Проект 21310 "Тритон-НН".
1. Количество носителе проекта: 1 (предположительно).
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||
НИЖНИЙ НОВГОРОД. Судостроительное предприятие "Волга" (1 предположительно) | ||||
? |
200? |
2008? |
2009-2010 |
4. История проекта:
Погружающийся катер-носитель водолазов (ПКНВ) проекта 21310 является синтезом скоростного катера с подводным аппаратом. Головным разработчиком является ЦКБ «Лазурит» (наблюдающие Гребенчук В.М., Харитонов В.В., Овчинников А.В., Берков Ю.А.).
По информации Беркова А.Ю., являвшегося наблюдающим в ходе опытно-конструкторских работ, катер способен двигаться как в надводном положении, глиссируя по воде, так и под водой. Основная схема использования — «берег-берег». По его утверждению, в этом проекте реализована старая идея комплексированного РЭВ ПСД (радиоэлектронного вооружения подводного средства движения), содержащего средства навигации и гидроакустики НГАК (научный гидро-акустический комплекс) «Море-НН», «Кубист-96» и «Щавельник». В НГАК входят современные средства навигации — космическая навигационная система, бесплатформенная инерциальная система, бортовая вычислительная система, доплеровский гидроакустический лаг и цифровая карта. В ПКНВ, кроме нового перспективного оборудования, разработаны и использованы оригинальные компоновка и транспортное и спуско-подъемное устройство, позволяющее работать с необорудованного берега.
По информации шведского эксперта Йоахима фон Брауна, в надводном положении предусмотрены два режима — скоростной до 30-40 узлов, при котором катер сильно выступает над водой, и полупогруженный скрытный. У катера высокая манёвреность благодаря выдвигающимся электрическим двигателям сзади и спереди, так что в принципе, он способен разворачиваться на месте. Разработка была начата в 1988 году, но после распада СССР проект был заморожен. В 2000 году Правительство РФ возобновило финансирование оборонных проектов, в том числе и по теме "Протон-НН". В двухтысячных годах по этому проекту проводились опытно-конструкторские работы. Изготовлением транспортного средства занималось нижегородское судостроительное предприятие "Волга". Ввиду сложности подсистем и режимов работы натурные испытания проводились в бассейне ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова, а после отработки на Балтике работа была завершена государственными испытаниями опытного образца в декабре 2008 года.
По информации из Википедии, в 2009 - 2010 ПКНВ был поставлен в части подводного спецназа, включая базирующиеся в Калининграде. По предположению фон Брауна, нештатная ситуация на борту именно такого катера, выполнявшего задание в районе Стокгольмского архипелага вынудила его экипаж произвести 16 октября 2014 года радиообмен, который был перехвачен шведскими ведомствами, что привело к проведению поисковых работ шведскими вооружёнными силами. Однако МО РФ не подтвердило ни факт нештатных ситуаций с подводными лодками БФ, ни факт их наличия в указанном районе. Однако по информации от 19.08.2016 с сайта korabel.ru, на сегодняшний день с "Тритон-НН" ситуация сложная. Государственные испытания пройдены, проект реализован, но в данный момент министерство обороны не выразило своей заинтересованости в этом проекте. Катер уже несколько лет находится на ответственном хранении на территории конструкторского бюро "Лазурит" в Нижнем Новгороде.
5. Схема проекта:
? Нет данных.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное | нет данных | |
скорость | ||
в подводном положении | нет данных | |
в надводном положении | 30-40 узлов | |
глубина погружения | ||
рабочая: | нет данных | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | нет данных | |
ширина: | нет данных | |
осадка: | нет данных | |
обитаемость | ||
экипаж: | нет данных | |
водолазы: | нет данных |
7. Источники:
- Информация с сайта ОАО "ЦКБ "Лазурит" http://www.cdb-lazurit.ru.
- Берков Ю.А. "Развитие средств специального назначения", Москва, 2003г.
- Информация с сайта "Википедия" (https://ru.wikipedia.org) из статьи "Тритон-НН" по состоянию на 20.10.2014г.
- "Скоростной погружающийся катер-носитель водолазов "Тритон-НН"" (https://www.korabel.ru/news/comments/skorostnoy_pogruzhayuschiysya_kater-nositel_vodolazov_triton-nn.html)
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2014-2019