Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 885 (08850) и 885М (08851)

Проекты 885 (08850) "Ясень", 885М (08851) "Ясень-М" и 885МА? (08852?)(NATO – “Granay”).



1. Количество подводных лодок проекта: 4 + 5 (в постройке) + 3 (план)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка. Проект 08850


Вид с сайта "Российская Газета" (первоисточник на сайте http://paralay.com/885.html)



Предполагаемый вид АПЛ сильно варьировался в зависимости от года публикации и источника:


Подводная лодка. Проект 08850

Вид на 2000 год, по данным «Подводные лодки с крылатыми ракетами» Гусев А.Н.


Подводная лодка. Проект 08850

Вид на 2001 год, по данным «Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России» Бережной С.С.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ОАО "ПО "Севмаш" (4+5+3)

 К-560 "Северодвинск"

160

21.12.1993

15.06.2010

17.06.2014

 проект 08850

 К-561 "Казань"

161

24.07.2009

31.03.2017

05.05.2021

 проект 08851

 К-573 "Новосибирск"

162

26.07.2013

25.12.2019

21.12.2021

 проект 08851

 К-571 "Красноярск"

163

27.07.2014

30.07.2021

30.11.2023

 проект 08851

 К-564 "Архангельск"

164

19.03.2015

29.11.2023

план 2024?

 проект 08851 в постройке

 К-? "Пермь"

165

29.07.2016

план 2024?

план
2024-2025?

 проект 08851 в постройке

 К-? "Ульяновск"

166

28.07.2017

план 2025?

план
2025-2026?

 проект 08851 в постройке

 К-? "Владивосток"

167?

20.07.2020

план 2026?

план 2027?

 проект 08851
 06.2019 - заключен контракт

 К-? "Воронеж"

168?

20.07.2020

план 2027?

план 2028?

 проект 08851
 06.2019 - заключен контракт

 К-?

?

план

план

план

 проект 08852(?)
 11.2023 - информация в СМИ

 К-?

?

план

план

план

 проект 08852(?)
 11.2023 - информация в СМИ

 К-?

?

план

план

план

 проект 08852(?)
 11.2023 - информация в СМИ



4. История проекта:


В 1977 году в СССР, практически одновременно с США, начались работы по формированию облика атомных подводных лодок 4-го поколения. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, “противоавианосная” и т.п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач.

К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки Ленинградское (позднее — Санкт-Петербургское) МБМ “Малахит” приступило в конце 1980-х годов. Главным конструктором АПЛ стал Б.Н. Пядов.

Основным оружием новой подводной лодки, в соответствии с первоначальными планами, должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс “Оникс”, разрабатывавшийся с середины 1980-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора Г.А. Ефремова.

После распада Варшавского договора, а затем — и Советского Союза, геополитическая обстановка в мире существенно изменилась, что не могло не наложить свой отпечаток и на планы в области подводного кораблестроения. Новая военно-стратегическая ситуация и изменение характера угроз потребовали адекватного реагирования со стороны ВМФ.

Кораблями, способными решать задачи в изменившихся геополитических и военно-экономических условиях, должны были стать многоцелевые подводные лодки 4-го поколения проекта 885 (шифр “Ясень”).

За годы проектирования и строительства головной подводной лодки проекта 885 СПМБМ “ Малахит” совместно с НПО машиностроения, НПО “Новатор” и 28-ым НИИ ВМФ выполнил ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс “Оникс”, оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия, что существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям.

По теме “Сопряжение” было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети из ПЭВМ всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.

Для установки на перспективных кораблях в НИИ “Штиль” началась работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 км. Это потребовало разработки алгоритмов обработки сигналов, учитывающих особенности распространения их в различных гидроакустических условиях.

Закладка головной АПЛ проекта 885, получившей название "Северодвинск", состоялась 21 декабря 1993 г. на ПО “Северном машиностроительном предприятии” (г. Северодвинск). Однако в дальнейшем ход работ по финансовым причинам резко замедлился. В течении 17 лет фактически велась борьба за “выживание” проекта.

АПЛ “Северодвинск” — полуторокорпусного типа, выполненная по одновальной схеме. Прочный корпус изготовлен из высокопрочной стали. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа. В центральной части корпуса лодки размещен ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами.

Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой 4-го поколения, выполненной по интегральной компоновочной схеме (моноблок). Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме (в корпусе моноблока), а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. В связи с тем, что доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, затруднен, подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. Установка удовлетворяет всем современным требованиям по ядерной безопасности.

По сообщению ряда Российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства.

Корабль оснащен новым гидроакустическим комплексом “Аякс” со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.

Основное ракетное вооружение АПЛ размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100(800?) “Оникс” (по сообщениям Российских средств массовой информации — 24 ПКР, по три в каждой шахте), противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.

По сообщению печати, максимальная дальность стрельбы новыми Российскими крылатыми ракетами, проходящими в настоящее время летные испытания и способными нести как ядерные, так и неядерные БЧ, превышает 5000 км. КР имеют минимальный уровень радиолокационной заметности (соизмеримый с сотыми долями метра) и сверхвысокую точность попадания (порядка 5 м).

650-мм и 533-мм торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности лодки и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из них могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые Екатеринбургским ОКБ “Новатор” (генеральный директор Павел Каменев). О возможностях этих ракет можно составить представление по информации об их экспортных вариантах, представленной на страницах открытой Российской печати.

ОКБ “Новатор” разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э (являющаяся развитием КР “Гранат”) состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически “несбиваемой” средствами ПВО ближнего рубежа надводных кораблей. ПКР длиной 8,22 м и стартовой массой 2300 кг имеет дальность стрельбы более 220 км (из них 20 км — на сверхзвуковом режиме). Масса БЧ составляет 200 кг.

Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 (длина 6,20 м, стартовая масса 1780 кг) отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей дальностью (до 300 км) и более мощной БЧ (400 кг).

Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства — ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотометра при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.

Вышеперечисленные ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.

Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

Планировалось, что АПЛ "Северодвинск" войдет в состав Российского флота уже в 2000 году. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки (сейчас заводом называется конец 2011 года). После введения в строй первого корабля планировалось строительство еще шести однотипных кораблей.

Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа “Северодвинск”, оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника. По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ проекта 885 проекта будет соизмерим с уровнем американской АПЛ “Си Вульф” (специалисты затрудняются отдать пальму первенства той или иной подводной лодке). В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности, чем ее американский аналог.

Со ссылкой на военно-морскую разведку США в СМИ сообщалось, что Россия начала проектирование усовершенствованного варианта АПЛ "Северодвинск", отнесенного американцами к подводным лодкам пятого поколения. По их мнению, эта АПЛ будет иметь шумность, меньшую чем у любой лодки ВМС США (в том числе и «Си Вульф»). Предполагалось, что строительство новой АПЛ, названной в американской печати "Северодвинск-I", начнется в 2002-2004 гг., а ее вступления в строй состоится в 2006-2008 гг. Однако только 24 июля 2009 года была заложена вторая лодка серии - "Казань". Вторая и последующие лодки, по данным открытых источников, будут строиться по модернизированному проекту 885М (08851) "Ясень-М". По состоянию на 2012 год анонсирована закладка и постройка серии из шести кораблей "Ясень-М" (всего - семь кораблей данного типа). В 2017 год был заложен последний корабля серии по этой программе - "Ульяновск".

Министерство обороны России заключило госконтракты на поставку двух многоцелевых атомных подлодок «Ясень-М», а также партии дизель-электрических подлодок «Лада». Об этом 28.06.2019 на форуме «Армия-2019» объявил диктор во время торжественной церемонии, сообщило «РИА Новости». В Северодвинске на "Севмаше" в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне должны были заложить две атомные подводные лодки проекта 885М "Ясень-М". Однако церемония была перенесена сначала на 16.07.2020, а затем на 20.07.2020 (очевидно, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в регионе).

20.11.2023 - в СМИ появилась информация о планах закладки дополнительно еще трех АПЛ семейства "Ясень" проекта 885М(08851)/885МА?(08852?).


5. Схема проекта:



Схема с сайта "Российская Газета" (первоисточник на сайте http://paralay.com/885.html)


Предполагаемая схема устройства АПЛ сильно варьировалась в зависимости от источника:


Схема по данным «Подводные лодки с крылатыми ракетами» Гусев А.Н.


Схема по данным «Отечественные атомные подводные лодки» Техника и Вооружение 05-06.2000


6. Тактико-технические данные проекта (РИА Новости, 2010г.):


данные в разных источниках серьезно отличаются, в скобках указан диапазон изменений:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 8600 (8600 - 11740) тонн
  подводное: 13800 (11500 - 13800) тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: до 31 узла
  глубина погружения  
  рабочая: 380 метров
  предельная: 500-600 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 119,0 (119,0 - 120,0 метров
  высота: 13,5 (12 - 15) метров
  осадка средняя: 9,4 (8,4 - 10,0) метров
  конструктивный тип: полуторокорпусная
  вооружение  
  533-мм и 650-мм носовые торпедные аппараты: 8
  общее число торпед: 30 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин
  ракеты комплекса "Оникс" или ракет нового типа 24 или 32 ракеты (возможно применение СКР, ЗУР подводного пуска, сверхмалых ПЛ-роботов)
  энергоустановка  
  тип: одновальная паротурбинная АЭУ мощностью 40-50 тыс. л.с.
  обитаемость  
  экипаж:

90 (85 - 90) человек

7. Источники:


- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России:Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", 2 выпуск, Санкт-Петербург, 2000г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и Вооружение, 05-06.2000г.
- "Проекты и строящиеся корабли", Журнал "Власть", №29 (832) от 27.07.2009г.
- Место на стапеле заняла "Казань", Российская Газета, 27.07.2009г.
- Ленты новостных агентств.
- "Северодвинск" из эллинга выводил президент", Правда Севера, 16.06.2010, Архангельск.
- "На Севмаше выводят из стапельного цеха головной корабль "Северодвинск", сайт "Российская Газета".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2023