Проекты 16810 ("Русь") и 16811 ("Консул").
1. Количество подводных аппаратов проекта: 2
2. Изображение проекта:
ОПА «Русь» на испытаниях
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ФГУП/ОАО "Адмиралтейские Верфи" (2) | ||||||
1 |
01689 |
01.06.1992 |
20.05.1999 |
12.2000 |
2007 - модерн. по пр. 16811(?) | |
2 |
01690/01870 |
1992/29.12.2008 |
11.2009 |
13.09.2011 |
2002 - достройка по пр. 16811 |
4. История проекта:
Проектные работы СПМБМ «Малахит» (Минсудпром) по созданию глубоководного аппарата, рассчитанного до глубины 6000 метров, по техническому заданию ВМФ и под наблюдением Института ВМФ № 40 проводились с 1984 года
под руководством главного конструктора В.Г. Маркова совместно с разработчиками основного комплектующего оборудования и материалов ПА, создаваемых по выданным бюро частным техническим заданиям:
— ЦНИИ КМ «Прометей» (Минсудпром) в части высокопрочного корпусного титанового сплава и высокопрочного легковесного заполнителя объемов плавучести «сферопластика»
(руководитель темы Г.В. Матвеев);
— НПО «Винт» (Минсудпром) в части движительно-рулевого комплекса (главный конструктор Берсеньев);
— ЦНИИ «Аврора» (Минсудпром) в части системы автоматического управления (главный конструктор А.Н. Бабаев);
— ЦНИИ «Морфизприбор» (Минсудпром) в части системы глубоководной гидроакустической связи, навигации и поиска (главные конструкторы А.А. Остроухое и Б.В. Хрусталев);
— НПО «Норд» (Минсудпром) в части создания навигационных систем (главный конструктор Г.А. Замай);
— НПО «Пролетарский завод» (Минсудпром) в части погружной системы гидравлики (главный конструктор Ю.А. Молодцов);
— НПО «Электротехника» (Минэлектротехпром) в части погружных электродвигателей постоянного тока (главный конструктор В.А. Камышников).
Технический проект 16810 главного конструктора В.Г. Маркова был разработан бюро по заказу ВМФ в 1987 году. Одновременно бюро разработало альтернативный вариант ПА с улучшенными тактико-техническими характеристиками. По предложенному бюро варианту была произведена корректировка технического проекта, а в 1989 году выпущена РКД. Проектом предусматривалось создание унифицированного ПА малого водоизмещения, носимого на существующих судах и не уступающего по своим тактико-техническим характеристикам лучшим зарубежным образцам.
В 1989 году по заказу Мингео была произведена еще одна корректировка технического проекта 16810, получившего номер проекта 16811, — ПА "Консул" для морской геологоразведки. Для последнего рабочая конструкторская документация разрабатывалась в соответствии с требованиями Морского Регистра СССР.
Ленинградское Адмиралтейское объединение в 1989 году приступило к подготовке по строительству опытного ПА "Русь" по проекту 16810, а в 1992 (1991?) году к строительству головного ПА "Консул" по проекту 16811. Проектными работами в бюро и конструкторским сопровождением работ завода и контрагентов наряду с главным конструктором руководили его заместители Е.М. Разумихин, который в 1993 году был назначен главным конструктором, и Р.М. Клапцов. Большой объем работ бюро был выполнен производственными подразделениями специализаций: В.В. Крылова — по корпусу, Р.И. Симонова — по движительно-рулевому комплексу, А.А. Тюрикова — по системам, С.П. Каткова — по электрооборудованию, А.У. Сафонова — по устройствам. Руководителями конструкторской бригады бюро на заводе были В.Н. Колпышев и В.А. Картава.
Подводные аппараты "Русь" и "Консул" предназначены для нужд военно-морского флота и для подводных геолого-геофизических исследований. Прочный корпус аппаратов изготовлен с применением титановых сплавов, легкий - из стекловолокна, масса около 25 тонн. Аппараты двухместные, снабжены механическими манипуляторами. Скорость передвижения до трех узлов, время работы под водой до 10 часов. Эффективность глубоководников существенно расширяется за счет предусмотренной установки на них малых необитаемых подводных аппаратов (минироверов - ПА типа "Рупор-6000"), управляемых гидронавтами. Внутри корпуса, имеющего сферическую форму, находятся два кресла-лежака, конфигурация которых может меняться. Наблюдать за подводным миром и вести фото и видео съемку, управлять манипуляторами, можно благодаря трем иллюминаторам из органического стекла, расположенным в носовой части.
Батискаф «Русь» имеет титановый корпус. В качестве заполнителя для плавучести применены твердые блоки, изготовленные из сферопластика, использована новая погружная АБ. Спуск ПА возможен с любого судна, имеющего стрелы или краны грузоподъемностью 35-40 т. Наличие иллюминаторов, научно-исследовательского оборудования и манипуляторов позволит экипажу батискафа решать большой объем задач по исследованию Мирового океана. Новый титановый манипулятор обеспечивает выполнение подводно-технических ремонтных работ на глубинах до 6000 м. На обитаемом подводном аппарате установлено два манипулятора. В комплект манипуляционного комплекса входят: титановые исполнительные органы (2 шт.), пульт управления, задающие органы (2 шт.). Решением Ученого совета МГТУ им Н.Э.Баумана за реализацию проекта по созданию манипуляционного комплекса "Русь" отдел СМ4-2 удостоин Второй премии имени Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Среди лауреатов премии сотрудники отдела подводных систем в составе: В.Челышев (руководитель), С.Иванов, С.Панов, В.Вельтищев, О.Евлахов, В.Иванов, Е.Косырев, А.Тетющенко. ПА "Русь" с 1998 года начал проходить испытания и в 2001 году уже совершил первые погружения в Балтийском море. В течение 2001 - 2005 годов ПА проходил модернизацию. В декабре 2006 года батискаф совершил успешное глубоководное погружение вблизи Азорских островов и в феврале 2007 года вступил в состав ВМФ.
По данным на 2002 на госпредприятии "Адмиралтейские верфи" был сформирован корпус ПА «Консул» по доработанному проекту 16811 и началось создание для него системы управления, связи, навигации, гидролокаторов и другие приборы. Главный конструктор батискафа Евгений Разумихин сообщил, что при его создании использовались титановые сплавы, обеспечивающие корпусу легкость и надежность. В 90-тые годы геологическая служба России столкнулась со значительными финансовыми трудностями, что отразилось и на развитии этого очень важного проекта. После создания Роснедра, агентство не смогло в необходимом объеме финансировать строительство этого аппарата, так как по утвержденному Правительством Положению Роснедра не может вести опытно-конструкторские работы. В целях завершения строительства ПА "Консул" передан в ведение Главного управления глубоководных исследований Минобороны с целью его дальнейшего использования двумя ведомствами. Соответствующее решение подписал руководитель Роснедра Анатолий Ледовских в связи с обращением Министерства обороны. Представитель Минобороны - начальник Главного управления глубоководных исследований, контр-адмирал Алексей Буриличев подтвердил, что по окончании работ этот комплекс будет использоваться как для военных нужд, так и при изучении минеральных ресурсов Мирового океана и континентального шельфа. Стороны подчеркнули, что передача для достройки ПА "Консул" из системы Роснедр в Минобороны будет наилучшим образом способствовать идее эффективного использования средств государственного бюджета и развития высокотехнологических отраслей России. Реализация проекта ПА "Консул" и его судна-носителя с проектируемым составом научно-исследовательского оборудования в конечном итоге приведет к созданию специализированного морского технологического комплекса (МТК) для выполнения подводных исследований и работ на больших океанских глубинах. Аналогов ему по широте возможностей, спектру и технологии выполнения геолого-геофизических, специальных подводных технических работ и исследований не существует. В декабре 2011 года ПА «Консул» вошел в состав Северного флота ВМФ России.
Генеральный директор государственного предприятия "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров (считается одним из ведущих специалистов в области подводного судостроения, руководил строительством атомных подводных лодок и участвовал в разработке специальных подводных аппаратов типа «Русь») за разработку этого проекта награжден звездой Героя России.
5. Схема проекта:
увеличенная схема проекта 16810 (245 Кб)
6. Тактико-технические данные проекта:
масса | ||
25 тонн | ||
скорость горизонтальная | ||
3,9 узла | ||
глубина погружения | ||
предельная: | 6000 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 8,0 метров | |
ширина: | 3,9 метра | |
высота: | 3,85 метра | |
диаметр сферы прочного корпуса: | 2,1 метра | |
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
количество горзонтальных ГЭД: | 3 | |
количество вертикальных ГЭД: | 2 | |
количество подруливающих устройств: | 1 | |
тип АБ: | СП-200М-1 | |
обитаемость | ||
автономность рабочая: | 10 часов | |
автономность аварийная: | 72 часа | |
экипаж: | 2-3 человека |
7. Источники:
- Статья Самко Ю.Г. «Подводные аппараты ВМФ СССР и России», ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
- Информация с сайта http://neptun21.ru
- Информация с сайта http://shipbuilding.ru
- Информация с сайта http://aqua.sm.bmstu.ru
- Информация с сайта http://300.saint-petersburg.ru
- Информация с сайта http://www.dived.ru
- Информация с сайта http://www.vsegei.ru
- Информация с сайта http://www.redstar.ru
- Информация с сайтов новостных СМИ.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2019