Rambler's Top100 Подводная лодка К.А. Шильдера

Подводная лодка К.А. Шильдера




фотография:


Макет подводной лодки К.А. Шильдера

Полноразмерный макет подводной лодки К.А. Шильдера в Музее Военно-морской Славы в парке "Острова Фортов" в г.Кронштадт.
Фотография Николаева А.С. 10.09.2023г.




историческая справка:


1834 год март
Начало строительства корпуса лодки на Александровском чугунолитейном и механическом заводе в Санкт-Петербурге;

1834 год май
Спущена на воду, по каналу, соединявшему заводской бассейн с Невой, выведена на свободную воду;

1834 год 29 августа
Демонстрационные испытания на Неве (около 40 верст от Петербурга по Шлиссельбургской дороге) в присутствии императора Николая I. К.А. Шильдер сам составил программу испытаний и отобрал людей для проведения испытаний. В экипаж были включены: унтер-офицер Антон Ионов, рядовой Абрамов Николай, рядовой Иванов Пётр, рядовой Иванов Тимофей, рядовой Карпов Епифан, рядовой Михайлов Денис, рядовой Михайлов Иван, рядовой Назаров Афанасий, рядовой Новицкий Назар, рядовой Огаршев Никита, рядовой Павлюченко Иван, рядовой Пустохин Михайло из состава лейб-гвардии саперного батальона с большой выслугой лет, имевшие боевой опыт. Вместе со штатным экипажем первые демонстрационные погружения совершали офицеры - сам К.А. Шильдер (командир лодки), подпоручик Л.А. Бем (ответственный за гальваническое оборудование), П.П. Ковалевский (ответственный за ракетное вооружение) и инженер-поручик Д.П. Щербачёв (ответственный за механическое оборудование). Ниже по течению реки поставили на якоря парусные шаланды, изображавшие неприятельские линейные корабли. "Пока лодка с восемью членами экипажа выходила на середину реки, Шильдср стоял па палубе и командовал её движением. Как только она вышла на глубокой место, он спустился вниз, где мерцал свет двух свечей и лампадки перед иконой Николая Чудотворца, и задраил за собой люк. Лодка погрузилась и в подводном положении поплыла в сторону "неприятельских" кораблей. Сориентировавшись по направлению, Шильдер дал команду Ковалевскому нацелить пусковые трубы с ракетами, а Бему - замкнуть контакты электроцепи. Возможно тогда же впервые в мире в подводной лодке прозвучала команда "Пуск!" на запуск ракет из подводного положения. И в этот же момент находившиеся на берегу с изумлением увидели, как из-под воды неожиданно с шипением и громом взлетели несколько ракет и, оставляя огненный след, устремились к парусникам. В мгновение ока те бли сожжены дотла. Была также показана в действии и пороховая мина. Николай I остался весьма доволен увиденным - Россия обретала грозное морское оружие! По такому случаю Шильдер в тот же вечер на даче тестя устроил для первых подводников торжественный ужин, которому предшествовал молебен протоирея гвардейского саперною батальона отца Иоанна Горенского". (Константинов П. "Первая ракетная подводная лодка"). По результатам трехмесячных испытаний подводной лодки в 1834 году были награждены денежными премиями 84 нижних чина лейб-гвардии саперного батальона, гвардейского экипажа, ракетной №1 батареи и лабораторной №1 роты (подтверждением является рапорт Шильдера К.А. к графу Чернышеву А.И. от 01.09.1834г.). Это говорит о том, что испытания были признаны успешными, хотя конечно боевые и маневренные возможности этой подводной лодки были крайне низкими. На взгляд автора сайта, именно этот день следует считать днем рождения Российского подводного флота - 11 сентября по новому стилю;

1835 год
Переведена в Кронштадт, продолжение испытаний на Кронштадском рейде. Результаты испытаний - неудовлетворительные. В дальнейшем на лодку (в распоряжение Шильдера К.А.) из гвардейского экипажа назначались штатные командиры-офицеры – лейтенант Жмелёв Р.Н. (1838-1840) и лейтенант Адамопуло Л.П. (1840-1841). Этих офицеров можно считать первыми командирами подводных лодок в Российском флоте;

1838 год 24 июля
Испытания в Кронштадте после некоторых усовершенствований. При начале действий была снесена на якорный канат плота и сломала один из гребков с правой стороны. Отплыв на 50 сажен запустила 2 ракеты, которые до цели не долетели и взорвались далеко от ПЛ. При попытке прекрепить мину к корпусу судна, удачно ее закрепила, но была течением увлечена под киль судна, и только сигнальные шесты удержали лодку от полного ухода под киль. Плывший позади ПЛ катер взял ее на буксир. В дальнейшем ПЛ очень плохо управлялась и неудачно маневрировала, часто прибегая к помощи буксира;

1838 год - 1840 год
На ПЛ проводились доработки и усовершенствования;

1840 год 23 сентября
После перевода в Петербург, на фарватере Малой Невки между Петровским и Крестовским островами, осуществила погружение на 3 часа;

1841 год
Переведена в Кронштадт для дальнейшее проведения испытаний;

1841 год 25 сентября
Прошла за 35 минут 183 сажени (390 м.), при этом один гребок был сломан;

1841 год 9 октября
Распоряжением военного министра опыты с ПЛ были прекращены. ПЛ была передана К.А. Шильдеру для "партикулярных занятий";

1842 год - 1847 год
Продолжение опытов с ПЛ на личные средства К.А. Шильдера;

1848? год - 1849? год
В конце 40-х годов разобрана и продана в виде металлолома;

2023 год
В Музее Военно-морской Славы в парке "Острова Фортов" в г.Кронштадт установлен полноразмерный макет подводной лодки К.А. Шильдера.




командиры:


1. Шильдер К.А. (1834-1938, 1842-1847)
2. Жмелев Р.Н. (07.1838-12.06.1840)
3. Маслов А.Е. (01.06.1840-04.07.1840) ВРИД
4. Адамопуло Л.П. (06.1840-20.11.1841), принял дела 04.07.1840



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923 гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е "История подводных лодок 1624-1904 гг." АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Константинов П. "Первая ракетная подводная лодка", Техника и вооружение, №4, 2004г.
6. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
7. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2005г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023