Проект воздушно-подводного аппарата
(ВПА).
1.
Количество подводных лодок проекта: нет
2.
Изображение проекта:
3.
Состав проекта: не реализован
4. История проекта:
Е. А. Кобылянский, давний сотрудник
конструкторского бюро Г.М. Бериева и автор ряда книг
по истории авиации ещё в 1985 г. опубликовал, вероятно, самый первый в СССР
обзор работ по воздушно-подводным аппаратам (ВПА).
Вот что он писал: "Будущее за
теми ВПА, которые смогут переходить из одной среды в другую безостановочно, не
теряя времени на приводнение и разгон после всплытия. Тогда и волнение не
представит для них опасности. До сих пор подводные лодки погружались или
всплывали, заполняя водой или продувая балластные цистерны. Создателям будущих
воздушно-подводных аппаратов предстоит открыть эру динамического
"полета" в водной среде. При этом ученым, которые займутся проблемами
высокоскоростного движения в царстве Нептуна, придется встретиться с теми же
барьерами неизвестности, которые пришлось преодолевать в 50-60-е годы авиаконструкторам.
Правда, таким
ВПА понадобятся новые, особо прочные и легкие материалы, оригинальные силовые
установки, способные работать как в воздухе, так и под водой. Впрочем, единый
двигатель для ВПА уже существует - реактивный, компоненты
для топливной смеси которого можно получить и в атмосфере, и в воде".
Будущее покажет, насколько
справедлив этот прогноз. А сам Евгений Аверьянович,
незадолго до своей кончины, привел в одной из книг рисунок летающей подводной
лодки, разрабатывавшейся в Таганрогском авиацентре имени Г.М. Бериева в 1990-е годы.
Двухместный аппарат самолетного
типа, вполне современных очертаний, должен был иметь складывающееся при
подводном плавании крыло. Но, главное, по словам автора, таганрогский
ВПА проектировался так, чтобы исключить сколько-нибудь длительное пребывание на
поверхности воды.
5. Тактико-технические характеристики:
? Нет данных.
6. Источники:
-
В.А. Лесниченко А.Н. Гусев «Самолет и подводная
лодка» «Галея Принт»
Санкт-Петербург 2001.
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003