Rambler's Top100 Подводные лодки ВМС Греции

Эмблема ВМС Греции







Николаев А.С.

Подводные лодки ВМС Греции.

Краткий исторический обзор (1886 год – 2010 год)






Как не удивительно для подводника страны, имеющей один из самых больших подводных флотов в мире, Греция, которая всегда ассоциировалась для меня с чудесной природой, античными богами и гордым народом, оказывается еще и обладает одной из старейших в мире историй своего подводного флота. В 2011 году подводному флоту Греции исполнится 125 лет. В разное время в составе ВМС Греции находились 33 подводные лодки. В этой истории были и бесстрашные походы, и мастерские атаки, и замечательные победы, и потери подводных лодок. Более 120 греческих подводников не вернулись из боевых походов. Вечная память тем, кто бесстрашно и до конца выполнил свой воинский долг в глубине таких мирных и лазурных вод Средиземного моря.



С момента обретения Грецией независимости в 30-е годы XIX века противником № 1 для нее была Турция. Это обстоятельство обусловило внимание греческих властей к вопросам обороны, в том числе на море. Еще в 1886 году греки, поддавшись оголтелой рекламной кампании, организованной шайкой торговцев оружием во главе со шведским бизнесменом Норденфельтом, купили подводную лодку (в дальнейшем - ПЛ) с паровым двигателем единого хода, построенную по проекту Джорджа Гэррета. Увы! Реального боевого значения эта посудина не имела.

В 1910 году греки заказали французской фирме "Шнейдер" две дизель-электрические ПЛ по проекту Лобёфа (уменьшенный вариант французских ПЛ типа "Brumaire"), которые вступили в строй в 1912 году ("Delphinos") и 1913 году ("Xiphias"). Эти подводные лодки участвовали в Первой и Второй балканских войнах. ПЛ "Delphinos", под командованием капитан-лейтенанта Папаригопулоса, прославилась тем, что произвела успешную торпедную атаку, потопив турецкий транспорт. Она же чуть раньше (09.09.1912), произвела торпедную атаку турецкого крейсера "Меджидие", выпустив в него одну торпеду с дистанции около 500 метров. Однако торпеда утонула, не дойдя до цели. Обе лодки списали в 1921 году, в связи с сильной изношенностью механизмов.

Проиграв войну с Турцией в 1920-1923 гг., греки мечтали о реванше и, несмотря на трудное экономическое положение, тратили изрядные суммы на развитие армии и флота. Уже в 1925 году они заказали во Франции 6 ПЛ типа "600 тонн". Две ПЛ были построены в 1926 году по проекту Лобёфа - серия "С" ("Katsonis" Y-1 и "Papanicolis" Y-2), а четыре ПЛ были построены в 1927-1928гг. по проекту Симоно - серия "А" ("Glafkos" Y-6, "Nireus" Y-4, "Proteus" Y-3 и "Triton" Y-5). Качество постройки было хорошим, но торпедное вооружение - слабым. Дело в том, что французы в 1920-е годы на всех своих ПЛ ставили палубные торпед-ные аппараты, которые невозможно перезаряжать в подводном положении. В отличие от французских прототипов, греческие ПЛ получили английские 4-дюймовые орудия, установ-ленные - тоже по английскому образцу - на высокой закрытой платформе внутри ограждения рубки.

Когда началась Вторая Мировая война, поначалу греков атаковали итальянцы. В ходе боевых действий итальянские войска потерпели ряд поражений. Тогда на помощь своим союзникам пришли немцы. В мае 1941 года их парашютный десант захватил остров Крит, а танковые и моторизованные части Вермахта разгромили греческую армию на континенте. Греческий флот ушел в британские порты - в Александрию, Ла-Валетту и Гибралтар. Он продолжил борьбу в составе британского Средиземноморского флота.

В ходе войны греческий ВМФ получил от англичан еще 3 ПЛ: Р-712 (бывшая итальян-ская "Perla" (греки назвали ее "Matrozos" Y-7), "Veldt" типа "V" (переименована в "Pipinos" Y-8) и "Vengeful" типа "V" (переименована в "Delphinos" Y-9?).

За время боевых действий в 1941-1944 гг. греки потеряли 4 ПЛ из 9 ПЛ ("Glafkos" - 04.04.1942 потоплена авиацией противника в гавани о.Мальта, "Katsonis" - 14.09.1943 потоплена германским охотником Uj-2101 в районе о.Волос (Эгейское море), "Proteus" - 29.12.1940 потоплена итальянским миноносцем "Antares" в районе албанского порта Валона (Адриатическое море) и "Triton" - 16.11.1942 потоплена германским охотником Uj-2102 в Эгейском море). Греческие же подводники потопили немецкий миноносец "ТА-19" (бывший итальянский "Calatafimi" водоизмещением 863 брт.) и 7 пароходов противника (общим водоизмещением 28.194 брт.).



В 1945-1946гг. из состава ВМФ Греции были списаны обе оставшиеся ПЛ французской постройки, в связи с сильной изношенностью механизмов. Состав же флота был пополнен подводными лодками Великобритании типа "V" в 1946 году ("Virulent" (переименована в "Argonaftis") и "Volatile" (переименована в "Triaina") и типа "U" в 1945 году ("Untiring" (переименована в "Amfitriti") и "Upstart" (переименована в "Xifias"). Все эти лодки к началу 50-х годов морально устарели и были серьезно изношены. Обе ПЛ типа "U" были списаны в 1952 году, возвращены Великобритании и уничтожены во время учений как мишени в 1957 году. Все ПЛ типа "V" были списаны в 1957-1958гг. Три из них возвращены Великобритании и сданы на слом в 1958-1959гг. ПЛ "Argonaftis" 11.1958 при буксировке с о.Мальта в Англию в шторм выбросило на испанское побережье, где ее и разобрали на металл в 1961 году.

На смену "ветеранам" Второй Мировой войны в состав ВМС Греции по программе военной помощи NATO в 1957-1958гг. поступили 2 американские ПЛ типа Gato. В 1957 году - ПЛ SS-260 "Lapon" (переименована в "Poseidon" S-78) и в 1958 году - ПЛ SS-259 "Jack" (переименована в "Amphitriti" S-09). В 1964 году по той же программе в состав ВМС Греции вошла американская ПЛ типа "Balao" SS-397 "Scabbardfish" (переименована в "Triaina" S-86). Эти ПЛ прослужили в ВМС в основном до середины 70-х годов. ПЛ "Amphitriti" была подарена Греции, в 1966 году выведена из состава ВМС и использовалась как источник запасных частей для других ПЛ американской постройки. ПЛ "Poseidon" списана в 1975 году и возвращена (?) в США, где уничтожена как мишень. ПЛ "Triaina" в 1976 году выкуплена у США и использовалась в дальнейшем как учебно-тренировочное судно (в дальнейшем УТС), списана в 1979 году.

В 70-х годах ВМС Греции приобрели в США еще 2 ПЛ, но так как они был достаточно "древними" по меркам того времени, то эти ПЛ использовались в основном как УТС. В 1972 году - ПЛ типа GUPPY IIA SS-365 "Hardhead" (переименована в "Papanikolis" S-114) и в 1973 году - ПЛ типа GUPPY III SS-487 "Remora" (переименована в "Katsonis" S-115). Эти ПЛ прослужили грекам верой и правдой по 20 лет и были списаны соответственно в 1992 и 1993 годах.

С конца 60-х годов для подводных сил Греции выбирается новый разработчик проектов и строитель ПЛ - Германия. Этому выбору Греция не изменяет и до сегодняшних дней. Греция стала первой страной, заказавшей фирме HDW (Германия) ПЛ типа 209, которые стали основой многих флотов различных стран.

За период 1968-1972 в Германии были построены и вошли в состав ВМС Греции первые 4 ПЛ проекта 209/1100: "Glavkos" S-110, "Nireus" S-111, "Triton" S-112 и "Proteus" S-113. Эти ПЛ в 80-х годах прошли модернизацию. На них был установлен противокорабельный ракетный комплекс "Sub-Harpoon" и другое новое современное оборудование. Все ПЛ этого проекта находятся в составе ВМС Греции и предположительно останутся в строю до 2012 года (срок ввода в строй всех новейших ПЛ проекта 214).

В дальнейшем за период 1976-1980 в Германии были построены и вошли в состав ВМС Греции еще 4 ПЛ модернизированного проекта 209/1200: "Poseidon" S-116, "Amphitrite" S-117, "Okeanos" S-118 и "Pontos" S-119. Все эти ПЛ имеют на вооружении противокорабельный ракетный комплекс "Sub-Harpoon" и другое новое современное оборудование. На 2010 год все ПЛ этого проекта находятся в составе ВМС Греции.

В 2000 году Греция объявила о намерении приобрести для своих ВМС еще три-четыре новейшие ПЛ типа 214, спроектированные в Германии на основе вооружения, механизмов и оборудования экспортных дизельных ПЛ типа 209 и ПЛ типа 212 с комбинированной энергоустановкой (дизель-электрическая установка + электро-химические генераторы), строящихся для германских ВМС. По мнению ведущих специалистов, ПЛ с комбинированной энергоустановкой уже в настоящее время по своим характеристикам не только приблизились к атомоходам, но по некоторым показателями даже превосходят их.

Экспортная океанская ПЛ типа 214, согласно проекту, будет иметь комбинированную энергоустановку того же типа, что и ПЛ типа 212 (самый совершенный проект ПЛ Германии на сегодняшний день), и будет вооружена торпедным и ракетным вооружением. Помимо традиционных для германских дизельных ПЛ восьми торпедных аппаратов, ПЛ типа 214 будет оснащена четырьмя пусковыми установками для запуска ПКР "Sub-Harpoon". У новой ПЛ будет увеличенная до 400 м глубина погружения против 250 м у дизельной ПЛ типа 209, дополнительно снижены уровни физических полей, установлено более совершенное оборудование. Экспортные ПЛ типа 214 будут иметь большее водоизмещение и главные размерения, чем ПЛ типа 212. Строительство ПЛ типа 214 намечается осуществить по лицензионному договору, предусматривающему постройку головного корабля в Германии на верфи HDW в Киле, а остальных ПЛ - на греческой верфи в Скароманге. Первая ПЛ типа 214 "Papanikolis" предположительно должна уже находиться в составе ВМС Греции или проходить сдаточные испытания. Продолжается постройка еще 2 ПЛ типа 214 - "Matrozos" и "Pipinos". В 2008 году успешно завершились переговоры о постройке четвертой ПЛ "Katsonis" со сроком готовности в 2012 году.



Таким образом, к 2012 году ВМС Греции планируют иметь в своем составе 4 новейшие океанские ПЛ с комбинированной энергетической установкой и 4 дизельные ПЛ одного из самых удачных современных проектов ПЛ. При этом все ПЛ будут вооружены комплексом ударных крылатых ракет. На мой взгляд, это современный и высокобоеспособный подводный флот, которому по плечу решение широчайшего круга оперативных задач по обеспечению защиты государственных интересов Греции на морских рубежах Средиземноморья.



Использованные источники:
1. Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904», Аст, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
2. Тарас А.Е. «Подводные лодки Великой войны 1914-1918», Харвест, Минск, 2003г.
3. Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй Мировой войны 1939-1945», Харвест, Минск, 2004г.
4. Тарас А.Е. «Дизельные подводные лодки 1950-2005», Аст, Москва, Харвест, Минск, 2006г.
5. Александров Ю.И., Гусев А.Н. «Боевые корабли мира на рубеже ХХ-ХХ веков», ч.1, «Подводные лодки», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
6. Медведь Н.А. «Подводные лодки с гибридными энергетическими установками», Двигатель №5, 2008г.
7. Данные с сайта Военно-морских Сил Греции - http://www.hellenicnavy.gr



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, текст и верстка Николаев А.С.© 2010