Rambler's Top100 Аппарат "МАИ-3"

Подводный аппарат "МАИ-3".
Улучшенный вариант - подводный аппарат "МАИ-7".


1. Количество аппаратов проекта: 1


2. Изображение проекта:


МАИ-3


3. Состав проекта:


Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 Студенческое КБ "Океан" (1)

1

 МАИ-3

-

1967?

196?

1972?)


4. История проекта:


Коллектив студенческого конструкторского бюро "Океан" Московского авиационного института длительное время занимался разработкой подводных носителей легководолазов. За несколько лет было создано несколько вариантов таких аппаратов и проведены их всесторонние испытания. Почти все они в свое время демонстрировались на ВДНХ СССР и были отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми наградами. Некоторые побывали на международных выставках в Болгарии, на Кубе, в США и Италии.

Начало серии подводных аппаратов положил разработанный в 1964 году (правда, еще не в СКБ — его тогда еще не существовало) подводный планер МАИ-2. Своего двигателя он не имел, а следовал на буксире за траулером, при этом «пилот» мог вести наблюдения за тралом и определять эффективность его работы. Естественным продолжением этой тематики стала подводная мини-лодка МАИ-3, построенная СКБ через 8 лет (1972 год ?). На ней были практически все присущие «мокрым» подводным аппаратам органы управления, приводилась она в движение электромоторами и могла транспортировать двух человек. Испытания лодки на Черном море и в Тихом океане показали ее хорошие эксплуатационные качества, но в то же время выявились и некоторые недоработки. В частности, расположение водителя и пассажира рядом друг с другом не давало возможности уменьшить мидель лодки, создающий значительное сопротивление движению, что сказывалось на скорости и на дальности хода, да и система управления оставляла желать лучшего.

Такие аппараты не имеют прочного корпуса и применяются только на водолазных глубинах. Расходы на их строительство сравнительно невысоки. «Мокрые» аппараты могут перевозить водолазов, снаряжение и обеспечивать снабжение на месте работ воздухом и электроэнергией. МАИ-3 применялся как вспомогательное средство для наблюдения и измерений во время работ с подводной лабораторией «Черномор». Глубина погружения МАИ-3 - 40 метров.

СКБ продолжило работы по совершенствованию своих аппаратов. В дальнейшем был создан ПА МАИ-7 (усовершенствованный вариант МАИ-3) и достаточно совершенный ПА "Шельф-001", который с большим успехом демонстрировался на проходившей в 1978 году Центральной выставке НТТМ-78.


5. Схема проекта:


МАИ-3


6. Тактико-технические данные проекта:


 масса 
  полная:300 кг
 скорость хода 
  подводная:3,0 узла
 глубина погружения 
  рабочая:до 40 метров
 кораблестроительные элементы 
  длина:3,10 метра
  ширина:1,40 метра
  высота:1,00 метр
 энергоустановка 
  электрическая
 обитаемость 
  экипаж:

2 человека
 

7. Источники:


- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва 2002г.
- Диомидов М.Н., Дмитриев А.Н. "Покорение глубин".
- Над шельфом - "Шельф", "Моделист-Конструктор", 1978, №9.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013