ПЛ №1
тип 13 ("Holland-XXVIIB")
фотография:
историческая справка:
1912 год апрель
Заложена в Санкт-Петербурге на Невском судомеханическом Заводе;
1914 год 3 августа
Спущена на воду;
1914 год 15 августа
Зачислена в списки флота. Вошла в состав Дивизиона подводных лодок особого назначения;
1914 год август - сентябрь
Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже;
1914 год 23 - 29 сентября
Вступила в строй. Первоначально предусматривалась перевозка всех лодок проекта в Либаву. Позже, ввиду того что Либава считалась совершенно незащищенной, для базирования лодок была выбрана бухта
Кильконд (на острове Эзель), где находился авиационный отряд. Эта связанная телефоном с Ревелем бухта имела пристань, мастерские и помещения для команд лодок. В ней предполагалось
оставить лодки на зимовку. Это позволило бы использовать их ранней весной, когда устье Финского залива еще сковано льдом;
1914 год ноябрь
В начале ноября вместе с другими лодками проекта железнодорожным транспортом перевезена в Ревель. Командующий флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что, ввиду малой мореходности, базирование
их на Кильконд нецелесообразно, поскольку для выхода на маршруты противника им придется проходить значительное расстояние открытым морем. В результате временной базой для лодок был назначен Балтийский порт (Рогервик),
куда они и были отправлены в конце ноября, для того чтобы весной, в соответствии с обстановкой, перенести их базирование дальше на запад;
1914 год декабрь - 1915 год март
Во время зимовки в Балийском порту из кампании не выводились;
1915 год 17 марта
Вошла в состав дивизиона подводных лодок особого назначения дивизии подводных лодок Балтийского моря. По планам командования к началу кампании 1915 года, на случай попытки противника прорваться в восточную часть Финского залива,
Особый дивизион развертывался в Суропском проходе за сетевой преградой;
1915 год май
По планам командования дивизии Особый дивизион должен был базироваться на Моонзунд, и вести наблюдение через Соэлозунд за близлежащими бухтами внешней стороны островов Даго и Эзель. В конце месяца
Особый дивизион был передан в распоряжение начальника Минной дивизии Балтийского моря;
1915 год июнь
В июне было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и "№ 2" на Белое
море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в
Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич, командир лодки "№ 2" и командир
особого дивизиона. Осуществила ремонт дизеля на заводе Нобеля;
1915 год 9 июля
Поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу;
1915 год 4 августа
Прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. Базировалась ПЛ на село
Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте";
1915 год сентябрь - октябрь
В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки "№ 1"
, "№ 2" и плавбаза "С. Витте" под конвоем вспомогательного крейсера "Василий Великий" в штормовую погоду
начали переход в Кольский залив. После выхода в Белое море подводная лодка "№ 1" была взята на буксир
вспомогательным крейсером "Василий Великий". Экипаж лодки перешел на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 г. после выхода из горла
Белого моря и поворота к Мурманску из-за штормовой погоды лодку "№ 1" вернули в Архангельск;
1916 год июнь
На ледокольном пароходе "Айсланд" (впоследствии "Семен Челюскин") перевезена в Александровск (Полярное);
1916 год 29 июня
Перчислена в отряд обороны Кольского залива. Лодка стояла или у причала, или у борта плавмастерской "Ксения" и сохранялась для обеспечения подготовки подводников;
1916 год 8 октября
Перечислена в в Дивизион особого назначения в составе флотилии Северного Ледовитого океана;
1917 год 16 февраля
Зачислена в отряд судов охраны Кольского залива. Место стоянки - Александровск-на-Мурмане. Плавбаза - ПМ "Ксения";
1917 год 26 апреля
Во время шторма затонула в базе, получив серьезные повреждения об ограждения рулей стоявшей рядом лодки "Дельфин". Лодку успели перетянуть ближе к берегу;
1917 год 28 июля
Поднята. После осмотра признана негодной к дальнейшей эксплуатации;
1917 год 17 августа
ПЛ предписали сдать в порт;
1917 год 23 августа
Исключена из состава флотилии СЛО. Сдана Мурманскому военному порту на хранение;
1917 год 25 августа
Исключена из списков флота;
1920 год 6 октября
Перевезена по железной дороге в Архангельск и впоследствии сдана Комгосфондов для демонтажа и реализации.
командиры:
1. Нордштейн Н.К. (29.08.1914-02.05.1915)
2. Станюкович К.К. (02.05.1915-23.05.1915)
3. Шмидт 3-й В.И. (23.05.1915-02.09.1916)
4. Ризнич И.И. (02.09.1916-01.03.1917)
5. Ломан (Славянский) М.В. (03.11.1916-01.12.1916 ВРИД, 01.03.1917-17.08.1917)
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923 гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918 гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Петербург, 2000г.
7. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
9. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
10. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018