ПЛ №2
тип 13 ("Holland-XXVIIB")
фотография:
Подводная лодка №2 в Архангельске. 1915г.
Рядом с подводной лодкой старший лейтенант Ризнич И.И.
Фотография из книги
Пожарского А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг."
историческая справка:
1912 год апрель
Заложена в Санкт-Петербурге на Невском судомеханическом Заводе;
1914 год 15 августа
Зачислена в списки флота Вошла в состав Дивизиона подводных лодок особого назначения;
1914 год 21 августа
Спущена на воду;
1914 год август - сентябрь
Сдаточные испытания проводились на Ладожском озере, куда лодка была доставлена на барже;
1914 год 23 - 29 сентября
Вступила в строй. Первоначально предусматривалась перевозка всех лодок проекта в Либаву. Позже, ввиду того что Либава считалась совершенно незащищенной, для базирования лодок была выбрана бухта
Кильконд (на острове Эзель), где находился авиационный отряд. Эта связанная телефоном с Ревелем бухта имела пристань, мастерские и помещения для команд лодок. В ней предполагалось
оставить лодки на зимовку. Это позволило бы использовать их ранней весной, когда устье Финского залива еще сковано льдом;
1914 год ноябрь
В начале ноября вместе с другими лодками проекта железнодорожным транспортом перевезена в Ревель. Командующий флотом, осмотрев лодки, пришел к заключению, что, ввиду малой мореходности, базирование
их на Кильконд нецелесообразно, поскольку для выхода на маршруты противника им придется проходить значительное расстояние открытым морем. В результате временной базой для лодок был назначен Балтийский порт (Рогервик),
куда они и были отправлены в конце ноября, для того чтобы весной, в соответствии с обстановкой, перенести их базирование дальше на запад;
1914 год декабрь - 1915 год март
Во время зимовки в Балийском порту из кампании не выводились;
1915 год 17 марта
Вошла в состав дивизиона подводных лодок особого назначения дивизии подводных лодок Балтийского моря. По планам командования к началу кампании 1915 года, на случай попытки противника прорваться в восточную часть Финского залива,
Особый дивизион развертывался в Суропском проходе за сетевой преградой;
1915 год май
По планам командования дивизии Особый дивизион должен был базироваться на Моонзунд, и вести наблюдение через Соэлозунд за близлежащими бухтами внешней стороны островов Даго и Эзель. В конце месяца
Особый дивизион был передан в распоряжение начальника Минной дивизии Балтийского моря;
1915 год июнь
В июне было принято решение о перебазировании подводных лодок "№ 1" и "№ 2" на Белое
море для защиты Архангельска. После непродолжительного ремонта во второй половине июня своим ходом перешли из Балтийского порта в
Петроград, затратив на переход 25 часов. Возглавлял этот переход И.И. Ризнич, командир лодки "№ 2" и командир
дивизиона особого назначения. Осуществила ремонт дизеля на заводе Нобеля;
1915 год 9 июля
Поднятая на железнодорожную платформу, прибыла в Вологду, где была перегружена на баржу;
1915 год 4 августа
Прибыла в Архангельск и была включена в состав Охраны водного района Архангельского военного порта. Базировалась лодка на село
Взглавье в устье Северной Двины. В качестве базы использовался пароход "Феодосий Черниговский", а затем "С. Витте";
1915 год сентябрь - октябрь
В сентябре-октябре 1915 г. было принято решение о перебазировании подлодок в Кольский залив. 11 октября подводные лодки "№ 1"
, "№ 2" и плавбаза "С. Витте" под конвоем вспомогательного крейсера "Василий Великий" в штормовую погоду
начали переход в Кольский залив. Экипажи лодок перешли на корабль-буксировщик. 15 октября 1915 г. после выхода из горла Белого моря
и поворота к Мурманску разыгравшимся штормом в районе маяка Сосновец подводная лодка "№ 2" была сорвана с буксира парохода "Сергей Витте" и потеряна;
1916 год весна
Была обнаружена в лагуне Святоносской бухты, куда она была выброшена волнами;
1916 год май
В начале месяца к месту нахождения лодки прибыла команда, возглавляемая лейтенантом Шмидтом В.И. Лодка лежала на левом борту с
креном 30 градусов, вертикальный и горизонтальные рули были сорваны, тяги их погнуты, с левого борта отогнуты листы прочного
корпуса длиной около 2-х метров, по правому борту много вмятин. Внутри лодки до крыши входного люка оказалась замерзшая сверху
вода. В бухте оказалось много битого льда, затрудняющего доступ к лодке;
1916 год
Попытки поднять подводную лодку оказались безуспешными. В итоге морской министр наложил резолюцию - "лодку надо исключить из списков - не стоит тратить деньги";
1916 год 25 мая
Ввиду невозможности восстановления исключена из списков судов Морведа. Часть механизмов была снята, остальное брошено.
командир:
1. Ризнич И.И. (29.08.1914-15.10.1915)
список источников:
1. "Русские подводные лодки 1834-1923 гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918 гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
8. Пожарский А.М. "Подводно плавание в России 1834-1918 гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.
9. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018