Николаев А.С. 01.05.2015
Забытые 72 года истории подводного флота России
Ежегодно 19 марта в России празднуется День моряка подводника, в соответствии с Приказом главнокомандующего ВМФ № 203 от 15.07.1996. Именно эта дата привязана к некому мифическому указу Императора Николая II от 6 марта 1906 года (по старому стилю) о создании нового класса судов – «подводные лодки». Естественно, что эту дату объявили точкой отсчета создания подводного флота России, столетие которого было помпезно отмечено 19 марта 2006 года (с обильным выпуском медалей, созданием многочисленных оргкомитетов и общественных фондов поддержки). Давайте попробуем разобраться, почему подводники и подводные лодки в России существуют более 180 лет, а наш подводный флот является одним из самых молодых среди морских держав (появлению первых подводных лодок в Англии, Франции, США, Германии, Греции, Австралии Турции и даже Голландии более ста лет). Заранее оговорюсь, что я не поклонник теорий из области «Россия – первая во всем от мамонтов до покорения вселенной», но история не терпит манипуляций и историческая справедливость должна быть восстановлена.
Итак, начнем с «Указа». А был ли он? Все попытки найти его привели лишь к тому, что удалось выяснить, что Морской министр вице-адмирал Бирилёв А.А. 6 марта 1906 года (по старому стилю) произвел доклад Императору Николаю II о необходимых изменениях в классификацию судов военного флота, которая была установлена еще 30 декабря 1891 года (по старому стилю). Этот доклад был утвержден Императором УСТНО (осмелюсь предположить, что Николай II сказал что-то типа «Вам виднее» или «Хорошо»). На основании этого («Государь Император в 6-й день марта сего года высочайше повелеть соизволил») 11 марта 1906 года (по старому стилю) Бирилёв А.А. подписал приказ № 52 по морскому ведомству, где и указано о перечислении в разряд подводных лодок нескольких миноносцев («Дельфин», «Касатка», «Фельдмаршал граф Шереметьев», «Скат», «Налим», «Окунь», «Макрель», «Сом», «Стерлядь», «Лосось», «Белуга», «Щука», «Пескарь», «Осетр», «Бычок», «Плотва», «Палтус», «Сиг», «Кефаль» и «Форель»). Таким образом, очевидно, что знакового события то и не было – было обыкновенное формальное действие, которое никак не повлияло на существовавших и до этого подводников. Они как погружались под воду и выполняли поставленные задачи, так и продолжали заниматься своим делом (экипажи даже этих миноносцев, которые «вдруг» стали подводными лодками, формировались в 1902-1905 годах). А класса «подводные лодки» не было к 1891 году, когда утверждали классификацию судов, потому что именно в тот момент подводных лодок в России не осталось. Но они были до этого и назывались в официальной переписке «подводные лодки».
Я не хочу обсуждать первые попытки создания подводных лодок (потаенное судно Ефима Никонова и многочисленные бумажные проекты различных подводных судов). На мой взгляд, к первой подводной лодке можно отнести только ту, которая могла передвигаться по воде и под водой, а также могла применять свое вооружение, кроме этого, она должна финансироваться за счет государственных средств и укомплектовываться официально назначенным личным составом. В 19 веке в России таких лодок, как не удивительно, было достаточно много, включая даже строившиеся серийно подводные лодки Джевецкого С.К. (50 штук в период 1880-1881 годов). Боевые качества этих кораблей оставляли желать лучшего, но и первые подводные лодки 20 века как России так и других флотов не блистали совершенством. Тем не менее, уже в 1834 году была создана подводная лодка, которая могла использоваться по своему прямому назначению (аналогично тому, как и прародитель американского подводного флота – подводная лодка H.L. Hunley). Первенец подводного флота России – подводная лодка Шильдера К.А. Попробую это доказать.
Во-первых, подводная лодка Шильдера
К.А. во всей служебной и секретной переписке именовалась только как «подводная
лодка». Это подтверждается перепиской и рапортами начальника инженеров отдельно
гвардейского батальона генерал-адъютанта Шильдера
К.А., военного министра графа Чернышева А.И. и генерал-инспектора по инженерной
части великого князя Михаила Павловича.
Во-вторых, неоднократно демонстрировала на испытаниях
перемещения как под водой (до 3-х часов) так и над водой. Только в 1834 году
испытания продолжались три месяца. Испытания в 1834 году проходили в заводском бассейне
Александровского чугунолитейного и механического завода и на Неве на участке у
дачи сенатора Дубенского Н.П. (40 верст от завода). Наиболее известные
испытания проводились 29 августа 1834 года (по старому стилю) в присутствии
Императора Николая I на реке Нева на даче сенатора Дубенского Н.П. Результаты
испытаний были оценены как положительные.
В-третьих, были успешно проведены испытания вооружения
подводной лодки, которые показали его неплохую эффективность. 29 августа 1834
года (по старому стилю) с подводной лодки было запущено несколько ракет (по
разным данным от 6 до 14 ракет), которые попали в корабли мишени и дотла их
сожгли. По результатам испытаний Император поздравил Шильдера
К.А. и пожелал ему дальнейших успехов, после чего на даче Дубенского Н.П. был
организован фуршет в честь этого события.
В-четвертых, финансирование строительства и обслуживание
подводной лодки велось за счет государственной казны, причем первые 10 тысяч
рублей были выделены по «изустному изволению» Императора Николая I (факт
подтверждается письмом генерал-инспектора
по инженерной части великого князя Михаила Павловича военному министру
Чернышеву А.И. N834 31.05.1834г.). В дальнейшем необходимое финансирование
продолжалось в полном объеме и продолжалось несколько лет.
В-пятых, на подводную лодку был назначен экипаж. Вот список
первых подводников России (были назначены из состава лейб-гвардии саперного
батальона): унтер-офицер Ионов Антон, рядовой Абрамов Николай, рядовой Иванов
Пётр, рядовой Иванов Тимофей, рядовой Карпов Епифан, рядовой Михайлов Денис,
рядовой Михайлов Иван, рядовой Назаров Афанасий, рядовой Новицкий Назар, рядовой Огаршев Никита,
рядовой Павлюченко Иван, рядовой Пустохин
Михайло. На испытаниях 29 августа 1834 года (по старому стилю) на подводной
лодке, кроме штатного экипажа находились офицеры – поручик Бем
Л.К. (ответственный за гальваническое оборудование), инженер-поручик Щербачёв
Д.П. (ответственный за механическое оборудование) и поручик Ковалевский П.П. (ответственный
за ракетное вооружение). В дальнейшем на лодку (в распоряжение Шильдера К.А.) из гвардейского экипажа назначались штатные
командиры-офицеры – лейтенант Жмелёв Р.Н. (1838-1840)
и лейтенант Адамопуло Л.П. (1840-1841).
В-шестых, по результатам трехмесячных
испытаний подводной лодки в 1834 году были награждены денежными премиями 84
нижних чина лейб-гвардии саперного батальона, гвардейского экипажа, ракетной №
1 батареи и лабораторной № 1 роты (подтверждением является рапорт Шильдера К.А. к графу Чернышеву А.И. от 01.09.1834г.). Это говорит о том, что испытания
были признаны успешными, хотя конечно боевые и маневренные возможности этой
подводной лодки были крайне низкими.
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, из-за неправильной
оценки исторических фактов, официально потеряла 72 года истории своего
подводного флота.
Санкт-Петербург являлся колыбелью подводного флота России. Теперь необходимо вспомнить о своём первенце и правильно заполнить его «метрику». Почему-то в России принято соотносить важные даты с не до конца проверенной исторической информацией, опираясь на вырванные из контекста фразы (также произошло и с датой рождения Военно-морского флота России, когда фраза «Морским судам быть», была почему-то принята за распоряжение, хотя являлась причиной, объясняющей необходимость увеличения налогов – и теперь у нас Российский флот официально появился 30.10.1696, а шведов у острова Котлин 22.07.1656 разбили какие-то россияне на каких-то военных кораблях). В различных странах исторические даты подобного рода считают по факту закладки, спуска на воду, успешных испытаний или первых значимых побед первых подводных лодок. Праздник 19 марта стал очень важным и знаковым для подводников, поэтому нет смысла что-то менять в самой дате праздника, так как Шильдер К.А. начал строительство своей подводной лодки в марте 1834 года. Но время существования подводного флота России надо считать именно от этой даты. Историческая справедливость должна быть восстановлена – нашему подводному флоту в 2016 году исполнится уже 182 года!
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»