Проекты спасательных контейнеров (СК и УСК).
1. Количество подводных аппаратов проекта: 2 (СК) и 1 (УСК)
2. Изображение проекта:
СК образца 1968 года на свалке в 2012 году и УСК образца 2011 года на испытаниях в 2011 году.
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ГОРЬКИЙ: Завод «Красное Сормово» (2) | ||||||
1 |
СК (для КСФ) |
? |
1968? |
1968 |
1969 |
судьба не известна |
2 |
СК (для КТОФ) |
? |
1968? |
1968 |
1969 |
2012 год - отстой |
СЕВЕРОДВИНСК: ОАО "ЦС "Звездочка" (1) | ||||||
1 |
УСК |
? |
2010? |
2011 |
2011 |
4. История проекта:
Разновидностью всплывающих спасательных камер (ВСК) являются спасательные контейнеры (СК), также предназначенные для спасения личного состава ПЛ, но устанавливаемые только на период их глубоководных испытаний.
Изучение возможностей и путей создания СК было начато СПМБМ "Малахит" совместно с АСС ВМФ в 1964 г. когда встал вопрос об аварийно-спасательном обеспечении при проведении глубоководных погружений головных ПЛ, имеющих глубину погружения 400 м и более. Техническое и рабочее проектирование выполнено СПМБМ "Малахит" в 1967 г., а постройка двух контейнеров заводом "Красное Сормово" — в 1968 г. Их испытания были проведены в Баренцевом море на специально оборудованной ПЛ К-68 проекта 651 10-25 июня 1969 г.
Спасательные контейнеры по своему оборудованию аналогичны ВСК и выполнены в виде горизонтальных прочных цилиндров, устанавливаемых на штатные комингс-площадки ПЛ. Для этого на комингс-площадку устанавливается переходной комингс, закрепленный на ней с помощью анкерных болтов, а к нему — с помощью кремальерного устройства спасательный контейнер. СК транспортабелен по железной дороге, что позволило обеспечивать проведение глубоководных погружении головных ПЛ двумя с пасательными контейнерами как на Северном, так и на Тихоокеанском флотах.
По состоянию на 2012 год, один из спасательных контейнеров находился на корабельной свалке в бухте Улисс (г.Владивосток). Судьба второго аппарата автору сайта неизвестна, скорее всего утилизирован в г.Северодвинск.
В начале 2000-х годов кораблестроители вернулись к тематике спасательных контенеров. Спроектированный специалистами нижегородского ОАО "ЦКБ "Лазурит" по заказу петербургского ОАО "ЦКБ МТ "Рубин" универсальный спасательный контейнер (УСК) предназначен для спасения членов заводских сдаточных команд и экипажей подводных лодок при возникновении аврийных ситуаций во время проведения глубоководных погружений. Универсальность спасательной капсулы позволяет использовать ее с любыми типами современных подводных лодок с возможностью стыковки со штатаными комингс-площадками ПЛ.
Первый УСК, построенный на "Звёздочке", прошёл испытания на территории предприятия в июле 2011 года. Работники завода, строители контейнера, представители "Лазурита" и "Рубина", военной приёмки, НИИ после медосмотра заняли места внутри контейнера для проверки его вместимости. Во время проверки внутри УСК находился врач-спецфизиолог Беломорской военно-морской базы. Участники испытаний, одетые в водолазное белье, с индивидуальными дыхательными аппаратами и бортовым ЗИП оценили удобство пребывания в контейнере, провели имитацию работы систем жизнеобеспечения и замерили газовые параметры воздуха.
На следующий день подверглась проверке на работоспособность система вентиляции капсулы. Участники предыдущего испытания вновь заняли свои места внутри, где были загерметизированы на один час. Из-за массогабаритных ограничений на борту капсулы невозможно разместить аккумуляторные батареи большой ёмкости, электроэнергия расходуется только для самых необходимых потребителей - для штатной системы освещения, радиостанции и наружного проблескового маячка, поэтому вентилятор системы вентиляции воздуха имеет только ручной привод. Несмотря на ограниченность внутреннего пространства и повышенные физические нагрузки на "экипаж" капсулы, как люди, так и техника успешно прошли этот этап испытаний. Заключительным испытанием УСК стало его опробывание в водной среде. С помощью крана контейнер опустили в воду у глубоководной набережной. В программу водных испытаний вошло определение остойчивости контейнера, отработка срабатывания устройства выброса буйка с линем, подбор линя с борта судна-спасателя и затем буксировка капсулы.
Береговой этап испытаний был принят приёмной комиссией без серьёзных замечаний. В октябре 2011 года состоялись морская часть межведомственных испытаний с участием ПЛ-носителя и судна обеспечения. На этот раз УСК испытывался в реальных условиях. Для чего его разместили на кормовой комингс-площадке ПЛ, предварительно подготовленной к данной операции. Обеспечивали испытания два судна из состава ВМФ. Суть испытаний заключалась в имитации аварийного всплытия контейнера с находящимися в нём людьми. Всплытие УСК после отделения от лодки с глубины порядка пятидесяти метров со скоростью 72 км/ч заняло не более пяти секунд. Внутри спасательного средства находились испытатели от ОАО "ЦС "Звёздочка": ответственный сдатчик — старший строитель 7-го отдела Евгений Корчагин, сдаточный механик Роман Большаков, начальник испытательной партии Сергей Ивашнёв, а также представитель проектанта Евгений Александров (ЦКБ «Лазурит») и Юрий Деренков из 40-го института, занимающегося водолазными темами. Все действия испытательной команды во время отстыковки и всплытия записывались видеорегистраторами, установленными внутри УСК. После всплытия экипаж согласно разработанной методике проверил работоспособность всех систем. Затем контейнер, встреченный катером, был поднят с воды на палубу судна обеспечения. Весь процесс проходил под пристальным вниманием межведомственной комиссии из представителей Северного флота, "Рубина", "Лазурита", военных приёмок, СПАСР ВМФ, а также специалистов КО и ОГТ "Звёздочки". По результатам прошедших испытаний, признанных успешными, сделано пять замечаний, которые должны были быть устранены в течение октября.
Концепция применения и сам проект универсального спасательного контейнера вызвал большой интерес у одного из иностранных заказчиков, с которым "Звёздочка" давно и плодотворно сотрудничает. Зарубежные специалисты подали заявку на приобретение двух УСК с доработками под их специфические условия применения. По состоянию на 2011 год специалисты Управления по военно-техническому сотрудничеству ОАО "ЦС "Звёздочка" готовили коммерческое предложение, которое, как предполагалось, будет положительно принято иностранным партнером и завершится заключением контракта.
5. Схема проекта:
Схема универсального спасательного контейнера образца 2011 года.
6. Тактико-технические данные проекта (образца 2011 года):
водоизмещение | ||
полное: | 25 тонн | |
скорость хода | ||
не имеет двигательной установки | ||
глубина погружения | ||
предельная: | 400 метров (предположительно) | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | около 6 метров | |
ширина: | более 2,5 метров | |
обитаемость | ||
число спасаемых: | 30 человек | |
автономность: | сутки |
7. Источники:
- "Звёздочка" готовится к поставке инозаказчику универсальных спасательных контейнеров" (сайт http://flotprom.ru/)
- "Эксклюзив от "Звёздочки", газета "Северный Рабочий", 14.10.2011г.
- "Атомная подводная лодка 705 проекта (705К)", Специальный выпуск ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2008г.
- Информация с сайта "Отечественная гидронавтика".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2014-2016