации главной палубы и надстройки дока для последующей откачки воды к должному результату не приведут. Вопрос о снятии грифа секретности до того времени так и не был решен;

2012 год сентябрь
Поскольку должностные лица МО РФ не обеспечили надлежащее хранение переданного им ТПД-43, ООО "Паланская промышленно-транспортная кампания" с целью возмещения убытков от утраты имущества обратилась в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба;

2013 год 5 апреля
Арбитражный суд г.Петропавловск-Камчатский постановил: взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Паланская промышленно-транспортная компания" убытки в размере 28 238 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 163 688, 51 руб., всего - 28 401 688, 51 руб.;

2013 год 26 июня
Пятый арбитражный апелляционный суд г.Владивосток постановил: Изменить решение арбитражного суда г.Петропавловск-Камчатский и взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Паланская промышленно-транспортная компания" 724 266, 61 руб, в том числе 720 092, 41 руб. убытков, и 4 174, 20 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску;

2015 год
ГА находился в ТПД-43, который в притопленном состоянии стоял у пирса №1 бухты Завойко. В 2012 году в процессе освидетельствования плавучего дока (ТПД-43), комиссия пришла к выводу, что дальнейшие работы по подъему дока нецелесообразны, ввиду больших финансовых и материальных затрат;

2022 год июль
ГА по прежнему находился в ТПД-43, который в притопленном состоянии стоял у пирса №1 бухты Завойко.




командиры:


1. Цуркан И.П. (1981-1982)
2. Милашевский В.В. (1982) ВРИД
3. Павлов А.В. (10.1982-06.1985)
4. Петюх В.И. (06.1985-1987)



дополнительная информация:


1. ОГА АС-7 переходит в точку погружения. 1983 год (предположительно).
2. ОГА АС-7 в Петропавловске-Камчатском. 1984 год
3. Государственные испытания АС-7 на Тихоокеанском флоте. 1987 год (предположительно).
4. Корпус ОГА АС-7 в ТПД-43. 2014 год.
5. Док ТПД-43 у пирса №1 бухты Завойко. 2014 год.



список источников:


1. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), ООО "Восточный горизонт", 2003г.
2. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
3. Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ "Астрель", Москва, 2002г.
4. "Адмиралтейские Верфи подводному фоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
5. Дело № А24-4294/2012 арбитражного суда г.Петропавловск-Камчатский.
6. Постановление по делу № А24-4294/2012 Пятого арбитражного апелляционного суда г.Владивосток.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022