Rambler's Top100 Подводный аппарат АС-40. Проект 18271

СГА АС-40 ("Бестер-1")

Проект 18270, 18271




фотография:


Аппарат АС-40 Бестер-1

СГА "Бестер-1" проекта 18271 на испытаниях. 2015 год.
Фотография пресс-службы ВМФ РФ.




историческая справка:


1993 год (приблизительно)
В начале 90-х годов заложен на заводе "Красное Сормово" в г.Нижний Новгород (Горький) как ПЛ специального назначения проекта 18270 (возможно, первоначально имел номер АС-38);

1995 год (приблизительно)
Прекращено строительство на стадии формирования прочного корпуса. Экипаж расформирован;

200? год
Прочный корпус перевезен на ФГУП "Адмиралтейские Верфи", начало работ по достройке СГА АС-40 по доработанному проекту 18271 ("Бестер-1");

2009 год ноябрь
Спущен на воду (скорее всего выведен из сборочного цеха);

2012 год ноябрь - декабрь
В конце ноября согласно графика строительства проведены испытания устройства центрирования и подтягивания, с помощью которого осуществляется присоединение спасательного аппарата к аварийным подводным лодкам. Уникальное изделие, изготовленное специалистами верфей, испытывалось на заводском стенде подъемно-мачтовых устройств и в первой декаде декабря уже было смонтировано на заказе;

2012 год декабрь
Окончание монтажа оборудования. В середине декабря специалисты НПО "Аврора" и ЭРА произвели подключение приборов единой автоматизированной системы заказа (ЕАС). Затем начнется проверка ее работы, в которой будут участвовать не только работники верфи и ЭРА, но и представители семи контрагентских организаций. Этот этап наладки оборудования уже можно считать началом подготовки к предстоящим швартовным испытаниям. С 1 декабря на верфи началось обучение членов заводской сдаточной команды, в состав которой вошло около 30 человек. Фактически, СГА - опытный заказ, на котором установлено много новых систем и оборудования, поэтому на изучение всех его особенностей потребуется время. К началу испытаний все участники сдаточной команды пройдут аттестацию на знание систем и оборудования по своему заведованию. К началу испытаний будет также проведено обучение экипажа СГА;

2013 год
Швартовные испытания СГА запланировано провести в три этапа: в конце февраля - марте на стапеле в цехе; в апреле - мае на плаву у достроечной стенки; летом – в док-камере ОАО "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде с имитацией глубоководного погружения аппарата. Группа адмиралтейских специалистов в 2012 году побывала в командировке в Нижнем Новгороде. С коллегами с «Красного Сормово» были обсуждены вопросы транспортировки заказа, определено место его размещения, технические возможности предприятия, обговорен ряд организационных моментов;

2013 год 19 июля
Спущен на воду и поставлен к стенке ОАО "Адмиралтейские Верфи". По сообщениям прессы, сформированы и подготовлены два экипажа для СГА;

2013 год 13 - 15 августа
13.8 перегружен на трейлер и отправлен на Динабургскую базу. 14.8 погружен на железнодорожную платформу. 15.8 перевезен на станцию Сортировочная;

2013 год 16 - 23 августа
Перевезен по железной дороге на ОАО "Красное Сормово" (г.Нижний Новгород) для проведения в док-камере завода третьего завершающего этапа швартовных испытаний аппарата;

2013 год осень
Успешно прошел всю программу швартовных испытаний, в том числе отработку имитации глубоководного погружения в док-камере ООО "Красное Сормово";

2013 год декабрь
Успешно проведен 1-й этап заводских ходовых испытаний на Канонерском заводе (г.Санкт-Петербург). Было проведена процедура вывески и кренования заказа;

2014 год январь
Аппарат готовился к морской части испытаний. Экипажи проходили обучение. Аппарат предназначен для спасательного судна "Игорь Белоусов" проекта 21300С, вступление в строй которого первоначально было запланировано на 2014 год;

2014 год 1 апреля
На борту СС-750 убыл для проведения заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря у г.Балтийск. Программа испытаний расчитана на 37 суток и включает не менее 10 спусков аппарата, его скоростные и маневренные испытания, посадку СГА на имитатор комингс-площадки, а также проверку всех систем, входящих в единую автоматизированную систему (ЕАС) "Бестер";

2014 го 21 ноября
По сообщению пресс-службы МО РФ, СГА успешно завершил этап автономных заводских ходовых испытаний и в дальнейшем должен принять участие в заводских ходовых испытаниях СС "Игорь Белоусов";

2015 год 5 января
Заводские ходовые испытания спасательного судна "Игорь Белоусов" начались только в декабре 2014 года. Военно-морской флот должен получить океанское спасательное судно "Игорь Белоусов" проекта 21300С до конца 2015 года, сообщил представитель пресс-службы Минобороны по ВМФ кап.1р. Игорь Дыгало;

2015 год 28 марта - 7 мая
Спасательное судно "Игорь Белоусов" прошло третий этап заводских ходовых испытаний и прибыло к причалу ОАО "Адмиралтейские Верфи". В процессе ЗХИ СС «Игорь Белоусов» пять раз заходило в г.Балтийск, где 10.04.2015 погрузил на борт СГА "Бестер-1"», которому до 05.05.2015 предстояло отработать второй этап заводских ходовых испытаний. "За период испытаний мы произвели 13 погружений" – рассказал старший строитель, ответственный сдатчик СГА "Бестер-1" Игорь Андреев. Специалисты сдаточной команды и испытательной партии, представители военной приёмки вместе с членами экипажа СГА неоднократно погружались в аппарате на глубины от 20 до 80 метров, проводя под водой до 7 часов в день. Следующий четвертый этап испытаний СС "Игорь Белоусов" планируется на август - октябрь 2015 года;

2015 год 11 сентября
Спасательное судно "Игорь Белоусов" после очередного этапа испытаний прибыло в г.Балтийск для пополнения необходимых запасов и отдыха экипажа перед проведением второго этапа межведомственных испытаний. Также во время стоянки в г.Балтийск на судно был установлен СГА "Бестер-1";

2015 год 7 октября
Специалисты спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Балтийского флота приступили к проведению государственных испытаний СГА "Бестер-1". В пресс-службе ЗВО по Балтийскому флоту пояснили, что СГА "Бестер-1" установлен на спасательном судне "Игорь Белоусов". В частности, проводятся скоростные и маневренные испытания, а также спуски аппарата на дно Балтийского моря. В государственных испытаниях, помимо спасательное судна "Игорь Белоусов", задействована подводная лодка проекта 877. По окончании государственных испытаний СГА "Бестер-1" войдет в состав сил поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского флота России и в дальнейшем будет использоваться на спасательном судне "Игорь Белоусов";

2015 год 25 декабря
Спасательное судно "Игорь Белоусов" с СГА "Бестер-1" на борту вступило в строй. СС вошло в состав ВМФ после успешного завершения государственных испытаний, в ходе которых была проверена работоспособность всех спасательных средств, которыми оснащено судно. В частности, прошли испытания и СГА "Бестер-1", с помощью которого будет проводиться непосредственное спасение экипажей затонувших подводных лодок на глубине до 700 метров. Спасательное судно "Игорь Белоусов" предназначено для Тихоокеанского флота и включено в состав аварийно-спасательного отряда ВМФ РФ с базированием во Владивостоке;

2016 год 6 января
После успешно проведенных государственных испытаний, доставлен самолетом военно-транспортной авиации из Санкт-Петербурга на Тихоокеанский флот и включен в состав службы поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ", — заявил начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-морского флота России кап.1р. Дамир Шайхутдинов, слова которого цитирует управление пресс-службы и информации Минобороны России. Он уточнил, что до перебазирования на ТОФ СС "Игорь Белоусов", "Бестер-1" будет выполнять задачи, находясь на борту СС "Алагез" ;

2016 год 1 - 2 февраля
Произведена погрузка на борт СС "Алагез" специалистами ОАО «Центр судоремонта "Дальзавод". ТРК "Звезда" и "Вести.RU" сообщили о вступлении СГА в состав ВМФ и заступлении в боевое дежурство на СС "Алагез";

2016 год 3 ноября
Силы поисково-спасательного обеспечения Тихоокеанского флота провели учение по спасению экипажа подводной лодки условно терпящей бедствие в заливе Петра Великого. В учении задействована дизельная подводная лодка "Могоча" проекта 877, спасательное судно «Игорь Белоусов», с глубоководным обитаемым аппаратом АС-40 на борту и телеуправляемым подводным аппаратом «Пантера плюс», госпитальное судно «Иртыш», быстроходные катера и группа водолазов. К учению привлекался вертолет Ка-27ПС морской авиации ТОФ;

2019 год 22 апреля
Экипаж спасательного судна "Игорь Белоусов" в ходе учений в заливе Петра Великого оказал помощь "аварийной" дизельной подводной лодке, лежащей на грунте на глубине 70 метров, сообщил журналистам начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту Николай Воскресенский. "Подводная лодка, находящаяся на глубине 70 метров, была обнаружена техническими средствами и предварительно осмотрена с помощью рабочего необитаемого глубоководного подводного аппарата "Пантера плюс". После этого был осуществлен спуск на воду спасательного глубоководного аппарата АС-40 проекта 18271 ("Бестер-1")", - сообщил Воскресенский. Экипаж АС-40 подошел к субмарине и состыковался с комингс-площадкой подводной лодки. Несколько подводников перешли на борт спасательного аппарата, после чего он расстыковался с подлодкой и всплыл. На борту судна "Игорь Белоусов" медики отработали оказание первой медицинской помощи условно пострадавшим подводникам;

2019 год 2 мая
По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, экипажи спасательных судов России и Китая провели учения по оказанию помощи подводной лодке, лежащей на грунте. В рамках военно-морского учения «Морское взаимодействие–2019» спасательные суда Тихоокеанского флота «Игорь Белоусов» и ВМС Национально-освободительной армии Китая «Шандондао» совместно с морской авиацией обнаружили «аварийную» подлодку, лежащую на семидесятиметровой глубине. После обследования с помощью глубоководного спасательного аппарата АС-40 подлодки «Юаньчжень», поисково-спасательная группа Тихоокеанского флота эвакуировала личный состав. Аналогичным образом китайские коллеги провели операцию по спасению экипажа подводной лодки "Комсомольск-на-Амуре";

2019 год 15 ноября
Учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, было проведено в акватории залива Петра Великого у берегов Приморского края. Как сообщает пресс-служба Минобороны, в ходе учения, в котором задействовали спасательное судно Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов", проверили готовность личного состава и техники спасателей к выполнению задач по предназначению. "Для решения задач был задействован глубоководный спасательный аппарат АС-40 проекта 18271 ("Бестер-1"). В морском полигоне аппарат был спущен на воду с судна-носителя, погрузился и с помощью технических средств выполнил поиск стенд-макета подводной лодки на глубине более 60 метров. Экипаж глубоководного аппарата произвел осмотр и очистку комингс-площадки "аварийной подлодки", осуществил подход к ней, закрепился на комингс-площадке и провел тренировку по выводу экипажа подлодки", - говорится в сообщении. Специалисты выполнили две стыковки аппарата со стенд-макетом подлодки;

2019 год 4 декабря
В военно-морской базе Камрань (Вьетнам) многофункциональное спасательное судно Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" приняло участие в совместных с подводной лодкой ВМС Вьетнама ТР Ho Chi Minh (183) учениях поисково-спасательной направленности. По сценарию учений вьетнамская ПЛ в результате аварии легла на грунт. К ней направляется российский глубоководный аппарат АС-40, который выполнил задачи по поиску стыковочного шлюза. В то же время подводники условно покину подводную лодку через торпедные аппараты. Главной задачей учений стала отработка взаимодействия военно-морских сил двух государств и создание единого подхода к спасательным операциям. На учениях присутствовал начальник Главного штаба ВМФ России вице-адмирал А. Воложинский;

2020 год 9 апреля
В акватории залива Петра Великого экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" отработал практические задачи по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Как сообщает пресс-служба Минобороны, был задействован глубоководный спасательный аппарат АС-40 проекта 18271, который базируется на этом судне. "В глубоководном полигоне аппарат был спущен на воду, погрузился и выполнил поиск стенд-макета подводной лодки на глубине около 70 метров. Далее экипаж глубоководного аппарата осмотрел и очистил манипулятором комингс-площадку "аварийной подлодки", подошел к ней, закрепился и провел тренировку по выводу экипажа ПЛ";

2020 год 26 июня
В акватории залива Петра Великого экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" отработал практические задачи по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Как сообщает пресс-служба Минобороны, был задействован глубоководный спасательный аппарат АС-40 проекта 18271, который базируется на этом судне. В глубоководном полигоне аппарат был спущен на воду, оценил скорость подводного течения, прозрачность воды и выполнил поиск стенд-макета одного из отсеков подводной лодки на глубине около 60 метров. Далее экипаж глубоководного аппарата осмотрел комингс-площадку "аварийной подлодки", подошел к ней и выполнил стыковку. Тихоокеанцы провели тренировку по вентиляции отсеков "аварийной подлодки" и выводу её экипажа. Контроль за работой спасателей под водой осуществлялся с использованием телеуправляемого подводного аппарата;

2021 год 3 апреля
Экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота "Игорь Белоусов" провёл в Японском море плановое учение по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Специалисты спасательного отряда главной базы ТОФ задействовали глубоководный спасательный аппарат АС-40. Аппарат был спущен на воду и выполнил поиск стенд-макета подводной лодки на глубине около 60 метров. Экипаж аппарата осмотрел комингс-площадку "аварийной подлодки" и выполнил стыковку. Далее тихоокеанцы провели тренировку по вентиляции отсеков "аварийной подлодки" и выводу её экипажа;

2021 год 1 ноября
В заливе Петра Великого состоялось плановое учение поисково-спасательного отряда Тихоокеанского флота (ТОФ), в ходе которого экипаж спасательного глубоководного аппарата АС-40 отработал действия по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. Работы обеспечивал экипаж спасательного судна «Георгий Козьмин». Мероприятие было проведено в специальном морском полигоне боевой подготовки, где на глубине около 60 метров на дне закреплён макет комингс-площадки условной подводной лодки, лежащей на грунте. В ходе учения СС «Георгий Козьмин» прибыл в назначенный район и с помощью необитаемого глубоководного подводного аппарата “Пантера плюс” обнаружил и предварительно осмотрел макет комингс-площадки подводной лодки. После этого со спасательного судна спустили на воду глубоководный аппарат. Экипаж АС выполнил погружение, вычислил координаты подводного объекта, и после этого осуществил подход к стенд-макету комингс площадки подводной лодки и успешно произвёл с ней стыковку на глубине около 60 метров;

2022 год 19 апреля
Экипаж спасательного судна "Георгий Козьмин" Тихоокеанского флота в заливе Петра Великого провел тренировку по спасению условно терпящей бедствие подводной лодки. Об этом сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Восточного военного округа по ТОФ капитан 3 ранга Илья Колесников. Моряки в глубоководном спасательном аппарате АС-40 спустились под воду к стенд-макету, имитирующему лежащую на грунте подводную лодку. Они осмотрели комингс-площадку "аварийной субмарины", выполнили стыковку и произвели вентиляцию отсеков. После подачи напряжения и питания экипаж установил связь "подлодки" со спасателями, находящимися на "Георгии Козьмине";

2022 год 4 июня
Экипаж СПА в акватории залива Петра Великого провёл тренировку по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. В ходе тренировки СПА был спущен на воду с борта спасательного судна "Георгий Козьмин", после чего экипаж СПА выполнил поиск стенд-макета эпроновской выгородки, имитирующей лежащую на грунте подводную лодку. На специальном водолазном полигоне личный состав СПА произвёл осмотр «аварийной» подлодки, а затем выполнил стыковку с комингс-площадкой и произвёл вентиляцию отсеков условной субмарины. После проверки подачи напряжения и питания экипаж отработал завершающий элемент тренировки, установив связь на условно терпящей бедствие подводной лодке со спасательным судном;

2023 год 20 марта
Пресс-служба Восточного военного округа по ТОФ сообщила, что экипаж глубоководного спасательного аппарата АС-40 провел совместную тренировку с подводниками у берегов Камчатки по спасению условно аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. "В ходе тренировки "АС-40" был спущен на воду с борта спасательного судна "Георгий Козьмин", после чего экипаж глубоководного аппарата на специальном водолазном полигоне выполнил поиск стенд-макета эпроновской выгородки, имитирующей лежащую на грунте подводную лодку", - говорится в сообщении. В ходе тренировки экипаж произвел осмотр "аварийной подлодки", а затем выполнил стыковку с комингс-площадкой с последующей вентиляцией отсеков условной ПЛ. "После проверки подачи напряжения и питания экипаж отработал завершающий элемент тренировки, установив связь на условно терпящей бедствие подводной лодке со спасательным судном "Георгий Козьмин". В мероприятии была задействована одна из подводных лодок из состава подводных сил Тихоокеанского флота;

2024 год 2 августа
Пресс-служба Восточного военного округа по ТОФ сообщила, что экипаж глубоководного спасательного аппарата АС-40 в заливе Петра Великого провёл тренировку по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте. В ходе тренировки АС-40 был спущен на воду с борта спасательного судна «Игорь Белоусов», после чего экипаж глубоководного аппарата на специальном водолазном полигоне выполнил поиск стенд-макета эпроновской выгородки, имитирующей лежащую на грунте подводную лодку на глубине 200 метров. Личный состав АС-40 произвёл осмотр «аварийной» подлодки, а затем выполнил стыковку с комингс-площадкой с последующей вентиляцией отсеков условной ПЛ. После проверки подачи напряжения и питания экипаж отработал завершающий элемент тренировки, установив связь на условно терпящей бедствие ПЛ со спасательным судном «Игорь Белоусов»;

2024 год
Находится в строю и входит в состав поисково-спасательного отряда Тихоокеанского флота ВМФ РФ.




командиры (СГА в составе ВМФ):


1. Кузнецов Г.Ю. (1993-1995) командир АС-38
2. Козлов С. (201?-2016-201?)



дополнительная информация:


1. Фотография СГА "Бестер-1" перед погрузкой на трейлер. 13.08.2013г.
2. Фотография СГА "Бестер-1" у причальной стенки. 28.07.2013г.
3. Фотография СГА "Бестер-1" на борту CC-750. 07.04.2014г.



список источников:


1. "Началась подготовка "Бестера" к первому этапу швартовых испытаний" (http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=132482)
2. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
3. "Антигосударственная тайна", Российская газета (http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0829/1.shtm).
4. "Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин" (http://libnn.ru/content/view/283/292/).
5. Собщения новостных агентств.
6. Газета "Адмиралтиец", №16, 26.08.2013г.
7. Газета "Адмиралтиец", №5, 07.04.2014г.
8. Газета "Адмиралтиец", №9, 18.05.2015г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2013-2024