Подводный аппарат "МАИ-3".
Улучшенный вариант - подводный аппарат "МАИ-7".
1. Количество аппаратов проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
Студенческое КБ "Океан" (1) | ||||||
1 |
МАИ-3 |
- |
1967? |
196? |
1972?) |
4. История проекта:
Коллектив студенческого конструкторского бюро "Океан" Московского авиационного института длительное время занимался разработкой подводных носителей легководолазов. За несколько лет было создано несколько вариантов таких аппаратов и проведены их всесторонние испытания. Почти все они в свое время демонстрировались на ВДНХ СССР и были отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми наградами. Некоторые побывали на международных выставках в Болгарии, на Кубе, в США и Италии.
Начало серии подводных аппаратов положил разработанный в 1964 году (правда, еще не в СКБ — его тогда еще не существовало) подводный планер МАИ-2. Своего двигателя он не имел, а следовал на буксире за траулером, при этом «пилот» мог вести наблюдения за тралом и определять эффективность его работы. Естественным продолжением этой тематики стала подводная мини-лодка МАИ-3, построенная СКБ через 8 лет (1972 год ?). На ней были практически все присущие «мокрым» подводным аппаратам органы управления, приводилась она в движение электромоторами и могла транспортировать двух человек. Испытания лодки на Черном море и в Тихом океане показали ее хорошие эксплуатационные качества, но в то же время выявились и некоторые недоработки. В частности, расположение водителя и пассажира рядом друг с другом не давало возможности уменьшить мидель лодки, создающий значительное сопротивление движению, что сказывалось на скорости и на дальности хода, да и система управления оставляла желать лучшего.
Такие аппараты не имеют прочного корпуса и применяются только на водолазных глубинах. Расходы на их строительство сравнительно невысоки. «Мокрые» аппараты могут перевозить водолазов, снаряжение и обеспечивать снабжение на месте работ воздухом и электроэнергией. МАИ-3 применялся как вспомогательное средство для наблюдения и измерений во время работ с подводной лабораторией «Черномор». Глубина погружения МАИ-3 - 40 метров.
СКБ продолжило работы по совершенствованию своих аппаратов. В дальнейшем был создан ПА МАИ-7 (усовершенствованный вариант МАИ-3) и достаточно совершенный ПА "Шельф-001", который с большим успехом демонстрировался на проходившей в 1978 году Центральной выставке НТТМ-78.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
масса | ||
полная: | 300 кг | |
скорость хода | ||
подводная: | 3,0 узла | |
глубина погружения | ||
рабочая: | до 40 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 3,10 метра | |
ширина: | 1,40 метра | |
высота: | 1,00 метр | |
энергоустановка | ||
электрическая | ||
обитаемость | ||
экипаж: | 2 человека | |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013